Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие и виды стадий банкротства






 

В статье 1 ФЗ «О несостоятельности (банкрот­стве)» сказано, что порядок и условия проведения процедур банкротства и иные отношения, возникаю­щие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов, устанавлива­ются только данным законом. Следовательно, про­цедура банкротства прежде всего представляет собой ряд мероприятий, установленный и упорядоченный названным выше Законом.

Необходимо отметить, что в арбитражном про­цессе существует ряд определений, имеющих неко­торое сходство с исследуемым понятием. Примером тому является стадия арбитражного процесса по делу о банкротстве, которую следует отличать от процеду­ры банкротства, ссылаясь при этом, например, на п. 1 ст. 150 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», ука­зывающий на возможность заключения мирового соглашения на любой стадии рассмотрения арбитраж­ным судом дела о банкротстве. При этом следует от­метить, что мировое соглашение в данном случае рас­сматривается в качестве процедуры банкротства.

В арбитражном процессе по делу о банкротстве различают следующие основные стадии: принятие за­явления; проведение судебного заседания по провер­ке обоснованности поданного заявления; подготовку дела к рассмотрению; проведение заседания по рас­смотрению дела по существу (является ли банкротом данный признании должника банкротом или о прекра­щении производства по делу либо о введении опре­деленной процедуры банкротства; его исполнение; возможно — обжалование вынесенного судебного акта; завершение производства по делу о банкротстве.

Следует полагать, что определить общее понятие процедур банкротства представляется возможным только при выделении характерных признаков иссле­дуемых мероприятий. В свою очередь общие харак­терные признаки процедур банкротства возможно выделить только путем анализа существующих видов данных процедур.

В отличие от Закона РФ от 19 ноября 1992 г. «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» (да­лее — Закон о банкротстве 1992 г.) действующий ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», перечисляя виды процедур банкротства, не дает их классифика­ции исходя из целей, характера и направленности воздействия. Не содержащий термина «процедура банкротства» Закон о банкротстве 1992 г. проводил следующую классификацию типов применяемых к должнику процедур: реорганизационные; ликвидаци­онные; мировое соглашение (ст. 2).

В соответствии с ч. 2. ст. 2 Закона о банкротстве 1992 г. реорганизационные процедуры включали внешнее управление имуществом должника и сана­цию. Реорганизационные процедуры определялись данным Законом как процедуры, направленные на продолжение деятельности предприятия-должника и назначаемые арбитражным судом по заявлению дол­жника, собственника предприятия-должника или кре­дитора (кредиторов) и осуществляемые на основании передачи функций по управлению предприятием-дол­жником арбитражному управляющему.

Внешним управлением имущества должника счи­талась реорганизационная процедура, направленная на продолжение деятельности предприятия-должника и назначаемая арбитражным судом по заявлению должника, собственника предприятия-должника или кредитора (кредиторов) и осуществляемая на основа­нии передачи функций по управлению предприятием-должником арбитражному управляющему. Сана­цией являлась реорганизационная процедура по оказанию собственнику предприятия-должника, кре­дитором (кредиторами) или иными лицами финан­совой помощи предприятию-должнику.

Ликвидационные процедуры, применяемые к дол­жнику, носили принудительный или добровольный ха­рактер. Так, принудительной ликвидацией предприя­тия-должника считалась процедура ликвидации несос­тоятельного предприятия, осуществляемая по решению арбитражного суда, а добровольной — внесудебная про­цедура ликвидации несостоятельного предприятия, осу­ществляемая по соглашению между его собственником и кредиторами под контролем кредиторов.

Конкурсное производство определялось данным Законом РФ как процедура, направленная на прину­дительную или добровольную ликвидацию несостоя­тельного предприятия, в результате которой осуществляется распределение конкурсной массы между кредиторами.

С учетом вышесказанного стоит отметить, что Закон о банкротстве 1992 г., в отличие от действую­щего, классифицировал исследуемые процедуры в зависимости: от цели воздействия — реорганизация или ликвидация предприятия; от характера воздей­ствия — принудительность или добровольность; от порядка применения — судебные и внесудебные про­цедуры.

В действующем ФЗ «О несостоятельности (банк­ротстве)» классификация процедур банкротства по вышеуказанным признакам отсутствует. При этом необходимо отметить, что некоторые ученые выделяют определенные виды исследуемых процедур.

Например, С.Е. Андреев[16] справедливо подразде­ляет процедуры банкротства, перечисленные в ст. 27 указанного Закона, на ликвидационные и реабилита­ционные. Данный автор считает, что процедуры бан­кротства применяются в первую очередь д ля очистки рынка от нежизнеспособных организаций. Такой под­ход обусловлен исторически сложившейся практикой правотворчества и правоприменения в данной сфере. Причем ликвидационные процедуры обеспечивают достижение этой цели напрямую — путем ликвида­ции таких организаций, а реабилитационные — кос­венно, обеспечивая восстановление их платежеспо­собности и переход из категории нежизнеспособных в число «полноценных» участников гражданского оборота[17].

В ФЗ « О несостоятельности (банкротстве)», как было отмечено выше, к реабилитационным процеду­рам можно отнести финансовое оздоровление, внеш­нее управление и мировое соглашение. Кроме того, указывалось на отдельные элементы реабилитации, присутствующие при возбуждении производства по делу о банкротстве и в процедуре наблюдения. По количеству предоставленных для реабилитации возможностей, в том числе по сравне­нию с количеством ликвидационных процедур, дан­ный Закон имеет явный уклон в сторону должника.

Предложенная классификация основывается на целях воздействия процедур банкротства — ликвида­ции предприятия или его реабилитации, хотя стоит отметить, что подразделение исследуемых процедур по данному признаку было знакомо Закону о банк­ротстве 1992 г., с той лишь разницей, что они назы­вались реорганизационными.

Проводя указанное разделение процедур банкрот­ства, авторы косвенно затрагивают вопрос о целях воздействия, которые поставлены законодателем пе­ред исследуемыми процедурами. Среди указанных мероприятий можно выделить процедуры, направлен­ные на восстановление платежеспособности предпри­ятия-должника или на его ликвидацию, но основной целью проведения любой из процедур банкротства яв­ляется восстановление имущественных прав креди­торов и иных лиц (в частности, государства или орга­нов местного самоуправления — в рамках погашения задолженности по уплате обязательных платежей в бюджет; работников предприятия и т.д.).

По нашему мнению, нельзя согласиться с точкой зрения некоторых авторов, в частности, с вышепри­веденным утверждением С.Е. Андреева о целях и пред­назначении процедур банкротства для проведения каких-либо экономических «очисток» рынка от не­жизнеспособных организаций.

Отметим, что никакой иной цели кроме соблю­дения одного из главных принципов гражданского права — надлежащего исполнения обязательств, зак­репленного ст. 309 Гражданского кодекса РФ, прове­дение процедур банкротства иметь не может.

Некоторые ученые предлагают классифицировать процедуры банкротства по признаку порядка приме­нения, выделяя при этом судебные и внесудебные процедуры. Возбуждению производства по делу о бан­кротстве должника, т.е. судебным процедурам, мо­жет предшествовать осуществление процедур внесу­дебных. Эти процедуры проводят субъекты, указан­ные в ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», без вмешательства суда.

Осуществление внесудебных мероприятий не пре­пятствует принятию судом заявления о банкротстве должника, т.е. любое применение норм конкурсного права без вмешательства суда может в любой момент быть пресечено обращением в суд определенных субъектов. Например, профессор М.В. Телюкииа[18] от­мечает, что досудебные процедуры — один из спосо­бов предупреждения банкротства.

Правовой регламентации досудебных мероприя­тий посвящена гл. II ФЗ «О несостоятельности (бан­кротстве)», которая называется «Предупреждение бан­кротства». Исчерпывающего перечня конкретных мероприятий, направленных на восстановление пла­тежеспособности должника, Закон не содержит.

Исходя из анализа практики можно составить примерный перечень таких мер:

1. Анализ финансового состояния должника, а также его контрагентов с точки зрения вероятности неисполнения обязательств.

2. Прогнозирование экономической ситуации, а также факторов и последствий ее изменения на раз­личных рынках; разработка и внедрение новой мар­кетинговой политики.

3. Реорганизационные мероприятия (например, присоединение либо слияние с платежеспособной компанией; выделение в отдельное юридическое лицо с целью ликвидации убыточного производства).

В таких случаях обязательным является соблюде­ние положений ст. 57 — 60 Гражданского кодекса РФ. Следует отметить, что норма, дающая кредиторам право потребовать прекращения либо досрочного исполнения обязательств должника с возмещением убытков, может привести к банкротству даже плате­жеспособного должника.

Если же речь идет о предупреждении банкрот­ства (т.е. о предбанкротном состоянии должника), применение реорганизации представляется нецелесо­образным.

Конечно, теоретически возможно достижение соглашения с каждым конкретным кредитором о том, что в ходе реорганизации требование к должнику об исполнении обязательства не будет предъявлено. Од­нако в силу императивности п. 2 ст. 60 ГК РФ такое соглашение юридического значения иметь не будет, т.е. не сможет помешать кредитору все-таки потре­бовать от реорганизующегося должника досрочного исполнения обязательств и возмещения убытков (хотя в этом случае некие механизмы защиты должника возможны); не исключена и уступка кредитором права требования к должнику — третьему лицу, которое воспользуется своими правами.

4. Структурная перестройка производства, в рам­ках которой возможна продажа какого-либо имуще­ства должника, закрытие неперспективных произ­водств, перепрофилирование деятельности. Теорети­чески возможна и продажа бизнеса (одного из бизне- сов) должника, которая в этом случае будет прово­диться в соответствии со ст. 132, 549 — 566 Граждан­ского кодекса РФ, а не в порядке, установленном ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Обращает на себя внимание тот факт, что прода­жа бизнеса в конкурсном процессе имеет некоторые льготы как для должника, так и для кредиторов, по сравнению с обычной продажей бизнеса (например, при продаже предприятия в конкурсном процессе в состав имущества предприятия не включаются обя­зательства должника, т.е. предприятие реализуется свободным от долгов).

Усовершенствование системы управления пред­приятием-должником. Это могут быть как смена, так и усовершенствование (повышение квалификации, переподготовка) профессионализма руководителей структурных подразделений, изменения в подходе к подбору кадров и т.д.

5. Структурная перестройка производства, в рам­ках которой возможна продажа какого-либо имуще­ства должника, закрытие неперспективных произ­водств, перепрофилирование деятельности. Теоретически возможна и продажа бизнеса (одного из бизнесов) должника, которая в этом случае будет прово­диться в соответствии со ст. 132, 549 — 566 Граждан­ского кодекса РФ, а не в порядке, установленном ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Обращает на себя внимание тот факт, что прода­жа бизнеса в конкурсном процессе имеет некоторые льготы как для должника, так и для кредиторов, по сравнению с обычной продажей бизнеса (например, при продаже предприятия в конкурсном процессе в состав имущества предприятия не включаются обя­зательства должника, т.е. предприятие реализуется свободным от долгов).

6. Усовершенствование системы управления пред­приятием-должником. Это могут быть как смена, так и усовершенствование (повышение квалификации, переподготовка) профессионализма руководителей структурных подразделений, изменения в подходе к подбору кадров и т.д.

7. Достижение договоренностей с отдельными кредиторами о рассрочке, отсрочке погашения дол­гов, скидок с долгов, прощении долга (следует отме­тить, что скидка с долгов по сути является прощени­ем части долга) и т.д.

8. Исполнение третьими лицами за должника его финансовых (и иных) обязательств.

Не соглашаясь с вышеприведенной классифика­цией, считаем необходимым отметить, что все пере­численные в ст. 27 ФЗ «О несостоятельности (банк­ротстве)» мероприятия, объединенные под названи­ем процедуры банкротства, проводятся на основании судебного акта арбитражного суда, а следовательно, процедуры банкротства не могут быть досудебными.

Также отметим, что М.В. Телюкина в гл. 5 своей работы «Конкурсное право» объединяет процедуры банкротства, перечисленные в ч. 1 ст. 27 ФЗ «О несо­стоятельности (банкротстве)», под названием «судеб­ные мероприятия конкурса», почему-то избегая их законного наименования.

Рассматривая вопрос о классификации исследу­емых процедур, целесообразно обратить внимание на различные основания их применения арбитражным судом.[19]

Так, ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» предусматривает, что все процедуры банкротства, ука­занные в его ст. 27, применяются на основании оп­ределения арбитражного суда; исключение составля­ет лишь конкурсное производство, открываемое ре­шением арбитражного суда (ст. 53).

С учетом изложенного можно выделить харак­терные признаки понятия «процедура банкротства», а именно:

— направленность по отношению к должнику;

— применение предусмотрено и регламентиро­вано ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;

— возможность применения только на основа­нии судебного акта арбитражного суда;

— основная цель воздействия — восстановление имущественных прав кредитора и иных лиц (госу­дарства, работников предприятия и т.д.).[20]

Законом 2002 г. предусмотрено разделение функций государственных органов реализующих законодательство о несостоятельности (банкротстве). В результате преобразований, проведенных в 2004 г. были разделены функции и полномочия органов исполнительной власти в сфере несостоятельности.

Закон 2008 г. в связи с ведением нового субъекта правоотношений в сфере несостоятельности (банкротства) национального объединения саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, изменил разделение функций и полномочий государственных органов и органов саморегулирования. В настоящее время:

· Правительство РФ осуществляет проведение государственной политики в сфере финансового оздоровления и банкротства;

· нормотворческие функции выполняет регулирующий орган Министерство экономического развития РФ (Минэкономразвития России), которое является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления организаций. (Положение о Минэкономразвития РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 5 июня 2008 г. №437). В соответствии с ст.2 Закона 2008г. регулирующим органом является федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления.

Регулирующий орган утверждает: единую программу подготовки арбитражных управляющих, правила проведения и сдачи теоретического экзамена по такой программе и федеральные стандарты;

· функции по представлению интересов государства, как кредитора, возложены на налоговые органы (Федеральная налоговая служба);

· представление интересов государства как собственника возложено на орган по управлению государственным имуществом, которым является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Госимущество);

· законодательно определенные функции органа по контролю (надзору)могут быть возложены или на Министерство юстицииРФ или на Федеральную службу регистрации, кадастра и картографии(ранеефункции регулирующего органа выполняли в 2004 г. Министерство юстиции РФ, а впоследствии Федеральная регистрационная служба (Росрегистрация).

В соответствии с Законом 2008 г. орган по контролю (надзору) это федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ на осуществление функций по контролю (надзору) за деятельностью арбитражных управляющих и саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (далее – СРО).

Орган по контролю (надзору) осуществляет контроль (надзор) за деятельностью СРО в порядке, установленном регулирующим органом. Предметом контроля (надзора) органа по контролю (надзору) является соблюдение СРО требований Закона 2008 г., других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих деятельность СРО;

· национальное объединение саморегулируемых организаций арбитражных управляющих выполняет функции по формированию согласованной позиции арбитражных управляющих по вопросам регулирования осуществляемой ими деятельности. В соответствии с Законом 2008 г. национальное объединение саморегулируемых организаций арбитражных управляющих – некоммерческая организация, которая основана на членстве, создана саморегулируемыми организациями, объединяет в своем составе более чем пятьдесят процентов всех саморегулируемых организаций, сведения о которых включены в единый государственный реестр СРО.

Национальным объединением саморегулируемых организаций арбитражных управляющих разрабатываются федеральные стандарты и единая программа подготовки арбитражных управляющих, в том числе: порядок ведения и содержания реестра требований кредиторов; подготовки, организации и проведения собраний кредиторов и комитетов кредиторов; анализа финансового состояния должника; подготовки отчетов арбитражного управляющего; проведения стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего; проведения проверки саморегулируемой организацией деятельности своих членов – арбитражных управляющих.

Разработанные федеральные стандарты и единая программа подготовки арбитражных управляющих направляются национальным объединением саморегулируемых организаций арбитражных управляющих в регулирующий орган для утверждения.

Важной новеллой Закона 2008 г. является сокращение сроков обращения конкурсных кредиторов и уполномоченного органа с заявлениями о банкротстве должника. Как и ранее, право на обращение в арбитражный суд возникает у уполномоченного органа по обязательным платежам по истечении тридцати дней с даты принятия решения, указанного в абзаце втором п. 2 ст. 7. Однако, в соответствии со ст.6 Закона 2008 г., требования уполномоченных органов об уплате обязательных платежей принимаются во внимание для возбуждения производства по делу о банкротстве, если такие требования подтверждены решениями налогового органа, таможенного органа о взыскании задолженности за счет денежных средств или иного имущества должника, либо вступившим в законную силу решением суда или арбитражного суда (п.3 ст.6).

Право на обращение в арбитражный суд возникает у конкурсного кредитора, уполномоченного органа по денежным обязательствам, с даты вступления в законную силу решения суда, арбитражного суда или третейского суда о взыскании с должника денежных средств (п.2 ст.7).

По Закону 2002 г. право на обращение в арбитражный суд возникало у конкурсного кредитора, уполномоченного органа по денежным обязательствам, по истечении тридцати дней с даты направления (предъявления к исполнению) исполнительного документа в службу судебных приставов и его копии должнику.[21]

В соответствии со ст.7 Закона, правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротомобладают должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы. При этом право на обращение в арбитражный суд возникает по истечении тридцати дней с даты направления (предъявления к исполнению) исполнительного документа в службу судебных приставов и его копии должнику. Фактически должнику дается месячный срок, за который он может погасить возникшие задолженности.

Уполномоченные органы - федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования по денежным обязательствам соответственно субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

К предпосылкам права конкурсного кредитора и уполномоченного органа на подачу заявления о признании должника банкротом относятся:

· наличие прав требования по денежным обязательствам, которые в совокупности составляют не менее 100 тысяч рублей к должнику - юридическому лицу и не менее 10 тыс. рублей к должнику-гражданину;

· право требования по денежным обязательствам должно быть подтверждено вступившим в законную силу судебным актом;

· неисполнение должником денежного требования в течение 30 дней с момента предъявления к исполнению исполнительного документа в службу судебных приставов.[22]

Для возникновения у конкурсного кредитора или уполномоченного органа права на подачу заявления о признании должника банкротом необходимо наличие всех трех специальных предпосылок в совокупности. Законом могут быть установлены в отношении отдельных видов должников иные предпосылки права на подачу заявления о признании их банкротами. Так, заявление о признании кредитной организации банкротом принимается только после отзыва Банком России у нее лицензии.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.