Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Периодизация истории государства и права зарубежных стран






Предмет, периодизация и методология ИГиПЗС

Предметом явл-ся изучение возникновения, становления и развития гос-ных и правовых образований тех стран, которые оказывают наибольшее влияние на развтие культуры человечества.

Период-ция совпадает с период-цией всей истории, кроме первобытной.

4 этапа: 1.Древн. мир. Древний мир (конец 4-го столетия до н.э. – до падения Римс.империи – середина 5-го века н.э.);

2.Средн. века. Средн.века (сер.5-го в. н.э. –до 1640г.);

3. Новое время; Новое вр.- до конца 19 в

4.Новейшее время.Новейшее – 20-21вв.

Государство – политическая организация, на определенном пространстве, облад.органами власти и суверенитетом.

Методология- совокупность методов и приемов науч.деят-ти, применяемой для получения знаний о закономерностях развития и функционирования исторических явлений. Дедукция - движение от общего к частному (исп.приемы анализа). Индукция - движ-е от частного к общему.

Методы: историческийкий метод – всякое социальное бытие исторично, оно всегда находится в становлении, в процессе постоянных перемен; сравнительный (хронологически параллельный), совпадающий и не совпадающ. (экстропогация); синхрологический – устанавливает взаимосвязь между явлениями и процессами протекающими в одно и то же время в разных местах 1о гос- ва или в нескольких гос – вах.; логический – определение и раскрытие роли каждого элемента, в составе целого, он позволяет установить то, что скрыто за внешней формой. В отличии от историч., этот метод требует не столько наблюдения, сколько анализа., ретраоспективный. Гос-но-политич-кая организ-я общ-ва на определенном пространстве, обладающая органами власти и суверенитетом. Право – система общеобяз-х норм правил поведения, установл-х законом, формально-определен-х и обеспеченных в своем исполнении принуд.силой гос-ва.

Периодизация истории государства и права зарубежных стран

Формационный подход - общественно-экономическая формация, тип общества, основанный на определенном способе производства.

Формация- есть социально-экономический тип общества, а подход является экономико-центристским. В центре исторического развития стоит экономика, а на деле идеология. вся история разбивается на ступени- общественно-экономические формации:

1. первобытная (общинная)

2 рабовладельческая

3. феодальная

4. буржуазная

5. комунистическая с двумя этапами:

-социалистическим и комуннистическим.

Способ производства- включает в себя: производительные силы, производственные отношения. Графически этот подход можно изобразить вертикальной линией:

Достоинства:

1. отражает идею прогресса от низшего к высшемму от простого к сложному.

2. признает всемирный характер истории.

Недостатки:

1. рассматривает историю в одном ракурсе - боковом. (т.е. пространство одномерно)

2. общественно-экономические формации не предусматривают возможности синхронного сосуществования разных общественных систем.

3. формационная схема страдает европоцентризмом.

Научный недостаток:

а)производительные силы не позволяют разделить историю на формации, так как это понятие исторические понятия производительных сил не разработано в марксизме.

и производительные силы " отправились на свалку истории".

б) производственные отношения в графическом изображении представлют собой " марксов квадрат": производство- обмен- распределение- потребление. все четыре отношения объединены в понятии собтсвенности. а значит одна формация от другой отличается соответствующей формой собственности. однако попытка разгграничения по этому основанию двух формаций- феодальной и рабовладельческой не удалась. так как формы собственности являлись одинаковыми. на деле кретерием разграничения формации является форма эксплуатации:

а) эксплуататорские рабовладельческая, феодальная, буржуазная формации.

б) неэксплуататорские: первобытная формация, комунистическая формация.

Однако все формы эсплуататорских формаций сложились на западе и поэтому здесь опять же проявляется европоцентризм теории. понятие формы эксплуатации было разработано Анри дэ Сен-симоном

Цивилизационный подход- социо-культурный, культурно-центричный.

Преимущества цивилизационного подхода:

1. гуманистичный подход, предполагающий поистине человеческое измерение истории.в центре мироздания находится сам человек, его духовный мир. Базовым понятие подхода является понятие культуры. Существует более 150 определний понятия культуры. Культура- способ деятельности. речь идет не только о духовной, но и материальной культуре.

Принято различать следующие типы цивилизаций:

1. восточные

2. античные

3. средневеково-европейская

4. российский аналог- евразийская цивилизация

5. индустриальные

6. постиндустриальные цивилизации.

Основной принцип теории: все народы, государственно-правовые системы одинаково равноценны для истории. т.е подход является демократическим- безиерархичным. Графически подход можно изобразить как горизонтальную линию.

Недостатки: 1. теория тойнби-данилевского-шпенглера (теория локальных цивилизаций)- отрицание всеобщности истории и отрицалипринцип прогресса.

Комплексный, интегральный- синтез приимуществ цивилизационного и формационного подходов.

Принципы подхода: 1. объединение первых четырех цивилизационных типов в один- доиндустриальный.

2. индустриалный

3. постиндустриальный период.

Этот подход избавлен от недостатков первого и второго подходов.

Базовым понятием этого подхода является понятие цивилизация. Но располагаются цивилизации на схеме ранжировано т.е. по иерархии.

На лицо: 1. развитие от низшего к высшему- идея прогресса.

2. единство всемирной истории. (в россии индустро-государственная цивилизация. политарная)

 

4. Пути преодоления утопизма и вульгаризма в истории государства права зарубежных стран.

Марксистская концепция государства и права. По Энгельсу, в начале истории мы видим общество без классов, где все его члены находились в равном положении по отношению к орудиям производства. Все были равны, независимы друг от друга, ибо эти орудия находились в свободном распоряжении всех. Правила поведения соблюдались, но, походя на нравы и не будучи снабжены принудительными санкциями, эти правила не были нормами права.

Позднее в результате общественного разделения труда в примитивном обществе произошло расслоение и выделилось два класса. Один из них овладел средствами производства и начал эксплуатировать другой класс, лишенный этих средств. В этот момент появляются право и государство. Между этими двумя явлениями марксист видит прямую связь. Право - это такое правило поведения, которое в отличие от всех других содержит принудительный момент, возможность вмешательства государства. Властвующее в обществе государство, угрожая принуждением или применяя его, обеспечивает соблюдение этого правила. Нет права без государства и государства без права. Это два слова, которые обозначают одно и то же явление.

Не всякое человеческое общество знает государство и право. Они -продукты определенной экономической структуры и не возникают до тех пор, пока не произойдет раскола общества на классы, из которых один эксплуатирует другой или другие. Господствующий класс использует в этих условиях государство и право, чтобы укрепить и продлить свое господство. Право - это орудие классовой борьбы, служащее защите интересов господствующего класса и сохранению выгодного для него социального неравенства. Оно может быть определено как совокупность социальных норм, которые регламентируют отношения господства между правящим и подчиненными классами в той части, в какой эти отношения не могут сохраняться без опоры на принудительную силу хорошо организованного государства. Что касается государства, то это организация господствующего класса, с помощью которой этот класс обеспечивает подавление эксплуатируемого класса и охрану своих интересов. Право и государство существовали не всегда. Их появление - это " диалектический скачок". Переход от общества без государства и права к обществу с правом и государством - это невиданная дотоле социальная революция. Все последующее развитие носило скорее " количественный" характер в том смысле, что лишь видоизменяло уже существующее государство и право, но в рамках классового общества, основанного на частной собственности на средства производства. История общества -- это по преимуществу история борьбы классов. Повороты истории связаны с победой части ранее эксплуатируемого класса, который отныне становился эксплуататорским классом. Появление нового социального класса прогрессивно, ибо соответствует более развитому состоянию способа производства, техническому прогрессу, общим стремлениям общества. Однако средства производства по-прежнему в частной собственности небольшого числа лиц и, следовательно, сохраняется деление на эксплуататоров и эксплуатируемых.

Важность марксизма-ленинизма. Нельзя понять советский строй, если не подходить к нему в свете марксистско-ленинского учения, которое

признается здесь единственно истинным. В свете этого учения многие вещи приобретают иной смысл, чем тот, к которому мы привыкли. Такова, например, новая концепция морали: быть нравственным -- это значит отдавать все свои силы и энергию делу строительства коммунизма. Свобода отнюдь не упраздняется, но так же понимается иначе и в определенном смысле напоминает концепцию, которая господствовала во Франции до XVIII века и выражена Монтескье в " О духе законов" следующим образом: " Свобода состоит совсем не в том, чтобы... делать то, что хочется. В государстве, т. е. в обществе, где есть законы, свобода может заключаться лишь в том, чтобы... делать то, что должно хотеть, и не быть принуждаемым делать то, чего не должно хотеть" 2. Марксизм как научная теория, призванная объяснить человеку, что он должен хотеть, создает тем самым условия для его подлинной

свободы. Равным образом своеобразен и подход к праву, весьма отличающийся от концепций, распространенных в Западной Европе'. Роль социалистического права состоит не столько в том, чтобы установить определенный порядок и принципы решения конфликтов, но прежде всего в том, чтобы служить орудием преобразования общества, его движения к коммунистическому идеалу. Открыто признается, что право -- это инструмент, используемый властями государства, которые в социалистических странах (в отличие от буржуазных), будучи вооружены учением марксизма-ленинизма, знают цели, к которым нужно следовать в соответствии с объективными закономерностями, определяющими развитие общества. У права те же цели, что и у политики. Экономический базис, который обусловливает советское право, а также свойственная этому праву воспитательная роль решительно отличают его от буржуазного права, которое действует как бы вслепую, ибо оно не опирается на такую основу, как марксистско-ленинское знание. Именно в силу своей связи с этим учением советское право " не такое, как другие", и его изучение предполагает знание марксистско-ленинского учения, которое определяет его цели, пути развития, толкование и применение.

5. Причины и условия возникновения государств в восточной цивилизации Особенности: 1.сословное неравенство (неравн.политико-правовой статус личности от рождения); 2.наличие института рабовладения (наличие в общ-ве объектов права, элементы патриархального рабства, коллект-го рабовладения, рабы в домаш.хоз-ве); 3.наибольшая экономич.ценность - земля, основные субъекты землевлад. - храмы, общины; 4.неразрывн.связь права и морали с религией. Жрецы участвовали в выработке прав-х норм, были первыми древневосточными юристами (древнеиндийск.брахманы); 5.особенности форм права, не было отраслей, деления пр.на частное и публич-е. Прав-е нормы-казуистичны, детализированы, что обуславливалось низк.юридич-кой техникой. Источники древневосточного права: 1.правовой обычай (1-й древ-ший источник); 2.судебная практика (отдельн.судебн.решения, заполняющ.пробелы обычного права); 3.законы – системная запись прав-х обычаев и судеб-х прецедентов). Перв.древние кодификации - кон.3его тысячелетия до н.э., н-р-Законник Хаммурапи), законод-во –казуистично; 4.церковн.нормы (в частности локального значен.). Древний Восток по праву счит-ся колыбелью цивилизации





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.