Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дворцово-вотчинная система управления при Меровингах.




Франкское государство - ранняя монархия. Во главе государства стоял король. Первоначально он обладал широкими правами - назначал должностных лиц королевства и поручал им отдельные отрасли государственного управления. Решения короля имели силу закона, он обладал высшей судебной властью. При короле из его приближенных возник совет короля. Пережитком древних народных собраний были так называемые мартовские поля. Эти собрания франков постепенно превратились в военные смотры, на которых объявлялись решения короля. По мере развития процессов феодализации власть короля ослабла и возросло значение съездов феодалов, на которых решались важнейшие для королевства вопросы. Считая власть в государстве и территорию королевства своей собственностью, франкские короли щедро раздавали земли и власть над крестьянами своим приближенным. После смерти короля территория государства могла быть разделена между его сыновьями. Соответственно и знать, занимавшая государственные должности, считала их своим пожизненным правом и при возможности стремилась передавать по наследству вместе с родовым имуществом. У франков складывается дворцово-вотчинная система управления, представлявшая собой наиболее раннюю и простую форму организации аппарата управления. Несение государственной службы не было строго отграничено от оказания услуг лично королю - его слуги были одновременно и важнейшими должностными лицами в государстве. Не было у франков и точного разграничения компетенции между должностными лицами - военные, судебные, фискальные обязанности выполнялись одними и теми же лицами королевской администрации. Связь центральных органов с территориями не была достаточно прочной. Вознаграждение за службу осуществлялось посредством предоставления земель и феодальных прав (в том числе и права собирать в свою пользу налоги с населения). Наиболее важным лицом в аппарате управления был майордом. Первоначально он управлял дворцовым хозяйством и выполнял отдельные поручения государственного характера. После того как знать захватывает право выдвигать на эту должность своих наиболее видных представителей, его полномочия значительно расширяются, он все чаще заменяет короля в суде, командовании армией, управлении королевскими землями, ему подчиняется местная администрация. Реальная власть все более сосредоточивалась в руках майордомов. Наконец в VIII в. один из них, Карл Мартелл, отстранил короля от власти, а его сын Пипин Короткий, став королем, ликвидировал должность майордома. Среди других должностных лиц центрального аппарата управления нужно отметить следующие: дворцовый граф - как бы юридический советник при короле, осуществлявший некоторые судебные полномочия (его роль возрастает после упразднения должности майордома); референдарий - заведующий королевской канцелярией. Дворцовый граф и референдарий выполняли некоторые военные и фискальные полномочия. По мере возрастания роли религии во Франкском государстве приобретает важное значение должность архипеллана, ведавшего королевской молельней. К его помощнику - канцлеру переходят со временем полномочия референдария по заведованию королевской канцелярией. Нужно также упомянуть о должности маршала. Первоначально маршал ведал королевской конюшней, а позже возглавлял королевскую конницу. Управление на местах (в округах) осуществлялось графами. Им принадлежали судебные, административные и военные полномочия. Уже в VI в. местная знать добивается от короля признания за нею исключительного права на занятие должности графа. В подчинении у графов были виконты, сотники и др. Важными лицами королевской администрации на местах были герцоги; на них возлагалась обязанность поддержания мира. Полномочия герцога распространялись на несколько графств и касались в основном военных дел. Для выполнения отдельных королевских поручений и для контроля за деятельностью местной администрации в графствах посылались королевские посланцы. Центральный аппарат не имел реальной возможности определять и контролировать деятельность местной администрации. Так называемыми иммунитетными грамотами местная светская и церковная знать освобождалась от посещения их владений королевскими чиновниками. Постепенно герцоги и графы перестали контролироваться центральной администрацией. Полномочия государственной власти стали отправляться знатью от своего имени. Суд на местах сначала осуществлялся судьями, избираемыми из именитых и обычно богатых людей округа. Позже такой суд, сохранявший пережитки первобытнообщинного строя, исчезает. Судебные полномочия на местах переходят к графам и судьям (скабинам), назначаемым из среды крупных землевладельцев, а также к другим чиновникам короля. Появляются церковные суды. Высшей судебной инстанцией был суд короля.


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.