Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальная поддержка дворянства

Изменения в структурах управления государством

-1730 г. упразднение Верховного тайного совета

-1731 г. создание Кабинета Министров во главе с Остерманом

-во время ее правления активно действовала Тайная Канцелярия, где по малейшему доносу люди подвергались пыткам

-выделение важных государственных постов иностранцам

-1732 г. столица была возвращена в Петербург

Результаты:

Время правления А.И. было названо «бироновщиной» по фамилии ее иностранца-фаворита;

процветали чиновничий произвол, казнокрадство и взяточничество;

из-за действия тайной канцелярии период правления А.И. считается поистине жестоким;

В период правления Анны Иоанновны значительных положительных изменений в стране не произошло. Засилье иностранцев, стремление их получать личную выгоду не привели к заметному росту экономики;

 

Социальная поддержка дворянства

-отмена Петровского указа о единонаследии 1714 г.

-сокращение срока службы до 25 лет

-жалование русских офицеров установлено на уровне оплаты иностранцев

-передача функций сбора подушной подати помещикам

Результаты:

Привилегии дворян значительно расширены;

Их имения стали их полной собственностью;

Ужесточалось крепостное право;

Проведение продворянской политики повысило значимость дворян в стране, императрица опиралась на их поддержку в своей деятельности;

 

Павел I

Время правления: 1796-1801 гг.

Российский император

 

Одним из основных направлений деятельности у Павла, боявшегося слияния французской революции на Россию, стало:

1)Ограничение влияния революционных идей

-В 1797 г. введена жесткая цензура

-В 1797 г. произошло закрытие частных типографий

-В 1800 г. – запрет ввоза книг из-за границы, запрет отправки юношей для обучения за границу, запрет определенных фасонов в одежде, прическах, танцах, в которых виделось проявление свободоволия

Результат:

Усиление военно-полицейской опеки над всеми слоями населения;

Регламентация всех сторон жизни, стремление лично вмешиваться и контролировать её вызвало резкое недовольство буквально всех слоёв населения страны, особенно дворянства, которое было лишено всех привилегий;

 

2)Противостояние расширению экспансии Франции в Европе

-в 1797-1800 г. Россия участвовала в антифранцузской коалиции

-в 1798 г. победу над французской эскадрой в Средиземном море при крепости Корфу одержала эскадра Ушакова

-в 1799 г. – Итальянский и Швейцарский походы Суворова

Результат:

Остров Корфу стал базой русского флота;

Основные силы Франции в Северной Италии разгромлены, Швейцария освобождена;

Повысился международный авторитет России;

 

Но изменение внешнеполитического курса, результатом которого стало сближение с Францией и появление угрозы военного столкновения с Англией подорвали авторитет императора и привели к потере союзников по антифранцузской коалиции.

Александр I

Время правления: 1801-1825 гг.

Российский император

Вступил на престол в результате государственного переворота и убийства отца – императора Павла I.

 

Основными направлениями политики стало проведение либеральных реформ, которые можно разделить на два этапа, выделив тем самым основные направления его деятельности:

1)Проведение умеренно либеральных реформ, разработанных Негласным комитетом и Сперанским

-В 1801 г. – восстановление Жалованных грамот,

-ликвидация Тайной канцелярии, активно действующей при Павле I, запрет пыток, смягчение цензуры

-В 1802 г. – реформирован Сенат; произошла замена коллегий министерствами

-В 1803 г. принят указ о «вольных хлебопашцах»; первая попытка отменить крепостное право по желанию помещиков

-основаны 5 новых университетов

-В 1809 г. произошла отмена права ссылать крестьян в Сибирь; крестьянам стало разрешено торговать

-В 1810 г. учрежден Государственный Совет

 

2)Проведение либеральных реформ после Отечественной войны

-В 1815 г. в Польше введена конституция

-В 1816-1819 отменено крепостное право в Прибалтике

-В 1818-1820 гг. – предпринята попытка разработать конституцию и проект отмены крепостного права

Результаты:

Либерализация общественной жизни, системы образования;

Реформы способствовали модернизации России;

Созданные органы власти просуществовали до XX века;

Проведена попытка решения крестьянского вопроса, рассматривались различные проекты освобождения крестьян. Однако ни один проект не был принят императором, а положение крестьян реформы затронули менее всего, т.к. помещики неохотно пользовались своими новыми правами отпускать крестьян на «вольные хлеба»

 

Кроме того, одним из важнейших направлений политики Александра I стало

3)Противодействие экспансии Франции в Европе

-1805-1807 гг. – война с Францией, закончившаяся для России неудачей и подписанием Тильзитского мира

-1812 г. – Отечественная война с Францией; победа Российской Империи

-В 1813-1814 гг. проведены Заграничные походы русской армии

-В 1815 г. состоялся Венский конгресс

Результаты:

Победа России в Отечественной войне имела огромное историческое значение (развеян миф о непобедимости Наполеона; разбиты его надежды на мировое господство; укрепился международный авторитет Российской империи; в стране произошел патриотический подъем);

Итогом заграничных походов стало создание в 1815 г. Священного союза;

Наполеон окончательно разгромлен и сослан в ссылку;

 

 

Николай I

Время правления: 1825-1855 гг.

Российский император

Основные направления деятельности:

1)Решение крестьянского вопроса

-В 1837-1841 гг. проводилась крестьянская реформа Киселева (введение крестьянского самоуправления; избрание крестьянами должностных лиц сельского управления; наделение малоземельных крестьян землей; упорядочение налогообложения)

-Во время его правления действовали секретные комитеты по крестьянскому вопросу

-В 1842 г. был принят указ «Об обязанных крестьянах» (введение права помещиков добровольно освобождать крестьян и предоставлять им земельные наделы в наследственное владение в обмен на сохранение крестьянских повинностей)

-было запрещено отдавать крестьян на заводы, ссылать в Сибирь по своему усмотрению, продавать с публичного торга

Результаты:

Произошло ограничение личной зависимости крепостных от помещиков;

Произошло улучшение положения государственных крестьян и одновременное усиление бюрократического давления на государственную деревню;

Накоплен опыт решения крестьянского вопроса, однако отмены крепостного права не произошло – мешали сопротивление дворянства и консерватизм императора.

 

2)Решение восточного вопроса внешней политики

-В 1828-1829 гг. велась русско-турецкая война, которая закончилась подписание Адрианопольского мирного договора (за Россией закреплен Дунай и восточное побережье Черного моря, произошло открытие черноморских проливов для русских судов)

-В 1853-1856 гг. прошла Крымская война, основные события которой:

18 ноября 1853 г. – разгром турецкого флота при Синопе эскадрой Нахимова; первоначально Россия одерживала успех, но

В 1853 году Англия и Франция ввели свою эскадру в Черное море, в 1854 году объявили России войну;

После поражения русской армии у р. Альма путь на Севастополь стал открытым;

13 сентября 1854 г. – начало героической обороны Севастополя (Корнилов; Нахимов; Истомин);

1856 г. – подписание Парижского мирного договора (Объявление Черного моря нейтральным, лишение России и Турции иметь на нем флот и береговые укрепления)

Результаты:

Восточная политика была нестабильной по результатам: от присоединения ряда территорий до потери выхода к Чёрному морю в результате Крымской войны, что значительно понизило статус страны в мире;

Демонстрация необходимости проведения коренных реформ;

Ослабление влияния России на Балканах и Ближнем Востоке;

Изменение расстановки международных сил;

Николай II

Время правления: 1894-1917 гг.

Российский император; «Кровавый»

Во внутренней политике перед Николаем II стоял целый ряд проблем: отсутствие политических прав и свобод у населения, нерешенность аграрного и рабочего вопросов. Поэтому, одним из основных направлений стало:

1)Решение назревших проблем, вылившихся в революционную волну 1905-1907 гг.

- Николай II, спасая самодержавие, 6 августа 1905 года издал указ об учреждении законосовещательной Государственной думы («булыгинской»).

-17 октября издан манифест «О совершенствовании государственного порядка», по которому дума становилась законодательным органом власти, а Государственный совет- верхней палатой парламента, провозглашались основные гражданские права и свободы, разрешались политические партии.

-1905- отмена выкупных платежей

-1906-1911- проведение столыпинской аграрной реформы. Крестьяне могли выйти из общины и получить в собственность землю при помощи Крестьянского поземельного банка в форме отрубов или хуторов.

Результаты:

Деятельность Николая II отличалась непоследовательностью, нерешительностью. Многие мероприятия не были доведены до конца. Поэтому противоречивыми были и результаты правления;

Преобразования в системе государственной власти, созыв Государственной думы, реорганизация в Государственном Совете, ставшем верхней палатой в парламенте привело к превращению России в ограниченную монархию на время сохранило самодержавие, снизило напряжённость в обществе;

Попытки предотвратить революционные волнения в обществе были недостаточными, чтобы успокоить народ. У императора не был необходимых сил для окончательного подавления революционных выступлений, что привело к свержению самодержавия в феврале 1917г. и отречению Николая 2 в марте от престола;

Одним из основных направлений во внешней политике стало:

2)Усиление присутствия России в Азии

-В 1895 г. давление России на Японию с целью ограничить ее влияние в Китае

-В 1898 г. Россия арендовала Ляодунский полуостров и Порт-Артур как военно-морскую базу

-Строительство КВЖД

-В 1904-1905 гг. Россия, стремившая закрепиться в Китае, вела оборонительную войну с Японией

Результаты:

План «маленькой победоносной войны» с Японией был провален; Россия потеряла ряд территорий: Курильские острова, Сахалин и арендные права на Ляодунский полуостров;

Неудачная войны с Японией и участи ев Первой мировой значительно подорвали экономику страны, углубили противоречия в обществе, стали одной из причин свержения монархии.

П. А. Столыпин

Годы жизни: 1862-1911.

Российский государственный деятель, занимал в числе прочих посты губернатора Саратовской губернии и председателя совета министров.
Направления деятельности:
1) Борьба с революционным движением.

П. А. Столыпин, будучи сторонником сохранения монархии, развил активную деятельность, направленную на подавление первой русской революции 1905-1907 годов. Находясь на посту губернатора Саратовской, губернии лично с казаками объезжал очаги восстаний. Бил инициатором учреждения военно-полевых судов, которые выносили смертные приговоры в упрощенном порядке.

Результат:

Своей главной цели П. А. Столыпин добился – революционное движение удалось подавить. Немалую роль в этом сыграли учрежденные им военно-полевые суды, благодаря которым были уничтожены многие революционеры и пропагандисты. А Третьеиюньский переворот, одним из инициаторов которого был П. А. Столыпин, ознаменовал конец революции.

2) Проведение аграрной реформы.

П. А. Столыпин хорошо понимал, что одними лишь репрессивными мерами невозможно отвратить народ от революции. Поэтому с 1906 года им начала осуществляться аграрная реформа. Крестьянам давалось право свободного выхода из общины с землей. Все земельные участки крестьянина сводились в единый надел. Если он оставался в деревне, от образовывался отруб, а если решал покинуть ее пределы – хутор. Создавался Крестьянский банк, который скупал свободные земли и продавал их крестьянам, выдавал им льготные ссуды. Частью аграрной реформы была переселенческая политика – крестьянам предоставлялось право переехать в малоосвоенные районы страны, например в Сибирь.

Результат:

Аграрная реформа П. А. Столыпина имеет неоднозначные итоги. С одной стороны хозяйственные крестьяне получили возможность избавиться от гнета общины и развивать свое хозяйство. Но полностью разрушить общину П. А. Столыпину не удалось, к тому же оставшиеся в общине крестьяне завидовали хуторянам и часто жгли их дома. Переселенческая политика так же дала неоднозначные результаты. Некоторые крестьяне сумели обжиться на новых землях и наладить хозяйство – например крайне доходное производство масла в Сибири. Но многим крестьянам не удалось устроиться на новых местах и они вернулись обратно, создав дополнительный очаг социальной напряженности в деревне.

 

Владимир Ильич Ульянов (Ленин)

Время деятельности: конец XIX в. – начало XX в.

Российский и советский политический и государственный деятель, революционер, председатель Совета Народных Комиссаров (правительства) РСФСР в 1917-1924 гг.

Во время возглавления правительства Лениным, основные направления политики были следующие:

1)Проведение социальной политики

-По дикрету о власти октября 1917 г. в стране вводилась диктатура пролетариата

-Образовались классы рабочих, крестьян и интеллигенции

-В 1919 г. был принят декрет о ликвидации безграмотности, создавались рабочие факультеты и ликбезы (пункты по ликвидации безграмотности), готовившие молодежь к поступлению в ВУЗы

-С 1918 г. прием в ВУЗы стал осуществляться без вступительных испытаний, произошла отмена платы за обучение; преимущество при поступлении в ВУЗы получили рабочая и крестьянская молодежь

-Началось активное строительство школ

-Вводился 8-ми часовой рабочий день

Результаты:

Ликвидированы сословия;

Сформировались три основные класса, составляющих трудовой народ страны;

Предприняты меры по созданию благоприятных условий для жизни советских граждан, но это в большей мере относилось только к крестьянам и рабочим;

Социальная политика в общем была крайне успешной;

 

В условиях Гражданской войны, одним из основных направлений также стало:

2)Проведение политики «военного коммунизма»

-Национализация всей промышленности и банков, с 1920 г. ликвидирована частная собственность

-Строгая централизация управления всей промышленностью (главкизм)

-Запрет частной торговли

-В 1919 г. была введена продовольственная разверстка в сельском хозяйстве: безвозмездное изъятие у крестьян большей части произведенной продукции

-Запрещены аренда земли и использование наемного труда в сельском хозяйстве

-Натурализация заработной платы

-Введение трудовой повинности

-В 1919 г. были введены трудовые книжки

-Была проведена милитаризация труда (принудительная мобилизация трудовых ресурсов, создание трудовых армий)

-Уравнительное распределение

-Нормированное снабжение (карточная система)

-В 1918 г. введено бесплатное предоставление населению жилья, топлива, коммунальных, транспортных, постовых и телеграфных услуг

Результаты:

Складывание жесткой диктатуры большевистской партии;

Формирование командной экономики;

Огосударствление многих сторон общественной жизни; Концентрация материальных и трудовых ресурсов в руках советской власти, способствующая ее победе в Гражданской войне;

Тяжелый экономический и социальный кризис; Массовые крестьянские выступления;

Антибольшевистские выступления матросов Кронштадта (1921 г.), стачки и демонстрации рабочих; Все вышеперечисленное поставило под угрозу советскую власть и вынудило ее перейти к новой экономической политике;

Иосиф Виссарионович Сталин (Джугашвили)

Время деятельности: 20-50 гг. XX века

Занимал ведущие посты в партии и в государстве: был Генеральным секретарём, наркомом по делам национальностей, председателем Совнаркома, в годы войны — Председателем Государственного комитета обороны, в послевоенные годы- Председателем Совета министров СССР.

Одни из основных направлений деятельности:

1)Установление культа личности

-Массовое тиражирование докладов и речей, работ и изображений Сталина

-Проведение масштабных празднований и юбилеев в честь Сталина

-Восхваление вождя со стороны ближайшего окружения

-Создание символического образа (создание памятников, бюстов и портретов)

-Массовое переименование городов и других населенных пунктов (Сталинград, Сталинабад, гора Пик Сталина и т.д.)

-Создание новых имен в честь вождя (Сталина, Сталинина, Сталий, Сталь, Сталив…)

Результаты:

Создано идеологическое обеспечение функционирования тоталитарной системы;

Упрочнение позиций Сталина за счет поддержания культа вождя;

2)Проведение коллективизации

-В 1928 г. началось форсированное создание колхозов как формы производственной коллективизации

-1929 г. фактически считается началом «сплошной коллективизации», Сталиным создана статья «Год великого перелома»

-1930 г. активно происходила ликвидация кулачества как класса, из-за неудач коллективизации (крестьянских восстаний) Сталиным была опубликована статья «Головокружение от успехов», в которых он обвинил в перегибах местных руководителей

-Период 1934-1937 гг. считается завершающим периодом коллективизации, в 1935 г. жизнь крестьян стала регламентирована, появилось правовое основание колхозного строя

Результаты:

Коллективизация привела к массовому голоду 1932-1933 гг., в результате которого умерли от 5 до 7 млн. человек;

Социально-экономические проблемы в стране стали решаться за счет сельского хозяйства;

Слой самостоятельных, зажиточных крестьян ликвидирован;

Уничтожен частный сектор в сельском хозяйстве;

Отменена карточная система распределения продуктов;

Произошло перемещение массы крестьян в промышленность и города (однако в то же время появился дефицит квалифицированной рабочей силы, молодежи на селе);

Происходило отчуждение крестьян от собственности, земли и результатов труда (потеря стимулов для развития аграрного производства);

 

Георгий Константинович Жуков

Годы жизни: 1897-1974 гг.

Маршал СССР, выдающийся военачальник, Главнокомандующий Красной Армией в годы Великой Отечественной войны. Именно Жуков Г.К. подписал пакт о безоговорочной капитуляции Германии 8 мая 1945 года.

 

Основные направления деятельности:

1) Защита СССР в годы Великой Отечественной войны

Жуков Г.К. как заместитель Верховного главнокомандующего, член Ставки, принял самое активное участие в разработке планов основных сражений, непосредственно руководил многими военными операциями: под его командованием были остановлены войска у Ленинграда, разгромлены войска группы «Центр» под Москвой, развеяв миф о непобедимости фашистов. Такие сражения, как Сталинградское, Курская битва, прорыв обороны Ленинграда- планировал и координировал лично Жуков, Корсунь-Шевченская операция, «Багратион» (освобождение Белоруссии) и многие другие великие победы связаны с именем маршала Жукова. 8 мая 1945 года Жуков подписал акт о капитуляции Германии, а 24 июня 1945 года в Москве на Красной площади принимал парад Победы.

Результаты:

Жуков Г.К. принял самое активное участие в разгроме фашизма, Освобождении СССР и стран Европы от немецких войск;

Трижды удостоен звания Герой Советского Союза;

 

2)Написание мемуаров

1957 году Жуков Г.К. вышел в отставку. От написал много воспоминаний, в которых изложил свои мыли по поводу ведения военных действий, укрепления армии, оставил много интересных записей как о военных событиях, так и о людях, с которыми работал и воевал. «Воспоминания иразмышления» - так называется его книга.

Результаты:

книга воспоминаний и размышлений Жукова – неоценимый источник правды о войне, учебник для будущих офицеров армии. так как в ней изложены основные тактические и стратегические приёмы ведения военных действий, приведшие нашу страну к победе.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Практические задания. Тема: Возникновение и развитие государств Древнего Востока




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.