Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






История становления и современные СМИ Италии, Испании






 

1. Развитие журналистики этих стран в ХVШ-Х1Х вв.

2. Особенности исторического развития СМИ в этих странах.

3. Важнейшие издания Италии, Испании и Португалии, их история и принципы деятельности сегодня.

 

Особенностью итальянской прессы являются ее древние традиции, восходящие еще ко временам античности. " Acta senatus", " Acta publica" - своеобразные газеты римского Сената представляли собой прототип газеты парламентских дебатов. " Acta diura populi romani" выходили ежедневно и содержали информацию о жизни государства и его граждан. Созданный по приказу Цезаря еженедельник " Комментариус рерум новарум" (" Записки о новых событиях") имел тираж около 10, 5 тыс. экз. - его переписывали 300 рабов. Колыбелью журналистики обычно считают Венецию 15-16 вв., когда появились первые " Листки новостей" - политические рукописные газеты. В 1468 г. в Италии было выпущено типографским способом послание Цицерона. К началу 16 в. все самые маленькие городки Италии имели свои типографии. Важнейшей особенностью первых средств массовой информации было почти полное молчание о внутренних проблемах тогдашней Италии. Наиболее значимыми изданиями 18 - начала 19 вв. были энциклопедический журнал " Каффе" (" Кофейня") литературный ежемесячник " Оссерваторе" (" Наблюдатель"), который издавал Гоцци. В эпоху Возрождения, в период освободительных войн против австрийского и испанского господства Италия была раздробленной и отсталой страной - 9 отдельных государств. Наполеоновское владычество (1796-1815) был отмечен рядом прогрессивных преобразований и относительным объединением страны. В это время были созданы две ежедневные газеты республиканской направленности " Оссерваторе делла репубблика итальяно" (" Обозрение итальянской республики") и " Коррьера милано" (" Миланский вестник"). Была достигнута определенная свобода слова и печати, которая оказалась утраченной в период Реставрации. Снова политика стала запретным плодом, усилилась цензура. Научные и литературные журналы вновь усилили на своих страницах тематику борьбы за объединение Италии, за политическую свободу, но осторожно, чтобы избежать преследований цензуры. В то время было немало бесплатных ежедневных и еженедельных периодических изданий, которые издавались властями, восхваляли существующие порядки, обсуждали далекие от политики вопросы, в частности, моды. Широкое распространение получила нелегальная печать патриотического характера: " Деи э пополо" (" Бог и народ"), " Джустиция э либерта" (" Справедливость и свобода"). Как единое государство Италия сформировалась в 1870 г. и до 1946 г. оставалось монархией.

Современные итальянские газеты формировались под влиянием французских и английских СМИ, но тираж их был невелик. Рекорд тиражности принадлежал миланской газете " Секоло" (" Век") - 100-120 тыс.экз. (в Англии и Франции максимум тиражей приближался к 1 млн. экз.). Второй была миланская " Коррьере делля сера" (" Вечерняя почта") - 90 тыс.экз., следующая за нею туринская " Стампа" (" Печать") - 60 тыс.экз. Даже ведущие итальянские газеты имели куда меньшие тиражи - 20-30 тыс. - римская " Миссаджеро" (" Вестник"), неаполитанская " Маттино" (" Утро"). Тиражи большинства итальянских газет не превышал 5 тыс.экз., однако даже маленькие города имели свои издания, например, в Бергамо издавали три ежедневные газеты.

На рубеже веков активно развивалась в Италии партийная печать, в основном республиканцев, социалистов и клерикалов. Республиканская партия выпускала две ежедневные газеты " Джорнале дель пополо" (" Народная газета") и " Италия дель пополо" (" Народная Италия"); итальянская социалистическая партия издавала более чем 50 периодических изданий, в том числе " Аванти! " (" Вперед! ", Рим), " Темпо" (" Время", Милан). Клерикалы имели ежедневную газеты в каждом городе, их главным изданием была " Оссорваторе Романо" (" Римский наблюдатель") - печатный орган Ватикана. В годы фашистской диктатуры (1922 - 1945) поставил итальянскую журналистику в трудные условия. Демократическая печать могла существовать лишь нелегально, или в других странах. Важную роль в антифашистской борьбе сыграла газета компартии Италии " Унита" (" Единство"), основанная в 1924 г. Она выходила 17 лет нелегально со дня своего запрещения в 1926 г. до легализации в Неаполе, после освобождения его союзными войсками в 1943 г. Газета выходит и сегодня.

Став республикой в 1946 г., Италия начала развиваться по пути буржуазной демократии на основе многопартийности. Христианские демократы, социалисты, республиканцы, социал-демократы - правящие партии Италии. В конце 50-х гг. в стране выходило 90 ежедневных газет и более 5тыс. периодических изданий политического, экономического, научного и литературного профиля. Их общий разовый тираж составлял 8 млн.экз. Закон о печати (1948 г.) позволяет им пользоваться свободой на информацию и публичные высказывания, но требует не допускать публикацию ложных, преувеличенных и тенденциозных сообщений, способных нарушить общественный порядок. За поношение государственного строя и оскорбление официальных лиц в 50-х гг. были преданы суду около тысячи итальянских журналистов.

Большинство газет выходили в наиболее развитой части Италии - на севере. 14 газет считали себя партийными - " Аванти! " (" Вперед! "), " Унита", " Воче републикана" (" Голос республики"), " Пополо" (" Народ"), " Джустиция" (" Справедливость"). В 1970-е гг. ежедневные газеты выходили в 38 городах Италии. в том числе 18 - в Риме, 12 - в Милане.

Сегодня Италия по-прежнему отстает в уровне развития ежедневной прессы, преобладают другие типы периодических изданий. Страна считается одним из лидеров по количеству журнальной периодики. Наиболее популярны журнал телепрограмм " Сорризи э концони ТВ" (" Улыбки и песни ТВ") и журнал для автолюбителей " Аутомобиле", еженедельник " Фамилья кристиана" (" Христианская семья"), их тиражи составляют около полумиллиона экземпляров. Пользуются устойчивым вниманием еженедельники " Эпока" (170 тыс.), " Панорама" (368 тыс.), " Экспрессо" (321 тыс.), еженедельные иллюстрированные издания " Оджи" (" Сегодня", 600 тыс.) и " Дженте" (" Народ", 550 тыс.). Наблюдается рост тиражей, хотя ежедневные газеты по-прежнему выходят тиражами не более 250 тыс. экз. (лишь шесть газет имеют больший тираж. Раньше все газеты страны относились к региональной прессе. Сейчас издается 6 национальных газет, 7 " надрегиональных", а также " провинциальные" газеты. Газеты, как и раньше, неравномерно распределяются по территории Италии: 42 - на севере, 22 - в центре, 14 - на юге. Особенность итальянских СМИ - обилие спортивных газет (больше только в Испании). Наиболее крупные - " Гадзетта делла спорт", " Коррьере делла спорт" и " Туттоспорт" (" Весь спорт"), их тираж составляет шестую часть тиража ежедневной прессы.

Крупнейшие газеты сегодня - " Репубблика" (Рим, тираж 600-700 тыс.экз), " Коррьере делля сера" (" Вечерняя почта", Милан) - 90 тыс.экз., следующая за нею туринская " Стампа" (" Печать", Турин) - 60 тыс.экз.

Государство предоставляет издателям газет и журналов субсидии и льготы, освобождает от уплаты подоходного налога, дает скидки на бумаге. Основой финансирования печати была и остается реклама. Но рекламные инвестиции в прессу упали, но, как и везде, выросли вложения от рекламы в 2 раза.

Определяющим фактором функционирования прессы является высокий уровень монополизации прессы, ее зависимость от ведущих монополий. Некоторые являются прямыми владельцами печати, радио и телевидения. Прежде всего это группа ФИАТ, принадлежащая семейству Аньелли. Она владеет " Коррьере делля сера" (" Вечерняя почта"), " Стампа" (" Печать") " Коррьере делла спорт". Тираж принадлежащих ей газет превышает на 5% установленный законом " потолок" монополизации в 20%, сходное положение и в региональной прессе на северо-западе Италии - ФИАТ перешагнул установленный предел в 50%. Ей принадлежит часть акций ряда издательств, а также зарубежных СМИ. Значительная часть изданий принадлежит политическим партиям и профсоюзам.

Радиовещание существует в Италии с 1924 г., телевидение начало вести свои передачи в 1954 г. До 1977 г. оно было государственным. В 1984 г. в стране было 14 млн. телеабонентов и 15 млн. слушателей государственного радио. Италия занимает второе место в мире (после США) по количеству телестанций (7 национальных и 500 местных). Телевидение регулярно смотрят 89% итальянцев, радио слушают - 43%, ежедневные газеты читают 34%. В 1977 г. была отменена государственная монополия на ТВ и появилась частная телестанция " Телемилано", ее владелец С.Берлускони, которому принадлежат три крупнейшие коммерческие телесети страны - " Канале-5", " Италиа-1", " Рете-4". Есть в стране и другие телестанции, например сеть " Эуро-ТВ" (" Юго-восточный ветер-ТВ"), которой владеет Каллисто Тацци. В нее входит один национальный канал, 20 местных станций и региональная программа новостей. Всего в сфере коммерческого телевидения в Италии действует 6 национальных и паранациональных сетей, 290 местных и региональных телестанций. Они стали основными конкурентами государственного телевидения. В середине 80-х частное телевидение охватывало почти половину аудитории страны и даже начинало опережать государственное, но потом положение выровнялось.

В последнее время в Италии идет процесс приватизации крупнейших государственных групп СМИ, он будет продолжаться. В частном секторе СМИ идет создание финансово-промышленных гигантов, как например, проект " СуперДжемина".

В 90-е гг. произошел распад послевоенной партийной структуры Италии, перераспределение сил. В 1985 г. насчитывалось 38 политических формирований, которые располагали своими средствами массовой информации. Между партиями и их СМИ идет постоянная борьба, особенно острая во время предвыборных кампаний. В середине 90-х гг. она была связана с подготовкой референдума, на который в том числе выносились, вопросы, связанные с деятельностью телевидения, в частности коммерческого. Случай уникальный в мировой практике. Итальянцы должны были решить, оставить ли без изменений закон о коммерческом телевидении, ряд положений которого Конституционный суд признал неконституционными. В частности, итальянцы должны были высказаться " за" или " против" права прерывать рекламой фильмы, театральные, оперные и музыкальные спектакли. Результаты референдума показали, что телезрители против изменения сложившейся системы ТВ в стране, за приватизацию государственного телевидения. Был принят новый закон о телевидении, предполагающий усиления роли парламента в контроле за деятельностью телевидения. Он формирует правление государственного ТВ РАИ из 8 человек - 4 от правящего большинства, 4 от оппозиции.

Доходы РАИ складываются из поступлений от рекламы и производства телепродукции, а также абонентской платы. Но с последним возникают сложности - не все телезрители вносят плату на ТВ. В некоторых регионах число неплатильщиков 40%. Теперь по новому законодательству, государственное ТВ получило возможность иметь платные телеканалы.

Национальное агентство новостей АНСА было создано в 1945 г. рядом газет на корпоративных началах и является крупнейшим в стране. Сегодня в него входят издательства большинства ежедневных газет. Специализируется на внутренней и международной информации, обменивается ею с 65 зарубежными ИА. Имеет исключительное право распространения информации крупнейших мировых агентств в Италии. Его услугами пользуются десятки итальянских и зарубежных периодических изданий, радио- и телевизионных станций. Информация передается на итальянском, французском, английском языках. Имеет собственную фотослужбу.

История страны отражается и в истории становления и развития прессы. Испания - яркий тому пример. У нее богатая и древняя история. Это величайшая колониальная держава, " владычица" морей, первооткрывательница новых земель. Жесткий контроль инквизиции над духовной жизнью страны замедлили развитие журналистики и становление периодической печати. Особая страница - гражданская война (1936-1939), коммунистические СМИ этих времен. А затем - более 40 лет фашисткой диктатуры, наложившей след и на журналистику Испании. Современные СМИ страны - это демократические СМИ.

Первая типография появилась в Испании в 15 в. Основание первой газеты связано с именем Хуана Австрийского. Это " Гасета нуэва де Мадрид", которая вышла в 1661 г. и повествовала о политических и военных событиях 1660 г. " в большей части света". За 2 года вышло 20 номеров, каждый - на 8 полосах.

Во второй половине 18 в. резко выросло количество периодических изданий. С 1758 г. начала выходить ежедневная газета " Диарио де Мадрид" (" Мадридская газета"). В ней печатали, в частности, стихи читателей, объявления о приглашении на работу, продаже вещей и животных. В 90-е гг. появляются ежедневные газеты в Барселоне - " Диарио де Барселона" (" Барселонская газета", 1792), Валенсии - " Диарио де Валенсия" (1790), Севильи - " Диарио историка э политико де Севилья" (1792), Сарагосе - " Диарио де Сарагоса" (1794), Мурсии - " Диарио де Мурсия" (1792). Газеты подвергались предварительной цензуре. В 1837 г. был принят новый закон о печати, была отменена предварительная цензура, но издатель обязан был перед реализацией тиража доставлять два экземпляра издания местным властям, которые могли запретить его распространение, если оно представляло угрозу общественному спокойствию.

Уже в начале 19 в. в испанской журналистике появляется тенденция критического реализма, революционного демократизма. Постепенно формируется как буржуазная, так и рабочая печать. В 1920 г. начинает выходит газета компартии Испании " Эль коммуниста" - на 4 полосах один раз в две недели, потом еженедельно. Она неоднократно подвергалась гонениям. С 1921 г. выходит социалистическая газета " Ла анторча" (" Факел"), на страницах которой пропагандировался опыт Советской России. В 1931 г. появилась еженедельная воскресная газета " Мундо обреро" (" Рабочий мир"), которая и сегодня является основным издание компартии. Наибольшее количество коммунистической периодики издавалось в 1936-1939 гг., которые как по содержанию, так и по форме не уступали крупнейшим испанским изданиям.

После поражения республики была установлена фашистская диктатура, которая подавляла всякое инакомыслие, создала свою - фашистскую систему прессы, ликвидировала прежнюю свободу печати, слова, высказываний. Помимо официальной прессы, в эти годы издавались и нелегальные издания, в частности воскресная газета коммунистов.

Особенностью испанской печати можно считать низкую популярность печати, причина отчасти в том, что газета как средство информации была дискредитирована в годы диктатуры. В Испании, где живет 40 млн. чел. издается всего 120 еженедельных газет (в том числе 12 общенациональных), 72 провинциальные газеты выходят нерегулярно и ограниченными тиражами. 30 газет издаются административными центрами провинций только по понедельникам. Тиражи их невелики - 50-100 тыс. экз. Но главная причина финансовая - основная часть денег, выделяемых правительством прессе идет информационному агенству ЭФЭ. Реклама же в основном идет на радио и ТВ.

Кроме того, в Испании по закону, установленному еще во времена фашистского режима, профессиональным журналистом считается лишь тот, кто имеет соответствующий диплом.

Испанские газеты можно разделить на три группы: " независимые" (частные), партийные и государственные.

Обычно пакет акций частных газет и журналов принадлежит монополиям или банкам, которые оказывают на них необходимое влияние. В информационной индустрии действует 6 групп, которые контролируют большую часть прессы: " Пренса Испаньола", " Эдитораль католика", " Конте Годо", " Иглесия", " Опус Дей", " Мундо". Среди крупных газет надо назвать " А-Бэ-Сэ" (изд. в Мадриде и Севилье, тираж 200 тыс.), " Ай" (" Уже", осн. в 1935 г., тираж 110 тыс.).

Государственные газеты появились еще при франкистском режиме: " Болетин офисиаль де лас кортес эспеньолас" (" Официальный бюллетень испанских кортесов"), " Болетин офисиаль дель эстадо" (" Официальный государственный бюллетень", основан в 1936 г.).

Ежедневных газет немого. Две наиболее влиятельных и популярных - " Паис" (" Страна", 1976, тираж 300 тыс. экз.) и " Вангуардиа" (" Авангард", основана в 1881 г., тираж 300 тыс.экз.).

Большинство политических партий имеют свои газеты и журналы. Еженедельный журнал правящей социалистической рабочей партии " Сосиалиста" (1886 г.). Но не все издания афишируют свою связь с партиями.

После падения режима Франко появились газеты на национальных языках автономных областей, чего раньше не было. В Барселоне стала выходить газета на каталонском языке " Авуи" (" Сегодня", основана в 1076, тираж 80 тыс.), в стране басков - " Эхин" (тираж 50 тыс.).

В Испании выходит 900 еженедельных и ежемесячных журналов разного профиля, в том числе 20 - политических, 75 - экономических, более 100 медицинских, 30 - по культуре, литературе и искусству. Общий разовый тираж журналов составляет 11 млн. экз. Наиболее популярен " Интервью" (основан в 1976 г., тираж 500 тыс.) - иллюстрированный еженедельник развлекательного характера.

Испанцы в последнее предпочитают радио и телевидение, отдают этому по 3 часа в сутки, а на чтение газет тратят ежедневно всего 12 минут. ТВ появилось в Испании в 1956 г. Сейчас испанцы могут принимать две государственные и три частные телепрограммы.

В 1980 г. был принят закон о радио- и телевещении, по которому органы управления автономных регионов могут открывать местные телеканалы. Это помогает сохранять культуру национальных меньшинств. В 1982 г. появился телеканал у басков " Эускал теле-биста", в 1984 г. - в Каталонии, в 1985 г. - в Галисии. Кроме общеевропейских проблем (коммерциализация, концентрация, американизация) у ТВ Испании есть специфическая - негласная цензура католической церкви, которая продолжает сохранять огромное влияние на политическую, духовную и культурную жизнь Испании.

Информационное агенство ЭФЭ - крупнейшее среди агенство испаноязычного мира. Считается акционерным обществом, но 33% акций принадлежит государству и столько же Национальному институту промышленности, которое контролирует государство.

ЭФЭ передает информацию СМИ своей страны и странам Латинской Америки, обменивается информацией с 30 ИА. Имеет радио- и телередакции, службы спортивной информации и информации о корриде, фотослужбу. Располагает 80 отделениями и корпунктами за рубежом.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.