Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государственный строй Римской Республики






Римское государство сформировалось из городской общины. С момента основания Рима и до 509 г. н.э. у римлян существовал родовой строй, который находился уже в стадии разложения. Ос­новной социальной единицей родовой организации был экзогамный отцовский род. Роды были разделены на семьи, характерной их чер­той была почти неограниченная власть главы над всеми членами семьи.

Общественный строй. Всего в Риме насчитывалось 300 ро­дов. Десять родов составляли курию, которая была войсковой и религиозной единицей. Во главе курии стоял курион. Десять курий составляли трибу - племя. Римский народ образовался из трех пле­мен.

Все население делилось на патрициев, клиентов и плебеев. Патриции - это полноправные граждане городской общины, клиенты находились в личной и наследственной зависимости от патрициев, плебеи были лично свободными, но лишены политических прав.

Государственный строй. Во главе римской общины: стоял царь - рекс. Он был военачальником, верховным жрецом и произво­дил суд по особо важным делам. Должность рекса была выборной. Совещательным органом при царе был сенат, состоявший из ста­рейшин трехсот родов. Сенат ведал общественными делами, обсу­ждал важные вопросы, которые затем принимались народным соб­ранием, и влиял на избрание царя. Влиятельным органом являлось Народное собрание, которое состояло из полноправных членом римских родов, мужчин, способных нести воинскую службу; оно принимало либо отвергало предложения сената, избирало всех должностных лиц, в том числе и царя. И еще один орган, действо­вавший в Римской общине, - это жреческие коллегии, древнейшими из которых являлись коллегии авгуров, понтификов и феодалов (авгуры давали свои заключения о действиях лиц на основании раз­личных знамений и гаданий, понтифики были хранителями и тол­кователями обычаев, феодалы совершали акт объявления войны).

Завершению процесса превращения римской родовой общи­ны в государство способствовали реформы Сервия Туллия, суть которых заключалась в следующем:

а) все мужское население, в зависимости от имущественного положения, которое определялось количеством земли, было разде­лено на пять разрядов, общих как для патрициев, так и для плебеев; б) появился новый вид верховного органа Рима - центуриатные комициии; в) плебеи были включены в состав центуриатных коми­ции, т. е. стали частью «римского народа» и были допущены к де­лежу общественной земли; г) город Рим был разделен на четыре территориальных окру­га - трибы, а пригород - на 17 сельских триб. Трибутные комиции получили право издавать постановления общего характера, обяза­тельные для одних плебеев.

Республика в Риме просуществовала почти 500 лет ( 509-27 гг. до н. э.). Историю развития Рима можно разделить на два периода: период становления и упрочнения республики (VI-IV вв до н э.) и период расцвета и упадка римской рабовладельческой республики, замены ее монархической формой правления (Ш-I вв.до н. э.).

Общественный строй. По своей классовой природе римское общество и государство были рабовладельческими, однако эксплуа­тация рабов не достигла таких широких масштабов, как в период монархии, поэтому рабство носило в основном патриархальный характер.

Основными слоями свободного населения оставались патри­ции и плебеи, между которыми происходила острейшая борьба. Плебеи добивались равенства с патрициями в политических и гра­жданских правах, что послужило основной причиной падения Рим­ской республики. Государственный строй. Центральными органами государст­ва в Римской республике были народные собрания, организованные в виде центуриатных, трибутных и куриатных комиций, сенат и магистратуры.

Центуриатные комиций являлись главным видом народных собраний, они принимали законопроекты, производили выборы высших магистратов-консулов, преторов и цензоров, имели судеб­ную власть. Трибутные комиций существовали в двух формах: об­щие собрание для патрициев и плебеев (их постановления называ­лись " популисцит") и специально плебейские собрания (их поста­новления назывались " плебисцит"). Куриатные комиций сохрани­лась лишь как пережиток родового строя и со временем были заме­нены собранием 30 ликторов, которые представляли прежние 30 курий.

Сенат формально считался совещательным органом при ма­гистратах, однако имел очень важное значение. Сенат утверждал законы, принятые народным собранием, и заведовал финансами. Решения сената назывались " сенатус-консультами".

В систему магистратур входили должностные лица, уполно­моченные представлять Римское государство и от его имени совер­шать государственные акты в области судопроизводства или управ­ления. Существовали следующие принципы организации и дея­тельности магистратур:

- выборность (выборы магистратов происходили в Народных собраниях);

- коллегиальность (на одну должность избиралось несколько магистратов, каждый из которых решал подведомственные ему во­просы, обладая всей полнотой власти);

- ответственность (за исключением диктатора, цензора и пле­бейских трибунов магистраты могли привлекаться к суду Народно­го собрания по истечение срока пребывания их в должности);

- срочность (все магистры избирались сроком на 1 год, цен­зоры - на 5 лет);

- безвозмездность (магистраты не получали жалованья за свою работу).

Магистратуры делились на ординарные и экстраординарные. Во главе ординарных магистратур стояли два консула. В составе ординарных магистратур имелись следующие должности: преторы -помощники консулов, цензоры - устанавливали ценз граждан Рима в целях распределения их по трибам, разрядам и центуриям, эдила –осуществляли полицейские обязанности, квесторы - помощники консулов без особой специализации, плебейские трибуны - защит­ники интересов плебеев и низшие магистраты - занимались рассле­дованием преступлений.

Во время каких-либо чрезвычайных затруднений, связанных либо с войной, либо с обострением классовой борьбы, сенат давал поручение консулу о назначении диктатора на срок не свыше шести месяцев. С назначением диктатора все ординарные магистратуры превращались в экстраординарные и полностью повиновались дик­татору на весь срок его полномочий. Власть диктатора в это время была неограниченной.

Историю рабовладельческой монархии в Риме можно разде­лить на два периода: принципат и доминат.В период принципата еще действуют республиканские уч­реждения хотя они совершенно утрачивают свое значение. Во гла­ве всех магистратур становится новое должностное лицо - принцепс Это формально высший республиканский магистрат пожиз­ненный и с чрезвычайной властью.

С 284 г. в Риме устанавливается неограниченная монархия -доминат. Старые республиканские органы исчезают, император признается абсолютным монархом, стоящим выше закона, все пре­вращается в его подданных, власть императора обожествляется. Все управление империей сосредоточивается в руках двух основных ведомств: государственного совета при императоре и финансового ведомства, руководимых сановниками, которых назначал импера­тор.

Установление домината непосредственно связано с рефор­мами Диоклетиана. Он провел четыре реформы:

1) административная реформа - предусматривала проведе­ние нового административного деления империи на 12 диоцезов, которые делились на две провинции. Вся территория Италии была разделена на два диоцеза - Восточный и Западный. Во главе каждой империи стоял император-август, который избирал себе помощни­ка-преемника - цезаря; 2) военная реформа - армия была разделена на три катего­рии: пограничные войска, мобильные войска и преторианскую гвардию, был увеличен состав армии и впервые введен рекрутский набор; 3) податная и финансовая реформы - вводились натуральные и денежные налоги, а также полноценная монета

16. Принципат: общественный строй, политические институты

ринципат (лат. principatus, от princeps — первый сенатор, сенатор открывающий заседание) — условный термин в исторической литературе для обозначения сложившейся в Древнем Риме в период ранней империи (27 до н. э. — 284 н. э.) особой формы монархии, совмещавшей монархические и республиканские черты. Обладатели высшей власти в основном именовались титулом принцепс, этим подчёркивался их статус не монарха-самодержца, а первого среди равных.

В историографии закрепился титул «император», хотя основные полномочия глава государства имел как народный трибун и принцепс.

Система принципата стала оформляться при Августе, власть которого основывалась на соединении различных магистратур. Август и его преемники, будучи принцепсами сената, одновременно сосредоточивали в своих руках высшую гражданскую (пожизненный народный трибун) и военную власть. Формально продолжало существовать республиканское устройство: сенат, комиции (народные собрания), магистратуры (кроме цензоров). Но эти институты утратили прежнее политическое значение, так как выборы в них и их деятельность регулировались принцепсом. Реальная власть была сосредоточена в руках принцепса-императора и близких к нему людей, его личной канцелярии, штат которой непрерывно рос, а сфера деятельности расширялась.

Термину «принципат» в исторической литературе соответствует термин «ранняя империя», который считается более точным. На смену принципату пришёл доминат, где монархические черты видны гораздо более явственно, а республиканские институты большей частью упразднены, некоторые реорганизованы в монархические.


17.Доминат: гос.-ые институты и учреждения

Домина́ т (лат. dominā tus «господство», от dominus «господин», «хозяин») — форма правления в Древнем Риме, пришедшая на смену принципату и установленная императором Диоклетианом (284—305 годы). В доминат включают период тетрархии.

Словом «доминат» обычно обозначают период истории Древнего Рима с IV по VI века н. э. По-иному этот период может называться «поздней античностью», «поздней империей». Термин «доминат» происходит от обычного для того времени обращения к императору — Dominus et deus noster sic fueri iubet (буквально «господин и бог» (dominus et deus)). Впервые так себя назвал Домициан.

С не меньшей гордыней он начал однажды правительственное письмо от имени прокураторов такими словами: «Государь наш и бог повелевает (лат. Dominus et deus noster sic fueri iubet) …» — и с тех пор повелось называть его и в письменных и в устных сообщениях только так[1].

Если в конце I века подобная претензия императора была встречена римлянами весьма враждебно, то в конце III века термин dominus был воспринят обществом довольно спокойно.

Слово dominus также может переводиться как «государь».

Доминат стал следующей фазой постепенной трансформации Римской республики в абсолютную монархию — с неограниченной властью императора. В период принципата старые республиканские институты сохранялись и формально продолжали функционировать, а глава государства — принцепс («первый») — считался лишь первым гражданином республики.

В период домината римский сенат превращается в сословие с декоративными функциями[2]. Основным титулом главы государства вместо «принцепс» («первый») и «император» (первоначально почётный титул военачальников) становится «август» (Augustus — «священный») и «доминус» (Dominus — «господин», что подразумевало, что все остальные являются его подданными, оказываясь по отношению к нему на положении подвластных сыновей или рабов).

Основоположником системы домината обычно считается император Диоклетиан, хотя её предшественниками можно назвать и других императоров III века, в частности, Аврелиана. Диоклетиан установил при своём дворе обычаи, позаимствованные с Востока. Основным центром власти стал бюрократический аппарат, ориентированный на личность доминуса. Комитет, ведавший сбором налогов, при этом назывался комитетом «священных (то есть императорских) щедрот» (sacrarum largitionum).

Император издавал имперские законы, назначал чиновников всех уровней и многих офицеров армии, и, вплоть до конца IV века, носил титул главы коллегии понтификов.

Несмотря на усиление власти императора и ещё большей сакрализации его власти продолжали существовать некоторые республиканские традиции. Так, все ещё существовали такие старые республиканские магистратуры, как консулы и преторы — правда, являвшиеся в поздней античности лишь почетными титулами. Традиции римских народных собраний продолжали существовать в армии (римские армейские contiones), с которой императоры были вынуждены считаться.

Важной деталью, не позволяющей назвать режим домината классической монархией, являлось то, что принцип наследственности власти до конца так и не утвердился в Риме. Принадлежность к правящей династии была довольно важным аргументом в борьбе за власть, но не являлась обязательной характеристикой претендента, а императоры, чтобы обеспечить законную передачу власти своим потомкам, назначали их своими формальными соправителями ещё в детстве.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.