Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Древний Рим






БРАК СИНЕ МАНУ (без власти мужа) – В семейном праве Древнего Рима бесформальный вид брака, предполагавший значительную свободу женщины, включая право развода.

ДЕКРЕТЫ (от лат. decretum – постановление, решение) – В Древнем Риме акты императорской власти, представлявшие собой решения по конкретным судебным делам.

ДИКТАТОР (лат. dictator) – В Древнем Риме экстраординарный магистрат. Назначался в чрезвычайных ситуациях по рекомендации сената. Срок полномочий диктатора не мог превышать шести месяцев. Он обладал неограниченной властью, приказы диктатора не обжаловались. Диктатору подчинялись все магистраты, а сам он не нес ответственности за свои действия.

ДОМИНАТ – От доминус (господин). Государственный строй имперского Рима, существовавший с 284 г. н.э. по 476 г. н.э. При доминате происходит установление режима неограниченной монархии с деспотическими чертами. Традиционные республиканские учреждения окончательно исчезают. Вся полнота власти принадлежит обожествляемому императору-доминусу. Государственный аппарат характеризуется строгой иерархичностью, разветвленностью и бюрократизацией.

ЗАКОНЫ XII ТАБЛИЦ – Памятник римского цивильного права. Приняты в 451 – 450 гг. до н.э. Подлинник не сохранился. Тексты публикуемые в научной литературе, представляют собой попытки реконструкции, материалом для которой служат сочинения более поздних римских и греческих юристов, ссылавшихся на этот кодекс.

ИМПЕРАТОР (лат. imperator – повелитель, полководец) – Монархический титул, как правило, присваивавшийся главе территориально крупного государства, объединявшего в своем составе много различных народов. Возник в Древнем Риме, где императором в период республики в качестве награды являлся полководец, одержавший ряд крупных побед.

ИМПЕРИУМ – Форма высшей власти магистратов в Древнем Риме, включавшая в себя военные вопросы, право созыва сената, комиций, отправление правосудия, издания высших приказов.

ИНТЕРЦЕССИЯ (лат. intercessio – вмешательство) – В Древнем Риме право отмены решений магистрата его коллегой по магистратуре.

КВИРИТСКОЕ ПРАВО (цивильное) – Форма римского права, господствовавшая в древнейший период его существования (VI в. до н.э. – сер. III в. до н.э.). Квиритское право распространялось исключительно на римских граждан в качестве особой привилегии. Черты квиритского права выражались в национально-полисной замкнутости, традиционности, архаичности, формализме и сохранении религиозной ритуальности.

КОНСИЛИУМ (консисториум) – В императорском Риме периода домината (284 г. н.э. – 476 г. н.э.) государственный совет при императоре (доминусе). Члены консилиума назначались лично доминусом и только он имел в этом совете право решающего голоса.

КОНСТИТУЦИИ – В Древнем Риме акты императорской власти, имевшие одинаковую юридическую силу на всей территории империи и регулировавшие все сферы жизни. Особое значение конституций как инструмента реализации императорами законодательной власти было сформулировано римскими юристами во II в. н.э. К конституциям относились эдикты, рескрипты, декреты и мандаты.

КОНСТИТУЦИЯ (лат. constitution – устройство, установление) – основной закон государства, закрепляющий основы общественного и экономического строя данной страны, форму правления и форму государственного устройства, правовое положение личности, порядок организации и компетенцию органов власти и управления в центре и на местах, организацию и основные принципы правосудия, избирательной системы. Обладает высшей юридической силой по отношению ко всем другим нормативным актам, составляющим правовую си­стему данной страны. Установление соответствия любых нормативных актов Конституции осуществляется органами конституционного надзора.

КОНСУЛЫ (лат. consul) – В Древнем Риме два верховных должностных лица, возглавлявших всю совокупность магистратур (органов центрального отраслевого управления). Обладали большим империумом, дававшим право выносить смертные приговоры.

КУРИАТНЫЕ КОМИЦИИ (лат. curia – суд + comitia – собрание) – Народное собрание в Древнем Риме периода разложения военной демократии. Состояло из всех взрослых свободных мужчин-патрициев, собиравшихся по куриям (курия – 10 родов).

ЛЕГИСАКЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС – Древнейшая римская форма судебного разбирательства, закреплена в Законах XII таблиц. Данный процесс состоял из двух стадий, первая определялась как «ин юре», вторая – «ин юдицио». На первой стадии претор выслушивал требования истца и ответчика, назначал день суда, судью, устанавливал денежный залог и обязывал стороны подчиниться судебному решению. На второй стадии судья выслушивал стороны, свидетелей, рассматривал представленные доказательства и выносил решение.

Легисакционный процесс характеризуется отсутствием апелляции и кассации. Судья был свободен в своих действиях.

МАГИСТРАТЫ (лат. magistratus) – Выборные должностные лица в Древнем Риме. Реализовывали функции отраслевого государственного управления. Подразделялись на ординарные и экстраординарные. Избирались комициями (народными собраниями). Ординарные магистраты функционировали на принципах выборности, срочности, коллегиальности, безвозмездности, ответственности, иерархичности.

МАНДАТЫ (лат. mandatum – полномочие, наказ, поручение) – В Древнем Риме акты императорской власти, выражавшиеся в виде инструкций для наместников в провинциях.

МАНЦИПАЦИЯ (лат. mancipatio) – В квиритском Римском праве (Законы XII таблиц) особые обязательные формальности, требовавшиеся при отчуждении некоторых категорий вещей, куда входили земля, женщины (в т.ч. невесты), рабочий скот, рабы, здания. Манципация предусматривала наложение руки на вещь, произнесение ритуальных слов, присутствие пяти свидетелей и весодержателя с весами и медью.

НАРОДНЫЙ ТРИБУНАТ – В Древнем Риме особая плебейская магистратура, призванная защищать плебеев от произвола патрициев. С течением времени (к II в. до н.э.) эта обязанность практически отпала и народные трибуны стали реализовывать функцию блюстителей законности, защитников каждого гражданина, пострадавшего от произвола. Классическим правом народных трибунов стало право вето (отмена решения любого ординарного магистрата, кроме военных приказов). Обладали властью только в пределах городской черты.

ПОТЕСТАС – Форма подзаконной власти магистратов в Древнем Риме, включавшая в себя право отдачи текущих распоряжений.

ПРАВО НАРОДОВ (лат. Jus gentium) – Особая часть римского права, включавшая в себя нормы, заимствованные из права и торговых обычаев стран, покоренных Римом. Право народов отличалось более высокой гибкостью, нежели цивильное (квиритское) право. Применялось в тех случаях, когда какая-либо из сторон в судебном споре принадлежала к иностранцам (перегринам). Стало формироваться с середины III в. до н.э.

ПРЕТОРИАНСКАЯ ГВАРДИЯ – В Древнем Риме личная охрана императора, набиравшаяся из граждан, отслуживших 16 лет и оплачивавшихся в 3, 5 раза выше прочих военнослужащих.

ПРЕТОРЫ (лат. praetor – идущий впереди, предводительствующий) – Высшие должностные лица в Древнем Риме, управлявшие полисом в отсутствие консулов, командовавшие армией по поручению сената. Однако главной функцией преторов стала судебная деятельность. Они руководили судом, разрабатывали формулы решения судебных дел, создавали новые нормы права (преторские эдикты), которые со временем оформились в самостоятельный вид римского права – преторское право.

ПРЕФЕКТЫ (от лат. praefectus – начальник) – В императорском Риме высшие чиновники центрального отраслевого управления. Назначались императором. Управляли регионами, вооруженными силами, полицейскими органами, снабжением и т.п.

ПРИНЦИПАТ (лат. principatus; от princeps – первый, глава) – Государственный строй имперского Рима, существовавший с 27 г. до н.э. по 284 г. н.э. Принципат характеризуется сохранением видимости республиканской формы правления и почти всех учреждений республики, таких как народные собрания, сенат, выборные магистраты. Но все эти институты выступают лишь прикрытием концентрации реальной власти в руках одного лица, которым является император-принцепс (первый в списке сенаторов). Постепенно рядом с принцепсом формируется самостоятельный государственный аппарат, не относящийся к традиционным республиканским формам.

ПРОКОНСУЛЫ (и пропреторы) – Должностные лица императорского Рима, управлявшие сенатскими провинциями. Формально назначались сенатом по жребию, фактически – императором.

ПРОКУЛЬЯНЦЫ – Одна из школ классического римского права, сформировавшаяся во II в. н.э. Прокульянцы придерживались мнения, что консервативное цивильное право не в состоянии урегулировать всё многообразие общественных отношений. Исходя из этого необходимо расширительное толкование древних республиканских правовых норм.

ПРОКУРАТОРЫ – В Древнем Риме периода империи должностные лица, назначавшиеся главой государства для осуществления военной и гражданской власти в императорских провинциях.

ПРОСКРИПЦИОННЫЕ СПИСКИ (лат. рroscriptio – письменное обнародование) – В Древнем Риме при диктатуре Суллы (перв. пол. I в. до н.э.) официальное перечисление лиц, объявляемых врагами римского народа. Люди, находящиеся в данных списках должны были каждым, кому это удавалось, в обязательном порядке выдаваться властям.

ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО (лат. publicus – общественный) – Сформировавшаяся в классический период развития римского права (сер. III в. до н.э. – конец III в. н.э.) совокупность правовых норм, регулировавших отношения власти и подчинения между государством и гражданами и взаимоотношения граждан, имеющие значения для государства.

РЕКТОРЫ (лат. rector – управитель) – В Древнем Риме периода домината с 285 г. н.э. наместники управлявшие провинциями.

РЕСКРИПТЫ (лат. rescriptum – письменный ответ) – В Древнем Риме акты императорской власти, представлявшие собой юридические советы императора чиновникам или частным лицам.

РЕСПУБЛИКА (лат. res publica – общественное дело) – В конкретно-историческом смысле утверждение римлян, изгнавших в 509 г. до н.э. царя Тарквиния Гордого, о том, что отныне управление Римом будет «общим делом» всех граждан.

REX – В Древнем Риме периода разложения военной демократии (VIII – VI вв. до н.э.) племенной вождь (царь). Находился во главе римского народа, избирался народным собранием на пожизненный срок и утверждался Сенатом.

RЕЕ МАНЦИПИ – В Древнем Риме вещи, находящиеся в гражданском обороте, отчуждение которых требовало строгого соблюдения ритуальных правил манципации.

RЕЕ НЕК МАНЦИПИ – В Древнем Риме большинство категорий вещей, отчуждение которых не связывалось соблюдением правил манципации.

РЕФОРМЫ СЕРВИЯ ТУЛЛИЯ – Завершили процесс образования государства в Древнем Риме. Связаны с именем шестого по счёту царя Сервия Туллия, условно датируются VI в. до н.э. Явились непосредственным результатом противостояния патрициев и плебеев. В ходе реформ территория Рима делилась на 21 территориальный самоуправляющийся округ, трибу. Трибы объединяли и патрициев и плебеев. Население триб обязывалось платить налог. Для установления его размеров проводились регулярные переписи с оценкой имущества. По итогам первой переписи все свободное население Рима делилось на 6 имущественных разрядов. Внутри первого разряда особняком стояла группа наиболее богатых – всадников. Последний, шестой разряд объединял неимущих – пролетариев.Имущественное деление дополнялось войсковым. Разряды вы­ставляли определенное число мужчин, вооружавшихся за свой счет и суммарно объединявшихся в 193 сотни – центуриипод командованием центуриона.Эки­пировка разных разрядов по нисходящей становилась все более легкой и деше­вой. От 18 конных центурий всадников и 80 центурий тяжелой пехоты у перво­го разряда до одной невооруженной центурии у 6 разряда (реальная числен­ность центурий различна: от нескольких сот в пролетарской до нескольких де­сятков в перворазрядной). Центурии стали и политической единицей, создавались центуриатные со­брания, оттеснившие на второй план куриатные, за которыми остались лишь дела, связанные с родовыми культами. Каждая центурия имела один голос, но если учесть, что на долю первого разряда приходилось 98 голосов, то стано­вится ясно, что все дела решались голосами наиболее богатых. Значение реформ Сервия Туллия состояло в том, что знатность уступила место богатству, был сделан важный шаг на пути включения плебеев в состав римского народа, воен­ная демократия заменялась обособленной публичной властью – государством. Создавалось боеспособное ополчение из свободных римских граждан в возрасте от 18 до 60 лет, обязанных являться в поход с соответствующим своему цензу вооружением.

САБИНЬЯНЦЫ – Одна из школ классического римского права, сформировавшаяся во II в. н.э. Сабиньянцы считали, что в процессе регулирования общественных отношений приоритет должен отдаваться консервативному цивильному праву.

СЕНАТ (лат. senex – старец, старый) – Буквально «совет старейшин» (лат.). Орган главной правительственной власти в Древнем Риме. Вершина влияния сената приходится на 300 – 135 гг. до н.э. В это время он становится единственным постоянным конституционным органом власти, выражавшим волю патрициата. Сенат насчитывал первоначально 100, затем 300 сенаторов. В состав сената входили выходцы из самых богатых аристократических семей. Формировался путем персонального назначения по особым спискам.

СЕНАТУС-КОНСУЛЬТЫ – В императорском Риме нормативные правовые акты, составлявшиеся от имени принцепса и получавшие законодательную силу благодаря эдиктам преторов.

СЕРВИТУТ (лат. servitus – подчиненность; обязанность, повинность) – Установленное Законами XII таблиц в Древнем Риме ограничение права собственности, предусматривавшее право несобственника в определенных пределах пользоваться чужой вещью. (Напр. право прохода через чужой участок). В дальнейшем сервитут стал классическим гражданско-правовым институтом.

СОЛДАТСКИХ ИМПЕРАТОРОВ (эпоха) – Период истории Древнего Рима (234 – 284 гг. н.э.), когда императоры возводились на престол по прихоти солдатских группировок и правили максимум по 5 лет.

ТРИБУТНЫЕ КОМИЦИИ (лат. trubuo – делю + comitia – собрание) – Вид народных собраний в Древнем Риме, собиравшихся по трибам (племенам). Трибутные комиции избирали народных трибунов, низших должностных лиц, принимали часть законов.

ФОРМУЛЯРНЫЙ ПРОЦЕСС (лат. formula – форма, правило) – Древнеримская форма судопроизводства, возникшая около 150 г. до н.э. Как и прежде, решение дела передавалось судье, назначаемому претором, сохранялись две стадии, характерные для более раннего легисакционного процесса (см. определ.). Однако судья перестал быть свободен в своих действиях, он был обязан следовать приказу претора, выраженному в виде формулы. Она состояла из трех частей, интенции (требование истца), эксцепции (возражение ответчика) и кондемнации (приказ претора судье). Посредством кондемнаций, в основе которых лежали преторские эдикты, формировалось преторское право, корректировавшее архаику древнего квиритского права.

ЦЕНЗОРЫ (лат. censor) – В Древнем Риме особые магистраты раз в пять лет составлявшие списки сенаторов из отслуживших свой срок должностных лиц.

ЦЕНТУРИАТНЫЕ КОМИЦИИ (лат. centum – сто + comitia – собрание) – В Древнем Риме вид народных собраний, возникших в результате реформ Сервия Тулия (VI в. до н.э.). Центуриатные комиции объединяли членов центурий, выступавших в виде военно-имущественных единиц.

ЧАСТНОЕ ПРАВО – Сформировавшаяся в классический период развития римского права (сер. III в. до н.э. – конец III в. н.э.) совокупность правовых норм, регулировавших отношения между формально равными субъектами, обладающими правовой и хозяйственной автономией.

ЭДИКТЫ (лат. edictum – публич­ное объявление, указ) – В Древнем Риме акты императорской власти, включавшие общие положения, первоначально имевшие силу при жизни конкретного императора, но потом соблюдавшиеся его преемниками.

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РИМСКОГО ПРАВА – Традиционная периодизация истории римского права включает в себя следующие этапы. 1. Древнейший (VI в до н.э. - сер. Ш в. до н.э.). Господствовало квиритское или цивильное право, отражавшее примитивные отношения раннеклассового общества. Уже дословный перевод названия права как «гражданское» демонст­рирует его тесную связь с римским гражданством, применение его трактова­лось как особая привилегия для гражданина. Черты квиритского права: нацио­нально-полисная замкнутость, традиционность и архаичность, формализм и со­хранение элементов религиозной ритуальности. Особо это прослеживалось в неукоснительном соблюдении торжественных судебных обрядов, приоритет­ность формы права над его содержанием и доминирование судебного процесса над материальным правом. 2. Классический (сер. III в. до н.э. - конец III в. н.э.) В ходе его происходит разделение римского права на публичное и частное. Публичное право выступало как совокупность норм, определявших отношения власти и подчинения между государством и гражданами и взаимоотношения граждан, имевшие значение для государства. По мере абсолютизации власти импера­торов, это превращалось в юридическое обоснование их произвола. Частное право отражало взаимоотношения формально равных субъектов, об­ладавших некоторой правовой и хозяйственной автономией. 3. Постклассический (IV-VI вв.) Кризис базировавшегося на рабовладении социально-экономического и политического строя Древнего Рима объективно наложил отпечаток и на римское право этого периода. Изменения в праве: сис­тематизация и приспособление к формирующимся феодальным отношениям. Но основная часть этих процессов шла уже в Византии.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.