Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Агрессивность в структуре личности спортсмена






Данные по изучению агрессивности в стуктуре личности спорстмена носят неоднозначный и противоречивый характер. Так, в соответствии с результатами исследований нашей сотудницы Б. Белецкой [8], дзюдоисты-мастера спорта не отличаются повышенной агрессивностью, относятся к экстравертированным и демонстративным личностям со средними уровнями психостении, нейротизма, генетической тревожности, пониженной педантичностью и дистимичностью. Большинство из них принадлежат к эмотивному типу личности (70 %). В соответствие с классификацией К. Леонгарда, всем спортсменам свойственны черты экзальтированности: тенденции к частым сменам психических состояний с доминированием повышенного уровня активации и жаждой деятельности. Высшая нервная деятельность большинства из них характеризуется сбалансированными процессами возбуждения и торможения, их оптимальной подвижностью и высокой выносливостью нервной системы. Мощная мотивация к спортивной деятельности, " взрывной" тип этой деятельности в сочетании с характерными для них психическими свойствами позволили этим спортсменам достичь высокого уровня мастерства без ярко выраженной агрессивности.

Примерно те же закономерности установили О. Фотуйма и В. Майструк [71]. Обследовав 235 легкоатлетов, пловцов, гимнастов, боксеров, дзюдоистов, вольников, тхэквондистов, футболистов и баскетболистов, они пришли к заключению, что большинство из них не отличаются повышенной агрессивностью (80, 4 %). Тенденции к агрессивному поведению характерны только для 19, 6 обследованных спортсменов. Большая часть агрессивных спортсменов (84, 8 %) ориентирована на избегание неудачи, и только 15, 2 % – на достижение успеха. У неагрессивных личностей обратные тенденции: ориентированы на успех 70, 9 % спортсменов, на избегание неудачи – 29, 1 %. По мнению авторов, мотив избегания неудачи у агрессивных спортсменов указывает на формирование типа личности с низким уровнем саморегуляции [71], в то время как у неагрессивных спортсменов, ориентированных на достижение успеха, агрессия носит инструментальный характер (!), а поведение отличается достаточной гибкостью и широким спектром приспособительных реакций. Из всего этого делается вполне однозначный вывод: высокий уровень агрессивности следует рассматривать как деструктивный фактор в поведении спортсмена.

Подобная категоричность суждений вызывает ряд непростых вопросов. В частности, непонятно, откуда у неагрессивных спортсменов появляется агрессивность, причем инструментальная? И какой вид агрессивности – реактивная или инструментальная, – доминирует у агрессивных личностей? В случае доминирования инструментальной – это ориентация на успех, а не наоборот. В исследованиях ничего не сказано на сей счет.

личностей? В случае доминирования инструментальной – это ориентация на успех, а не наоборот. В исследованиях ничего не сказано на сей счет. Да и сама методика определения агрессивности с помощью " теста руки" является проективной, что предполагает должную научную эрудицию в интepпpeтaции результатов исследования.

 

Не добавляют ясности в решение этих вопросов и исследования О.Я. Кравцова и О.О. Ежовой [38]. При изучении различных форм агрессии у 112 студентов 17-18 лет первого курса института физической культуры они установили (табл. 6.1) закономерности, прямо противоположные выводам О. Фотуймы и Е. Майструка.

Таблица 6.1 Формы агрессии у студентов-первоурсников института физической культуры (%) [О.Я. Кравцов, О.О. Ежова, 2007]  
Показатели Уровни
низкий средний высокий
Физическая агрессия 3, 2 27, 3 69, 5
Непрямая агрессия 28, 9 69, 5 1, 6
Раздражение 14, 1 75, 0 10, 9
Негативизм 11, 7 39, 8 48, 5
Подозрительность 13, 3 71, 1 15, 6
Вербальная агрессия 6, 3 48, 4 45, 3
Общая агрессия 3, 1 74, 2 22, 7
Враждебность 6, 3 76, 5 17, 2
Таблица 6.1 Формы агрессии у студентов-первокурсников института физической культуры (%) [О.Я. Кравцов, О.О. Ежова, 2007]  
Показатели Уровни
низкий средний высокий
Физическая агрессия 3, 2 27, 3 69, 5
Непрямая агрессия 28, 9 69, 5 1, 6
Раздражение 14, 1 75, 0 10, 9
Негативизм 11, 7 39, 8 48, 5
Подозрительность 13, 3 71, 1 15, 6
Вербальная агрессия 6, 3 48, 4 45, 3
Общая агрессия 3, 1 74, 2 22, 7
Враждебность 6, 3 76, 5 17, 2
             

В частности, количество студентов с высоким уровнем проявления различных форм агрессии составляет 31, 9%, средним – 55, 2% и низким – 12, 9%. Такое процентное соотношение студентов по уровням различных форм агрессии свидетельствует о несоответствии изучаемой выборки закону нормального распределения [62]. В данной выборке превалируют студенты-спортсмены со средними и высокими уровнями агрессивности. Высокий уровень физической агрессии характерен для 69, 5 % обследованных, негативизма – для 48, 5 % и общей агрессии – для 22, 7 %. Последний показатель в 7, 3 раза превышает процент студентов с низким уровнем общей агрессии (табл. 6.1). Этот статистический анализ подтверждает наличие в группе студентов-спортсменов большего числа лиц с повышенной агрессивностью, однако причины этой агрессивности не вскрывает. Вероятнее всего, это не генетическая агрессивность, а результат фрустрации у студентов 17-18 лет, попавших в новые для них условия жизнедеятельности.

Неоднозначность рассмотренных результатов исследований объясняется различиями в методах определения агрессивности, объемах изучаемых выборок, и в первую очередь – разной специализацией и квалификацией спортсменов, что и приводит к неоднозначной интерпретации фактических данных. Вне рамок этих исследований остаются важные для практики спорта взаимоотношения агрессивности с квалификацией спортсменов, их полом, уровнем притязаний, интеллектом, темпераментальными свойствами и личностными характеристиками.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.