Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конституция 1791 г. во Франции






В 1791 году король присягнул конституции Франции, созданной как гарантия нового политического строя.

Конституция 1791 года была первой в истории страны конституцией, ознаменовавшей переход от абсолютной монархии к конституционной. Она закрепила сложившееся в эти годы перераспределение властных полномочий и приход к власти буржуазных предпринимательских кругов.

Структура конституции:

· преамбула – Декларация прав человека и гражданина 1789 года

· I раздел – права и свободы французов

· II раздел – административно-территориальное устройство Франции

· III раздел – устройство государственной власти

 

Король

Особа короля провозглашалась священной и неприкосновенной. Вместе с тем пункт 3 провозгласил подзаконность королевской власти – король может править только на основании закона. Ему вверена исполнительная власть и обеспечение порядка и мира в стране. Король являлся верховным главнокомандующим армией и флотом, назначал министров, послов и высших должностных лиц. Но власть его была условной, т.к. все высшие должностные лица были подотчетны Национальному собранию, а не королю. Единственным реальным властным полномочием короля было право отлагательного вето.

Конституция закрепила правило ассигнации: каждый документ, подписанный королем, должен был быть подписанным и соответствующим министром. Только в этом случае он вступал в юридическую силу.

Конституция предусматривала конкретные случаи, в которых король считался отрекшимся от престола:

  • если в течение месяца после приглашения законодательного корпуса не принесет присяги;
  • если, встав во главе армии, направит войска против народа;
  • если, покинув королевство, не возвратиться после соответствующего приглашения законодательного корпуса (срок, однако, ограничивался – не более 2 месяцев).

 

Национальное собрание

Реальные политические полномочия были сосредоточены в руках Народного собрания, или Законодательного корпуса.

Срок полномочий национального законодательного собрания – 2 года. Этот однопалатный орган контролировал деятельность исполнительной власти, устанавливал суммы налогов, решал наиболее важные военные вопросы. 745 депутатов, входивших в Национальное собрание, избирались сложными 3-звенными выборами, принимать участие в которых могли только состоятельные граждане, т.к. устанавливался достаточно высокий имущественный ценз. Право избирать (активное право) было к граждан, состоявших в национальной гвардии муниципалитета, давших гражданскую присягу.

 

Судебная власть

Конституция 1791 года провозглашала принцип законности. Для неизменного соблюдения этого принципа судебные органы были выделены как особая ветвь власти. Это гарантировало независимость принятия судебных решений.

Судебной власти посвящалась глава 5. Уже пункт 1 провозгласил ее независимость и самостоятельность от других ветвей власти. Пункт 2 закрепил выборность судей и их несменяемость, что должно было стать гарантией дальнейшей демократизации судебной системы страны. Но никаких конституционно-контролирующих полномочий за юстицией не предусматривалось.

Законодательной власти принадлежало право устанавливать численность судей в городах и кантонах, а также границы судебных округов. Для разбирательства уголовных дел вводился суд присяжных из 12 человек.

При Национальном законодательном собрании учреждался Кассационный суд, который не рассматривал дела по существу, а в случае нарушения правил судопроизводства направлял дело на пересмотр.

Судьи избирались народом и отстранялись от деятельности в случае собственного нарушения закона.

 

Местные органы власти

Местные органы власти были выборными. По новому административному устройству страна делилась на 83 департамента, которые делились на округа, округа – на кантоны, кантоны – на коммуны. Выборы чиновников департаментов и округов были двухстепенными. Избирательная система предусматривала небольшой имущественный ценз в размере 10-дневного жалования рабочего.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.