Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Древняя Греция






 

АНТИЧНЫЙ МИР (государство и право) – Термин обозначает историю Древней Греции и Древнего Рима, а также эллинистических государств (приблизительно с I -го тыс. до н. э. до V в. н. э.). Экономической основой античного государства и права был рабовладельческий способ производства, получивший в названных странах наибольшее развитие. Утверждается своеобразная форма античной государственности — полис, т. е. город-государство. Это было экономическое, религиозно-культовое, политико-правовое сообщество свободных, полноправных граждан-землевладельцев, эксплуатирующих в частном порядке или совместно (посредством государства) рабов и неполноправных лиц. Первоначально данную ступень развития проходят многие государства Греции, а также ранний Рим. Античному миру были известны и иные формы государства. Четко различались республика и монархия, республики демократическая и аристократическая. В этом отношении показательны Спарта и Рим. Характерна история Рима, превратившегося из небольшого города-государства в мировую державу, сменившую несколько форм правления (время «царей», периоды аристократической республики, монархии). Одним из величайших достижений Античного мира стало римское частное право.

АРЕОПАГ (греч. Areios pagos – холм Ареса)– Древнеафинский высший государственный совет, сменивший собой совет старейшин около VIII в. до н.э. Являлся хранителем традиций, высшим судебным и контролирующим органом. Состоял из действующих и бывших архонтов.

АРХОНТЫ (греч. arhe – начальник, правитель) – В Древних Афинах высшие выборные должностные лица от родовой знати. Были сведены в коллегию из девяти человек. Выполняли управленческие, религиозные и судебные функции. Становление данного института датируется VIII в. до н.э.

БАЗИЛЕВС (греч. – царь) – В Древней Греции гомеровского периода (XI – IX вв. до н.э.) родоплеменной вождь, одновременно военачальник племени, верховный судья и главный жрец.

БУЛЭ (греч. вule – совет) – В Древней Греции (XI – IX вв. до н.э.) постоянно действующий орган военной демократии, совет старейшин, включавший в себя представителей родоплеменной знати.

ВОЕННАЯ ДЕМОКРАТИЯ – Переходная форма от догосударственного строя к государственной организации общества. Характеризовалась отсутствием четко отделенной от народа публичной власти. Главным органом военной демократии выступало периодическое собрание всех мужчин племени, способных носить оружие. Постоянным органом управления был совет наиболее видных представителей родовой знати. Данную систему возглавлял выборный родоплеменной вождь, он же военачальник.

ГЕЛИЭЯ (от греч. helios – солнце) – Один из высших судебных органов в Древних Афинах, создан в результате реформ Солона (594 г. до н.э.). Гелиэя состояла из 5000 тыс. судей (гелиастов) и 1000 запасных, ежегодно избиравшихся архонтами по жребию от всего населения полиса. Осуществляла суд по важным уголовным и гражданским делам, выступала в качестве апелляционной инстанции, выполняла контролирующие функции.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И РЕФОРМЫ ПЕРИКЛА – Государственный деятель Древних Афин Перикл пришел к власти в 460 г. до н.э., пятнадцать лет служил в должности первого стратега – высшего должностного лица в Афинском полисе. В результате реформаторской деятельности Перикла в государственной системе Древних Афин произошло более чёткое разделение властных полномочий. Народное собрание стало ассоциироваться с законодательной властью, совет пятисот и должностные лица осуществляли исполнительную власть, ареопаг и иные суды олицетворяли судебную власть. При Перикле доступ к государственным должностям получили все граждане Афин, включая и малоимущих. По предложению Перикла была установлена оплата должностей. Закон о гражданстве 451 г. до н.э. разделил афинян на полноправных и неполноправных граждан. Полноправным гражданином считался только тот, у кого отец и мать были афиняне. Данная реформа была направлена на создание оптимального по численности гражданского коллектива, способного управлять полисным государством. В результате реформ Перикла Древним Афинам был придан классический вид демократической республики.

ЗАКОНЫ ДРАКОНТА – Свод писаных законов Древних Афин, составленный в 621 г. до н.э. архонтом Драконтом. Включал в себя нормы уголовного и уголовно-процессуального права, отличавшиеся крайней суровостью.

ИСОНОМИЯ (принцип) – В Древних Афинах и ряде других греческих полисов принцип равенства всех граждан-мужчин перед законом.

КРИТО-МИКЕНСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ – Возникшая на рубеже Ш-П тыс. до н.э. цивилизациягре­ков-ахейцев, близкая древневосточным деспотиям. Порядок управления на о. Крит и в г. Микены напоминал восточные государства, здесь господствовала теократия, существовала дворцовая система управления. Этот путь развития продолжения не получил, в т.ч. из-за специфики природы Балкан, где не было экономической обос­нованности деспотических структур. Крито-Микенские монархии рухнули на стыке ХШ-ХП вв. до н. э. под ударом вторгшихся с севера Балканского полуострова племен дорийцев.

ПОЛИС (греч. polis – город) – В Античном мире город-государство, включал в себя особую систему экономики, социальную структуру, государственно-политическое устройство, культуру. Полис рассматривается как особый тип самодостаточного общества во всем многообразии его проявлений.

РЕФОРМЫ КЛИСФЕНА – Проводились в Древних Афинах в 509 г. дон.э. лидером демоса Клисфеном. В ходе реформ осуществлены следующие шаги. 1. Родоплеменное деление заменялось территориальным. Аттика разбива­лась на 30 частей (тритий), из которых 10 составлял город Афины, 10 - прибрежная и 10 - внутренняя горно-земледельческая часть страны. Три триттии, из трех разных частей страны, составляли новую самоуправляющую террито­риальную политическую и военную единицу - филу (всего -10 фил). 2. Совет четырехсот заменялся Советом пятисот. В этот совет, руководивший страной между народными собраниями, выбирались по 50 пред­ставителей от каждой новой филы. Расчленение старых родов по разным триттиям привело к конкуренции эвпатридов разных племен на выборах между со­бой и общему ослаблению их позиций. 3. Сужалась власть архонтов, часть полномочий которых передавалась но­вому органу - коллегии десяти стратегов. 4. Вводилась процедура остракизма. На ежегодном особом народном собра­нии ставился вопрос о возможном наличии в стране лиц, опасных для государ­ства. Если таковые назывались, то на втором созыве собрания каждый участник писал на глиняном черепке («остраконе») имя опасного, по его мнению, чело­века. Осужденный большинством изгонялся из страны на 10 лет. Этими реформами завершалось формирование основных элементов госу­дарственного механизма афинской демократии.

РЕФОРМЫ СОЛОНА – Были произведены в Древних Афинах в 594 г. до н.э. архонтом Солоном. Сыграли решающую роль в становлении Афинского государства. Способствовали отыскиванию компромисса между демосом и аристократией. В процессе реформ производились следующие действия. 1. Отмена долгов и долгового рабства для афинян, введение земельного мак­симума, ограничение ссудного процента, возврат заложенных земель и продан­ных за границу рабов-афинян на родину. 2. Деление афинян по годовому доходу на четыре разряда, дававших соответст­вующее место в войске и органах власти (каждый вооружался сам). Пентакосиомедимы, служили в кавалерии и имели исключительное право зани­мать посты архонтов и заседать в ареопаге. Всадники, служили в кавале­рии и могли занимать все прочие должности. Зевгиты, служили в гоплитах (тяжелая пехота), могли занимать низшие посты. Феты, служили во вспомогательных силах и участвовали только в народном собрании и суде. 3. Создание Совета четырехсот, в него избирались по 100 представителей первых трех разрядов от каждой филы. Совет готовил повестку дня и проекты решений народных собраний. 4. Создание коллегии судей, гелиэи, включавшей лиц из всех разрядов. Значение реформ Солона состояло в нанесении удара по родовой организации общества и привилегиям аристократии, отмене долгового рабства, что вело к сложению классического рабовла­дения. При определении статуса знатность уступала место богатству, рас­ширилась политическая роль широких слоев собственников. В итоге организовывался новый тип управления, «народовластие» (демократия).

РЕФОРМЫ ТЕЗЕЯ – По преданию были осуществлены в Древних Афинах в VIII в. до н.э. легендарным греческим героем Тезеем. Историческая традиция связывает с ними первые шаги на пути к образованию Афинского государства. Реформы подорвали основы родоплеменной системы. Прошли по двум направлениям. 1. Синойкизм, означавший объединение четырех пле­мен Аттики в единый народ, создание единого совета старейшин, культового центра в Афинах. 2. Разделение всех афинян, независимо от племен, по социальному и имущественному критерию на эвпатридов – родовую знать, демиургов – ремесленников и геоморов – земледельцев. При этом метеков, являвшихся свободными выходцами из других общин, в состав афинского народа не включили.

РЕФОРМЫ ЭФИАЛЬТА – Осуществлялись в Древних Афинах в 462 г. до н.э. Явились одним из завершающих этапов окончательного формирования афинской рабовладельческой демократии. Были направлены против привилегий аристократического органа, ареопага. На момент реформирования ареопагу принадлежали важные политические функции. Он надзирал за соблюдением законов, реализовывал высший судебный контроль, наблюдал за работой народного собрания и деятельностью должностных лиц, привлекал виновных к ответственности. В результате реформ эти важные полномочия перешли к народному собранию, совету пятисот и гелиэе. Ареопаг был низведён до положения исключительно судебного органа, да и то лишь по сравнительно узкому кругу уголовных дел.

СОВЕТ ПЯТИСОТ – В Древних Афинах, пришедший в результате реформ Клисфена (509 г. до н.э.) на смену Совету четырехсот, выборный орган, руководивший полисом в перерывах между народными собраниями. В состав Совета пятисот входили по 50 представителей от каждой филы (территориальной единицы).

СОВЕТ ЧЕТЫРЕХСОТ – Возникший в процессе реформ Солона (594 г. до н.э.) в Древних Афинах выборный орган, состоящий из представителей от аристократии и зажиточного населения. Готовил повестку дня и проекты решений народных собраний.

СТРАТЕГИ (греч. strategos; от stratos – войско + ago – веду) – Десять высших должностных лиц Древних Афин, возглавлявших административный аппарат.

ЭККЛЕСИЯ (греч. ekklesia) – Народное собрание, главный орган в государственной системе Афинской рабовладельческой демократии (период расцвета V – IV вв. до н.э.). Формально объединяло всех граждан полиса, реальное число участников не более 3 – 6 тыс. человек. Полномочия народного собрания были очень широки и охватывали все стороны жизни Афин. Здесь: принятие законов; вопросы войны и мира; избрание должностных лиц; утверждение государственного бюджета и т.п.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.