Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государств после Второй мировой войны.






Кризис колониальной системы начался после первой мировой войны. Уже в 1918—1923 гг. в ряде стран Азии и Арабского Востока (Индонезии, Индии, Иране, Ираке и др.) произошли мощные народные выступления. В большинстве колоний руководство освободительным движением взяла в свои руки национальная буржуазия, а иногда и немногочисленная интеллигенция, создавшие свои политические организации, которые возглавили борьбу за политическую самостоятельность. Национально-освободительное движение заставило правящие круги метрополий внести некоторые изменения в формы и методы колониального управления. Однако на данном этапе они ограничились, по существу, лишь расширением представительства местных жителей в органах колониальной администрации.

В 1931 г. был принят Вестминстерский статут, закрепивший права доминионов и явившийся своеобразной конституцией Британского содружества. Статут провозглашал свободный союз членов Британского содружества наций, объединенных “общей верностью короне”. Отныне действие законов, принятых британским парламентом, не могло распространяться на доминионы иначе как с их согласия. Никакие законы, принятые парламентами доминионов, не могли считаться недействительными под предлогом противоречия английскому законодательству. В статуте провозглашалось также, что парламенты доминионов могут самостоятельно решать вопросы внешней политики. Генерал-губернатор в доминионах отныне назначался короной по совету правительства доминиона и стал играть в системе высших органов доминионов такую же роль, какую играет монарх в самой Великобритании.

Распад колониальных империй сопровождался как ведением в ряде стран (в Алжире, Анголе, Индонезии, Индокитае, Малайе) колониальных войн, так и попытками сохранить политическую зависимость колоний в новых юридических формах. Великобритания использовала в этих целях форму содружества, значительно видоизменив его. Членами Содружества (официальное название объединения с 1948 г.) наряду с Великобританией и “старыми” доминионами могли теперь стать бывшие колонии, получившие статус доминиона, и даже новые республики. Однако связи внутри Содружества продолжали неуклонно ослабевать Содружества стала распадаться, хотя само Содружество и в настоящее время объединяет почти 50 государств.

Внешние изменения в структуре французской колониальной империи получили отражение в Конституции Франции 1946 г. В ней провозглашалось образование Французского союза. В этот союз входили, с одной стороны, сама метрополия, ее “заморские департаменты” и “заморские территории”, а с другой стороны, “присоединившиеся территории и государства”. Конституция Франции 1958 г. предусматривала новый вариант объединения — так называемое Сообщество, куда вошли 17 африканских колоний, получивших местную автономию. Остальные территории сохранили прежний статус. Статья 77 Конституции провозглашала самоуправление и “свободное распоряжение собственными делами” государств, входящих в Сообщество. Вместе с тем, согласно ст. 78, из компетенции отдельных членов Сообщества были изъяты внешняя политика, оборона, денежная система и некоторые другие важнейшие области государственной жизни.

Новый подъем национально-освободительного движения произошел после второй мировой войны. Именно в послевоенный период кризис колониальной системы перерос в ее окончательный распад.

После окончания Второй мировой войны важнейшими факторами мирового развития стали крах колониальной системы и появление независимых стран Азии и Африки, формирование Движения Неприсоединения.

Отличительной чертой второй половины XX века стало образование социалистического лагеря, стран " народной демократии". Противостояние этих стран и стран " западной демократии" не раз ставили мир на грань ядерной катастрофы. Крушение в начале 90-х гг. системы социализма явилось дополнительным стимулом формирования демократии в странах Восточной Европы, и ряде других регионов.

Национально-освободительное движение в странах Юго-Восточной Азии, в Индии и Корее, где после второй мировой войны развернулась ожесточённая борьба с империалистиче­скими захватчиками, носит в значительной мере иной характер, чем перед войной.

Кризис колониальной системы империализма, развивав­шийся в связи со вступлением капитализма в эпоху его общего кризиса, достиг со времени второй мировой войны, на новом этапе общего кризиса, чрезвычайной остроты.

Вследствие разгрома Советским Союзом, при поддержке демократических сил мира, фашистского империалистического блока и сокрушения японского империализма резко, изменилось соотношение сил между лагерем демократии и лагерем империализма в пользу демократического лагеря. Престиж империалистических господ в глазах порабощенного колониального на­селения повсюду сильно упал. Одновременно военные тяготы, усиление эксплуатации и вся совокупность военных и после­военных условий привели к дальнейшей пауперизации громад­ных масс крестьянства, к обнищанию рабочих и мелкой буржуазии, к совершенно невыносимым для миллионных масс условиям существования.
в тех колониальных и полуколониальных странах, где имело место известное развитие экономики, на новом этапе общего кризиса капитализма создались более, чем когда-либо, нетерпимые условия существования для широких народных масс, толкающие их на поиски революционного выхода. Выход этот становится для них всё более ясным, — они могут найти его только идя по пути свержения империалистического гос­подства.

Серьёзное ослабление старых империалистических колони­альных держав — Англии, Франции, Голландии, Бельгии — в результате второй мировой войны и поражение колониальных держав — Японии и Италии — способствовали развитию народ­ного революционного движения. е. Что особенно важно — в огромной степени возросла мощь решающей силы демократи­ческого лагеря — Советского Союза. Революционное движение в колониях благодаря этому не могло быть подавлено в самом начале, как это обычно имело место ранее. Это движение полу­чило возможность окрепнуть и расшириться.

Создание на месте бывших колоний новых государств является результатом победы национально-освободительных движений, имевших в ряде стран мирный характер. Их главным завоеванием стал переход государственной власти из рук аппарата колониальных держав в руки национальных сил.бывших колоний.

На протяжении двух десятилетий после второй мировой войны распад колониальных империй в основном завершился.. В условиях раскола мира на две социально-политические системы освободившиеся или “развивающиеся” страны обычно зачислялись в так называемый “третий мир”, который стоял перед выбором двух альтернативных путей развития — капиталистического или некапиталистического.

, в подавляющем большинстве стран независимо от “ориентации” сложились, как правило, авторитарные политические режимы с характерной концентрацией власти в руках главы государства, особой ролью армии, слиянием партийного и государственного аппарата, сверхцентрализацией государственной структуры, отсутствием единой системы представительных органов власти и пр.

После Второй мировой войны возникла новая группа социалистических стран: Польша, Венгрия, Чехословакия, Румыния, Болгария, Албания, Югославия.

Для социалистического политического режима характерно: бюрократическая жесткость, негибкость правительственных и партийных институтов и проводимой ими политики, командно-администра­тивные приемы регулирования, социалистическое право - командная сила закона, сверхцентрализованное и сверхбюрократизированное управление государством, партией и массовыми общественными организациями, монополия на партийную власть у единствен­ной и правящей коммунистической (рабочей) партии, превосходство партийной и подчиненной ей (или соединенной с ней) исполнительной власти над законодатель­ной и судебной, Отсутствие политического плюрализма, Взаимоотношения между ветвями власти - вза­имоотношения между бюрократическими аппаратами

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.