Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характеристика детей






Причиной направления детей на индивидуальную и групповую арт-терапию послужили жалобы их родителей на состояние детей, а также отмечаемые педагогами проявления школьной дизадаптации. Ниже приводится краткая характеристика детей и причин обращения.

n Александра, 12 лет. Ученица седьмого класса массовой школы. Жалобы на головокружение, возникающее в классе во время уроков, страх находиться в школе. Страх появился в конце прошлого учебного года, на фоне смены места жительства и учебы. С началом нового учебного года симптомы агорафобии усилились. Девочка была переведена на надомное обучение и направлена к специалисту. В школе успевает хорошо. Мама девочки заботливая, любящая, но гиперпротективная. Девочка эмоционально зависима от матери. В настоящее время родители в разводе. Отец живет в другом городе.

n Валерий, 10 лет. Ученик четвертого класса. Жалобы на периодически возникающие в течение последнего полугода боли в сердце, страх за свою жизнь. Был обследован многими специалистами (кардиологом, неврологом), однако данных за органические изменения внутренних органов выявлено не было. Обнаружены функциональные нарушения сердечно-сосудистой системы. Диагноз, согласно обследовавшим мальчика специалистам, «Соматоформная вегетативная дисфункция». Родители заботливые, авторитарные, требовательные, но недостаточно учитывают интересы ребенка (например, заставляют его заниматься в спортивной группе по плаванию, не учитывая его желание). Валерий -- единственный ребенок в семье.

n Денис, 9 лет. Ученик третьего класса массовой школы. В начале текущего учебного года появились мигательные тики, навязчивые движения лицевой мускулатуры. В ходе индивидуального вступительного собеседования с мальчиком были выявлены его амбициозность и стремление к лидерству, однако вероятен внутриличностный конфликт в связи с невозможностью полностью завоевать лидерские позиции в классе. Школьная успеваемость хорошая. Семья благополучная. У матери мальчика в детстве также было тикозное расстройство.

n Наташа, 11 лет. Ученица пятого коррекционного класса. С учебной программой коррекционного класса в настоящее время справляется хорошо. В начальных классах были проблемы с успеваемостью. Родители жалуются на то, что девочка в последние полгода неоднократно совершала кражи личных вещей и денег у знакомых, родственников, учеников школы. Критика к своему неправильному поведению у девочки формальная. Попытки родителей повлиять на девочку результатов не дали, что заставило их обратиться к специалисту. Семья характеризуется как малообеспеченная, с постоянными материальными проблемами. В семье, кроме Наташи, есть старшая дочь-подросток со своими интересами и некоторой отстраненностью от семьи. Отец проявляет мало внимания и любви дочерям. Мать заботливая, но много времени отдает работе.

n Дмитрий, 12 лет. Ученик шестого класса массовой школы. Основные жалобы родителей и учителей на снижение успеваемости и мотивации к учебе, неуправляемое поведение (проявление агрессии в адрес взрослых и сверстников, самовольные уходы из дома). Воспитывается матерью. Отец мальчика пять лет назад погиб. Участие в воспитании мальчика также принимает тетя (сестра матери) и ее муж.

Перед началом групповой арт-терапии с каждым ребенком были проведены индивидуальные арт-терапевтические занятия, в ходе которых уточнялось состояние и показание для участия в группе. В отдельных случаях на занятии вместе с ребенком присутствовал родитель.

 

Модель арт-терапии, периодичность, структура и содержание занятий, оборудование кабинета

Как индивидуальные, так и групповые занятия проводились один раз в неделю. Индивидуальные арт-терапевтические занятия не имели жесткой структуры и какой-либо заранее подготовленной темы, однако каждое занятие включало вводную, основную и заключительную части, содержание и задачи которых были во многом аналогичны трем частям тематических групповых занятий. В то же время, индивидуальные занятия допускали большую гибкость в плане продолжительности каждой части и выбора вида деятельности и тем для работы. Хотя арт-терапевт в некоторых случаях организовывал деятельность ребенка, предлагая ему, например, на выбор некоторые темы или упражнения изобразительного характера, а также мягко стимулировал клиента к самораскрытию посредством творческой деятельности и обсуждений, он все же ориентировался на актуальные в тот или иной момент времени потребности ребенка. Подход к ведению индивидуальных занятий в целом отличался недирективностью.

Что касается групповой работы, то она проводилась в форме интерактивной тематической группы (Копытин А. И. 2003, Waller D. 1993). Эта форма была выбрана, с учетом реальных условий работы и имела следующие преимущества перед другими вариантами групповой арт-терапии (студийным и динамическим):

n высокая гибкость этого вида работы и возможность вовлечения в нее детей и подростков разного возраста и с разными интересами и формами психологических нарушений, в том числе, тех детей и подростков, которые не имели опыта предшествующей работы в тренинговых или психотерапевтических группах;

n возможность проведения данного вида групповой арт-терапии в форме курсов небольшой и средней продолжительности, позволяющих вовлекать в нее большее число детей и подростков и с разными потребностями;

n акцент на развитии социальных навыков и удовлетворении потребностей детей и подростков в психологически безопасном общении и взаимной поддержке;

n использование широкого набора разных факторов и механизмов лечебно-коррекционного и развивающего воздействия;

n конгруэнтность относительно высокой структурированности работы в условиях тематической группы особенностям субкультуры государственного образовательного учреждения с характерной для него регламентацией поведения персонала и учеников;

n экономичность данного вида работы и возможность его использования даже при весьма ограниченных материальных ресурсах;

n возможность доукомплектования групп, в связи с их полуоткрытым характером и относительно невысокой динамикой.

Занятия имели традиционную для этой формы работы трехчастную структуру (вводная часть с разогревом; выбор темы и ее воплощение в рисунке или ином виде творческой деятельности; обсуждение процесса и результатов работы и краткое подведение итогов занятия) с более-менее четким распределением времени между частями.

Цель и задачи арт-терапии

Целью индивидуальной и групповой арт-терапии являлось комплексное психокоррекционное, психопрофилактическое и развивающее воздействие. Психокоррекционные задачи включали:

(1) устранение или ослабление имеющихся у детей и подростков поведенческих и эмоциональных нарушений, проявляющихся в форме депрессивных и тревожно-фобических реакций и невротических симптомов, агрессивных тенденций, импульсивности, а также симптомов психосоматических расстройств.

Задачами психопрофилактическими выступали:

(2) формирование у участников арт-терапевтической программы положительной самооценки, реализация их творческого потенциала, развитие навыков коммуникации, способности к самостоятельному принятию решений и проявлению инициативы, навыков психической саморегуляции и способности к конструктивному выражению эмоций способствующих их более успешной адаптации к школе и социуму;

(3) усвоение опыта творческой активности и структуры творческого процесса, включающего такие «узловые» этапы, как замысел, воплощение и результат, как основы для разных видов деятельности в повседневной жизни.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.