Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Личностно-деятельностный подход с позиции обучающегося






Личностно-деятельностный подход к научению с позиций обучающегося (при особом учете организации субъектно-субъектного учебного взаимодействия самим педагогом) прежде всего предполагает свободу выбора обучающимся пути, учебника, методов, а в отдельных случаях даже партнера обучения — педагога. Такой подход психологически предполагает, во-первых, обеспечение безопасности (security) личностного проявления обучающегося во всех учебных ситуациях, создание условий его личностной самоактуализации и личностного роста. Во-вторых, этот подход формирует активность самого ученика, его готовность к учебной деятельности, к

_________________

31 Китайгородская Г.А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам. М., 1982. С.89

решению проблемных задач за счет равно-партнерских, доверительных субъектно-субъектных отношений с педагогом. В-третьих, личностно-деятельностный подход к научению с позиции ученика предполагает единство внешних и внутренних мотивов: внешним является мотив достижения, а внутренним - познавательный мотив. В-четвертых, этот подход означает принятие учебной задачи и удовлетворение от ее решения в сотрудничестве с другими обучающимися. Это является основой развития не только чувства компетентности и аффилиации (принадлежности группе, семье, общности) как компонентов собственного достоинства (self esteem), но в значительной мере и чувства уверенности в себе как предпосылки самоактуализации. Личностно-деятельностный подход к научению с позиции обучающегося означает также наличие актуальной ситуации интернализации новых форм, правил, способов и средств социально-профессионально-коммуникативной деятельности, т.е. развитие не только профессиональной компетентности ученика, но и его личности в целом. Это, в частности, означает, что на основе перехода внешнего во внутреннее у ученика, студента целенаправленно и эффективно формируется саморегуляция, самооценивание и т.д.

Все рассмотренное с очевидностью показывает, что проблема личностно-деятельностного подхода к научению (с позиции обучающегося) в дополнение к личностно-деятельностному подходу к обучению (с позиции педагога) ставит перед частными методиками преподавания целый ряд проблем: проблему изменения распространенной позиции преподавателя-информатора, источника знаний, контролера на позицию фасилитатора; проблему создания учебной ситуации раскрепощения человека, снятия социальных барьеров, затрудняющих педагогическое общение, и т.д.

В целом личностно-деятельностный подход в обучении означает, что прежде всего в этом процессе ставится и решается основная задача образования - создание условий развития гармоничной, нравственно совершенной, социально активной через активизацию внутренних резервов, профессионально компетентной и саморазвивающейся личности. «Личностный» компонент этого подхода означает, что все обучение строится с учетом прошлого опыта обучающегося, его личностных особенностей в субъектно-субъектном взаимодействии. Обучение «преломляется» через личность обучающегося, через его мотивы, ценностные ориентации, цели, интересы, перспективы и т.д.; оно принимает их и соразмеряется с ними.

Личность находится в центре обучения, образования. Соответственно все образование, центрируясь на обучающемся, на его личности, становится антропоцентрическим по цели, по содержанию и формам организации.

Современное образование, рассматриваемое как социальный институт, система, процесс, результат, представляет собой единство обучения и воспитания, которые реализуют основные принципы смены его парадигмы с информационной, сообщающей на развивающую самостоятельную познавательную активность ученика. Направления обучения в образовательном процессе отражают поиск психолого-педагогической наукой того, как оптимизировать этот процесс, что и призван обеспечить личностно - деятельностный подход.

 

Заключение

Таким образом, целью современного образования в России является развитие активной, сознательной, ответственной, конструктивной личности, способной быть субъектом мировых и общественных преобразований. Однако традиционно педагогическая система страны старается социализировать ребёнка, включить его в систему социальных отношений. Таким образом, возникает проблема цели образования. С одной стороны школа должна формировать личность соответственную социальным шаблонам, нормам, ритуалам, а с другой – призвана развить в молодом человеке субъектность, активность, творческие способности. Понятно, что и крайний конформизм и крайний индивидуализм не актуален для современного общества.

Концепция модернизации российского образования, исходя из стратегического направления развития мировой педагогики и человеческого сообщества, определяет современную цель образования как формирование умения решать жизненные проблемы, делать и осознавать свой нравственный выбор, строить свою жизнь на подлинно человеческой основе. Школа в широком смысле этого слова понимается как важнейший фактор гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны.

Проблема личностно-деятельностного подхода к научению (с позиции обучающегося) в дополнение к личностно-деятельностному подходу к обучению (с позиции педагога) ставит перед организаторами учебно-воспитательного процесса целый ряд проблем: проблему изменения распространенной позиции преподавателя-информатора, источника знаний, контролера на позицию фасилитатора; проблему создания учебной ситуации раскрепощения человека, снятия социальных барьеров, затрудняющих педагогическое общение, и т. д.

В целом личностно-деятельностный подход в обучении означает, что прежде всего в этом процессе ставится и решается основная воспитательная задача образования - создание условий развития гармоничной, нравственно совершенной, социально активной через активизацию внутренних резервов, профессионально компетентной и саморазвивающейся личности. «Личностный» компонент этого подхода означает, что все обучение строится с учетом прошлого опыта обучающегося, его личностных особенностей в субъектно-субъектном взаимодействии. Обучение «преломляется» через личность обучающегося, через его мотивы, ценностные ориентации, цели, интересы, перспективы и т. д.; оно принимает их и соразмеряется с ними. Оно является воспитывающим, ибо личность находится в центре обучения, образования. Соответственно все образование, центрируясь на обучающемся, на его личности, становится антропоцентрическим по цели, по содержанию и формам организации, реализуя основную цель - воспитание человека.

 

Список литературы

1. Анцыферова Л.И. Принцип связи сознания и деятельности и методология психологии//Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1969.

2. Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990.

3. Бабанский, Ю. К. Избранные педагогические труды. - М.: Педагогика, 2009.- С. 336.- 456 с.

4. Бордовская., Н.В. Педагогика. Учебник для вузов.- СПб: Питер, 2008. - 304 с.

5. Вербицкий, А. А. Активное обучение в высшей школе: Контекстный подход. - М.: Наука, 2003.- 488 с.

6. Выготский Л.С. Вопросы теории и истории психологии//Собр. соч.: В 6 т.М., 1982. Т. 1.

7. Зимняя И.А. Личностно-деятельностный подход в обучении русскому как иностранному // Русский язык за рубежом. 1985. № 5.С.15

8. Китайгородская Г.А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам. М., 1982.

9. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А.М. Кондакова, А. А. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2008. - 39 с.

10. Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых. М., 1985.

11. Леднев, В. С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы / В. С. Леднев. – М.: Высшая школа, 1991.-359 с.

12. Лекторский В.А. Субъект. Объект. Познание. М., 1980.

13. Леонтьев А.Н. Избр. психол. произведения: В 2 т. М., 1983; Т. 1.

14. Леонтьев А.Н. Избр. психол. произведения: В 2 т. М., 1983., Т. 2.

15. Лернер, И.Я. Развивающее обучение с дидактических позиций // Педагогика.- 1996.- №2.- С. 47.

 

16. Маркова А.К. Формирование интереса к учению у школьников / под ред. А.К. Марковой. М., 1986.

17. Махмутов, М. И. Современный урок. – М.: Педагогика, 1985.

18. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М: Педагогическое общество России, 2008. - 640 с.

19. Платонов К.К. Личностный подход как принцип психологии // Методологические и теоретические проблемы психологии/Под ред. Е.В. Шороховой. М., 1969.

20. Подласый, И.П. Педагогика: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. — Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. - М.: ВЛАДОС, 2009. - 576 с.

21. Ремезова, И. И. Проблема человека в философии образования // Философия образования для XXI века. - М.: Педагогика, 2002. -160 с.

22. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М., 1989.

23. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973

24. Рыжаков, М.В. Российская система образования: состояние и перспективы Ч. 2. Приоритеты развития и пути совершенствования российского образования // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2007. - № 1. - С. 3-20.

25. Ситаров, В.А. Дидактика.- М.: Академия, 2008.- 416 с.

26. Хуторской, А. В. Современная дидактика: Учебник для вузов. - СПб: Питер, 2001. - 544 с.

27. Шорохова Е.В. Психологический аспект проблемы личности//Теоретические проблемы психологии личности. М., 1974.

28. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М., 1974.


[1] Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А.М. Кондакова, А. А. Кузнецова. - М., 2008.- С. 14.

[2] Махмутов, М. И. Современный урок. – М., 1985. – С.33.

[3] Леднев, В. С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы / В. С. Леднев – М., 1991.-С. 145.

 

[4] Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М, 2008. –С. 217.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.