Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос № 18 Рецепция римского права в средние века. Каноническое право.






Рецепция (усвоение, заимствование) римского права — использование положений римского права другими государствами более позднего периода.

Рецепция бывает двух видов:

· Прямая (первичная) — нормы римского права выступали как непосредственный регулятор общественных отношений или как основание для законодательной деятельности.

· Производная (вторичная) — нормы римского права рецитированы одной правовой системой, заимствовались в таком модифицированном виде другой правовой системой.

Формы рецепции:

· Изучение, исследование, комментирование и усвоение принципов и норм Римского права.

· Непосредственное введение в действие и применение норм Римского права.

· Использование норм, идей и категорий римского права, римской методики создания нормативно-правовых актов в правотворческой деятельности.

Варвары, образовавшие после падения Римской империи новые государства в Галлии и Испании, продолжали применять римское право. В этих государствах составлялись сборники римского права (Leges romanae), наиболее известный из которых, Lex Romana Visigothorum, или Breviarium Alaricianum, был составлен в вестготском государстве при Аларихе II, в 506 г. Он был единственным средством ознакомления с римским правом вплоть до возобновления в XI веке его систематического изучения. Меньшее значение имели Edictum Theodorici — сборник, составленный между 511 и 515 гг. для латиноязычного и германского населения остготского государства и Lex Romana Burgundionum, иначе Papian, составленный около 517 г. в Бургундском государстве.

Римское право активно применялось в южной Франции и средней Италии. В 529—534 годах в Византии был составлен Кодекс Юстиниана (Corpus juris civilis). Он имел огромное значение для дальнейшего развития римского права.

Научные занятия по римскому праву начались в Италии в XII веке и особенно усилились во Франции в XVI веке. Они проводились в университетах, прежде всего в Болонском. Исследователей римского права называли глоссаторами.

Интерес к римскому праву был связан с тем, что с усилением королевской власти появилось стремление правителей ослабить значение народныхобычного права в судах. В связи с этим королевскою властью назначались судьи, знакомые с римским правом. Развитие экономических отношений требовало регулирования со стороны более совершенного права, чем существовавшие правовые обычаи. При этом не только каждая местность, но и каждая социальная группа жила по своим правовым обычаям. Наконец, католическая церковь также покровительствовала римскому праву как более совершенному по сравнению с правовыми обычаями языческих времен. Римское право взамен неясных и спорных обычаев предлагало вполне определенное, писаное право — lex scripta, единое для всех территорий и сословных групп и способное регулировать самые сложные отношения торгового оборота.

Помимо этих общих причин, в Германии рецепции римского права способствовало то, что Священная Римская империя считалась наследником прежней Римской империи. В ней в 1495 г. был учрежден общеимперский суд (Reichskammergericht). При решении дел он прежде всего должен был применять римское право, и лишь затем он должен был принимать во внимание «доброе» немецкое право, на которые сошлются стороны. Так действие римского права было санкционировано законодательно. Затем подобные правила были введены и в других судах германских земель. В связи с этим к концу XVI—XVII в. римское право было реципировано в Германии прямо и непосредственно.

Но будучи реципировано и став непосредственным законом, римское право претерпело изменения. Обновленное римское право получило название «современное римское право» (usus modernus Pandectarum, heutiges rö misches Recht).

Затем в наиболее крупных государствах Германии возникло стремление к кодифицированию гражданского права путем переработки римского и национального права в нечто единое. Так, в 1756 г. в Баварии был издан «Codex Maximilianeus Bavaricus», а в 1794 г. в Пруссии было издано Прусское земское уложение (Preussisches Landsrecht).

В XVIII—XIX веках германскими правоведами (пандектистами) была проведена всеохватывающая (пандектная) систематизации источников римского частного права, прежде всего Юстиниановых Дигест (пандектов). Благодаря работам пандектистов появились общие понятия: договор, сделка, обязательство, право собственности, вещное право, деликт, которых не было в римском праве.[1][2]

Во Франции национальное и римское право были объединены при создании Кодекса Наполеона (1804 г.), который, в свою очередь, стал образцом для подражания при кодификации гражданского права в других государствах.

Таким образом, римское право оказало такое же объединяющее влияние на юриспруденцию и законодательство европейских народов, как латинский язык — на их науку.

КАНОНИЧЕСКОЕ ПРАВО

совокупность законов религиозного правопорядка (канонов), обычаев и правил, установленных главнымобразом на Вселенском и других соборах и определяющих преимущественно организацию церковныхепархий. К.п. является лишь частью церковного права, так как не содержит многих позднейших церковныхправил. Вместе с тем К.п. шире церковного права - оно не ограничивается нормами внутренней церковнойорганизации, формулируя правоотношения частного гражданского, уголовного, судебного ипроцессуального права. В Византии во время Исаврийской династии был составлен на основе СводаЮстиниана законодательный сборник - Еклога 726 г., который охватывал основы К.п.. семейных, наследственных и гражданских правоотношений.

В католических конфессиях К.п. включает совокупность решений церковных соборов и Постановленийримских пап. Первая кодификация К.п. была проведена в XII в.болонским монахом Гра-цианом в Трактате" Согласование разносторонних канонов", который получил значение источника права. В 1582 г. в правлениепапы Григория XIII был издан " Свод канонического права" (лат. Сог-puc Juris Canonic), представляющийпереработанное издание трактата Грациа-на. К церковной юрисдикции относились и внецерковныеправоотношения, такие. как гражданские, брачно-семейные,.имущественные и др.

Нормы К.п., принятые в начале XX в., определяют внутренние отношения католической церкви. Онисистематизированы в Кодексах К.п., изданных папой Бенедиктом XV в 1917 г. и дополненных II Ватиканскимсобором об апостолате мирянам.!

Церковная юрисдикция в XII и XIII вв. имела очень широкую компетенцию в ряде стран. Когда впоследствииона была сужена благодаря централизации. развитию светских судов, а также Реформации, заменившая еесистема восприняла в общих чертах К.п. Моральное влияние церкви и системы К.п., которую онавыработала, дает себя чувствовать в различной степени во всем христианском мире.

В Великобритании и Северной Ирландии. Лвс/прйй. Португалии, распределение наследственного имуществаосуществляется под судебным контролем на основе К.п.

К.п. не проявляется как самостоятельное право и не претендует на регулирование всего комплексаотношений между людьми. Оно весьма фрагментарно и выступает главным образом как публичное правоособого общества, образуемого церковью.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.