Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ослабление агрессивности

Воспитывать — значит правильно организовать жизнь ребенка. В правильной жизни правильно рас­тут дети.

Л. С. Выготский

Простая констатация плохих черт ребенка (ты жестокий, ты грубиян), как правило, не дает положительных результатов. В.А. Сухомлинский напоминал педагогам, что нельзя обнажать недостатки ребенка, надеясь, что он сам сможет критически оце­нить свое поведение и изменить его. Работа по ослаблению агрес­сивного поведения, изменению агрессивных состояний и ориен­тации для учителя трудная и кропотливая.

Итак, вы накопили достаточно представлений об уровне агрес­сивности своих учеников, ранжировали их по силе проявления этого качества и выделили группы детей: 1) не агрессивные, 2) умеренно агрессивные и 3) с повышенной (высокой) агрессивно­стью. Коррекционная работа для каждой группы будет различной по глубине, интенсивности и длительности.

Детей не агрессивных или со слабо выраженной агрессивно­стью отличают конформизм, неумение постоять за себя, повлиять на других. Некоторые считают это недостатком и предлагают кор­рекцию для таких детей, как воспитание «бойцовских» качеств, без которых прожить трудно. Многие родители открыто призыва­ют своих детей быть более жесткими, когда их обижают. Учитель не посчитает это недостатком и будет приобщать таких детей к активной деятельности, где необходимо проявлять самостоятель­ность, инициативность, сотрудничать с другими детьми, влиять на них. С подгруппой спокойных детей учитель занимается толь­ко в том случае, когда они явно «выпадают» из общего состава учеников. Нельзя пытаться ликвидировать природную сдержан­ность, толерантность таких детей, нужно постараться сделать их

более уверенными в себе. Конечный итог усилий учителя — уче­ник поверил в собственные силы.

Детей с повышенной агрессивностью отличают озлоблен­ность, самоуверенность, распоясанность, несдержанность. Обща­ясь с ними, педагог должен быть подчеркнуто мягок, сдержан, терпелив, своим видом показывать, что прекрасно понимает внутреннее состояние маленького драчуна: ведь, терроризируя других, он нередко сам страдает от собственной упрямости, не­сдержанности. Даже причинив боль другому, утихомирив вспыш­ку своего гнева, он продолжает испытывать чувство досады, не­удовлетворенности. Учитель должен почувствовать внутренние переживания ребенка, подсказать ему, что будет трудно справить­ся собственными силами, что педагоги, родители, друзья — его союзники в решении внутренних проблем. Ребенок должен по­чувствовать, что его любят, ценят, хотят видеть более сдержан­ным, великодушным, умеющим владеть собой, что нужно избав­ляться от плохих поступков. В этом ему помогут правила, которые предлагает учитель, а именно:

—необходимо несколько раз глубоко вдохнуть, если почувство­вал гнев;

—не давать волю рукам, пока медленно не сосчитаешь до 10;

—подумать,: что будет потом, представить последствия своего
поведения;

—каждое утро давать себе обещание не вступать в конфликты;

—вечером подводить итоги прошедшего дня: хвалить себя, если
день прошел спокойно; штрафовать себя за каждый срыв на­
строения и поведения;

—проводить закаливание организма, умываться холодной водой;

—тренировать волю (учитель поможет подобрать комплекс уп­ражнений).

Проследить за выполнением этих правил может и учитель, и кто-то из друзей, кому доверяет ребенок, родители, которые в бе­седа о проведенном дне могут напомнить ему, что необходимо было сделать, если его кто-то обидел.

В этом возрасте еще действует испытанный метод коррекции поведения детей, т. е. переключение внимания. Если педагог ви­дит, что ситуация может спровоцировать проявление агрессивно­сти, то ее немедленно следует заменить другой: по-иному расса­дить детей, дать им другие поручения и т. д. Постепенное разрушение связи «ситуация — поступок» всегда помогает при коррекции отклоняющегося поведения. Не давать образовывать­ся постоянным связям, приучать детей все время активно осмыс­ливать ситуацию, приноравливаться к ней будет педагог.

Переключая активность агрессивного ребенка в конструктив­ное русло, педагог будет опираться на его индивидуальные осо­бенности, прежде всего — интересы и склонности. Постепенное усложнение задач, требующих решительности, смелости, энер­гичности, позволяет отвлечь ребенка от мелочного «выяснения отношений» на организацию общей деятельности, успех которой зависит от умения сотрудничать с другими.

В комплексе будут применены различные методы и методики коррекции, подкрепленные разнообразием организационных форм (рис. 20).

1. Беседы. Во время беседы учитель предлагает детям вспом­нить случаи, когда они были оскорблены, напуганы, унижены. Выяснит, что тогда случилось, почему это произошло, и подумает вместе с детьми, что нужно было сделать, чтобы избежать подоб­ных происшествий. Он выделит и разовьет мысль о том, что по­нять переживания и поступки других людей нам мешает гордыня, душевная черствость, безразличие, желание отомстить, причи­ненная боль, чувство гнева, оскорбления, желание всегда и во всем быть правым, ревность, зависть. Всегда нужно стремиться понять, почему так поступает другой человек, и лишь потом на­чинать действовать.

Особенно ценны профилактические беседы, которые проводят­ся с целью недопущения или нежелательного развития событий. Агрессивные дети вначале действуют, а потом думают. Чтобы уменьшить опасность, педагог должен постоянно напоминать о необходимости мирового разрешения конфликтов. Свои доводы он подкрепит ссылкой на закон, права других людей. Расспросит детей, что они об этом уже знают. Популярно и подробно расска­жет им, какие права имеют другие люди, почему их необходимо уважать.

2. Ролевые игры. В них воспроизводятся реальные ситуации,
которые уже были пережиты детьми, или ситуации, которые
предположительно могут возникнуть в будущем. Главная цель —
научить детей правильно вести себя. В ситуациях, которые уже
были и закончились агрессией, дети ищут способы мирового раз­
решения конфликта, показывают в игре, как можно было бы из­
бежать недостойного поведения. Если воспроизводится ситуация,
в которой ученик проявил неоправданную (завышенную, ненуж­ную) агрессивность, обязательно нужно найти адекватное миро­
вое разрешение конфликта. Наиболее ценными будут те варианты
решений, когда ребенок сам находит правильный выход из ситуа­ции, совершает обдуманный выбор.

Разыгрывание ситуаций:

—сошлись два сердитых мальчика, один не хочет уступать друго­му (аналог сказки «Два козлика»);

—плохое настроение у девочки, ее оскорбил мальчик — дергал за
косички, развязал бант. Как поступить девочке?

—дети положили кнопку на стул учительнице. Она больно уко­лолась и обиделась. Что делать учителю, как посоветуют дети?

—один мальчик нечаянно толкнул другого, тот упал, больно уда­рился и бросился с кулаками на обидчика. Но тот же неумыш­ленно толкнул; как быть?

—старший обижает младшего, тот плачет. Что посоветуют дети?

3. Поручения. Если учитель видит, что кому-то необходима по­мощь, он предлагает детям проявить чуткость: написать открыт­ку, посетить этого ребенка, позвонить ему по телефону и сказать
приятные слова или просто сделать что-нибудь приятное. Когда
детей этому учат, они растут отзывчивыми, внимательными, зна­ют, как поступать, как выразить свои чувства или внимание. Осо­бенно значимы эти проявления, когда они идут от самих детей.
К сожалению, очень редко учат детей чуткому, внимательному,
доброму отношению к другому, потому они растут агрессивными,
невоспитанными. Чтобы действовать правильно, нужно не только
хотеть, но и знать, что, как и когда нужно делать. Особенно важно
научить детей преодолевать сопротивление другого: большинство
из нас проявляет излишнюю замкнутость, нежелание вступать ни
в какие отношения с другими. Это вредит каждому, создает не­
нужное напряжение.

Агрессивность некоторых детей учитель должен ослаблять, по­ручая им заботиться о домашних животных. Хорошо, если ребенок расскажет в классе, как он ухаживает за своим любим­цем, почему нельзя плохо относиться к животным. Важно, чтобы он сам себя услышал. А вербализация скрытых внутренних чувств не только способствует их лучшему пониманию, но и закрепле­нию в виде убеждений и стимулов к совершению действия в нуж­ном направлении. Не только в данном, но и в других подобных случаях необходимо стремиться к тому, чтобы ребенок произно­сил вслух хорошие намерения, правильные оценки, чтобы он сам слышал их из своих уст.

4. Упражнения. В коррекции агрессивного поведения они могут приобретать различные формы — действий по образ­цу, выполнения правил, изобразительной и физической дея­тельности. Трудные упражнения вначале должны быть по­сильными.

Успокаивающими упражнениями для агрессивного состояния считаются физические, а также упражнения для дыхания. Извест­но, что глубокие вдохи и выдохи — это эффективное средство ре­гулирования состояний гнева, печали, страха.

Приведем примерные упражнения.

Хождение по канату. Две команды по очереди ходят по канату (или узкой доске), проложенному по полу. Пока члены одной команды по очереди переходят класс, дети из другой команды всячески им мешают: кричат, машут руками и т. д. Руками со­перника касаться запрещено. Касание пола — потерянное очко. Нужно держать равновесие, оставаться спокойным, дойти до финиша. Побеждает та команда, которая проявила больше вы­держки, где дети меньше реагировали на провокационные вы­ходки соперника.

Игра эта очень полезная. Сочетается с беседой, другими игра­ми, упражнениями. Можно ее проводить тогда, когда заниматься физкультурой на улице мешает погода.

На уроках физкультуры для снятия накопившегося напря­жения полезно проводить перетягивание каната, бег с препят­ствиями, эстафеты и другие подвижные игры. Здесь ученики могут дать выход своим чувствам, и это надолго удерживает их от вспышек агрессивных побуждений. Играть нужно чаще, больше и на каждом занятии. На уроках физкультуры дайте де­тям возможность поваляться на ковре, попрыгать, побить бок­серскую грушу. Не менее полезны игры с мячом, бадминтон, хоккей.

Для ослабления и профилактики агрессивного поведения учи­тель применяет специальные методики. Если он будет действовать по определенной системе и его работа будет комплексной, последовательной, посильной и постепенно усложняющейся, то результаты должны быть хорошими.

1. Учитель будет использовать только те средства влияния на
детей, которые не вызывают их внутреннего сопротивления.
Если какой-то метод, прием, действие неохотно воспринимает­ся детьми, от него следует отказаться, понять причину невос­приятия и найти новое адекватное средство. Часто бывает, что
дети сначала чего-то не хотят, а потом привыкают и с удоволь­ствием выполняют. Если речь идет о средстве полезном и необ­ходимом, то учитель будет применять его, несмотря ни на какое
сопротивление.

2. Учитель будет выбирать преимущественно универсальные
упражнения и задания, чтобы их можно было использовать не
только для исправления агрессивности, но и для коррекции дру­гих недостатков. Методики должны быть пригодны для классной
и внеклассной работы с детьми.

3. Начиная антиагрессивную коррекцию, педагогу необходимо
будет помнить: у агрессии два конечных результата — либо она
вознаграждается и тогда получает свое дальнейшее развитие, либо
не приносит успеха, подавляется и тогда формируется неагрес­сивный стиль поведения. Резкое подавление агрессивного пове­дения может вызвать у ребенка подчинение, покорность. Это
плохо, так как развивается такая не очень хорошая черта, как бо­язнь, беспрекословное подчинение.

4. Поставив ученика в такие условия, где нежелательное пове­дение не приветствуется, а нормальное поощряется, учитель может достигнуть быстрых и радикальных улучшений. Однако такое
изменение поведения недолговечно. Исчезают стимулы, меняется
поведение.

5. Дети, чьи родители часто применяют наказания, обычно аг­рессивны. Они хорошо усваивают уроки, преподаваемые розгой,
как общий метод решения всех проблем. Без окрика или шлепка,
по их убеждению, ни одно дело не движется. Что будет делать с
такими детьми учитель в школе? Применять родительские спосо­бы воздействия он не будет. Но если связь «подзатыльник — дей­ствие» уже сформировалась и стала прочной, другого выхода нет.
Но нужно помнить, что сила «взрыва» должна быть адекватной
прочности связи. Слабый «взрыв» связь не разрушит, а силь­ный — навредит. Об этом нельзя забывать, применяя данный ме­тод и для других целей.

6. Педагог, владеющий методикой замещения агрессивных пе­реживаний, обучит ей детей. Это эмоциональная разрядка посредством внешнего выражения эмоций и заместительных действий. Учите детей, когда они в ярости, давать выход гневу на неодушев­ленные предметы: пусть они бьют палкой по забору, колотят чуче­ла, стегают плеткой воображаемые чудовища, бросают камни в злых великанов. Если ребенка распирает от ярости, мы должны от­крыть клапан. Вспомните, как все удивлялись, когда на японских предприятиях выставили чучела руководителей, чтобы каждый мог выместить свою ярость, отстегав их плеткой. Нечто подобное мож­но было бы придумать и в школах, раз у нас нет полной гарантии, что врожденная агрессивность может быть преодолена.

7. Во всех наблюдениях дети становились менее агрессивными,
когда их агрессивное поведение игнорировалось, а неагрессив­ное — поощрялось. Наказывать такого ребенка — пустая трата
времени и сил.

8. Учитель, упреждая детскую агрессивность, покажет детям,
как нужно снимать накапливающуюся злость. Из коррекционных
методик он выберет ту, которая будет наиболее приемлема для
быстрого снижения эмоциональной напряженности, хорошо ов­ладеет ею и научится мастерски применять.

9. Родителям надо подсказать, что необходимо добиваться дис­циплины без применения слишком суровых наказаний.

Подытоживая, еще раз подчеркнем, что эффективность
коррекционной работы зависит от того, насколько правильно
педагог определил агрессивную напряженность класса и на­
сколько адекватные методы коррекции он применил. Накопив
достаточно представлений об уровне агрессивности всех уче­ников класса, он ранжировал их по силе проявления этого ка­чества и выделил три группы детей: 1) не агрессивных, 2) уме­ренно агрессивных, и 3) с повышенной (высокой) агрессивно­стью. Выбор коррекционных методик зависит от конкретных условий;

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тестовый материал. | Диагностика агрессивности по тесту Басса—Дарки




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.