Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел I 1 страница






В каждой коммуне Республики и в каждой

секции коммун, разделенных

на таковые, должен быть организован Комитет

состоящий из 12 граждан.

2. Члены этого Комитета не могут быть выбраны ни из

среды духовенства, ни из среды бывших дворян или бывших

сеньоровданной местности или служащих этих бывших сень-

оров; они избираются путем голосования и на основа-

нии относительного большинства голосов.

4. Комитет коммуны или каждый из ее секционных Коми-

тетов обязан принимать в своем округе заявления от всех

иностранцев, живущих в данное время в коммуне или могу-

щих туда прибыть после издания этого декрета.

9. Иностранцы, не имеющие во Франции никакой собственно-

сти или не занимающиеся какой-либо полезной профессией,

обязал ны под угрозой указанных кар, кроме представле-

ния удостоверения от 6 граждан, внести залог в размере

половины своего наличного имущества.

Раздел II Всякий гражданин или сын его, достигший 18 лет и выше, обязан удостоверить перед Генеральным Советом коммуныили Комитетом 12-ти в секции: 1) место своего рождения; 2) средстве существования; 3) выполнение своих граж-данских обязанностей; после этого по удостоверении 4 граждан, проживающихне менее года в этой коммуне или в одной из секций ком-муны, разделенной на таковые, ему выдается новая граж-данская карточка. Документы истории Великой французской революции. Т. 1,.М., 1990. Декрет Конвента об учреждении Комитета общественного спасения6 апреля 1798 г. Национальный конвент постановляет: 1. Комитет общественного спасения избирается путем поименного голосования. Он состоит из 9 членов Национального конвента. 2. Заседания Комитета - закрытые; Комитету поручаетсянаблюдать и ускорять ход правительственных дел, вверенныхВременному исполнительному совету, постановления кото-рого он может даже приостанавливать, если сочтет ихпротиворечащими интересам нации, - с обязательством не-медленно уведомить об этом Конвент. 3. В случае крайности Комитет общественного спасенияуполномочивается принимать общие меры, касающиеся внеш-ней и внутренней обороны; его постановления, подписан-ные большинством голосующих, число которых не можетбыть менее двух третей всего состава, немедленно приво-дятся в исполнение Временным исполнительным сове-том. 4. Комитет общественного спасения может распоряжать-ся суммой до 100 000 ливров из средств Государственногоказначейства для секретных расходов, которые будут про-изводиться комитетом и оплачиваться по его ордерам, подписанным наравне с прочими его постановлениями. Революционное правительство во Франции в эпоху Конвента. 1792-1794. М., 1927. Подраздел В III этап революции 31 мая - 2 июня 1793 г.- 27 июля 1794 г. (Якобинцы у власти) Декларация прав человека и гражданина 1793 г. Народ французский, убежденный в том, что забвение естественных прав человека и пренебрежение к ним -единственные причины бедствий человечества, принял ре-шение изложить в торжественной декларации эти права. 1. Целью общества является общее счастье. Правитель-ство установлено, чтобы обеспечить человеку поль-зование его естественными и неотъемлемыми правами. 2. Эти права суть: равенство, свобода, безопасность, собственность. 3. Все люди равны по природе и перед законом. 4. За- кон есть свободное и торжественное выражение общей воли; он один и тот же для всех как в том случае, когдаоказывает покровительство, так и в том случае, когдакарает; он может предписывать лишь то, что спра-ведливо и полезно обществу; он может воспрещать лишьто, что проносит обществу вред. 5. Все граждане на равных правах имеют доступ к об-щественным должностям. Свободные народы не знают иныхоснований для предпочтения при избрании, кроме доброде-телей и способностей. 6. Свобода есть присущая человеку возможность делатьвсе, что не причиняет ущерба правам другого; ее основусоставляет природа, а ее правило - справедливость; обеспечение свободы есть закон. Нравственную границусвободы составляет следующее правило: " не причиняй дру-гому того, что нежелательно тебе самому от других". 7. Право выражать свои мысли и свои мнения как посредством. печати, так и любым иным способом, право собиратьсявместе, со- блюдая спокойствие, и свободное отправление религиозныхобрядов не могут быть воспрещены. Необходимость про-возглашения этих прав предполагает наличие деспотизмаили живое воспоминание о нем. 8. Безопасность состоит в покровительстве, оказывае-мом обществом каждому из своих членов в целях сохране-ния его личности, его прав и его собственности. 9. Закон должен охранять общественную и индивидуаль-ную свободу против угнетения со стороны правящих. 10. Никто не должен быть обвинен, задержан или под-вергнут заключению иначе, как в случаях, предусмотрен-ных законом, и с соблюдением порядка, предписанного имже. Каждый гражданин, вызванный или задержанный именемзакона, обязан немедленно повиноваться; в случае сопро-тивления он подлежит ответственности. 11. Всякий акт, направленный против лица, когда онне предусмотрен законом или когда он совершен с наруше-нием установленных законом форм, есть акт произвольныйи тиранический; Лицо, против которого такой акт пожела-ли бы осуществить насильственным образом, имеет правооказать сопротивление силой. 12. Те, кто стал бы испрашивать, изготовлять, подпи-сывать, выполнять подобные произвольные акты или распо-ряжаться их выполнением, подлежат ответственности идолжны понести наказание. 13. Так как каждый предполагается невиновным, покане установлено противное, то в случае необходимостиподвергнуть коголибо задержанию всякого рода строгость, не вызываемая при задержании необходимостью, должна су-рово караться законом. 14. Никто не должен быть осужден и наказан иначе, как по выслушивании его объяснений, после вызова в за-конном порядке и только в силу закона, опубликованногодо совершения проступка. Закон, карающий проступки, со-вершенные до его издания, есть закон тиранический; со-общение закону обратной силы есть преступление. 15. Закон должен назначать наказания, строго и бесс-порно необходимые; наказания должны быть соразмерныпреступлениям и полезны обществу. 16. Право собственности состоит в принадлежащей каж-дому гражданину возможности пользоваться и располагатьпо усмотрению своим имуществом, своими доходами, плода-ми своего труда и своего промысла. 17. Гражданам не может быть воспрещено заниматьсякаким угодно трудом, земледелием, промыслом, торговлей.18. Каждый может предоставлять по договору свои услугии свое время, но не может ни продаваться, ни быть про-данным: его личность не есть отчуждаемая собственность.Закон никоим образом не допускает существованиедворни; возможно лишь взаимное обязательство об услугахи вознаграждении между трудящимися и нанимателем. 19. Никто не может быть лишен ни малейшей части сво-ей собственности без его согласия, кроме случаев, когдаэтого требует установленная законом необходимость, илишь под условием справедливого и предварительноговозмещения. 20. Ни один налог не может быть установлен иначе, как в интересах общей пользы. Все граждане имеютправо участвовать в установлении обложения, наблю-дать за расходованием поступлений и требовать в нихотчета. 21. Общественное призрение есть священный долг. Об-щество обязано давать пропитание неимущим, как приис-кивая им работу, так и обеспечивая средства существо-вания лицам, неспособным к труду. 22. Образование составляет общую потребность. Об-щество должно всеми своими средствами способство-вать успехам народного просвещения и делать образо-вание достоянием всех граждан. 23. Общественная гарантия состоит в содействии всемунаправленному на то, чтобы обеспечить каждому поль-зование его правами и охрану этих прав; эта гарантиязиждется на народном суверенитете. 24. Она неосуществима, если границы правительствен-ной деятельности не определены в точности законом илиесли необеспечена ответственность всех должностныхлиц. 25. Суверенитет зиждется в народе; он един, неделим, не погашается давностью и неотчуждаем. 26. Ни одна часть народа не может осуществлять власть, принадлежащую всему народу, но каждая часть верховного собрания должна пользоваться правом выражать свою волю совершен-но свободно. 27. Каждый, кто присвоит себе принадлежащий народусуверенитет, да будет немедленно предан смерти свобод-ными гражданами. 28. Народ всегда сохраняет за собой право пересмотра, преобразования и изменения своей конституции. Ни одно поколение не может подчинить своим законам поколения будущие. 29. Каждый гражданин имеет равное право участвоватьв образовании закона и в назначении своих представите-лей и своих агентов. 30. Государственные должности по существу временны; ихнельзя рассматривать ни как отличия, ни как награду, нолишь как обязанности. 31. Преступления представителей народа и его агентовни в коем случае не должны оставаться безнаказанными.Никто не имеет права притязать на большую неприкосно-венность, нежели прочие граждане. 32. Право подавать петиции представителям государс-твенной власти ни в коем случае не может быть отменено, приостановлено или ограничено. 33. Сопротивление угнетению есть следствие, вытекаю-щее из прочих прав человека. 34. Угнетение хотя бы одного только члена обществаесть тем самым угнетение всего общественного союза. Уг-нетение всего общественного союза есть тем самым угне-тение каждого члена в отдельности. 35. Когда правительство нарушает права народа, восс-тание для народа и для каждой его части есть его свя-щеннейшее право и неотложнейшая обязанность. Документы истории Великой французской революции.Т.I. М., 1990. Конституция 1793 г. О республике 1. Французская республика едина и неделима. О верховенстве народа 7. Суверенный народ есть совокупность всех французских граждан. 8. Народ непосредственно избирает представителей. 9. Он поручает выборщикам избрание органов управления, общественных третейских посредников, судей, уголовных и гражданских. 10. Народ обсуждает и постановляет законы. О первичных собраниях 11. Первичные собрания образуются в составе граждан, имеющих местожительство в течение шести месяцев в данном кантоне. 12. Первичные собрания образуются в составе не менее 200 и не свыше 600 граждан, призванных участвовать в голосовании. 19. Голосование законов производится словами даили нет. О собраниях выборщиков 37. Граждане, явившиеся на первичные собрания, выбирают одного выборщика на каждые 200 граждан наличных или от-сутствующих: они выбирают двух на каждые 301-400; трехна каждые 501-600. О законодательном корпусе 39.Законодательный корпус един, неделим и действует посто-янно. 40. Его сессия длится один год. О функциях законодательного корпуса 53. Законодательный корпус предлагает законы и издаетдекреты. 54. Общим названием законов обозначаются акты законо-дательного корпуса, имеющие своим предметом: гражданс- кое и уголовное законодательство; общее заведование текущими доходами и расходами республики; национальные недвижимые имущества; пробу, вес, чекан и наименование монет; род, размер и порядок взимания налогов; объявление войны; каждое новое об- щее деление французской территории; народное просве- щение; государственные чествования памяти великих людей. 55. Особым названием декрета обозначаются акты зако-нодательного корпуса, имеющие предметом: ежегодный кон- тингент сухопутных и морских сил; разрешение и восп- рещение прохода иностранных войск по французской территории; ввод иностранных морских сил в порты республики; мероприятия по охране общественной безопасности и спокойствия; ежегодное и текущее распределение пособий и общественныхработ;, мероприятия по изготовлению всех видов денеж- ных знаков; непредвиденные и чрезвычайные расходы; местные и частные мероприятия по отдельным предметамуправления, по отдельным коммунам, по отдельным родамобщественных работ; защиту территории; ратификацию договоров; назначение и смещение главнокомандующих армий; возбуждение преследования против членов исполнительного совета и государственных должностных лиц; обвинение подозреваемых в организации заговора против об-щей безопасности республики; всякое изменение в распре- делении французской территории по административным делениям; национальные награды. Об исполнительном совете 62. Исполнительный совет образуется в составе двадцати че-тырех членов. 63. Собрание выборщиков каждого департамента выбираетодного кандидата. Законодательный корпус выбирает чле-нов совета по общему списку. 64. Исполнительный совет обновляется наполовину впоследние месяцы сессии каждого законодательного перио-да. 65. На исполнительный совет возлагается руководствообщим управлением и наблюдением за ним; он может дейс-твовать лишь во исполнение законов и декретов законода-тельного корпуса. 66. Исполнительный совет назначает начальников обще-го управления республики из числа лиц, не входящих вего состав. 67. Законодательный корпус определяет число и обя-занности этих агентов. 68. Эти агенты отнюдь не образуют совета; они дейс-твуют отдельно и не связаны между собой непосредствен-но; они не пользуются никакой личной властью. 69. Исполнительный совет назначает агентов внешнихсношений республики из числа лиц, не входящих в егосостав. 70. Исполнительный совет ведет предварительные пере-говоры о заключении международных соглашений. 71. В случае совершения преступления по должностиобвинение против членов исполнительного совета возбуж-дается законодательным корпусом. 72. Исполнительный совет ответственен в случае неис-полнения законов и декретов, а также в случае недонесе-ния о злоупотреблениях. 73. Исполнительный совет смещает и замещает назнача-емые им исполнительные органы. 74. Исполнительный совет обязан доносить на них, вслучае необходимости, органам судебной власти. Об отношениях исполнительного совета и законодатель-ного корпуса 75. Исполнительный совет заседает при законодатель-ном корпусе; он имеет право присутствовать и заниматьособое место в помещении для заседаний последнего. 76. Исполнительный совет должен быть выслушан всякийраз, когда ему необходимо дать отчет. 77. Законодательный корпус приглашает исполнительныйсовет на свое заседание в целом составе или частично, когда сочтет это необходимым. О гражданском правосудии 85. Кодекс гражданских и уголовных законов един для всейреспублики. Об уголовном правосудии 96. В делах уголовных ни один гражданин не может выть су-дим иначе, как по обвинению, сформулированному присяж-ными или декретированному законодательным корпусом. Об-виняемые имеют защитников, избираемых ими самими илиназначаемых им. Следствие ведется публично. Фактическийсостав деяния и виновность устанавливаются присяжными.Наказание определяется уголовным трибуналом. 97. Уголовные судьи выбираются ежегодно собраниямивыборщиков. О кассационном суде 98. Для всей республики имеется единый кассационный суд. О вооруженных силах республики 107. Общие вооруженные силы республики состоят из народа в целом. 108. Республика содержит на жаловании, даже во время мира, вооруженные силы, сухопутные и морские. 109. Все французы - солдаты: они обучаются владеть ору-жием. 112. Вооруженные силы, направленные на поддержа- ние внутреннего порядка и мира, действуют не иначе, как по письменному приказу установленного начальства. 114. Ни одна вооруженная часть не может заниматьсяобсуждением и решением вопросов. О сношениях французской республики с зарубежными народами 118. Французский народ есть друг и естественный союзниксвободных народов. 119. Французский народ отнюдь не вмешивается в управлениедругих народов; он не потерпит также, чтобы другие на-роды вмешивались в его дела. О гарантии прав 122. Конституция гарантирует каждому французу равенство, свободу, безопасность, собственность, платежи по госу-дарственным займам, свободное отправление религиозныхобрядов, всеобщее образование, государственное обес-печение, неограниченную свобо; печати, право петиций, право объединения в народныеобществ пользование всеми правами человека. Документы истории Великой французской революции.Т.1.М., 1990 Декрет об общинных землях 10-11 июня 1793 г. Отдел первый Статья 1. Общинными землями считаются те, право собствен-ности на которые или доходы с которых принадлежат наобщих началах жителям одной или нескольких коммун. Статья 3. Все имущества, принадлежащие коммунам, какова бы ни была их природа, лишь бы она допускалавозможность раздела, могут быть разделены в порядке ина основаниях, предписанных ниже и за исключениями, окоторых будет сказано. Отдел второй Статья 1. Раздел общинных имуществ будет произведен меж-ду жителями коммуны, имеющими в ней постоянное местожи-тельство, подушно, без различия пола и возраста и неза-висимо от их нахождения или отсутствия в данный моментв пределах коммуны. Статья 3. Будет считаться жителем коммуны всякийфранцузский гражданин, водворившейся в ней не позже чемза год до дня обнародования закона 14 августа 1792 г. Статья 4. Арендаторы, половники, батраки, слуги ивообще все граждане будут иметь право участия в разделепри условии, чтобы они отвечали требованиям, необходи-мым для признания их жителями коммуны. Статья 12. Все жители будут пользоваться в качествеполных собственников теми долями, которые достанутся импри разделе. Статья 13. Однако они не будут иметь права отчуждатьсвои доли в течение десяти лет, следующих за обнародо-ванием этого закона, и продажа этих долей будет рассматриваться как недействительная. Отдел третий Статья 1. Раздел общинных земель не является обязатель-ным. Статья 2. По истечении восьми дней после опубликования на-стоящего закона муниципалитет, а если такового не име-ется, то администрация дистрикта, в районе которогорасположены общинные земли, обязаны созвать всехграждан, имеющих право участвовать в разделе. Статья 5. Всякий гражданин без различия пола, дос-тигший 21 года и имеющий право участия в разделе, имеет право участвовать в голосовании. Статья 9. Если одна треть голосов выскажется за раздел, то таковой должен быть произведен. Статья 10. После вынесения такого решения постановление в пользу производства раздела уже не может быть отменено. Статья 26. Доля каждого будет определена путем жеребьевки. Французская революция в документах 1789-1794гг.Л; 1926. Декретоб окончательном упразднении феодальных прав 17июля1793 г. Национальный конвент постановляет следующее: Статья 1. Все бывшие сеньориальные платежи, чиншевые ифеодальные права, как постоянные, так и случайные, дажете, которые сохранены в силе декретом 25 августа прош-лого года, отменяются без всякого вознаграждения. Статья 2. Из постановления предыдущей статьи изымут-ся ренты и повинности чисто земельного характера, невытекающие из феодальных прав. Статья 6. Бывшие сеньоры, комиссары по состав-лению земельных описей, нотариусы и прочие хранителидокументов, устанавливающие или подтверждающие права, отмененные настоящим или предшествующим декретами, из-данными предыдущими собраниями, обязаны в течение трех-месячного срока сдать таковые на хранение в канцеляриюмуниципалитета данной местности. Документы, сданные до10 будущего августа, будут сожжены этот день в при-сутствии Генерального совета Коммуны и граждан, осталь-ные же документы будут сожжены по истечении трех меся-цев. Статья 7. Уличенные в сокрытии, похищении или утайкеподлинных документов или выписей из них, подлежащихсожжению' в сроки, указанные в предыдущей статье, будутприсуждены к пяти годам тюремного заключения. Французская революция в документах 1789-1794 гг. Л., 1926. Декрет против спекуляции 26 июля 1793 г. 1. Спекуляция является уголовным преступлением. 2. Объявляются виновными в спекуляции все те, кто препятс-вует обращению товаров и продуктов первой необходимос-ти, закупает и держит их где-либо в тайне, не пускаяежедневно открытую продажу. 4. Предметами первой необходимости являются: хлеб, мяс вино, зерно, мука, овощи, плоды, сливочное масло, уксус, сидр, водка, уголь, сало, дрова, постное масло, сода, мыло, соль, сушеное, копченое, соленое или консерви-рованное мясо и рыба, мед, сахар, пенька, бумага, обрабо-танная и простая шерсть, кожа, железо, сталь, медь, драп, полотно и вообще все материалы, кроме шелка, а равно исырье, необходимое для их выделки. 5. В недельный срок со дня опубликования настоящегодекрета все лица, имеющие где-либо в пределах республикикакие-то товары или продукты, означенные в предыдущейстатье, долг заявить об этом муниципалитету или секциипродуктов. 8. Лица, не сделавшие указанной заявки в недельныйсрок дня опубликования настоящего декрета, объявляютсяспекулян ми и как таковые караются смертью; их имущест-во конфискуются, а входящие в его состав продукты и то-вары пускаются на продажу; 9. Караются смертью также все лица, уличенные в представ-лении неверных сведений. Должностные лица и комиссары, наа ченные для наблюдения за продажей товаров, уличен-ные в сов шении злоупотреблений при отправлении своихобязанностей целью оказать покровительство спекулянтам, также карается смертью. Новая история в документах и материалах. Вып. 1. М., 1935 Декрет Конвента о подозрительных 17 сентября 1793 г. 1.Немедленно по опубликовании настоящего декрета все подозрительные лица, находящиеся на территории Рес-публики и пользующиеся еще свободой, должны быть арес-тованы. 2. Считаются подозрительными: I) те, кто своим пове-дением или связями, речами или сочинениями проявили се-бя как сторонники тирании, федерализма и враги свобо-ды; 2) те, кто не могут удостоверить источникисвоего существования и факт исполнения своих гражданс-ких обязанностей; 3) те, которым отказано в выдаче сви-детельства о цивизме (благонадежности); 4) государс-твенные служащие, отрешенные или смещенные со своихдолжностей Национальным конвентом, или его комиссарамии не восстановленые на них 5) те из бывших дво-рян, включая мужей, жен, отцов, матерей, сыновей илидочерей,, братьев, сестер и, служащих эмигрантов, кото-рые не проявляли постоянно своей привязанности к рево-люции; 6) те, кто эмигрировали в промежуток времени с 1июля 1789 года до обнародования закона от 8 апреля 1792года, хотя бы они и вернулись во Францию в срок, пред-писанный последним законом или еще до истечения этогосрока. 3. Наблюдательные комитеты обязаны составитькаждый в пределах своего округа список подозрительныхлиц, издать приказ об их аресте и опечатать их бумаги. 5. Лица, задержанные в качестве подозрительных, сперва отводятся в дома заключения по месту своегоареста; за отсутствием тюрем они оставляются под домаш-ним арестом и надзором; 6. В течение следующей недели они переводятся в на-циональные помещения, каковые должны быть указаны иприготовлены для этой цели административными властямидепартамента немедленно по получении настоящего декре-та. 7. Они останутся там под стражей впредь до зак- лючения мира. 8. Издержки на охрану заключенных про- изводятся за их счет и распределяются между ними поровну 9. Наблюдательные комитеты немедленно пересылают Коми-тету общей безопасности при Национальном конвеете; спи-сок задержанных ими лиц вместе с указанием причин ихареста и взятыми у них бумагами. Документы истории Великой французской революции.Т.I. М., 1990. Декрет об установлении максимума цен и заработной платы 29 сентября 1793 г. Национальный конвент декретирует нижеследующее: Статья 1. Предметы, представляющие по мнению Националь-ного конвента первую необходимость и для которых онсчитает нужным установить максимум или наивысшие цены, - суть: мясо свежее, солонина и свиное сало, масло ко-ровье, масло растительное, живой скот, соленая рыба, вино, водка, уксус, сидр, пиво, дрова, древесный уголь, каменный уголь, сальные свечи, гарное масло, соль, мы-ло, поташ, сахар, мел, белая бумага, кожа, железо, чу-гун, свинец, сталь, медь, пенька, лен, шерсть, материи, полотно, сырой фабричный материал, сабо, башмаки, суре-пица и репа, табак. Статья 2. Максимальной ценой дров первого сорта, равно как и угля древесного и каменного, является цена, существовавшая в 1790 г., плюс одна двадцатая еечасть.Статья 3. Максимальными ценами всех других съест-ных припасов и товаров первой необходимости, перечис-ленных в ст.1, будут на всем протяжении Республики ивплоть до 1 сентября следующего года те цены, которыесуществовали на них в 1790 г. с прибавлением, сверх того, одной третьей их части. Статья 7. Все те лица, которые продадут или купяттовары, перечисленные в ст. 1, выше максимума, установ-ленного и опубликованного в каждом департаменте, упла-чивают в административном порядке денежную пеню в двой-ном размере против стоимости проданного предмета, иду-щего в пользу доносчика. Эти лица будут внесены в спи-сок подозреваемых и преследуемы, как таковые. Покупатель не подвергается указанному выше взыска-нию, если он объявит о нарушении закона продавцом. Каж-дый купец обязан иметь в своей лавке таблицу с указанием максимальных или наивысших цен его товаров. Статья 8. Максимум, или наивысший размер заработнойплаты, жалования, сдельной и поденной работы со времениопубликования этого закона и до сентября следующего го-да повсеместно устанавливается Генеральными советамикоммун в тех размерах, которые существовали в 1790 г., с прибавлением сверх того еще половины этой цены. Статья 9. Муниципалитеты могут объявлять мобилизо-ванными и, в случае надобности, наказывать тремя днямиареста тех ремесленников, рабочих и представителей всехвозможных видов труда, которые без уважительных причинбудут отказываться от занятия их обычной работой. Французская революции в документах 1789-1794 гг. Л., 1926. ПостановлениеПарижской коммуны о том, кого считать подозрительными 10 октября 1793 г. Подозрительными являются: 1. Те, кто во время собраний народа охлаждают его порыв возмутительными речами, шумными возгласами и угрозами; 2.Те, кто, будучи более острожным, таинственно говорят онесчастиях республики, жалеют народ и всегда готовы смнимопечальным видом распространять плохие известия; 4. Те, кто сожалеют об участи жадных фермеров и тор-говцев, коих закон вынужден преследовать; 5. Те, кто со словами свобода, республика и отечест-во на устах встречаются с бывшими дворянами, контррево-люционными священниками, аристократами, фельянами, уме-ренными и интересуются их участью; 7. Те, кто с равнодушным лицом приняли издание рес-публиканской конституции и выражали ложную тревогу поповоду ее установления и продолжительности; 8. Те, кто, ничего не сделав против свободы, равнымобразом ничего и не сделали в ее пользу; 11. Те, кто подписали контрреволюционные петиции илипосещали антипатриотические общества и клубы. 12. Сторонники Лафайета и убийцы на Марсовом Поле. Документы истории Великой французской революции.Т.I.М., 1990. Декрет об установлении единого максимума на всей территории Республики 1 ноября 1793 г. I. Немедленно под наблюдением комиссаров, назначенных Ко-миссией продовольствия и снабжения, будет составленатаблица максимума, заключающая в себе: 1) цену каждого сорта товара на месте его производс-тва или изготовления в 1790 г., увеличенную на 1/3; 2) 5% прибыли для оптового торговца; 3) 10% прибыли для розничного торговца; 4) цену на транспорт, установленную в зависимости от рас- стояния места производства. II. Эти четыре основания определяют твердую цену каждогоиз товаров на всем протяжении Республики. VI. Национальный конвент... декретирует, что будет выданопособие гражданам торговцам и фабрикантам, которые до-кажут, что вследствие закона о максимуме они потеряливсе свое состояние или же их состояние сведено к суммениже 100 тысяч ливров. VII. Оптовые фабриканты и торговцы, которые со вре-мени издания максимума прекратили или прекратят своепроизводство или свою торговлю, будут отнесены в разрядподозрительных. Новая история в документах и материалах. Вып.1.М., 1935. Декрет Национального конвента об организацииВременного порядка управления 4 декабря 1793 г.Раздел II Исполнение законов 1.Национальный конвент является единственным центральным органом правительственной власти. 2. Все учреждения и должностные лица подчиняются непосредст-венному надзору Комитета общественного спасения по всем вопро-сам управления и общественного спасения, что ка-сается отдельных лиц и мер общей и внутренней полиции, то этот надзор принадлежит Комитету общей безопасностипри Конвенте. Эти два Комитета обязаны в концекаждого месяца представлять в Национальный конвент от-чет о результатах своей деятельности. Каждый член этихдвух Комитетов несет личную ответственность за выполне-ние этой обязанности. 4. Постоянный надзор за исполнением военных, адми-нистративных, гражданских и уголовных законов поручает-ся Исполнительному совету, который обязан каждые 10дней представлять письменный отчет Комитету обществен-ного спасения. 8. Проведение революционных законов и мер обществен-ной безопасности и общественного спасения поручаетсямуниципалитетам и наблюдательным или революционным ко-митетам. Документы истории Великой французской революции.Т.I.М., 1990. Декрет Национального конвента, реорганизующий Революционный трибунал 10 июня 1794 г. 4. Революционный трибунал учреждает- ся для наказания врагов народа. 5. Врагами народа являются те, кто посягает силой или хитростью на общественную свободу. 6. Объявляются врагами народа те, кто призывает к восста-новлению королевской власти, покушается унизить илираспустить Национальный конвент и революционное респуб-ликанское правительство, центром которого он является; те, кто изменяет Республике, командуя крепостями иармиями или занимая какую-либо другую военную долж-ность, а также те, кто поддерживает сношения с врагамиРеспублики и старается вызвать недостаток в снабжении иобслуживании армии; те, кто старается затруднить доставку продовольствияв Париж или вызвать голод в Республике; те, кто содействует замыслам врагов Франции или тем, что помогает укрывательству и безнаказанности заговор-щиков и аристократии, или тем, что преследует и клеве-щет на патриотов или причиняет вред народным представи-телям, или тем, что извращает революционные принципы, законы и мероприятия правительства путем лживых и веро-ломных поступков; те, кто обманывает народ или народных представите-лей, надеясь принудить их к совершению поступков, про-тиворечащих интересам свободы; те, кто пытается вызвать в народе отчаяние для того, чтобы помочь замыслам тиранов, объединившихся противРеспублики; те, кто распространяет ложные известия с целью выз-вать смуту или вражду. 7. Наказанием за все преступления, подлежащие веде-нию Революционного трибунала, является смерть. 8. Доказательством, необходимым для вынесения приго-воров над врагами народа, является всякая вещественнаяили моральная улика, в устной или письменной форме, которая можетслужить достаточным основанием для всякого справедливо-го и разумного гражданина; единственным руководствомдля вынесения приговора может быть совесть присяжных, проникнутых любовью к родине; их целью является тор-жество Республики и гибель ее врагов; формами судопроизводства являются те простые спосо-бы, которые подсказываются присяжным их здравым смысломдля выяснения истины по установленным законом правилам. Закон ограничивается установлением нижеследующих пунктов: 9. Каждый гражданин имеет право задержать и направить кустановленным властям всех заговорщиков и контрреволю-ционеров. Каждый обязан донести на них, как только самузнает об их существовании. 12. Обвиняемый допрашивается в открытом заседании; применение тайного предварительного допроса уничтожает-ся как излишнее. 13. Если налицо имеются моральные или вещественныедоказательства, вне зависимости от свидетельских пока-заний, то свидетели не заслушиваются. 16. В качестве защитников для оклеветанных патриотовзакон дает присяжных-патриотов; заговорщикам же законне дает никаких защитников. Документы истории Великой французской революции.Т.I., М., 1990 Последствия революционного террора согласно подсчетам английского исследователя Д.Грира (данные относятся к периоду с марта 1793 г. по август 1794 г.) Общее число жертв террора около 35-40 тыс. человек.Из них казнены по приговорам парижского революционноготрибунала и чрезвычайных судов в департаментах около 17тыс. человек; расстреляны без суда и следствия в райо-нах восстаний (Вандея, Лион, Тулон и др.) 10-12 тыс.человек; умерли в тюрьмах около 8-13 тыс. человек. Социальный состав осужденных в процентах установлен для 85% всех осужденных Дворяне 8, 25Духовенство 6, 5 Представители бывшего третьего сословия 84 В том числе: буржуазия 25крестьяне 28рабочие 31 Документы истории Великой французской революции.Т.I.М., 1990. Раздел II Конституционное законодательство периода Директории, Консульства и I империи Подраздел АДиректория Конституция французской республики22 августа 1795г. Декларация прав и обязанностей человека и гражданинаФранцузский народ провозглашает перед лицом высшего Существа, следующую декларацию прав и обязанностей человека и гражданина. Права 1. Правами человека в обществе являются свобо- да, равенство, безопасность, собственность.. 2. Свобода состоит в возможности действовать не во вред пра-вам другого. 3. Равенство состоит в том, что закон является равным длявсех как в тех случаях, когда он охраняет, так и в техслучаях, когда он наказывает. Равенство не допускает никаких различий в зависимости от рождения, никакой наследственной власти. 4. Безопасность основывается на содействии всех вобеспечении прав каждого. 5. Собственность является правом пользоваться и рас-поряжаться своим достоянием, своими доходами, плодамисвоего труда и своего мастерства. 6. Законом является выраженная общая воля большинствалибо граждан, либо их представителей. 7. Закон не защищает того, кто его нарушает. Никтоне может совершить того, что не предписано законом. 8. Никто не может быть привлечен к суду, обвинен, арестован, заключен, кроме случаев, когда это предус-мотрено законом и в предписанной им форме. 9. Те, кто склоняют, способствуют, разрешают, испол-няют или заставляют исполнять противозаконные действия, являются виновными и должны быть наказаны. 10. Жестокость, которая не является необходимой длязаключения обвиняемого под стражу, строго воспрещеназаконом. 11. Никто не может быть осужден до того, как он бу-дет выслушан или вызван в законном порядке. 12. Постановление о назначении наказания может бытьвынесено по закону только строго необходимое и соот-ветствующее преступлению. 13. Всякое обращение, которое усиливает наказание, определенное на основании закона, является преступлени-ем. 14. Никакой закон, ни уголовный, ни гражданский, неимеет обратной силы. 15. Каждый человек может распоряжаться своим време-нем и своими силами, но он не может продавать себя и неможет быть продан; его личность не является отчуждаемойсобственностью. 16. Всякие налоги устанавливаются для общей пользы; они должны быть распределены между налогоплательщикамив зависимости от их возможностей. 17. Единство всех граждан является главной основойсуверенитета. 18. Никакие отдельные лица, никакое отдельное собра-ние граждан не могут приписать себе суверенитет. 19. Никто не может, не будучи уполномочен на то за-коном, ни присваивать какую-либо власть, ни выполнятькакую-либо публичную функцию. 20. Каждый гражданин имеет равное право добиватьсяучастия, непосредственного или косвенного, в изданиизаконов, назначении представителей народа и должностныхлиц. 21. Общественные функции не могут присваиваться те-ми, кто их осуществляет. 22. Общественная безопасность не может существовать, если не установлено разделение властей, если не зафик-сированы их границы, если не обеспечена ответственностьдолжностных лиц. Обязанности Декларация прав предусматривает следую- щую обязанность законодателей: 1. для охраны общества требуется, чтобы те, кто составляют его, знали и выполняли также и свои обя-занности. 2. Все обязанности человека и гражданина вытекают изследующих двух принципов, заключенных во всех сердцахот природы. Не делайте другому того, что вы не хотите, чтобысделали вам. Постоянно делайте другим то доброе, что выхотели бы получить сами. 3. Обязанности каждого по отношению к обществу сос-тоят в его защите, служении ему, в подчинении законам, в уважении тех, кто является орудием закона. 4. Никто не может быть хорошим гражданином, не буду-чи хорошим сыном, хорошим отцом, хорошим братом, хоро-шим другом, хорошим супругом. 5. Никто не может быть добродетельным человеком, небудучи искренним и благочестивым блюстителем законов. 6. Тот, кто явно нарушает законы, объявляет войну обществу. 7. Тот, кто, не нарушая законов явно, обходит их, применяяхитрость или ловкость, наносит вред интересам всех; онстановится недостоин их доброжелательного отношения иих уважения. 8. Это является основой собственности, которая лежитв основе мировой культуры, всего производства, всехсредств труда и всего социального строя. 9. Каждый гражданин обязан отдавать все свои силыотечеству и сохранению свободы, равенства и собствен-ности всякий раз, когда закон призывает его к их защи-те. Конституция 1. Французская Республика едина и неразделима. 2. Носителем суверенитета является французский народ в це-лом. Глава I 5. Каждый департамент разделен на кантоны. Каждый кантон на коммуны. 6. Французские колонии являются дополнительной частьюреспублики, и они подчиняются тем же конституционнымзаконам. Глава Ш Съезд избирателей для избрания выборщиков 17. Съезд избирателей для избрания выборщиков состо-ит из граждан, проживающих в одном кантоне. 18. Никто не может ни заменить себя на съездах изби- рателей для избрания выборщиков, ни голосовать болеечем на одном съезде. Глава IV. Съезды выборщиков 33. Каждый съезд избирателей для изб- рания выборщиков назначает выборщика по принципу: один выборщик на двести граждан, как присутствующих, так и отсутствующих, имеющих право голосовать на этомсъезде. 35. Никто не может быть назначен выборщиком, еслиему не исполнилось двадцати пяти лет и он не пользуетсяправами французского гражданина, не удовлетворяет сле-дующим условиям: Обладание в коммунах с числом жителей свыше семи ты-сяч собственностью или городской арендой, стоимость ко-торых равна местной стоимости двухсот рабочих дней, илижилыми постройками, стоимость которых равна стоимостипятисот рабочих дней, или сельскохозяйственным имущест-вом, стоимость которого равна стоимости двухсот рабочихдней. 41. Съезд выборщиков, руководствуясь нижеследующим, избирает: 1) членов Законодательного корпуса, как то: членов Совета пятисот; 2) членов кассационного трибунала; 3) заседателей Верховного суда; 4) служащих департа- ментов; 5) председателя, публичного обвинителя, сек- ретаря уголовного трибунала; судей гражданского трибунала. Глава V. Законодательная власть Общие положения 44.Законодательный корпус состоит из Совета старейшин и из Совета пятисот. 49. Каждый департамент содействует назначению членов Со-вета старейшин и Совета пятисот, исходя единственно изинтересов народа. 52. Члены Законодательного корпуса не являютсяпредставителями пославшего их департамента, они являют-ся представителями всей нации, и он не может предостав-лять им полномочий. 53. Оба совета обновляются каждый год на одну треть. Совет пятисот 73. Совет пятисот неизменно, постоянно состоит из этого числа. 74. Чтобы быть избранным в члены Совета пятисот, необходи-мо достижение тридцатилетнего возраста и проживание натерритории Республики в течение предшествующих десятилет. 76. Законодательная инициатива принадлежит исключи-тельно Совету пятисот. Совет старейшин 82. Совет старейшин состоит из двухсот пятидесяти членов. 83. Никто не может быть избран членом Совета старейшин: если он не достиг сорока лет; если к тому же он не женат или вдов; если он не проживал на территории Республики в течение пятнадцати лет, предшествующих выборам. 86. К исключительной компетенции Совета старейшин отно-сится одобрение и отклонение решений Совета пятисот. 92. Решения Совета пятисот, принятые Советом старей- шин, называются законами. 99. Отвергнутый законопроект может быть вновь пред- ставлен Советом пятисот только по истечении года. Гарантии членов Законодательного корпуса 110. Граждане, которые являлись или являются членами За-конодательного корпуса, ни в коем случае не могут прес-ледоваться в судебном порядке, обвиняться и быть судимыми ни зато, что ими говорилось, ни за то, что ими было написанов связи с исполнением ими своих служебных функций. Глава VI. Исполнительная власть 132. Исполнительная власть осуществляется Директори-ей из пяти членов, назначенных Законодательным корпу-сом, исполняющим функции съезда выборщиков от имени на-ции. 133. Совет пятисот составляет путем тайного голосо-вания удесятеренный список членов директории, которыйпередает Совету старейшин, выбирающему на его основепутем тайного голосования. 134. Члены директории должны иметь возраст по край-ней мере равный сорока годам. 135. Они могут быть избраны только из числа граждан, бывших членами Законодательного корпуса или министрами. 137. Директория обновляется на одного члена каждый год. 146. Директория назначает главнокомандующих. 147. Она контролирует и обеспечивает исполнение законов в государственных учреждениях и судах через назначенных ею комиссаров. 148. Не из числа своих членов она назначает минист-ров и отзывает их, если она находит это необходимым. Она не может назначать их ни из числа лиц, не дос-тигших тридцати лет, ни из родственников или свойствен-ников. 152. Министры взаимно ответственны как за неисполне-ние законов, так и за неисполнение решений директории. Глава VIII. Судебная власть Общие положения 202.Судебные функции не могут исполняться ни Законода- тельным корпусом, ни исполнительной властью. 203. Судьи не могут ни вмешиваться в осуществление законо- дательной власти, ни создавать каких-либо правовых норм. Они не могут ни приостанавливать или отсрочить действие какого-либо закона, ни привлечь к суду членов администрации в связи с исполнением ими своих обязанностей.204. Никто не может ни отстранить судью, назначенногозаконным порядком, ни лишить его полномочий или другихпредоставленных ему прав. Глава IX. О вооруженных силах Вооруженные силы создаются для защиты от внешних врагов и для поддержания внутреннего порядка и обеспе-чения исполнения законов. Документы истории Великой французской революции Т.I., М., 1990. Подраздел Б Консульство и первая империя Конституция VIII года (Республики)13 декабря 1799 г. Статья 1. Французская республика едина и неделима.Ее европейская территория разделяется на департаменты икоммуны. Статья 6. Для того, чтобы пользоваться правами граж-данства в округе коммуны, необходимо иметь в нем посто-янное жительство в течение не менее одного года. Статья 7. Граждане каждого округа коммуны избираютпосредством голосования тех из своих сограждан, которыхони сочтут наиболее достойными вести общественные дела.Так составляется доверительный список, содержащий числоимен, равное 1/10 части всех имеющих право избиратьграждан. Должностные лица округа должны назначаться изчисла лиц, включенных в этот первый коммунальный спи-сок. Статья 8. Граждане, внесенные в коммунальные избира-тельные списки департамента, также избирают 1/10 своегочисла. Так составляется второй список, называемый де-партаментским, на основании которого должны назначатьсядолжностные лица департамента. Статья 9. Граждане, внесенные в департаментский спи-сок, подобным же образом избирают 1/10 своего числа.Так составляется третий список, включающий граждан дан-ного департамента, имеющих право быть избранными на на-циональные должности... Статья 15. Сенат состоит из 24 членов, пожизненноизбираемых и имеющих не менее 40 лет от роду. Статья 16. Назначение на должность сенатора произво-дится самим Сенатом, избирающим одного из числа трехпредставленных кандидатов: первый кандидат представля-ется Законодательным корпусом, второй - Трибунатом итретий - первым консулом. Статья 19. Все составленные в департаментах согласност. 9 списки направляются в Сенат. Они составляют наци-ональный список. Статья 20. Сенат согласно этому списку выбирает чле-нов Законодательного корпуса, Трибуната, консулов. Статья 21. Сенат утверждает или отвергает все те ак-ты, которые предоставляются ему Трибунатом или Прави-тельством. Статья 25. Ни один новый закон не будет обнародовандо тех пор, пока проект его не будет предложен прави-тельством, сообщен Трибунату и декретирован Законода-тельным корпусом. Статья 27. Трибунат состоит из 100 членов, имеющихне менее 25 лет от роду. Статья 28. Трибунат обсуждает проекты законов; онутверждает или отвергает их... Статья 31. Законодательный корпус состоит из 300членов, имеющих не менее 30 лет от роду; 1/5 его соста-ва обновляется ежегодно. Статья 34. Законодательный корпус устанавливает за-кон, высказывая свое мнение путем тайного голосования ине подвергая обсуждению те проекты, относительно кото-рых ранее высказывались ораторы Трибуната и Правитель-ство. Статья 39. Правительственная власть вручается тремконсулам, избираемым на 10 лет и имеющим право на новоепереизбрание. Конституцией назначается первым кон-сулом гражданин Бонапарт, бывший временный консул; вто-рым консулом - гражданин Камбасерес, бывший министр юс-тиции, и третьим консулом - гражданин Лебрен, бывшийчлен комиссии Совета старейшин. Статья 41. Первый консул обнародывает законы; онназначает и отзывает согласно собственной воле членовгосударственного совета, министров, посланников и дру-гих ответственных внешних представителей, офицеров армии и флота, членов местнойадминистрации, правительственных комиссаров при судах; он назначает уголовных и гражданских судей, равно как исудей мировых и кассационных, без права их отстраненияот должности. Статья 42. Второй и третий консулы имеют при совер-шении других правительственных актов совещательный го-лос. Статья 94. Французский народ объявляет, что послепокупки на законных основаниях национального имущества, какого бы происхождения оно ни было, законный приобре-татель не может быть его лишен. Статья 95. Настоящая Конституция будет немедленно жепредставлена на утверждение французскому народу. Новая история в документах и материалах. Вып.1., М., 1935. Органический сенатус-консульт 18 мая 1804 г.Раздел I Статья 1. Управление республикой вверяется императо- ру, который принимает титул императора французов. Правосудие отправляется именем императора назначаемымиим должностными лицами. Статья 2. Наполеон Бонапарт, нынешний первый консул рес-публики, является императором французов. Раздел II Статья 3. Императорский сан передается по наследству по нисходящей линии кровному и законному потомству Наполеона Бонапарта по мужской линии в порядке первородства, постоянным исключением женщин и их потомства. Новая история в документах и материалах. Вып.1., М., 1935. Раздел III Вторая республика во Франции Конституция 4 ноября 1848 г. Вступление в присутствии Бога и именем Французского народа Национальное собрание объявляет: 1. Франция конституируется в республику.4. Свобода, равенство и брйтство - ее принципы. 8. Республика должна охранять личность гражданина, его семью, религию, собственность, труд и сделать доступным всяко-му образование, необходимое для каждого человека. Онадолжна путем братской помощи обеспечить существованиенуждающимся гражданам, подыскивая работу, соответствую-щую их способностям, или же поддерживая тех, которые неимеют родных и не в состоянии работать. Глава IО верховной власти 1. Верховная власть принадлежит совокупности фран-цузских граждан. Она неотчуждаема и неотъемлема. Ни од-но лицо, ни одна часть народа не могут присваивать себеее осуществление. Глава II Права граждан, гарантированные Конституцией 2. Никто не может быть арестован или задержан иначе, как в силу предписаний закона. 3. В пределах французской территории жилище всякого ли-ца неприкосновенно; проникнуть в жилище можно лишь сог-ласно форме и в случаях, предусмотренных законом. 4. Никто не может быть судим не тем судом, которомуон подлежит. Не может быть образовано ни особых комис-сий, ни чрезвычайных судов, какими бы названиями илиоснованиями они не прикрывались. 5. Уничтожается смертная казнь за политические прес-тупления. 7. Каждый может спокойно исповедовать свою религию, и государство оказывает равное покровительство отправ-лению всяких религиозных культов. Служители церкви, признанной теперь законом, или такой, которая будетпризнана законом, имеют право на получение содержанияот государства. 8. Граждане вправе образовывать сообщества и соби-раться мирно без оружия, подавать петиции и предаватьгласности свои мысли печатным или каким-либо иным пу-тем. Пользование этими правами не может иметь другихграниц, кроме прав и свободы другого и общественной бе-зопасности. Печать ни в коем случае не может быть пос-тавлена в зависимость от цензуры. 9. Обучение свободно. Свобода обучения проводится вжизнь согласно определенным моральным и юридическим ус-ловиям, обозначенным в законе, и под надзором государс-тва. Этот надзор простирается на все без исключениявоспитательные и образовательные учреждения. 10. Все граждане одинаково допускаются ко всем об-щественным должностям, причем преимущественными мотива-ми для их назначения могут служить лишь их заслуги, иназначение происходит согласно условиям, обозначенным взаконе. Навсегда уничтожаются все дворянские титулы, все прирожденные отличия и различия классовые и касто-вые. 11. Всякая собственность неприкосновенна. Государс-тво, однако, может требовать отчуждения собственности вслучае общественной на то надобности, законным образомконстатированной, при условии справедливого и предвари-тельного ее возмещения. 12. Никогда не может быть применена конфискация иму-щества. 13. Конституция гарантирует гражданам свободу трудаи промышленности. Общество покровительствует и поощряетразвитие труда, предоставляя безвозмездное первоначаль-ное обучение, средства к профессиональному образованиюи устанавливая равенство в отношениях хозяина и рабоче-го, учреждая попечительства и кредитные общества, сель-скохозяйственные институты и свободные ассоциации. Общество с этой же целью организует через посредствогосударства, департаментов или коммун общественные ра-боты, предназначенные доставлять безработным занятие; общество оказывает помощь покинутым детям, калекам истарцам, не имеющим ни средств к существованию, ни род-ни, которая могла бы их содержать. 15. Все налоги установлены в видах всеобщего блага.Каждый облагается пропорционально своему благосостояниюи своим платежным средствам. 16. Ни один налог не может быть вводим и взимаеминаче, как в силу закона. 17. Прямой налог разрешается только на год. Косвен-ные налоги могут быть разрешаемы на несколько лет. Глава III О государственных властях 18. Всякая власть в государстве, в чем бы она не вы-ражалась, исходит от народа. Она не может поручатьсякому-либо с правом передать ее по наследству. 19. Разделение власти - это первое условие свободно-го правительства. Глава IV О законодательной власти 20. Французский народ поручает законодательнуювласть единому собранию. 24. Избирательное право - прямое и всеобщее. Подачаголосов происходит тайно. 25. Избирателями могут быть, независимо от своегоценза, все французы в возрасте от 21 года, пользующиесягражданскими правами. 26. Могут быть избираемы, независимо от своего мес-тожительства, все избиратели в возрасте от 25 лет. 27. Избирательный закон определит те обстоятельства, в силу которых французский гражданин лишается права из-бирать и быть избираемым. 31. Национальное собрание избирается на 3 года и обновляется лишь в полном своем составе. 33. Представители народа могут быть всегда переизб- раны. 34. Члены Национального собрания являются представите-лями не только избравшего их департамента, но и всейФранции. 35. Они не могут быть связаны повелительным манда- том. 36. Представители народа неприкосновенны. Они никогда не могут быть преследуемы, обвиняемы и судимы за мнения, высказанные ими в среде Национального собрания. 38. Каждый представитель народа получает вознаграж- дение...39. Заседания собрания происходят публично. Однако собрание может образовать из себя тайный комитет по желаниютакого количества представителей, которое определенорегламентом. Каждый представитель владеет правом парла-ментской инициативы; он пользуется этим правом сообразно формам, установ-ленным регламентом. 40. Присутствие членов собрания в количестве однимчеловеком больше половины необходимо для того, чтобыголосование законов было действительным. Глава V Об исполнительной власти 43. Французский народ поручает исполнительную властьодному гражданину, которому присваивается титул прези-дента республики. 45. Президент республики избирается на четыре года иможет быть переизбран лишь по прошествии промежуткавремени, равного четырем годам. 49. Президент вправе представлять через министровзаконопроекты в Национальное собрание. Он следит иобеспечивает выполнение законов. 50. Он располагает военной силой, но не вправе личноею командовать. 51. Он не может ни уступить какой-либо части терри-тории, ни распустить и отложить на время Национальноесобрание, ни ограничить влияние конституции и законов. 52. Он представляет ежегодно Национальному собраниюписьменное донесение об общем положении дел республики. 53. Он заключает и утверждает трактаты. Ни один до-говор не может быть окончательно заключен, пока он неподтвержден На-- циональным собранием. Это означало, что президент избирается тем же спо-собом, что и Национальное собрание: всеобщим голосова-нием. 54. Он следит за внешней безопасностью государства, ноне вправе предпринимать войны без согласия на то Нацио-нального собрания. 55. Он обладает правом помилования.Амнистии мо-гут быть дарованы лишь в силу соответствующего закона. Президент республики, министры и все другие лица, приговоренные Верховным судом, могут быть помилованылишь Национальным собранием. 56. Президент республики опубликовывает законы име-нем французского народа. 58. В продолжение срока, определенного для обнародо-вания закона, президент может мотивированным посланиемпросить нового совещания по поводу этого закона. Нацио-нальное собрание совещается еще раз, и теперь его реше-ние становится окончательным. 64. Президент республики назначает и смещает минист-ров. Он, сообразуясь с указаниями министров, назначаети смещает дипломатических агентов, главнокомандующегофлота и армии, префектов, высших начальников националь-ной гвардии Сенского департамента, правителя Алжира иколоний, главных прокуроров и других должностных лицвысшего порядка. Он назначает по предложению компетент-ного министра, оставаясь в пределах правил, установлен-ных по этому поводу законом, второстепенных правитель-ственных агентов. 67. Акты, издаваемые президентом республики, дейс-твительны без подписи министра только в том случае, ес-ли они заключают в себе назначение или смещение минист-ров. 68. Президент республики, министры, агенты и блюсти-тели государственной власти ответственны каждый в своейобласти за все деяния правительства и администрации. Всякая мера, принятая президентом республики, чтобыраспустить Национальное собрание, временно отложить егозаседания или воспрепятствовать ему пользоваться своимиполномочиями, - есть преступление, государственная из-мена. В силу такого действия президент утрачивает своиполномочия, граждане обязаны не оказывать ему повинове-ния, исполнительная власть переходит в руки Националь-ного собрания. Судьи верховного суда немедленно собира-ются; они созывают присяжных, чтобы те приняли учас-тие в суде над президентом и его сообщниками; они саминазначают магистратов, которые должны выполнять обязан-ности публичного обвинителя. Закон определит другиеслучаи привлечения президента к ответственности. Глава VII О внутренней администрации 76. Сохраняется деление государства на департаменты, круга, кантоны и коммуны. 77. Устанавливается в каждом департаменте управле-ние, состоящее из префекта, генерального совета, советапрефектуры. В каждом округе - субпрефект. В каждом кан-тоне - кантональный совет; однако в одном городе, раз-деленном на несколько кантонов, будет лишь один канто-нальный совет. В каждой коммуне - управление, состоящееиз мэра, его помощников и муниципального совета. 79. Генеральные и муниципальные советы избираютсяпутем прямой подачи голосов всех граждан, проживающих вданном департаменте или коммуне. Глава VIII О судебной власти 81. Правосудие отправляется безвозмездно от именифранцузского народа. Заседания происходят публично, ес-ли только публичность заседаний не представляет опас-ности для спокойствия или нравственности общества; вподобном случае суд особым постановлением объявляет обэтом. 82. В делах уголовных по-прежнему будет применятьсясуд присяжных. 83. Все дела о преступлениях политических и преступ-лениях печати подлежат исключительно суду присяж-ных. 85. Мировые судьи и их заместители, судьи первой ивторой инстанции, члены кассационного суда и государс-твенного контроля назначаются президентом республи-ки. 86. Должностные лица прокуратуры назначаются прези-дентом республики. 87. Судьи первой и второй инстанции, члены кассаци-онного суда и государственного контроля назначаются по-жизненно. Они не могут быть смещены или отставлены навремя иначе, как в силу имеющегося на то приговора су-да. 91. Обвинения, возбужденные Национальным собраниемпротив президента республики или министров, передаютсяна рассмотрение верховного суда, решения которого неподлежат обжалованию ни в кассационном, ни в апелляци-онном порядке. Этот же суд рассматривает и все дела, возбужденные Национальным собрани- ем по поводу преступлений отдельных лиц или заговоров, направленных против внутренней и внешней безопасностигосударства. Глава IX О вооруженной силе 102. Все французы отбывают воинскую повинность исостоят в национальной гвардии. 106. Закон определит, в каких случаях может бытьобъявлено осадное положение, и установит способы и пра-вила, которыми при этом следует руководствоваться. Глава ХПредписания частного характера 109. Территория Алжира и колоний объявляется фран-цузскими территориями и управляется особыми законами, пока специальным законом они не будет подчинены дейс-твию настоящей конституции. Глава XI О пересмотре конституции 111. Если... Национальное собрание выразит желание, чтобы конституция была изменена в ее целом или в ка-кой-нибудь ее части, пересмотр производится следующимобразом: желание Национального собрания получает своеокончательное выражение в соответствующей резолюциилишь после трех совещаний, следовавших друг за другом спромежутками в один месяц. Резолюция действительна, ес-ли она принимается тремя четвертями всех поданных голо-сов. Ревизионное собрание избирается только на тримесяца. Оно не вправе заниматься ничем, кроме пересмот-ра конституции, для которого оно и созвано. Конституции и законодательные акты буржуазных госу-дарств XVII-XIX вв. М., 1957. Раздел IV Третья республика во Франции Конституционный законоб организации государственных властей 25 февраля 1875 г. Статья 1. Законодательная власть осуществляется двумя соб- раниями: Палатой депутатов и Сенатом. Палата депутатов назначается всеобщим голосованием, согласно условиям, определенным законом. Состав и способ назна- чения и полномочия Сената определяются особым законом. Статья 2. Президент республики избирается по абсолютномубольшинству голосов Сенатом и Палатой депутатов, соеди-ненных в Национальное собрание. Он избирается на 7 лет. Он может быть переизбран. Статья 3. Президент республики имеет право законодатель-ной инициативы наряду с членами обеих плат. Он обнаро-дывает законы, принятые обеими палатами, следит за ихисполнением и обеспечивает его. Он имеет право помилования; амнистии могут быть да-рованы только законом. Он располагает вооруженной силой. Он назначает на все гражданские и военные должности. Предста- вители и послы иностранных держав аккредити- руются при нем. Каждый акт президента республики должен быть скреплен министром.Статья 5. Президент республики может с согласия Сенатараспустить Палату депутатов до истечения законного сро-ка ее полномочий. Статья 6. Министры солидарно ответственны перед палатами за общую политику правительства и индивидуально - за ихличные действия. Президент республики ответственен только в случаегосударственной измены. Статья 8. Палаты имеют право постановлениями, приня-тыми порознь в каждой из них, по собственному починуили по обращению президента республики, абсолютнымбольшинством голосов объявлять о необходимости перес-мотра конституционных законов. После принятия такой резолюции каждой из обеих палатони соединяются в Национальное собрание для производс-тва пересмотра. Закон об организации Сената 24 февраля 1875 г. Статья 1. Сенат образуется из 300 членов. Двести двадцать пять избираются департаментами и колониями исемьдесят пять избираются Национальным собранием. Статья 3. Никто не может быть сенатором, если он неявляется французом, моложе 40 лет, пользующимся граж-данскими и политическими правами. Статья 4. Сенаторы от департаментов и колоний изби-раются абсолютным б6льшинством коллегией, собираю-щейся в главном городе департамента или колонии и сос-тоящей из: 1. Депутатов. 2. Генеральных советников. 3. Советни- ков округов. 4. Делегатов, избранных каждым муници- пальным советом среди избирателей общины. Статья 8. Сенат имеет наряду с Па- латой депутатов право инициативы и выработки законов.Статья 9. Сенат может преобразовываться в верховныйсуд, чтобы судить президента республики или министров иразбирать дела о посягательствах на безопасность госу-дарства. Закон об отношениях государственных властей 16 июля 1875 г. Статья 1. Сенат и Палата депутатов собирают- ся ежегодно во второй вторник января, если президент республики не назначит созыва на более ранний срок. Статья 2. Президент республики имеет право экс-тренного созыва палат. Он обязан их созывать, если это-го требует в промежутке между сессиями, абсолютноебольшинство членов каждой палаты. Статья 3. За месяц по меньшей мере до истечения за-конного срока полномочий президента республики палатыдолжны соединяться в Национальное собрание для избраниянового президента... В случае смерти или отставки пре-зидента республики обе палаты собираются немедленно позакону. Статья 5.Заседания сената и Палаты депутатов пуб-личны. Однако каждая палата может распорядиться о зак-рытии дверей заседания посредством посланий, читаемых стрибуны одним из министров. Министры имеют доступ в обе палаты и должны выслуши-ваться, когда они того требуют. Статья 7. Президент республики обнародывает законы втечение месяца, следующего за передачей правительствуокончательно принятого закона. В продолжение сро-ка, установленного для обнародования, президент респуб-лики может обратиться к обеим платам с мотивированнымпосланием о новом обсуждении, в котором ему не можетбыть отказано. Статья 8. Президент республики заключает и ратифици-рует договоры. Он доводит их до сведения палат, кактолько интересы и безопасность государства это позволя-ют. Договоры мирные, торговые, возлагающие на государствофинансовые обязательства, относящиеся к личному состоя-нию и праву собственности французов за границей, явля-ются окончательными лишь после принятия их обеими пала-тами. Ни одна уступка, обмен или присоединение террито-рии не могут иметь места иначе как в силу закона. Статья 9. Президент республики не может объявитьвойну без предварительного согласия обеих палат. Статья 13. Ни один из членов той или другой палатыне может быть предан следствию или суду за высказанныеим мнения или подачу голоса при исполнении его должнос-ти. Республиканская форма правления не может быть предметом предложения о пересмотре. Конституции буржуазных стран. Т. 1. М.-Л., 1935. СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ Раздел IКонституционное законодательствопериода образования и последующего развития США Подраздел А Конституционное законодательствопериода образования США Декларация независимости 4 июля 1776 г. Принято единогласно





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.