Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дворцовая система управления в Древнем Вавилоне.




Древневавилонское государство возникло в южной части долины между реками Тигр и Евфрат. В начале третьего тысячелетия до новой эры в результате социальной дифференциации возникли первые государства в форме “городов-государств”, которые объединяли несколько общин. Число таких государств достигало 40, с населением по 40-50 тыс. в каждом. Многочисленные мелкие государства вели между собой бесконечные войны за верховенство.
В конце III тыс. до н.э. начинается возвышение нового центра - аккадского города Вавилона. В начале II тыс. до н.э. Вавилон становится столицей нового государства, образованного вторгшимися в северную часть Двуречья аморейскими племенами. Особо высокого положения он достигает при царе Хаммурапи (1792 -1750 гг. до н.э.). В результате захвата Аккада и Шумера и других территорий возникло могучее древневавилонское государство, просуществовавшее до конца XVI в до н.э.
Особенностью древневавилонского общества являлось, во-первых, превращение государства в лице царей в крупнейшего землевладельца. Царь стремился увеличить свой земельный фонд (что естественно способствовало укреплению его власти) за счет превращения храмовых земель в государственные, захвата и скупки общинных земель.
Во-вторых, несмотря на рост царского и частного землевладения, сохранялся общинный строй, что было обусловлено ирригационной системой земледелия. Особенностью древневавилонского общества являлось превращение государства в лице царей в крупнейшего землевладельца и рабовладельца. Царский земельный фонд складывался как в результате превращения храмовых земель в государственные, так и в результате захвата и покупки общинных земель. Другой особенностью общества являлось, несмотря на рост царского и частного землевладения, сохранение общинного строя, что было обусловлено ирригационной системой земледелия. Государство в лице царя являлось верховным собственником воды, организатором ирригационных систем, и община распоряжалась водой для нужд земледелия под контролем царской администрации. Это давало царю право на часть прибавочного продукта, создаваемого общинниками; право на различные повинности в пользу государства. По форме государственного устройства Древний Вавилон был относительно централизованным государством, а по форме правления - древневосточной деспотией. Власть царя Вавилона, как и во всех странах Древнего Востока, не была абсолютной и ограничивалась со стороны аристократии. Хотя в Законах Хаммурапи отмечалось, что царская власть являлась божественной, (“земля и люди отданы царю в управление верховными богами”). Царь был верховным руководителем религиозного культа, осуществлял верховное руководство ирригационным хозяйством. Управление государством осуществлялось через сложный централизованный чиновничий аппарат, назначаемый царской властью и ответственный перед ней.
Центром административного управления являлся царский дворец и чиновники, ведавшие дворцовым хозяйством, одновременно являвшимися высшими должностными лицами государства. Они руководили ирригационными, финансовыми, военными и другими государственными делами.
Высшим царским чиновником был управитель царского дворца (нубанда). Под его руководством находился огромный штат чиновников (различных надсмотрщиков, контролеров, кладовщиков, счетоводов и т.д.). Все государство было разделено на области, во главе которых были поставлены царские наместники. Кроме того, было назначено два главных наместника - на севере и на юге. Главной функцией наместников было поддержание в порядке ирригационных сооружений и рытье новых каналов. Они также следили за сбором царских доходов и отправкой их царю, осуществляли полицейские функции по поддержанию общественного порядка, следили за ведением хозяйства царскими воинами, собирали военное ополчение.
Сохранились и органы общинного управления. Органом общинного управления являлся общинный совет, однако, его глава (рабианум) назначался царем. К его ведению относилось разрешение земельных споров, сбор налогов, наблюдение за исполнением царских повинностей, а также исполнение судебно-полицейских функций.

 


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.