Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Возникновение государства в Древнем Риме (причины, время, конкретный процесс). Реформы С.Тулия.






 

Время основания города Рима, которое историческая тради­ция связывает с именами легендарных Ромула и Рэма и относит к 753 году до н.э., характеризуется процессами разложения перво­бытнообщинного строя у племен, обосновавшихся у реки Тибр. Объ­единение путем войн трех племен древних латин, сабин и этрусков привело к образованию в Риме общины.. Члены старейших римских родов называ­лись патрициями.

Развитие скотоводства и земледелия повлекло за собой появление частной собственности. Возникает и рабство, источниками которого ста­новятся войны, а вместе с тем и зачатки классо­вого деления общества..

Благоприятные для скотоводства и земледелия климатиче­ские условия, выгодное с точки зрения обмена и торговли геогра­фическое положение и войны привлекали в Рим все возрастающее пришлое население из соседних племен. Они не входили в рим­скую общину.

Возникновение государства в Древнем Риме связывают с реформами рекса Сервия Туллия, относимыми к VI в. до н.э.

 

Население древнеримского государства-полиса составили две основные группы: собственно Римские граждане, так называемые патриции, и их общественные противники - плебеи. Первые были полноправными гражданами и потомками знатных римских родов, происхождение вторых было не ясно и спорно. Они стояли вне племенной организации и поэтому не могли принимать участия в управлении общиной. Но плебеи были лично свободны, несли военную службу наравне с патрициями, платили налоги.

 

Каждое племя состояло из 100 родов. Каждые 10 родов образовывали курию.

 

Курии образовывали общее Народное собрание римской общины, решающее вопросы смертной казни, объявления войны. Дела непосредственного управления, выработка законопроектов, заключение мира входили в компетенцию римского совета старейшин - Сената.

 

Военное предводительство, верховные жреческие и некоторые судебные функции принадлежали избираемому собранием курий царю.

 

Были острые конфликты, касающиеся политических прав плебеев, что привело к коренным реформам. Самой первой среди них и самой важной была реформа Сервия Туллия. - * Плебейский элемент был допущен в Народное собрание, сделался частью римского народа. * Было произведено деление граждан на пять имущественных разрядов. Каждый разряд выставлял определенное количество военных единиц - центурий (сотен). * В Народном собрании граждане выстраивались и голосовали по центуриям. Каждая из них имела один голос. * Город был разбит на 4 территориальных округа. Каждый округ имел некоторые политические права и самоуправление.

 

Реформа Сервия Туллия была важной уступкой плебеям. Спор между богатством и знатностью происхождения окончился в пользу богатства.

 

22. Общественный строй Древнего Рима в период республики.

 

Республиканский образ правления установился в Древнем Риме в 509 г. до

 

н. э., после изгнания рекса Тарквиния Гордого.

 

Республиканский период принято делить на периоды ранней республики и поздней республики. В этот период интенсивно развивалось производство, что привело к значительным социальным сдвигам.

 

В Римской республике сочетались аристократические и демократические черты, обеспечивавшие привилегированное положение знатной

 

богатой верхушки рабовладельцев.

 

2. Полную правоспособность в Риме имело только лицо, обладавшее тремя статусами:

 

свободы; гражданства; семьи.

 

По статусу свободы все население Рима делилось на свободных и рабов.

 

Свободные в Риме распадались на две социально-классовые группы:

 

• имущую верхушку рабовладельцев (землевладельцев, торговцев);

 

• мелких производителей (земледельцев и ремесленников), составлявших

 

большинство общества. К последним примыкала городская беднота.

 

Рабы были государственные и частные. В период республики они превращаются в основной эксплуатируемый класс. Главным источником

 

рабства был военный плен, а к концу республиканского периода получила распространение самопродажа в рабство.

 

Независимо от того, какое место занимал раб в производстве, он являлся собственностью своего хозяина и рассматривался как часть его

 

имущества. Власть хозяина над рабом была неограниченной.

 

По статусу гражданства свободное население Рима делилось на граждан и иностранцев (перегринов). Вольноотпущенники также относились

 

к гражданам, но они оставались клиентами бывших хозяев и были ограничены в правах.

 

Полную правоспособность могли иметь только свободнорожденные

 

римские граждане.

 

К перегринам относились свободные жители провинций - завоеванных

 

Римом стран, находящихся вне Италии, а также свободные жители

 

' иностранных государств. Для защиты своих прав они должны были избирать себе покровителей - патронов, в отношении которых находились в положении, не отличавшемся от положения клиентов. Перегрины несли налоговые повинности.

 

По мере развития имущественной дифференциации возрастает роль

 

богатства в определении положения римского гражданина. В конце III - II

 

в. до н. э. возникают привилегированные сословия - нобилей и всадников.

 

Высшее сословие - сословие нобилей - образовалось в результате слияния самых знатных и богатых патрицианских родов с верхушкой плебса.

 

Экономической базой нобилитета было крупное землевладение.

 

Сословие всадников образовалось из торгово-финансовой знати и средних землевладельцев.

 

Статус семьи означал, что полной политической и гражданской правоспособностью пользовались только главы римских семей - домовладыки.

 

Остальные члены семьи считались находящимися под властью домовладыки.

 

Полноправным мог быть только домовладыка, свободный и свободнорожденный римский гражданин.

 

В публичном праве полная правоспособность означала разрешение участвовать в народном собрании и занимать государственные должности,

 

в частном праве - разрешение вступать в римский брак и участвовать в

 

имущественных правоотношениях.

 

^ Государственный строй Древнего Рима в период республики.

 

Высшими государственными органами в Римской республике являлись

 

народные собрания, сенат и магистратуры.

 

Существовали три вида народных собраний:

 

• центуриатные;

 

• трибутные;

 

• куриатные.

 

Главную роль играли центуриатные собрания, обеспечивавшие принятие решений преобладающих аристократических и богатых кругов рабовладельцев. К середине III в. до н. э. с расширением пределов государства и увеличением числа свободных изменилась структура собрания:

 

каждый из пяти разрядов имущих граждан стал выставлять равное количество центурий - по 70, а общее число центурий было доведено до

 

373. В компетенцию центуриатного собрания входило принятие законов, избрание высших должностных лиц республики (консулов, преторов, цензоров), объявление войны и рассмотрение жалоб на приговоры к смертной казни.

 

Трибутные собрания в зависимости от состава жителей триб делились на

 

плебейские и патрицианско-плебейские. Их компетенция была ограниченной. Они избирали низших должностных лиц (квесторов, эдилов и

 

др.) и рассматривали жалобы на приговоры о взыскании штрафа. Кроме того, плебейские собрания избирали плебейского трибуна, а с III в.

 

 

до л. э. получили право принятия законов, что привело к росту их значения в политической жизни Рима.

 

Куриатные собрания потеряли свое значение. Они лишь формально вводили в должность лиц, избранных другими собраниями, и впоследствии

 

были заменены собранием тридцати представителей курии - ликторов.

 

Действительно важное значение в государственном механизме Римской республики играл сенат. Раз в пять лет цензоры (специальные должностные лица, распределявшие граждан по центуриям и трибам) составляли списки сенаторов из представителей знатных и богатых семей,

 

то есть сенаторы не избирались, а назначались, что делало сенат органом, независимым от воли большинства свободных граждан.

 

Хотя сенат формально был совещательным органом, в его полномочия входили функции:

 

• законодательные - он контролировал законодательную деятельность центуриатных и плебейских собраний, утверждая их решения, а впоследствии предварительно рассматривая законопроекты;

 

• финансовые - в распоряжении сената находилась казна государства, он

 

устанавливал налоги и определял необходимые финансовые расходы;

 

• по общественной безопасности, благоустройству и религиозному культу;

 

%/ внешнеполитические - если войну объявляло центуриатное собрание, то

 

мирный договор, а также договор о союзе утверждал сенат. Он же разрешал набор в армию и распределял легионы между командующими

 

армиями.

 


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.