Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Говорят, что опытные режиссеры знают, когда надо крикнуть, когда — нет. Они повышают голос сознательно, а не потому, что терпение лопнуло. Разве это возможно?
Никто никогда не говорит себе: «хочу не сдержаться». Просто не всегда это удается. Хорошего в этом мало. Но если ваш гнев вызван отвратительным, безобразным, возмутительным поступком — и не надо сдерживаться. £ уродством мириться нельзя и не следует увещевать, просить и уговаривать, когда надо требовать и наказывать... Эти разговоры, как и все последующие, восстановлены по памяти. Записи, которые я делал после каждой встречи с Леонидовым, пропали во время войны. Но, сколько помнится, и тогда, в 1939—1941 годах, воспроизвести своеобразие речи, интонацию Леонида Мироновича было мне не под силу. — Что вы станете делать, — спросил меня как-то Леонид Миронович, — при нарушении дисциплины? — Все зависит от того, кто, где, когда нарушил ее, от серьезности проступка. Увильнуть от ответа не удалось. Ну, допустим, актер на репетиции стал читать газету? Я сделаю замечание. Леонидов взял газету и предложил сделать замечание ему. Отказаться сыграть этюд с Леонидовым, было невозможно. Собрав всю наличную строгость, я укоризненно посмотрел на Леонида Мироновича и стал объяснять, что читать газету на репетиции нехорошо. Леонидов спрятал ее, но тут же достал записную книжку и стал что-то чиркать. Я, как мне кажется, сделал ему замечание в более строгой форме. Записная книжка была спрятана, но «нарушать дисциплину» Леонидов не перестал. Он ерзал, перемигивался, шептался с воображаемыми соседями и всячески демонстрировал, что скучает. Я все более повышал голос и даже стукнул кулаком по столу. Все было напрасно. Когда я изнемог от бесплодных попыток навести «порядок», Леонидов прервал «этюд». Нет, так у вас ничего не выйдет. Так вы мне весь коллектив распустите. Вас извиняет лишь то, что сейчас вы меня стесняетесь. Запомните, в труппе всякого театра есть нахалы и плохо воспитанные люди. Увидев слабость режиссера, они садятся ему на голову. Поэтому, на, первое же нарушение порядка надо обрушиться всем своим весом. Надо сразу, в самой резкой и категорической форме прекратить безобразие. Не допуская возражений и дискуссий, без долгих объяснений надо удалить нарушителя с репетиции. На худой конец распечь и испепелить нарушителя так, чтобы он до конца дней своих запомнил этот случай. Не беда, если вас сочтут немного сумасшедшим. Важно, что порядок будет установлен. А нарушитель, если он не сознательный провокатор, придет извиняться. Актерам далеко не безразлично, с каким режиссером им придется работать. Первое время они по-всякому испытывают режиссера. берут его, как говорится, «на зуб». Надо показать, что и у вас есть зубы и горе тому, кто это забудет. Не упустите только момент!
|