Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Демократическая республика в Афинах. Основные принципы афинской демократии.






Государственное устройство Афин Общие положения По своей сущности Афинское государство являлось политической организацией свободных граждан, обеспечивавшей защиту их интересов и повиновение рабов. По форме правления оно представляло собой демократическую республику, в которой афинские граждане пользовались равными правами и могли принимать активное участие в политической жизни.

Афинская демократия в V - IV вв. до н. э. представляла собой хорошо продуманную, тщательно разработанную политическую систему. Замещение государственных должностей строилось на принципах выборности, срочности, коллегиальности, подотчетности, возмезднос-ти, отсутствия иерархии. Основными органами Афинского государства являлись:

· Народное собрание(экклесия). Верховный орган власти. Только мужчины, достигшие двадцатилетнего возраста, полноправные афинские граждане вне зависимости от их имущественного положения и рода занятий. Компетенция Народного собрания охватывала все стороны жизни Афин.

· Совет пятисот (булэ). Членом булэ мог быть полноправный афинский гражданин, представитель любого слоя населения, достигший тридцатилетнего возраста. Из их числа избирался Совет путем жеребьевки, по 50 человек от каждой из 10 фил (фила - территориальная единица). Каждый год Совет обновлялся, так как повторное избрание гражданина было возможным лишь через несколько лет и только один раз. Члены Совета получали жалованье.Совет пятисот подготавливал и обсуждал все дела, которые выносились на обсуждение и решение Народного собрания;

· Гелиэя. действовавшая под руководством коллегий архонтов. Гелиэю составляли 6 тысяч человек (по 600 от каждой филы), ежегодно избиравшихся по жребию архонтами из числа полноправных граждан не моложе 30 лет.Гелиэя разбирала наиболее важные частные дела афинских граждан, государственные дела, спорные дела между союзниками и все важные дела граждан союзных государств. Помимо судебных функций гелиэя также выполняла функции в области законодательства. Прочими судебными органами в Афинах были несколько других коллегий, каждая из которых разбирала лишь определенные дела: ареопаг (суд старейшин), четыре коллегии эфетов, суд диэтетов, коллегия сорока.

· коллегия стратегов, коллегия архонтов К ним относились коллегия стратегов и коллегия архонтов. Основными функциями коллегии стратегов были верховное руководство и командование всеми вооруженными силами Афин. Коллегия состояла из десяти стратегов, которые согласно афинским законам пользовались одинаковыми правами и имели одинаковые обязанности. Но на практике установился обычай, согласно которому один из стратегов занимал первое место не только в коллегии, но и во всем государстве..

8. Особенности возникновения и развития государства в Спарте
. В основе возникновения государствa в Спарте, относимого обычно к VIII-VII вв. до н.э., лежали общие закономерности разложения первобытнообщинного строя. Главной особенностью исторического развития Спарты было вмешательство в становление классового общества внешнего насильственного фактора. Миграция племен на Балканском полуострове, начавшаяся в XII в. до н.э., сопровождалась военными столкновениями между ними. Объединение завоевателей пришлых дорийских племен с местными ахейскими в долине Лакеонии привело к образованию спартанской общины и позволило ей в VIII - VII вв. до н.э. расширить пределы своих владений, поработить население завоеванной соседней области - Мессении и поставить в зависимость население, жившее на периферии завоеванной территории.

Завоевание привело к возникновению совместной собственности завоевателей на землю - основное в тех условиях средство производства - и рабов. Вместе с ней возникла и четкая классовая дифференциация - спартиаты превратились в господствующий класс рабовладельцев, а покоренные жители в рабов или неполноправных граждан.

Организация политической власти у спартиатов была типичной для периода распада первобытнообщинного строя - два родоплеменных вождя (как результат объединения дорийских и ахейских племен), совет старейшин, народное собрание. Но она не давала достаточных средств для господства над покоренным населением, численность которого примерно в 20 раз превышала численность завоевателей. Объективно возникла потребность в организации политической власти, не совпадающей со всем населением, обеспечивающей незначительной его части господство над массой порабощенных.Социальное и политическое устройство Спарты этого периода было закреплено ретрой (договором)
9. Особенности возникновения государства в Древнем Риме. Реформы Сервия Тулия Периодизация
В истории государства Древнего Рима выделяют три периода:

1)царский период- 753 - 510 гг. до н. э.;

2)период республики - 509 - 27 гг. до н. э.;

3)период империи - 27 г. до н. э. - 476 г. н. э.

Во время начального, так называемого царского, периода Римом последовательно правили семь царей:

1)Ромул; 2)Нума Помпилий; 3)Тулл Гостилий; 4)Анк Марций; 5)Тарквиний Приск; 6)Сервий Туллий; 7)Тарквиний Гордый.

Общественный и государственный строй в царский период Время основания города Рима (753 г. до н. э.) характеризуется процессами разложения первобытнообщинного строя у племен, обосновавшихся у реки Тибр. Объединение путем войн трех племен (древних латинян, сабинян и этрусков) привело к образованию в Риме общины. Экономической основой ранней римской общины было сельское хозяйство.

Все полноправное население Рима - римский народ, populus romanus делилось на три племени, племена делились на роды (по сто в каждом племени, всего триста), курии (объединение из десяти родов, всего их было тридцать) и трибы (объединение десяти курий, всего три). Первоначально в определенные дни роды, курии, племена, а затем и весь союз племен сходились на собрания для рассмотрения дел о спорных наследствах и судебных спорах вообще, приговорах к смертной казни и т. д.

Старейшины родов входили в сенат - совет старейшин, составленный, по преданию, Ромулом из трехсот'сенаторов. В компетенцию сената входило предварительное обсуждение всех дел, которые выносились на решение Народного собрания, а также ведение текущими делами по управлению Римом. Постепенно он сделался главной правительственной властью.

Главой римской общины, ее гражданским правителем и верховным военачальником был реке - царь. Он избирался на комициях (народных собраниях, проходивших по куриям, - куриатных комициях), участвовать в которых могли только патриции, члены старейших римских родов. Первоначально к полноправному населению относились лишь они. Каждый из патрициев обладал следующими правами: 1)правом на земельный надел, закрепленный за ним и его семьей (будучи, таким образом, -участником общей земельной собственности); 2)правом на наследование этого надела и родового имущества вообще; 3)правом на получение от рода помощи и защиты; 4)правом на участие в религиозных обрядах и празднествах и т. д. Другая часть населения, стоявшая вне родовой организации, называлась плебеями. Плебеи были лично свободными, несли военную службу наряду с патрициями, но получали не равную с ними долю военной добычи и должны были довольствоваться лишь подачками.

С имущественной дифференциацией усложняется социальная структура общины. В родах выделяются отдельные богатые аристократические семьи. Из их среды выходят военачальники, городские магистраты. Постепенно патриции составили господствующее сословие, владевшее крупными наделами земли и рабами, а также обзавелись клиентами. Клиенты - обедневшие сородичи, бесправные завоеванные или пришлые жители, - будучи лично свободными, но ограниченными в правах, находились под покровительством патронов из патрициев, получали от них земельные наделы, а также их родовое имя, за что должны были нести в их пользу разные повинности, прежде всего воинскую. Плебеи этого времени могут быть отождествлены с мелкими и средними землевладельцами, а также ремесленниками.

С течением времени численность плебса увеличилась, и он превратился в политическую и экономическую силу, противостоявшую патрициату. Политическая история Рима нескольких веков отмечена борьбой плебеев за уравнение своих прав с патрициями.

Реформа Сервия Туллия Традиция приписывает царю Сервию Туллию (середина V в. до н. э.) реформу общественного устройства, в результате которой плебеи были введены в состав populus romanus (римского народа). Она основывалась на имущественном различии и территориальном делении, что усилило процесс ослабления кровнородственных связей, лежавших в основе первобытнообщинной организации.

Первая часть реформы - деление всего свободного населения Рима на шесть имущественных разрядов и на сотни - центурии. В основу деления был положен размер земельного надела, которым владел человек. Позднее, с появлением в IV в. до н. э. денег, была введена денежная оценка имущества, на ассы. Обладавшие полным наделом входили в-первый разряд, тремя четвертями надела - во второй и т. д. Кроме того, из первого разряда была выделена особая группа граждан -всадники, а безземельные - пролетарии - объединялись в шестой разряд.

Общее число центурий равнялось 193. Из них 18 центурий всадников и 80 центурий первого разряда составляли больше половины всех центурий. Поскольку каждая центурия имела один голос, то голоса богатых и самых богатых центурий составляли большинство - 98 голосов из 193. Центурии стали не только военной, но и политической силой. После реформ наряду с куриатными народными собраниями стали созываться народные собрания по центуриям. Решение народного собрания по центуриям получало силу закона, и это собрание оттесняло на вторые роли народное собрание по куриям.

Вторая часть реформы - деление свободного населения по территориальному принципу.

В Риме было образовано 4 городских и 17 сельских территориальных округов, за которыми сохранили старое название племен - трибы. Триба объединяла и патрициев, и плебеев, живших в ней. Они подчинялись старосте, в обязанности которого входил также сбор налогов. Позднее по территориальным трибам также стали созываться свои собрания, в которых каждая триба имела один голос.

Реформа Сервия Туллия завершила процесс ломки основ родового строя. Включив плебеев в состав римского народа, допустив их к участию в центуриатном и трибутном народных собраниях, она способствовала консолидации свободных, обеспечивала их господство над рабами.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.