Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Школа и обществ. жизнь






1) О школах вопрос весьма широкий и открытый, потому предоставляю его Вам и обществам, ибо еди­ничный голос в нем имеет слишком малую компетен­цию. От себя я скажу только (хоть это не ново), что существующих школ слишком мало, что программы их слишком чужды нам, слишком не приложимы к на­шей жизни. Скажу еще больше (хотя это Вам пока­жется крайностью), - начальные и церков.-приход. шко­лы вредят нам; учась в них, дети знаний не приобре­тают, а от физических работ отвыкают. Нужно общее развитие детей на понятном для них языке, а не пичкание их ненужным барахлом из славянской, жидов­ской и греческой старины. Нужны хоть по одной шко­ле в каждом улусе с программой, соответствующей действительным потребностям нашей жизни. А так как школы не с «казенной» программой не будет откры­ваться на счет казны, то по неволе придется открывать их на свой счет. По-моему, желательны школы вроде сельскохозяйств. низшего типа, в которых можно полу­чить знания, хотя бы главнейшие элемент., по сель. хозяйству.

2) В существующих школах нужно ввести якутскую письменность, введение коей в году займет максимум 1 месяц врем.

3) Интеллигенция ныне должна выписывать журналы и книги по сельскому хозяйству и распространять по мере сил и возможности почерпнутые в них све­дения.

Интеллигенция же должна взять на себя миссию создания якутской литературы, без которой распрос­транение грамотности среди якутов, а, следов., и про­свещение не возможны. Первым и существенным ша­гом к созданию якутской литературы должны быть переводы с русского на як[утский[ яз[ык].

4) Необходимы обществ. библиотеки, для которых, между прочим, надо выписывать периодические и спе­циальные журналы, чтобы иметь понятие о текущей жизни внешнего мира.

5) Очень желательны ремесленные школы, так как для ремесленников у нас открылось бы широкое поле действия ввиду отсутствия кустарей и наличности сы­рого материала (см. отд. VI, п. 7).

. 6) Нужно принять меры борьбы с пьянством, кар­тежной игрой и курением табаку, так как сам некуль­турный народ, как бывает всегда, не может бороться своими силами с этими видами «культурной услады» и даже вовсе не понимают их вреда.

7) Об открытии кредита бедному люду, об уничто­жении классной системы землепользования и о борь­бе с кулачеством принимать меры, по-моему, не сле­дует. По-моему мнению, могущему казаться Вам весь­ма странными, -это такие явления в жизни якутов, с которыми в данное время бороться нет ни расчету, ни возможности. Если, напр., будет теперь введен пай­ковый дележ покосов, то бедняки, которым достанется много паев, сдадут их в аренду богачам на десятки лет (зарясь на арендную плату), и тем ухудшат свое положение, а паи сделаются верными залогами буду­щей закабаленности владетелей.

Если же открыть кредит для бедного класса якутов, то они залезут без рассуждения в неоплатные долги, а полученными суммами не сумеют воспользоваться, как нужно бы было. Якута нельзя испугать даже 50-ю %, об этом знает каждый, поэтому распространяться не буду. Примерами, подтверждающими тот факт, что якут не может пользоваться случайно наживаемым доб­ром, могут служить следующие обстоятельства:

а) хорошие кузнецы, столяры, плотники зарабатывают громадные по местным условиям деньги, но, однако же, случаев их обогащения нет, за редкими исключениями; (сложилась даже поговорка – поверие – «улуу уус байбат»). Чем объяснить это (и последующие) яв­ление, как некультурностью самих зарабатывающих;

б) то же явление повторяется и в отношении хороших звериных и пушнинных промыслов, также не обога­щающих промышленников-охотников, в) довольно час­тые случаи находок мамонтовых костей тоже не обо­гащали; г) получения из ссудной кассы якутов Як. обл. часто достигали обратной цели, -они разоряли долж­ников, поэтому опять сложилось поверие, что «касса харчытын тыына ыарахан»; д) на телеграфных работах Охот. тр. около 200 человек заработали каждый от 80 до 270 р. в одно лето; однако и такие огромные сум­мы не пошли в прок: были проиграны, пропиты и т. д.

Дело в том, что, согласно законам психологии, не­культурный человек не умеет и не может ценить как значение самой культуры, так и материального благо­состояния в будущем – в частности: он не запасается про черный день, говоря, что «ыт хаhаамллат, суор куэс-тэммэт». Раздайте, напр., всем якутам по 1000 р. каж­дому, - вы увидите, что через более или менее про­должительное время 0, 8 или 0, 9 якутов эти деньги про­живут, оставив у себя лишь большую разнузданность нравов, склонность к вину, картам и лености.

Долго живя в наслегах Батурусс. ул., я заметил одно странное явление, подтверждающее сказанное, именно: пьянство и картежная игра распространены больше в тех наслегах, кои владеют хорошими земля­ми, следов., кои были материально обеспеченнее.

Богачи – кулаки, высасывая у голытьбы все возмож­ное и тем самым держа их в «черном теле», -делали бессознательно доброе дело ей: они отнимали у ней те – средства, которые давали последней возможнос­ти предаваться азарту, страсти и праздности; они дово­дили бедняков до необходимости бороться за свое существование путем усиленных трудов, чем воспиты­вали в них энергию и трудоспособность. Конечно, этим я не хочу сказать, что эксплуатация бедным богатыми, особенно развитое в восточных улусах, не имеет дур­ных сторон. Эксплуатируя бедняков, богачи копили капитал страны внутри ее и тем преграждали ток его в другие центры, а это в общем смысле благосостоя­ния всей Якутской народности – дело важное.

Нет, г.г., для поднятия благосостояния якутов необ­ходимо поднять степень их культурности и сделать их способными к пониманию жизни и явлений ее. Некото­рые рассуждают с иной точки зрения: говорят, что поднять культуру якутов можно тогда только, когда он будет материально обеспечен; но с этим мнением лично я, как видите, не солидарен.

Посему я думаю, что наших «тойонов» надо оста­вить в покое. Кулачество разрушится (и при том ско­ро) само собой под напором страшного врага своего – конкуренцию. В данное время надежда только на то­йонов и интеллигенцию: первые-все патриоты, потому могут оказать большие услуги советами, добрыми при­мерами и материальной поддержкой; роль вторых – быть инициаторами, агитаторами и руководителями…

Потребительские лавки.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.