Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






глава четвертая

ПРОСВЕТЛЕНИЕ

НЕЗАВИСИМОСТЬ

НЕЗАВИСИМОСТЬ

КАЙВАЛЬЯ ПАДА: ОБ ОБОСОБЛЕНИИ

КАЙВАЛЬЯПАДА

Глава об освобождении

Об абсолютном освобождении

ЧАСТЬ О КАЙВАЛЬЕ

КАЙВАЛЬЯПАДА или ОБ ОСВОБОЖДЕНИИ

ОСВОБОЖДЕНИЕ

 

1.

1.1. Высшие и низшие сиддхи (или силы) достигаются от воплощения, или посредством наркотиков, слов силы, интенсивного желания, или медитацией

1.2. Сиддхи – силы, способности, достигаемые рождением, химическими средствами, силой слова, аскетизмом или сосредоточением

1.3. Сиддхи [силы] приобретаются от рождения, химическими средствами, силою слов, самообузданием или сосредоточением

1.4. " Совершенства" порождаются Рождением, Медицинскими Эликсирами, Заклинаниями, Аскетизмом и Союзом (Джанма, Ошадхи, Мантра, Тапас, Самадхи).

1.5. Исключительные ментальные способности могут быть достигнуты:

· получены генетически по наследству;

· за счет использования трав, как предписано в Ведах;

· посредством произнесения магических формул;

· за счет сурового аскетизма;

· благодаря достижению такого состояния сознания, в котором слияние разума и объекта неподвластно влиянию помех (самадхи).

1.6. Сверхъестественные силы приобретаются от рождения, зельем, мантрами, тапасом и посредством самадхи

1.7. Совершенные способности возникают благодаря [соответствующей форме] рождения, лекарственным снадобьям, [чтению] мантр, практике аскетизма [и] йогическому сосредоточению.

1.8. Сиддхи (совершенства) приобретаются Самадхи, аскетизмом, мантрой, химическими средствами и от рождения

1.9. Сверхъестественные силы возникают от рождения, а также зельями, мантрами, подвижничеством и самадхи

1.10. Силы Сиддхи или даются от рождения, или приобретаются лекарствами, воздержанием и Самадхи

 

2.

2.1. Перенос сознания из низшего проводника в высший – это часть великого созидательного и эволюционного процесса

2.2. Преобразование в иной вид достигается заполнением природы

2.3. Переход из одного вида в другой совершается через восполнение природой

2.4. (Когда тела одного вида превращаются в тела другого вида), имеет место превращение в другого, которое осуществляется благодаря превращению составных частей.

2.5. Переход от одного набора характеристик к другому существенно зависят от основных рассматриваемых свойств.

2.6. Переход в другое существование (джати) вследствие " переполнения", связанного с материальными факторами (пракрити).

2.7. [Их] трансформация в другую форму существования [происходит] в результате восполнения первопричины.

2.8. Наполнением Пракрити (происходит) превращение от одного (вида Сиддхи) к другим

2.9. Переход в другое жизненное состояние совершается потоком пракрити (природной созидательной силы).

2.10. Переходы из одного вида в другой совершаются через восполнение природой

 

3.

3.1. Практики и методы не являются истинной причиной переноса сознания, но они служат для устранения препятствий, подобно приготовлению земледельцем пашни для сева.

3.2. Добрые и злые деяния не являются непосредственными причинами превращений в природе, но они действуют как устранители помех ее эволюции – как крестьянин разбивает запруду на пути потока, который после этого устремляется в естественное русло

3.3. Добрые дела и прочие не суть прямые причины превращений в природе, но они действуют как устранители препятствий к эволюции природы, как земледелец разрушает препятствия течению воды, которая затем бежит вниз, следуя собственной природе.

3.4. Принадлежности не могут привести составные части в активность; отсюда вытекает разрушение препятствий; как в случае с земледельцем.

3.5. Но такой интеллект может только убрать помехи, мешающие определенным изменениям. Его роль не больше, чем роль крестьянина, открывающего дамбу, позволяя в нужное время воде течь на поля.

3.6. Материальные факторы (пракритинам) не приводятся в действие причинами [в форме добрых или злых дел], но вследствие устранения препятствий, [их действие] подобно [действиям] земледельца, [устраняющего преграду на пути потока, который далее течет уж сам собой].

3.7. Инструментальная причина не является побудителем производящих причин, но благодаря ей уничтожаются препятствия, как у земледельца [при орошении полей].

3.8. Различные действия не есть (прямой) причиной проявления Пракрити (в виде Сиддхи), но они устраняют препятствия, подобно земледельцу (устраняющему препятствия для роста растений, которые потом растут сами собой).

3.9. Созидательное начало (пракрити), не приходит в движение по случайной причине, но путем удаления препятствий, как в случае с землепашцем.

3.10. Никакое действие не является причиной изменений природы, оно только устраняет препятствия на пути естественного развития подобно садовнику [который сам не делает плоды, а поливает корни, предоставляя остальное природе].

 

4.

4.1. Сознание " я есмь" ответственно за создание органов, через которые наслаждается чувство индивидуальности

4.2. Эгоизм – единственная причина для " сотворенных умов".

4.3. Созданные мнения произошли только от эгоизма

4.4. Созданные (сотворённые) Умы (нирмана читта) проистекают от одного Эгоизма (асмита).

4.5. Обладая исключительными ментальными способностями, личность может влиять на ментальное состояние других существ.

4.6. Сотворенные умы – лишь в результате " эго" (асмита).

4.7. Сотворенные сознания [могут возникнуть] только из самости.

4.8. (Все) созданные (формы) Читты происходят из самосознания (Асмита).

4.9. Сотворенные умы возникают только из эгоизма

4.10. Интеллект же появился из чувства исключительности

 

5.

5.1. Сознание едино, однако производит разнообразные формы многих

5.2. Хотя каждый из " сотворенных умов" действует на свой лад, они все управляются изначальным умом.

5.3. Хотя деятельность различных созданных сознаний различна, они все управляются одним первоначальным сознанием

5.4. Один (Ум) - это то, что побуждает к разной деятельности нескольких (Умов).

5.5. Это влияние также зависит от состояния воспринимающего.

5.6. Один ум управляет [одновременно] многими [сотворенными им умами], несмотря на различия в их деятельности.

5.7. При [всем] разнообразии [их] деятельности сознание, которое направляет [действие] многих, одно.

5.8. Их проявлений много, но причина всех проявлений одна – не проявленное (чистое) сознание.

5.9. Там, где есть разница интересов, один ум управляет многими умами

5.10. И хотя разные сознания отличаются друг от друга, в основе их лежит одно-единственное сознание

 

6.

6.1. Среди форм, принимаемых сознанием, только та, что является результатом медитации, свободна от латентной кармы

6.2. Лишь та читта свободна от желаний, которая достигла самадхи

6.3. Между различными Читтами та, которая достигается через Самадхи, чужда желаний

6.4. (Из пяти Совершенств, описанных в Сутре 1, одно " порождено Союзом" без остатка (осадка).

6.5. Если разум находится в состоянии дхьяны, то его влияние на другой разум не может усилить в последнем беспокойство или другие помехи. В действительности, они уменьшаются.

6.6. При этом [умы], рожденные медитацией (дхьяна), лишены вместилища [самскар].

6.7. Из этих [видов сознания то, что] порождено йогическим сосредоточением, не имеет скрытых следов.

6.8. Там (в не проявленном чистом сознании есть то состояние, которое) рождено в медитации (Дхиане) и не имеет желаний

6.9. Из них ум, рожденный медитацией (дхьяной), свободен от впечатлений

6.10. Которое родилось из-за принятия внешних впечатлений

 

7.

7.1. Деятельность освобождённой души свободна от пар противоположности. Деятельность других людей бывает трёх видов

7.2. У йога поступки не могут быть ни белыми, ни черными, у других же они черные, или белые, или смешанные

7.3. Дела ни белы ни черны для йогов; для прочих они троякие: белые, черные или смешанные

7.4. Действие Йога " ни белое, ни чёрное", а у других оно бывает трёх видов. (Белое - относящееся к саттве; красное - относящееся к раджасу; чёрное - относящееся к тамасу).

7.5. И они действуют безо всякой мотивации, в то время как другие, также обладающие исключительными способностями, действуют под влиянием тех или иных мотиваций.

7.6. Карма йогина ни бела, ни черна; у остальных она трех видов: [белая, черно-белая, и черная].

7.7. Карма йогина не белая, не черная; у других [же] – трех видов.

7.8. Для йогинов действия не есть ни белыми, ни черными; ни добрыми ни злыми, в то время как для других (людей) они трех видов (белые – добрые, черные – злые, и смешанные).

7.9. Карма йогина не является хорошей или плохой. Что касается других, существует три рода кармы.

7.10. Дела не белы и не черны для Йога, это для других они трояки [белы, черны и смешаны].

 

8.

8.1. Из этих трёх видов кармы возникают те формы, которые необходимы для осуществления её последствий.

8.2. Три вида поступков порождают лишь те желания, которые могут проявиться в данных условиях. [Все иные желания отступают на время.]

8.3. Из этих трех родов дел в каждом состоянии проявляются только те желания, [которые] свойственны этому состоянию. Остальные находятся в это время в бездействии.

8.4. Отсюда следует проявление тех склонностей (характеров), которые подходят для осуществления тех действий.

8.5. Из-за того, что разум обладает склонностью действовать на основе пяти возмущений, они [возмущения], не будучи уничтожены, проявятся в будущем, приводя к неприятным последствиям.

8.6. В результате – проявления лишь тех васан, [которые] качественно соотносительны с тенденциями созревания [кармы].

8.7. Отсюда проявление только тех бессознательных впечатлений, которые соответствуют созреванию плода своей [кармы].

8.8. Эти (три вида действий) позволяют проявиться только тем желаниям, которые соответствуют их плодам

8.9. Из этих трех происходит развитие васан (склонностей и инстинктов), которые и вызывают появление результатов карм

8.10. Из них и получаются те чувства и впечатления, условия для которых были наиболее подходящи

 

9.

9.1. Между памятью и создающей следствие причиной имеет место тождество отношения, даже при разделении видом, временем и пространством

9.2. Одни желания влекут за собой другие, даже будучи разделены типом, пространством и временем, они оставляют впечатления и воспоминания

9.3. Есть последовательность в желаниях, даже разделенных видами, временем и пространством, так как существует объединение в памяти и впечатлениях.

9.4. По причине однородности (единообразия) между Воспоминанием и реакциями (смрити и самскара), существует немедленная последовательность (или непрерывная связь) (среди склонностей (характеров)), даже если они могут быть отделены " рождениями, местом или временем".

9.5. Память и скрытые впечатления связаны. Связь сохраняется, далее если между похожими действиями проходит значительное время и изменяется место (или фон), на котором они совершались.

9.6. Вследствие соответствия между памятью и самскарами существует непрерывная связь [васан], хотя они и разделены существованиями, пространством и временем.

9.7. [Бессознательные впечатления], даже разделенные формой рождения, пространством и временем, [находятся] в неразрывной связи вследствие однородности памяти и формирующих факторов.

9.8. Однородные впечатления в памяти находятся в последовательности, хотя они (могут быть) разделены (в зависимости) от места, времени и вида

9.9. Благодаря памяти и впечатлениям (санскарам), существует связь причины и следствия несмотря на разделение, обусловленное пространством, временем и родом

9.10. Все, даже разделенные по виду, месту и времени желания взаимосвязаны, ибо их связывает единая память и впечатления

 

10.

10.1. Желание жить является вечным, и эти созданные умом формы не имеют известного начала.

10.2. Жажда счастья вечна, поэтому желания не имеют начала

10.3. Жажда счастья вечна, поэтому желания не имеют начала

10.4. Кроме того, они не имеют начала, поскольку стремление вечно длящееся

10.5. Во все времена и во всех людях существует сильное желание бессмертия. Поэтому эти впечатления не могут быть приписаны какому-то конкретному времени.

10.6. И они безначальны вследствие вечности жажды [жизни].

10.7. И они безначальны, ибо жажда жизни вечна.

10.8. Из-за вечности желаний безначальным является и все это (стремления, впечатления и т.п.).

10.9. Они (санскары) не имеют начала, ибо желание жить – вечно

10.10. У них нет начала, поскольку вечна жажда счастья

 

11.

11.1. Эти формы создаются и держатся вместе желанием, основной причиной, личностью, результирующим последствием, умственной жизненностью или волей жить, и поддержкой направленной вовне жизни или объекта, когда же они перестают притягивать, тогда и формы также прекращают существование

11.2. Желания обусловлены причиной, следствием, поддержкой, объектами; при их отсутствии нет и желаний

11.3. Так как оно связано причиною, следствием, основанием и предметами, то при отсутствии их, само отсутствует

11.4. Столько, сколько (имеется Склонностей), поддерживаемых вместе с помощью: а) причины, б) следствия, в) основания, г) местоположения (хету, пхаля, ашрая, алямбана), их отсутствие ведёт к отсутствию склонностей (васан).

11.5. Эти тенденции поддерживаются и подкрепляются превратным пониманием, внешними стимулами, привязанностью к плодам, полученным в результате совершенных действий, а также качеством разума, способствующим чрезмерной активности.

11.6. [Васаны проявляются] вследствие соединения причины, следствия, основы и " опоры"; при исчезновении этих [четырех] они исчезают.

11.7. Поскольку [формирование бессознательных впечатлений] включает причину, мотив, носителя и внешнюю опору, то при отсутствии таковых эти [бессознательные впечатления также] отсутствуют.

11.8. Причины, следствия, основания и объекты связаны вместе. При их отсутствии отсутствуют и те (стремления и действия).

11.9. Удерживаемые вместе причиной и следствием, средой и предметом, они (васаны) исчезают с их исчезновением

11.10. Так как желания связаны с причиною, следствием, основанием и предметами, то при их отсутствии нет и желания как такового

 

12.

12.1. Прошлое и настоящее существуют в реальности. Форма, принимаемая во временном понятии настоящего – результат характеристик, развитых [ранее] и содержит латентные семена будущих качеств

12.2. Прошлое и будущее существуют в собственной природе, различаясь свойствами

12.3. Прошлое и будущее находятся в их собственной природе, так как пути отношений различны

12.4. Прошлое и Будущее существуют в их природе; поскольку различие существует благодаря различию в условии свойств.

12.5. Сущность того, что исчезло, так же как и того, что может появиться, всегда существует. Проявятся они или нет, зависит от направления изменения.

12.6. Прошлое и будущее существуют в своей собственной природе (сварупа), различия [лишь] в проявлении дхарм.

12.7. Поскольку качественные определенности различаются по времени, прошлое и будущее пребывают в своей собственной форме.

12.8. Прошлое и будущее существуют в их собственной природе, так как зависят от различных законов

12.9. Прошлое и будущее существует в сварупе (истинной природе), есть лишь разница в состоянии свойств

12.10. Прошлое и будущее существует в своей собственной природе, качества же имеют разные пути

 

13.

13.1. Характеристики, латентные или действующие, относятся к природе трёх гун (качеств материи)

13.2. То, что они проявляются или существуют в тонких состояниях, зависит от природы гун.

13.3. Принадлежа к природе Гун, они бывают проявляющимися или тонкими

13.4. Они " проявлены" (вьякта) и " тонкие", и являются природой Атрибутов (гуна).

13.5. Проявление конкретных характеристик зависит от изменений трех качеств.

13.6. Они " проявлены" или тонки [и обладают] природой гун.

13.7. Они суть проявленные или " тонкие" и наделены природой гун.

13.8. Они (прошлое, будущее и их законы) – проявлены или не проявлены в зависимости от сущности (трех) Гун

13.9. Они (состояния свойств), проявившиеся или нет, имеют природу качеств (гун).

13.10. Принадлежа к природе Гун, они бывают выражены или едва намечены

 

14.

14.1. Проявление вещественной формы происходит по причине однонаправленности производящей следствие причины (совмещения видоизменений читты или умственной материи).

14.2. Единство всего сущего проистекает из единства изменений

14.3. Единство в вещах происходит от единства в изменениях. Хотя существуют три вещества, но, так как их изменения находятся во взаимной зависимости, то все предметы имеют единство.

14.4. От единства модификации (паринама) вытекает единство вещи (вастутаттва).

14.5. Текущие характеристики субстанции в действительности определяются соотношением трех качеств в конкретный момент времени.

14.6. Вследствие единства в изменениях – единство вещей.

14.7. Самотождественность объекта [обусловлена] единообразием изменений.

14.8. Реальность объектов и вещей (определяется) единством (всех) превращений

14.9. Вещи реальны вследствие единства внутри модификации (паринамы).

14.10. Единство видоизменений приводит мыслей

 

15.

15.1. Эти два, сознание и форма, отличны и отдельны; и хотя формы могут быть похожими, сознание может функционировать на различающихся уровнях бытия

15.2. Один и тот же объект может быть по-разному воспринят и вызвать разные желания, из чего следует, что природа ума и природа объекта различны между собой.

15.3. При тождественности предметов восприятие и желание различаются, смотря по различию сознаний

15.4. Чем больше существует различие в познании, даже когда объект (познан) такое же, - причина двух (Познание и Объект) должна быть разной

15.5. Характеристики объекта проявляются по-разному в зависимости от различных ментальных состояний наблюдателя.

15.6. [Хотя] вещь [сама по себе] одна и та же, вследствие различия умов – различны способы их восприятия [этой вещи].

15.7. При самотождественности объекта [содержание воспринимающих его] сознаний различны; поэтому обе эти [реальности] относятся к разным сферам.

15.8. Объект (может быть) одним и тем же, но его отражение в сознании отличается, так как природа обоих (объектов и их отражений в сознании) различна

15.9. Даже если внешний объект тот же самый, есть разница познания по отношению к объекту вследствие разницы в состоянии ума (читты).

15.10. При тождественности условий желания различаются в зависимости от уровня интеллекта

 

16.

16.1. Эти формы воспринимаются или нет согласно качествам, латентно содержащимся в воспринимающем сознании

16.2. Ум узнает или не узнает объекты, в зависимости от того, как они воздействуют на него.

16.3. Вещи известны или неизвестны сознанию в зависимости от окраски, сообщаемой ими сознанию

16.4. Вещь является или известной, или неизвестной - в последовательности Ума, имеющего необходимость быть слегка окрашенным ею

16.5. Если бы объекты были только концепциями конкретного индивидуального разума, тогда существовали ли бы они в отсутствие восприятия им?

16.6. Вещь познаваема или не познаваема умом в зависимости от воздействия [или невоздействия] на него.

16.7. Кроме того, объект не зависит от единичного сознания, [ибо, если] он [почему-либо] не может быть познан, то чем же в этом случае он будет.

16.8. Объекты не зависят от единичного сознания, ибо при отсутствии этого (сознания), что случилось бы (с этими объектами)?

16.9. И если объект, зависящий от одного – единственного ума, не познан этим умом, будет ли он тогда существовать?

16.10. Вещи узнаются или не узнаются в зависимости от окраски интеллектом

 

17.

17.1. Владыка ума, воспринимающий, всегда осведомлён о постоянно активной умственной материи, причине, производящей следствие

17.2. Состояния ума всегда известны, ибо повелитель ума, пуруша, не подвластен переменам

17.3. Состояния сознания всегда известны, ибо господин сознания неизменен

17.4. (Для такого человека, чей Ум сам является " объектом" познания) функции Ума всегда известны; поскольку Душа, которая является Хозяином этого, неизменна

17.5. Воспринимаемость объекта индивидуумом зависит и от доступности объекта, и от мотивации индивидуума,

17.6. Функции ума [см. I, 2] всегда познаваемы их владыкой – пурушей, [что происходит] вследствие его неизменности.

17.7. Объект познан или не познан в зависимости от того, воздействует ли он на сознание [или не воздействует].

17.8. Познаваемость или непознаваемость объектов (зависит) от того, воздействуют ли они на сознание, накладывая на него свой отпечаток

17.9. Объект узнаётся или не узнаётся умом (читтой) в зависимости от того, окрашен ум этим объектом или нет

17.10. Мысли могут быть различны, состояние же сознания заранее обусловлено

 

18.

18.1. Поскольку это может быть увидено или воспринято, то очевидно, что ум не является источником просветления

18.2. Будучи объектом, ум не имеет собственного света

18.3. Сознание, будучи объектом, не имеет собственного света

18.4. Он (Ум) не может быть самосветящимся, поскольку он воспринимаем

18.5. Ментальные проявления всегда известны Воспринимающему, который неизменен и является хозяином разума.,

18.6. Он не обладает собственным светом, ибо является объектом зрящего.

18.7. Содержания деятельности сознания всегда известны их господину, ибо свойство изменяться к Пуруше не относится.

18.8. Неизменный Пуруша всегда знает состояния сознания, ибо он их повелитель

18.9. Изменения читты (сознания) всегда известны по причине неизменности ее владыки, Пуруши

18.10. Функции сознания всегда известны, ибо они пронизаны единым духом

 

19.

19.1. Также не может он знать и два объекта одновременно, себя и то, что внешне по отношению к нему самому

19.2. Ум не способен познать в одно и то же время оба аспекта

19.3. Вследствие невозможности для него познавать две вещи одновременно

19.4. Оба не могут быть постигнуты в одно и то же время

19.5. Кроме того, разум является частью того, что воспринимается, и не имеет собственных возможностей постигать.

19.6. И невозможно [для ума] одновременное познание обоих.

19.7. Оно не освещает самое себя по причине свойства быть объектом восприятия.

19.8. Эти (сознания) не являются самосветящимися (не есть " зрящим", так как все состояния сознания – это " зримое", " освещенное" для " самосветящегося" Пуруши).

19.9. Читта (сознание) не обладает собственным светом, как это может быть узнано (через посредство Пуруши)

19.10. Сознание не самоосвещаемо, ибо оно тоже объект

 

20.

20.1. Если допустить знание ума (читты) удалённым умом, то из этого последует бесконечное количество познающих, и последовательность реакций памяти будет стремиться к бесконечной путанице.

20.2. Предположение о наличии другого познающего ума приведет к цепочке предположений, результатом чего будет сумбур в памяти

20.3. Если предположить другие воспринимающие сознания, не будет конца подобным допущениям и путаница в памяти

20.4. (Если) познание одним Умом другого Ума (будет условием), тогда будет единообразие (однородность) познания познаний, а также смешение Воспоминаний

20.5. Разум не может играть две роли, потому что он не может одновременно создавать и наблюдать созданное.

20.6. [Если допустить] восприятие [ума] другим умом, то не было бы конца мыслям и о мыслях и [произошло бы] также смешение памяти.

20.7. Кроме того, обе они не [могут быть] познаны в одно и то же время.

20.8. Невозможно одновременно воспринимать обоих (" зрящего" и " зримое").

20.9. Для него (ума) невозможно быть одновременно и познающим, и познаваемым

20.10. А распознать сразу два предмета нельзя

 

21.

21.1. Когда духовный разум, стоящий одиноко и освобождённый от объектов, отражает себя в умственной материи, тогда приходит осведомлённость о Я.

21.2. Суть знания [пуруша] неизменна, и ум, принимая соответствующую форму, приобщается к знанию

21.3. Так как сущность знания [Пуруша] неизменяема, то, когда мысль принимает ее форму, она становится сознательной

21.4. Неизменная Душа обладает пониманием (постижением) своего собственного познания, когда Ум принимает его форму.

21.5. В сознании индивидуума с такой последовательностью разумов кратковременного существования наступит беспорядок и возникнет трудность поддержания согласованной памяти.

21.6. Неизменяющееся сознание [чити] осознает относящийся к нему буддхи [свабуддхи], [как бы] поднимая его форму (акара).

21.7. При [допущении, что одно содержание сознания воспринимается] другим содержанием сознания, [возникает дурная] бесконечность понимания понимания и смешение памяти.

21.8. (Если предположить) зримым иное сознание или иной разум, (зримый) по отношению к первому разуму (то возникает только) путаница в памяти, не имеющая конца.

21.9. В случае познания одного ума другим, нам придется допустить познание познания, и произойдёт смешение воспоминаний

21.10. Если же распознают другое сознание, то это будет бесконечный процесс из-за путаницы в памяти

 

22.

22.1. Тогда умственная материя, отражая и познающего, и познаваемое, становится всеведущей.

22.2. Отражая в себе видящего и видимое, ум способен все понять

22.3. Получая окраску от видящего и видимого, сознание способно понять все

22.4. Ум слегка окрашенный " наблюдателем" и " наблюдаемое" приходит пониманию (постижению) всех вещей

22.5. Когда разум не связан с внешними объектами и не соотносит внешнюю форму с Воспринимающим, тогда он сам принимает форму Воспринимающего

22.6. Ум, будучи " окрашен" зрящим и зримым, всепостигающ

22.7. Чистая энергия сознания, не передающаяся [объектам], познает свой собственный разум, принимая его внешнюю форму

22.8. Сознание неизменно, но его признают за свой собственный разум из-за ложного отождествления (сознания с разумом, Читты с Буддхи).

22.9. Сознание познаёт свой высший ум (буддхи), когда он в той форме, которая не переходит с места на место

22.10. Мысль становится сознательной, когда неизменный дух принимает форму

 

23.

23.1. Умственная материя также, отражая бесконечное множество умственных впечатлений, становится инструментом Я и действует, как объединяющий агент

23.2. Бесчисленные желания разнообразят ум, который есть комбинация многого, но он действует для другого [пуруши],

23.3. Сознание, будучи сложным, своими бесчисленными желаниями действует для другого [Пуруша].

23.4. Несмотря на пестроту бесчисленных впечатлений, Ум следует рассматривать, как существующий для другой цели, поскольку он действует как составной (самхат)

23.5. Разум накапливает различные впечатления, которые всегда в распоряжении Воспринимающего. Так происходит потому, что разум не может функционировать без силы Воспринимающего

23.6. Он (ум), хотя и наполнен бесчисленными васанами, существует ради другого – вследствие комбинированной деятельности

23.7. Сознание, окрашенное Зрителем и тем, что воспринимается, [становится] всеобъектным

23.8. " Окрашиваясь" разделением на зрящего и зримое, сознание отражает в себе сущность всего.

23.9. Ум, окрашенный познающим (Пурушей) и познаваемым, способен постигать все вещи

23.10. Сознание, окрашенное и созерцаемым и созерцающим, способно понять все

 

24.

24.1. Состояние уединённого единства (ушедшее в истинную природу Я) – это вознаграждение человеку, который может различать между мысленной материей и Я, или духовным человеком

24.2. Научившийся различать более не воспринимает ум как Атман

24.3. Восприятия сознания, как Атмана, прекращается для достигшего познания

24.4. Для того, кто воспринял различие, (существует) прекращение всякого познания природы " я".

24.5. Личность необычайной ясности – это личность, которая свободна от желания узнать природу Воспринимающего

24.6. Для видящего различие [между умом и пурушей] прекращение созерцания собственного бытия

24.7. Это [сознание], хотя и расцвеченное бесчисленными впечатлениями, [существует] для Другого, поскольку оно выполняет соединяющую функцию

24.8. Из-за своей сложности сознание пестрое и разнообразное от бесчисленных стремлений и мыслей, но это (существует) ради запредельного (Пуруши)

24.9. Несмотря на то, что ум испещрён бесчисленными впечатлениями (васанами), он действует для другого, ибо действует во взаимосвязи

24.10. Сознание, будучи сложным, своим желанием действует не прямо, а для целой группы желаний

 

25.

25.1. Тогда ум стремится к распознаванию и возрастающему просветлению, как к истинной природе единого Я

25.2. Дальнейшим различением ум приходит к первоначальному состоянию кайвальи, отъединенности

25.3. Тогда устремленное к распознаванию сознание достигает предшествующего состояния Кайвалья [разобщения].

25.4. Тогда Ум становится склонным к правильному различению (умению различать, проницательности) и начинает тяготеть к Уединению

25.5. И их ясность оставляет им только одну заботу o достичь состояния свободы

25.6. Тогда ум " углубляется" до различения (вивека) и тяготеет к освобождению (кайвалья).

25.7. У видящего различие прекращаются [все] размышления о собственном существовании

25.8. Для того, кто видит это различие, полностью прекращается представление о тождественности бытия и Атмана (зримого и зрящего).

25.9. У того, кто увидел различие, больше не вызывает сомнения природа Атмана

25.10. Для того, кто достиг мастерства в проницательности, смягчаются противоречия природы души

 

26.

26.1. Однако из-за силы привычки ум будет отражать другие умственные впечатления и воспринимать объекты чувственного восприятия

26.2. Мысли, мешающие этому осознанию, порождаются впечатлениями

26.3. Мысли, являющиеся как препятствия этому, являются от впечатлений

26.4. В интервалах вследствие того, появляются другие понятия (пратьяя), благодаря Реакциям (самскара).

26.5. Могут проявиться возмущающие впечатления из прошлого, отвлекающие от цели.

26.6. Вследствие самскар в его " интервалах" [возникают] ныне идеи-импульсы (пратьяя).

26.7. Тогда сознание растворяется в различении и тяготеет к абсолютному обособлению

26.8. Владеющее этим несомненно " различающим" знанием сознание безмятежно и тяготеет к Кайвалья

26.9. Тогда ум начинает различать и тяготеет к кайвалье (освобождению).

26.10. И тогда устремленное к распознанию сознание возвращается к прежней свободе

 

27.

27.1. Эти отражения имеют природу помех, и метод их преодоления – тот же самый

27.2. Преодолеть впечатления можно теми способами, которые используются для освобождения от невежества, эгоизма и прочего

27.3. Разрушаются они тем же способом, как неведение и прочее, как сказано раньше

27.4. Их разрушение было описано, как близкое разрушению Препятствий (клеша).

27.5. Никогда нельзя мириться даже с незначительными ошибками, поскольку они так же вредны, как и пять препятствий.

27.6. Их устранение – подобно [устранению] клеш, описанному ранее

27.7. В нем иногда [проявляются] другие содержания, [порожденные] формирующими факторами

27.8. (Но) из-за впечатлений, (возникающих) в промежутках между этим (погружением в Кайвалья) (возникают) мысли

27.9. В промежутках возникают мысли из санскар (ментальных впечатлений).

27.10. Препятствие к этому возникают из-за впечатлений

 

28.

28.1. Человек, который развивает непривязанность даже в своём стремлении к просветлению и уединённому единству, в конце концов становится осведомлён об осеняющем облаке духовного знания

28.2. Кто, даже научившись различать самую суть вещей, отказывается от плодов знания, тому достается плод совершенного различения – самадхи, именуемого облаком добродетели

28.3. Только достигший правильно различающего знания сущностей и отрекшийся от плодов его приходит, вследствие совершенного распознавания к самадхи, называемого облаком добродетели.

28.4. Когда человек не интересуется даже Правильным Знанием, к нему приходит исключительно абсолютная различающая (проницательная) мудрость, которая ведёт к Союзу, названному " Облаком Добродетели" (дхарма-мегха).

28.5. Возникает состояние разума, наполненного ясностью относительно всех вещей во все времена. Это похоже на шквал чистой ясности

28.6. Для равнодушного даже к высшему познанию (пра-самкхьяна), вследствие достижения постоянного высшего различения (вивека-кхьяти), [возникает] самадхи, [называемое] " туча дхармы".

28.7. У того, кто не привязан и к высшему постижению, вследствие различения всегда [возникает] йогическое сосредоточение, [именуемое] " Облако дхармы".

28.8. (Достигший) " высшего размышления" – той " различающей мудрости", для которой нет привязанности ни к каким вещам, приходит к " Дхарма Мегха Самадхи" (Самадхи " облака самой сущности").

28.9. Для неинтересующегося даже высшим познанием в качестве награды за его различительное распознавание приходит самадхи, называемое " Облако Добродетели".

28.10. Только достигший правильного знания через проницательность приходит к такому Самадхи, которое именуется " облаком добродетелей".

 

29.

29.1. Когда эта стадия достигнута, тогда помехи и карма преодолеваются

29.2. На этом кончаются боль и труды

29.3. Отсюда получается прекращение страданий и труда

29.4. Отсюда происходит прекращение Препятствий и " Кармического остатка".

29.5. Это настоящее состояние свободы от действий, основанных на пяти помехах

29.6. В результате этого – устранение (нивритти) клеш и кармы

29.7. Благодаря ему исчезают аффекты и карма

29.8. Этим прекращается действие страданий

29.9. Из этого следует свобода от карм и причин несчастий.

29.10. И тогда следует прекращение трудов и страданий.

 

30.

30.1. Когда, путём удаления помех и очищением всех оболочек, вся сумма знания становится доступной, больше не остаётся ничего, что нужно сделать человеку

30.2. Знание, очищенное и освобожденное от завес, становится бесконечным, познаваемое же мало

30.3. Тогда знание, лишенное покрывала и нечистоты, становится бесконечным, подлежащее же познанию – ничтожным

30.4. В этом состоянии " Инструмент познания" (Ум) освобождается от всех покрывающих загрязнений, становясь безграничным; в котором остаётся мало (оставленного), что следует знать

30.5. Когда разум свободен от облаков, мешающих восприятию, все становится известным, ничего не нужно узнавать.

30.6. Тогда познаваемое [становится] ничтожно малым вследствие бесконечности знания, свободного от всех препятствующих загрязнений (сарва-аварана-мала).

30.7. И тогда, при беспредельности знания, освобожденного от всех загрязняющих его препятствий, немногое [остается] из того, что должно быть познано

30.8. Тогда (в Дхарма Мегха Самадхи) знание, лишенное всех покровов и примесей, становится бесконечным, а мир – малым.

30.9. Вследствие устранения всех неясностей то, что может быть познано (умом), есть лишь малая часть в сравнении с бесконечностью знания.

30.10. При этом знание, лишенное покровов и грязи, становится бесконечным, а непознанное – малым

 

31.

31.1. Видоизменения умственной материи (или качества материи) по причине природы, присущей трём гунам, оканчиваются, поскольку они сослужили свою службу

31.2. Завершается последовательное превращение качеств, ибо все закончено

31.3. Тогда окончены последовательные превращения качеств, так как цель их достигнута

31.4. Отсюда следует окончание последовательности видоизменений (модификаций) Атрибутов (свойств), чья цель осуществлена

31.5. Три основных свойства перестают сопровождать последовательность перемежающихся болей и удовольствий

31.6. В результате этого – завершение (самапти) непрерывного ряда (крама) изменений гун, ибо они выполнили свое назначение (артха).

31.7. В результате этого завершается последовательное изменение гун, осуществивших свою цель

31.8. Тогда окончены последовательные превращения Гун, так как их назначение уже исполнено

31.9. Три гуны (качества) выполняют задачу, процесс изменения приходит к концу

31.10. И тогда окончено течение превращений качеств [Гун], ибо цель достигнута

 

32.

32.1. Время, являющееся последовательностью видоизменений ума, подобным же образом прекращается, уступая Вечному Сейчас

32.2. Изменения, которые существуют по отношению к моментам времени и воспринимаются с другого конца [конца серии], суть последовательность

32.3. Перемены, существующие по отношению к моментам времени и воспринимаемые на другом конце [в конце ряда] составляют последовательность

32.4. " Последовательность" (крама) является противоположностью моментов (кшана) и познаётся посредством конечных стадий модификации (видоизменения).

32.5. Последовательность – это замена текущей характеристики последующей. Любая замена привязана к определенному моменту времени. Замена характеристик, в свою очередь, является основой данного момента

32.6. Относящееся к моментам и познаваемое по завершении изменений есть " непрерывный ряд".

32.7. Последовательность, понимаемая как конечный предел изменения, есть противоположность мгновения.

32.8. Моменты времени – непрерывный ряд. Изменения познаются лишь на последней стадии этого последовательного ряда (но в Самадхи знание мгновенно и последовательность времени исчезает)

32.9. Последовательность есть то, что соответствует моментам и делается постижимым в конце последней трансформации (гун)

32.10. Перемены, познаваемые в разные моменты, составляют единую цель

 

33.

33.1. Состояние уединённого единства становится возможным, когда три качества материи (три гуны или силы природы) более не имеют никакой власти над Я. Чистое духовное сознание удаляется в Единое

33.2. Кайвалья – это производимое в обратном порядке свертывание деятельности качеств, не имеющих для пуруши цели действия, или установление силы знания в собственной природе

33.3. Устранение в обратном порядке качеств, лишенных для Пуруши всякого побуждения к действию, есть КАЙВАЛЬЯ, или утверждение силы знания в его собственной душе

33.4. Существует обратное развитие (инволюция) Атрибутов (свойств), когда не существует больше цели, чтобы Душа была обслуживаема ими; это и есть Уединение (Кайвалья); или это может быть определено как " пребывание Ощущающей Души в своей собственной природе" (чити шактех сварупа-пратиштха).

33.5. Когда достигнута высшая цель жизни, три основных качества не возбуждают отклика в разуме. Это свобода. Другими словами, Воспринимающий больше не окрашивается разумом

33.6. Освобождение – это возвращение гун, лишенных значения для пуруши в [их] исходное состояние, или пребывание силы сознания (чити-шакти) в ее собственной природе (сварупа).

33.7. Абсолютное освобождение есть полное свертывание гун, более не являющихся объектом для Пуруши; оно же – энергия сознания, пребывающая в самой себе

33.8. Устранение в обратном порядке Гун, ставших для Пуруши пустыми – это Кайвалья, утверждение силы сознания в своей собственной природе

33.9. Кайвалья, абсолютная свобода, наступает тогда, когда качества, лишённые значения для Пуруши, становятся латентными, скрытыми, или сила сознания утверждается в своей собственной природе

33.10. Устранение в обратном порядке качеств, лишенных для чистого сознания побуждений к действию, есть полная свобода, или сила знания в собственной природе

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Глава II. Основы управления в области охраны окружающей среды. Федеральный закон от 10 января 2002 г




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.