Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Президентская власть и Конгресс в США в ХХ в. Развитие центральной администрации. Законодательная защита гражданских прав






На протяжении XX в. политическая жизнь страны характеризовалась соперничеством президентской власти и представительного органа — Конгресса за доминирование в решении государственных дел. Соперничество это было тем более значительным, что далеко не всегда (по результатам выборов1) президент в своей политике мог опираться на большинство своей партии в обеих палатах Конгресса. Только в 1930-е гг., в конце 1940-х, первой половине 1950-х гг. и в первый срок президентства Р. Рейгана (1980-1984 гг.) президентская партия располагала значительным большинством в Палате представителей и Сенате одновременно. Основанием для такого соперничества был рост значения президентской власти и полномочий. Президентская власть увеличила свое прямое законодательное значение (вообще не предусмотренное Конституцией). С 1920-1930-х гг. существенно сократилось количество вето президента на постановления и законы Конгресса. Однако в компенсацию этой стороны влияния президента на законотворчество сформировалась собственная система нормативных актов президента, который вправе издавать: 1) исполнительные приказы по практически любым вопросам функционирования государственного аппарата и даже взаимоотношений государства и граждан; 2) правила и положения деятельности государственных органов; 3) прокламации (в т. ч. административные) о направлении деятельности администрации; 4) планы реорганизации, которые считались обязательными к исполнению. Первые практически приобрели значение наравне с законами Конгресса, и число их было весьма большим — до 11 тыс. действующих актов на конец XX в. Закрепление за президентом чрезмерных полномочий вызвало противодействие Конгресса, особенно сильное в 1960-1970-е гг. Президентская власть частично была возвращена в конституционные пределы. Организация и деятельность Конгресса в главном остались такими же, как сложились к концу XIX в. С 1912 г. число депутатов в Палате представителей стало постоянным — 435. Одним из важных внутренних вопросов деятельности конгресса в последние десятилетия XX в. стало возрастание контроля за финансовой независимостью конгрессменов. Были ограничены их права заниматься коммерческой деятельностью, даже получать авторские гонорары. 27-я поправка к Конституции (1992) установила, что решения конгрессменов об увеличении своего вознаграждения вступают в силу только со следующего созыва Конгресса. В систему правительственной администрации (всех звеньев) к концу XX в. было включено до 3 млн. служащих, в том числе свыше 200 тыс. принадлежало к т.н. «сменяемым» по партийной принадлежности в результате новых выборов президента. Центральная администрация подразделилась на две самостоятельные части: собственно го -сударственную администрацию (министерства и ведомства) и президентскую администрацию; появление и разрастание последней составило важную особенность эволюции правительственного аппарата США во второй половине XX в. В связи с повышением значимости социальных проблем появилось Министерство торговли (1913) и Министерство труда (1913). Руководители и высшие должностные лица департаментов-мин стерств, независимых агентств, управлений назначаются президе том с согласия Сената. Укрепление централизованного руководства правоохранительными органами и юстицией привело к созданию Федерального бюро расследований. Это учреждение, подчиненное Министерству юстиции, со временем превратилось в мощный рычаг президентской власти — одновременно с административными и правоохранительными задачами. В соответствии с Законом о гражданских правам в рамках исполнительной власти была создана особая Комиссия по гражданским правам. Комиссии вменялось в обязанность расследовать заявления граждан об ущемлении их политических прав при голосовании по мотивам расы, цвета кожи, вероисповедания, возраста и иных обстоятельств. Важную роль в реальном обеспечении гражданских прав сыграли законы, ставившие под контроль администрацию всех уровней в их действиях по обращениям граждан. Законом о свободе информации (1967) гражданам открывался доступ к разного рода административным досье, собранным на них властями и правоохранительными органами. Чтобы оградить гражданские интересы личности и с другой стороны, от нежелательного или неконституционного вторжения в личную жизнь (особенно со стороны средств массовой информации, правоохранительных органов) законодательство сформировало особое понятие «частной жизни» (privacy), посягательство на которую впредь расценивалось как правонарушение.

46. Влияние универсального и регионального международного права. Изменения в современных фундаментальных правовых системах: англосаксонской, романо-германской, мусульманской и конфуцианской правовых системах. Общее и особенное в эволюции национальных и фундаментальных правовых системах.

Влияние международного права осуществляется в современный период истории по нескольким основным направлениям: Защита прав человека, Координацию усилий в обеспечении мира, порядка и устойчивого социального развития в обозримом будущем. Региональное сотрудничество государств. Англосаксонская система как семейство стран прецедентного, или общего, права включает сегодня правовые системы стран нескольких континентов - Англии, США, а также Ирландии, Канады, Австралии и др. С обретением отдельными колониями статуса доминиона действие английских прецедентов и статутов сузилось, и этот факт однажды пришлось признать официально. Вестминстерским статутом 1931 г. установлено, что английский парламент не может издавать законы для доминионов без их согласия, а сами доминионы могут принимать свои местные законы, которые отныне не могут отменяться по причине их расхождения или противоречия законам английского парламента. Судебный прецедент по самой своей природе и сложившейся традиции использования не предрасположен к быстрым и радикальным переменам, отчасти потому, что он нередко основывался на местных правовых обычаях. Радикальным новшеством стало решение Палаты лордов в 1966 г. о том, что она отказывается от " жесткого следования прецеденту". На протяжении многих столетий отрасли права в англосаксонской системе различались не вполне четко и последовательно. Очевидное исключение составляли лишь гражданское и карательное право. Институт траста (доверенной собственности). Англосаксонское право вместе с римским (кодифицированным) правом предстают в истории права и правоведения как самые оригинальные и самобытные правовые традиции и остаются таковыми на протяжении многих столетий. Однако отдельные правовые понятия и конструкции в этих системах не являются застывшими, подвергаясь важным, хотя и не всегда заметным изменениям и трансформациям. Характерный пример таких трансформаций представляет собой институт траста. Во всех странах романо-германского семейства признается деление на публичное и частное право. Во Франции отраслями публичного права являются государственное право, административное право, финансовое право, международное публичное право. В Германии не столь четкое разделение публичного и частного права.В европейских правовых семействах также наличествуют некоторые " общие принципы", которые могут быть обнаружены в самом законе или вне его, например ориентация на идеалы справедливости, правового государства, соблюдение прав человека и т. д. Мусульманское законоведение: Реформируемый политика-доктриналъный ислам с его стремлением вобрать в себя либеральные и демократические идеи дополняется сегодня синкретическим исламом, который ближе по основным позициям к реформируемому, нежели ортодоксальному исламу. Синкретический ислам в Пакистане и Индии провозглашает следующие идеи: вселенский гуманизм; оппозиция авторитету муллы (" рай там, где нет муллы"); дозволение читать помимо классических текстов мусульманского законоведения индусскую философскую классику (" Упанишады" и " Бхагават гита"); признание необходимости расширять границы мусульманского сообщества за счет немусульман и признание в этой связи равнодостойности архангела Михаила и Вишну, Адама и Брахмы и т.д. Конфуцианская традиция. Конфуцианскую традицию в области законоведения принято считать противоположной западной традиции. Уже сам факт наличия в одном из первых карательных кодексов свыше 3000 наказаний многое говорит об этой стороне законодательного регулирования. Преобладание требований и традиций ритуала над требованиями законов свидетельствует больше о своеобразии социального регулирования как такового, нежели о принципиальном расхождении в оценке регулирования с помощью законодательных установлений. Общее и особенное в эволюции национальных и фундаментальных правовых систем: Все народы так или иначе переживают стадию превращения обычного права в право законное, т. е. у разных народов в разное время осуществляется переход от примирительного права родообщинного строя к примиряющему праву в условиях государственно сплоченного и организуемого общества. Указанная закономерность обусловлена также генезисом правовых норм первобытного и отчасти современного права - из ритуала, ритуальных правил и запретов. Модернизирующееся мусульманское законоведение в своих конфронтациях с западным правоведением нередко выдвигает аргументы, свидетельствующие о том, что в так называемых самобытных особенностях мусульманской доктрины можно найти черты сходства с западной традицией.

 

47. Парламент в Великобритании в ХХ в. Правительство в Великобритании в ХХ в. Правительственный аппарат. Эволюция системы политических партий.

Консервативная партия начала превращаться в партию крупных промышленных и финансовых собственников. Либеральная партия, в основном состоящая из средних слоев, постепенно лишалась своей социальной базы и теряла политические позиции, что ускорило образование новой партии — лейбористов. Лейбористская партия возникла как результат подъема европейского социал-демократического движения и появления в Англии социалистических групп и организаций. Становлению лейбористской партии способствовала дальнейшая демократизация избирательного права. До 1922 г. у власти находилось сформированное во время войны коалиционное правительство консерваторов и либералов. Однако еще в годы войны старая двухпартийная система в результате раскола либеральной партии оказалась значительно подорванной. Одновременно с ослаблением либеральной партии в условиях послевоенной социальной борьбы шел процесс усиления партии лейбористов. Таким образом, важнейшей особенностью модифицированной двухпартийной системы Великобритании стало то, что одной из двух главных партий страны стала партия " рабочей оппозиции"; однако более длительное время у власти оставалась буржуазная консервативная партия. В 1997 г., после восемнадцатилетнего правления консерваторов, правительство вновь сформировала победившая на парламентских выборах партия лейбористов. В конце XIX —начале XX в. английский парламент превратился в орудие правительства, располагавшего большинством в палате общин. Умалению роли парламента способствовало также ограничение свободы прений. В 1882 г., после того как ирландские депутаты использовали свободу прений для срыва принятия чрезвычайных законов, палата общин приняла Билль о правилах прекращения прений. Это нововведение дало возможность правительству в любое время ставить вопрос о прекращении прений, если они развертывались в неугодном для него направлении. Таким образом, правительство, располагавшее большинством в палате общин, используя право законодательной инициативы, систему " кнутов" и правила прекращения прений. Акт о парламенте 1911 г. ограничил законодательные полномочия палаты лордов. Поводом для его принятия послужило отклонение верхней палатой правительственного законопроекта о бюджете. Согласно Акту 1911 г., финансовый законопроект, принятый палатой общин, но не утвержденный в течение месяца палатой лордов, представлялся королю на подпись и становился законом. В 1949 г. был принят Закон об изменении Акта о парламенте 1911. Верховенство кабинета: Усиление роли кабинета министров сопровождалось относительным Падением роли парламента в области законодательства и контроля за деятельностью правительства. Более того, со времен первой мировой войны кабинет министров Великобритании получил в свое распоряжение и чрезвычайные полномочия. В период между двумя мировыми войнами британский кабинет окончательно стал центральным звеном британской политической системы. После второй мировой войны верховенство кабинета в британской государственной машине стало еще более очевидным. В связи с усилением власти премьер-министра система " правления кабинета" трансформировалась в систему " правления премьер-министра", так как премьер-министр без консультаций с кабинетом стал осуществлять все важнейшие назначения и перемещения внутри правительства, определять порядок работы кабинета и его повестку дня, решать вопросы о созыве и роспуске палаты общин и пр. Менее заметную роль в реальном осуществлении государственной власти играют старинные британские учреждения — корона и палата лордов. Одной из долговременных тенденций развития Великобритании в XX в. стал рост государственного аппарата. В конце первой мировой войны и сразу после ее окончания было образовано много новых министерств.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.