Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 9. Средневековое государство во Франции






В развитии французского королевства выделяются следующие периоды: период феодальной раздробленности (IX—XIII вв.), пе­риод сословно-представительной монархии (Х1У-ХУ вв.), период абсолютной монархии (ХУ-ХУШ вв.)

Общественный строй. В период феодальной раздробленности завершился захват сеньорами крестьянских земель. Крестьяне ста­новятся зависимыми от феодалов. Виланы, так называлась боль­шая группа крестьян, которые не были связаны личной зависимо­стью от сеньора и могли продавать свою землю. Хозяйство имело преимущественно натуральный характер.

Государственный строй. Государство было поделено на множе­ство феодальных владений, которые лишь формально считались единым королевством. Власть короля была очень слабой. Верхов­ным собственником земли номинально считался король, но боль­шая часть этой земли находилась у феодалов, которые считались вассалами короля, а он их сеньором. Король — глава государства. Он выбирается вассалами и высшими иерархами церкви.

Великий совет — съезд крупных феодалов, под председатель­ством короля решал важнейшие вопросы управления.

Суд. Подсудность зависела от правового положения липа. Каж­дый свободный должен был судиться «судом равных». Несвобод­ное население, в частности, сервы судились их сеньорами. Грани­цы между правом и произволом стирались.

Судебные органы не сложились в систему. Судебная власть не отделена от административной. Большую роль играли церковные суды, которые рассматривали дела лиц, посягнувших на догматы церкви (ереси, колдовство, магия и т.п.)

В XIII веке возникает тенденция к усилению королевской власти. Престол стал переходить по праву наследования. Населе­ние городов выступило за городское самоуправление — комму­ну. В середине XIII века король Людовик IX провел судебную реформу. На основе королевского совета была создана особая судебная палата — Парижский парламент, состоявший в основ­ном из профессиональных юристов. Во все области были на­правлены королевские судьи, которые решали споры между фе­одалами. На основе королевского совета была учреждена Счет­ная палата, в которую поступала судебная пошлина.

Период сословно-представительной монархии (Х1У-ХУ вв.) Он характеризуется развитием товарно-денежных отношений. Здесь не­обходимо выделить важную фигуру лично свободного крестьяни­на — держателя наследственного надела (цензивы), которая стано­вится основной формой крестьянского землевладения. Часть нату­ральных повинностей и платежей заменяется денежным оброком.

В этот период все население страны делилось на: духовенство, дворянство, а все остальное — «третье сословие».

Государственное устройство. Завершается период феодальной раздробленности, возникает относительно сильная королевская власть и одновременно имеется представительство от сословий — Генеральные штаты, которые обсуждали важнейшие вопросы внут­ренней и внешней политики. Впервые были введены общегосу­дарственные налоги. Каждое сословие было представлено отдель­ной палатой, имевшей при голосовании один голос. Начиная с XV века Генеральные штаты перестают созываться, поскольку выпол­нили свою функцию укрепления королевской власти и централи­зации государства.

К органам государственного управления следует отнести Государственный совет и Счетную палату. Большие полномочия имел канцлер, осуществлявший текущее управление. В некоторых провинциях (Нормандия, Прованс) действовали провинциальные штаты. С XV века они также перестают созываться. В городах выбирается орган городского самоуправления — городской совет во главе с пожизненно избранным мэром.

Суд. Постепенно расширяется юрисдикция королевских судов, которым было предоставлено право пересматривать любые решения сеньориального суда. Наметилась тенденция к обособле­нию судов от администрации и формированию судебной системы.

При Людовике IX на базе Королевской курии создается выс­ший суд королевства — Парламент, который становится высшим апелляционным судом. К компетенции парламента относились наиболее важные уголовные и гражданские дела, пересмотр при­говоров и решений нижестоящих судов. Кроме того, парламент регистрировал королевские ордонансы и только после этого они считались подлежащими исполнению.

На местах основную массу уголовных и гражданских дел рассматривали в качестве королевских судей так называемые ба­льи, сенешали (на юге страны) и прево. Суд еще не отделен от администрации.

Церковный суд сосредоточился на делах особой предметной подсудности (ереси, колдовства, ростовщичества и т.д.). Высшей инстанцией по данным делам был суд римской курии.

В XIV веке во Франции создается прокуратура — специаль­ный орган уголовного преследования.

Период абсолютной монархии (ХУТ-ХУШ вв.) Обществен­ный строй. Окончательно сформировалась единая нация. Кроме феодалов появился новый крупный класс собственников — бур­жуазия (богатые купцы, ростовщики, банкиры). Характерной осо­бенностью нового класса явилось то, что многие их них покупа­ли должности в судах и административных органах. Согласно эдикта 1604 г. купленная должность могла переходить по на­следству. Значительная часть крестьянских повинностей была заменена денежными платежами. Крестьянство вошло в состав «третьего сословия».

Государственный строй. К началу XVI века во Франции офор­милась абсолютная монархия. В руках наследного главы государ­ства — короля сосредоточилась вся полнота законодательной, ис­полнительной, военной и судебной власти. Резко усилилась цент­рализация административного аппарата, суда. Генеральные штаты прекратили свою деятельность, права Парижского парламента были ограничены. По эдикту 1641 г. парламент обязан беспрекословно регистрировать все нормативные акты короля.

Наряду с сохранением старого государственного аппарата со­здавалась новая система государственных органов, в которую вхо­дили, как правило, люди незнатные, но обладающие специальны­ми знаниями и преданные королю. В их компетенции находились самые важные управленческие функции. Эти должности не про­давались и не передавались по наследству. Эта система управле­ния стала доминировать над старой, где должности фактически находились под контролем отдельных аристократических семей. Государственный совет превратился в совещательный орган при короле. Центральным органом в государстве являлся так называе­мый Малый королевский совет, состоящий из Генерального конт­ролера финансов и четырех государственных секретарей (по воен­ным, иностранным, морским делам и делам двора.) С ними король решал все важнейшие вопросы.

На местах управляли уполномоченные королевского правитель­ства — интенданты (интенданты юстиции, полиции и финансов), которые руководили администрацией и судом.

Суд. В этот период одновременно действовали несколько су­дебных систем: королевские, сеньориальные, городские, церков­ные. Часто возникала волокита и споры о подсудности. Королев­ские суды состояли из трех инстанций: судов превотальных, бальяжных и судов парламентов. Кроме этого, каждое ведомство имело свои суды (военные, морские, таможенные). Верховный судья — король, который нередко выдавал бланки приказов на бессрочное тюремное заточение. Во времена Ришелье их было выдано и ис­пользовано более 50 тысяч.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.