Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Преступления и наказания по Законам Хаммурапи и Законам Ману. Законы не проводили различия между преступлением и гражданским правонарушением. 2 страница






принятия решений необходимо было 6000 человек.

Компетенция эклессии:

1.выборы и увольнение всех чиновников (кроме чиновников филов и демов)

2.заслушивала отсчет чиновников

3.рассматривала внешнеполитические дела

4.подтверждала государственный бюджет (налогов в Афинах не существовало. С граждан Афин взимался лишь налог с имущества, который начинал действовать при достижении определенной планки благосостояния. Вместо налогов существовали литургии.

5.судебная власть эклиссии распространялась лишь на дела государственной измене. Предварительная инновация.

6.эклиссия законодательствовала лишь косвенно. Псифизим - постановление эклиссии. Порядок принятия законов

Выдвигался законопроект в коллегии пританов. Закон рассматривался на эклессии. На народном собрании происходило предварительное голосование - эпихиротомия. Любой участник эклессии мог заявить исангелию (возражение). К примеру, он мог сказать, что закон противоречит принципу Афинского государства. Тогда дело предавалось в гелию, где закон либо отменялся, либо считался действительным. Если принимался, то происходила эпихиротонея. Если закон был одобрен, то тогда он отправлялся в коллегию номофетов.

После того, как закон был принят он направлялся в коллегию фесмофетов (официальные хранители законов). Там производилась окончательная проверка и его публикация.

Законодательный процесс в древних Афинах

Существовала следующая продцедура. Ежегодно в первом народном собрании можно было можно было делать предложения о изменении законов и издании новых.

Собрание открытым голосованием решало, нужно ли вносить изменения в существующее законодательство. Если решение было положительным, гражданину, сделавшему предложение поручалось представить проект в совет пятисот. Совет пятисот давал заключение по данному проекту, после чего законопроект поступал на рассмотрение третьего народного собрания данного года. В случае его одобрения проект поступал в гелиэю и здесь, в коллегии номофетов, подвергался очередному рассмотрению. Народное собрание назначало 5 особых защитников старых законов-синдиков. Дела разбирались в форме судебного процесса: предлагавшие новый закон выступали в роли обвинителей старых законов, а синдики в роли их защитников. В случае одобрения номофетами проекта он становился законом. Таким образом решающее слово в принятии законов принадлежало гелиэе. В случае противозаконности предложения, сделанного в народном собрании, мог быть возбужден процесс. В случае выявления противоречия между законопроектом и основами политического и общественного строя Афин, виновный подвергался денежному штрафу, а в особо серьезных случаях ему грозила смертная казнь.

Суд, его органы и процесс в древних Афинах

В Афинском государстве существовали следующие судебные органы:

Ареопаг. Разбирал дела об умышленных убийствах, поджогах. Убийство считалось делом, вызвавшем гнев богов и поэтому приобретало религиозное значение. Убийца мог удалится в изгнание и тем самым избавится от осуждения.

Суд эфетов разбирал дела о неумышленных убийствах, дела об убийстве метэков, о нанесении увечий, об убийстве, дозволенном законом, нечаянное убийство, случаи причинения смерти животными и предметами.

Коллегия одинадцати, ей были подсудны дела разбойников, ночных воров, карманных воров, осуществляла надзор за тюрьмами и за исполнением приговоров.

Суд " сорока мужей". В нем рассматривались имущественные дела на сумму не свыше 10 драхм. Он вел свое начало от " судей по демам".

Суд диэтов. В нем рассматривались дела на сумму более 10 драхм т.е. по большинству имущественных тяжб. Апелляция на его решение подавалось в гелиэю.

Гелиэя была важнейшим судебным органом в Афинах. Первая инстанция по важнейшим судебным делам и апелляционной инстанцией.

Начинать судебный процесс имели право только полноправные граждане. Процесс dike начинался по заявлению потерпевшего, процесс graphe-по заявлению любого полноправного гражданина. Существовал особый разряд профессиональных доносчиков-сикофантов. Вызов в суд производился истцом, при неявке дело могло слушаться заочно.

Должностное лицо, получив жалобу начинало само расследование дела, при этом обвиняемый или ответчик могли подать возражение по поводу этого paragraphe. В качестве свидетелей могли выступать и свободные, и рабы, не могли - женщины и несовершеннолетние. По окончании анакризиса - предварительного расследования, все обнаруженные доказательства помещались в сосуды - ехины, запечатывались и ссылаться теперь можно было только на них. На судебном заседании стороны произносили речи, было принято воздействовать на судей всеми способами(привод на заседание целой лайбы родственников). Заседание заканчивалось тайным голосованием, при равенстве голосов, подсудимый считался оправданным. Иногда проходило голосование о мере наказания. Допускалась апелляция к гелиэе на решения всех судебных органов, ее решения окончательны и обжалованию не подлежат. При неуплате в срок, сопротивлении ответчика, истец возбуждал процесс об исполнении решения.

 

10. Афинская республика

Судебное устройство и судопроизводство1. Основным источником афинского права в период расцвета демократии был закон. Его строгое соблюдение признавалось непременным элементом демократии. Древнейшей систематизацией афинского права считаются законы Драконта, относящиеся к VII веку до н. э. Известны они своей непомерной жестокостью; укравшие овощи и плоды несли то же наказание, что и отцеубийцы, - смертную казнь. 2. Имущественные правоотношения достигли в древних Афинах высокой степени развития. Собственник имущества имел ничем не стесненное право распоряжения землей, скотом, рабами и прочим своим добром. Широкое распространение денежных отношений, особенно ростовщичества, позволяло накоплять большие состояния.В IV веке до н. э. самым богатым человеком в Греции считали некоего Дифила. У него было 160 талантов. Средним состоянием было приблизительно 1/5-1/4 таланта.У головное право Афин по сравнению с гражданским правом было менее развито. Ранее всего это проявляется в пережиточном сохранении институтов и представлений доклассовой эпохи, особенно кровной мести. Рассмотрению дела в афинском суде предшествовало предварительное следствие. Обвинитель и обвиняемый могли давать показания, требовать допроса свидетелей, представлять вещественные доказательства. Показания запечатывались в специальный сосуд и в таком виде представлялись в суд.

11.Гос-ный механизм Римской респ.

В конце VI века до н. э. последний римский рекс был устранен, и на его место стали выбирать двух консулов. С этого времени начинается история Римской рабовладельческой республики, просуществовавшей около 500 лет.Главным органом власти был сенат. По числу родов сенаторов было первоначально 300 человек. Назначали их особо уполномоченные лица, избранные народным собранием, — цензоры. Для большинства сенаторов назначение было практически пожизненным. Сенатор должен был происходить из родовитой семьи, быть богат, занимать перед тем какой-нибудь важный пост. Всякий вопрос, предложенный на решение центурий, обсуждался предварительно в сенате.Сенат подчинялся решениям народного собрания. Если же он находил, что решения народного собрания «не соответствуют интересам Рима», он объявлял их недействительными или предлагал должностным лицам, ответственным за эти решения, отказаться от своих должностей. Не имея прямой законодательной власти, сенат присвоил себе право толкования законов.В особых случаях сенат имел право прибегнуть к временной военной диктатуре. По его решению один из консулов назначал диктатора. После этого все должностные лица республики переходили в подчинение последнего. Диктатор опирался на военную силу. Он не нес ответственности за свои действия. Максимальный срок его полномочий — 6 месяцев.В ведении сената: распоряжение казной и наблюдение за государственным имуществом вообще; бюджет; внешние сношения; военное дело, включая назначение командующих, и т.п. От него зависело назначение на почетную и доходную должность в провинцию, в завоеванную страну; мог назначать судебные коллегии и давать указания о производстве расследования.По роли сената и его составу римскую республику называют аристократической.Вплоть до Ш века до н. э. Рим был по преимуществу земледельческой общиной, поэтому политическое господство принадлежало земельной аристократии. Ее усилению способствовали войны.Аристократическая по своей сущности, римская республика сохраняла, многие важные институты народовластия (народные собрания). С течением времени к ним прибавился народный трибунат, служивший целям ограждения прав граждан от злоупотреблений власти. Срочность полномочий должностных лиц республики, их подотчетность народному собранию, коллегиальное устройство учреждений точно так же указывают на демократические формы, сохранявшиеся, несмотря на господствующее положение сената. Право народного собрания пересматривать приговоры и соответственно с тем право граждан обращаться в народное собрание с просьбами о защите.В соответствии с реформой Сервия Туллия в Древнем Риме существовало два вида народных собраний — центуриатные (считались галвными) и трибутные. Собрания созывались по приказу консула, претора, трибуна. Начинались собрания с религиозных обрядов. Затем следовали чтение законопроекта и голосование. Председательствующий мог в любое время распустить собрание. Центуриатные собрания утверждали законы и избирали всех основных начальников — магистратов — республики: консулов, преторов, цензоров и др.На трибутных собраниях избирали плебейских трибунов, обсуждали некоторые законопроекты, местные дела. В общем собрании триб каждая из них имела один голос. Решения трибутных собраний получили название плебисцитов.Правительственная власть в римской республике складывалась из некоторого числа коллегий. Все они избирались народными собраниями сроком на год. По истечении этого срока члены коллегий были ответственны за свои действия и могли быть преданы суду за злоупотребления. Крут деятельности членов коллегий не был очерчен. Но каждый из них мог наложить запрещение — вето — на действия своего коллеги.Важнейшее значение имели первые две коллегии: коллегия консулов (первоначально два) и коллегия преторов (сначала два, потом четыре и больше). И те и другие обладали властью «cum imperium» — командование войском, право созыва народного собрания и сената (а также председательствование в собрании и сенате), право издавать приказы и чинить суд над гражданами.Консулы были высшими магистратами республики — дела текущего управления; следили за исполнением законов.Консулы и преторы несли ответственность перед одной и той же властью — народным собранием.Особое положение занимали плебейские (народные) трибуны. Должность эта была учреждена около 494 года до н.э. в результате ожесточенного столкновения плебейства с патрициатом. Трибунат был строго плебейским учреждением. Трибунов было сперва два, потом пять и наконец десять. Трибун не мог отлучаться из Рима, дверь его дома должна была всегда открываться для ищущих защиты плебеев. Трибуны имели право запрещать исполнение любых приказов, от кого бы они ни исходили (за исключением приказов диктатора). Они могли налагать вето на постановление сената. Для того чтобы отменить вето народного трибуна, требовалось единогласное постановление всех остальных его коллег. Трибун был наделен правом арестовывать любое лицо и подвергать его публичному допросу.Началом своей военной славы Древний Рим обязан народному ополчению первых веков своей истории. Каждый римский гражданин, достигший 17-летнего возраста, был обязан нести военную службу. Это было не только его обязанностью, но и священным долгом, призванием, привилегией. Не имевшие имущества пролетарии (и рабы) в армию не допускались.Первоначально каждый ополченец должен был явиться на сборный пункт, имея при себе оружие и позаботившись о пропитании во время похода. С завоеванием Италии характер службы меняется. С конца V века до н. э. римские солдаты стали получать жалованье, казенное вооружение и продовольствие. Однако еще долго римская армия сохранит свой ополченский характер: по окончании войны солдаты расходятся по домам.Армия строилась на началах самой строгой дисциплины. Командующий имел право смертной казни в отношении всех своих солдат и офицеров. В особых случаях нарушения воинского долга прибегали к децимации — казни каждого десятого, принадлежащего к виновному подразделению, — по жребию.

13.Основные этапы развития римского права.

Наиболее общей и удобной для учебных целей представляется следующая периодизация истории римского права.1. Древнейший период (VI — середина III вв. до н.э.). Римское право этого периода характеризуется еще полисной замкнутостью, архаичностью, неразвитостью и сакральным характером основных институтов.2. Классический период (середина III в. до н.э. — конец III в. н.э.). Именно в течение данного периода римское право постепенно освобождается от остатков патриархальности и религиозности и превращается в светскую юридическую систему, характеризующуюся высшей ступенью разработанности не только рабовладельческих, но и иных универсальных человеческих отношений. Совершенство этой правовой системы находит свое выражение и в юриспруденции, давшей миру образцы глубокого правового анализа и филигранной юридической техники.3. Постклассический период (IV—VI вв.). В это время в связи с разложением рабовладельческого общества и государственности римское право практически перестает развиваться, несет на себе печать общего экономического и политического кризиса. Изменения в римском праве данного периода связаны главным образом с его систематизацией и постепенным приспособлением к формирующимся новым феодальным отношениям, что происходит, однако, уже в восточной части Римской империи (Византии).

14. развитие политической системы феодального общества.

Феодальное право прежде всего оформляло юридически строй поземельных отношений и будучи своего рода " принадлежностью" земельной собственности было важным средством принуждения крестьян к труду на отдельного сеньора или на феодальное государство в целом. Отсюда оно всегда несло на себе печать грубой силы, выступало как " кулачное" право. Особенность феодального права состояла в том, что оно в ряде случаев открыто признавало прямое и непосредственное насилие отдельных феодалов, в т.ч. и по отношению друг к другу, также правопорядок повсюду и всегда представлял собой организованное и систематическое насилие феодалов над народом, в первую очередь крестьянами.Специфической чертой феодального права была его раздробленность (партикуляризм). Правовые обычаи, которые в течение всего средневековья сохраняли свое значение одного из важнейших источников права, имели первостепенное значение на уровне общины, отдельной местности, города и придавали феодальному праву весьма пестрый характер. В большинстве стран Европы даже с утверждением абсолютизма и принятием крупных кодифицированных актов правовой партикуляризм до конца не был преодолен.Феодальное право испытало на себе огромное влияние религии. Т.к. переход к феодализму совпал с оформлением мировых религий - христианства и ислама, то параллельно с ними возникли своеобразные " мировые" системы феодального религиозного права - каноническое право и шариат (мусульманское право). Эти правовые системы не ограничивались рамками одного государства, а носили экстерриториальный и персональный характер. В Европе действие канонического права не исключало параллельного развития светского права, складывающегося и действовавшего в рамках отдельных государств. На Востоке религиозные и персональные правовые системы выступали в качестве всеобъемлющего религиозно-нравственного и правового регулятора всех сторон жизни общества.

15.Раннефеодальное гос-во франков.

Прежде всего надо четко представлять себе территориальное расселение франков. Имеется в виду древняя Галлия, богатейшая провинция Рима, территориально почти совпадающая с нынешней Францией. В пятом столетии здесь участились выступления рабов, колонов, крестьян, городской бедноты. Началось вторжение иноземных племен и прежде всего германцев – восточных соседей Галлии. В итоге большая часть страны оказалась захваченной вестготами, бургундами, франками и др. Из них наиболее сильными оказались салические франки. В конце 5 – начале 6 веков они захватили большую часть страны.

Завоевание Галлии резко усилило возникновение классового общества у франков. Усилилась социальная дифференциация. Возвысилась знать. Рядовые франки пока оставались лично свободными. Франки расселились на своей новой родине марками, т.е. сельскими общинами.

Развитие феодального государства у франков можно разделить на два этапа:

1)VI -VII вв. - период монархии Меровингов;

2)VIII в. - первая половина IX в. - период монархии Каролингов. Возникновение государства у франков связано с именем одного из военных вождей - Хлодвига из рода Меровингов. Под его предводительством на рубеже V-VI вв. франками была завоевана основная часть Галлии.

Хлодвиг стал первым королем франков, утвердившись в положении единоличного правителя. Дальновидным политическим шагом было принятие Хлодвигом и его дружиной христианства, что обеспечило ему поддержку галло-римской знати и католической церкви. Однако король в это время - прежде всего военный предводитель, военачальник, " хранитель мира" в королевстве. Королевские должностные лица - графы и сацебароны - выполняли в основном полицейские и фискальные функции. Продолжают существование соседская община (марка), а также органы общинного самоуправления - сотенные собрания, тунгины (их председатели, старосты) и рахинбурги (знатоки права).

В политическом отношении Франкское королевство при Меровингах не было единым государством. Сыновья Хлодвига после его смерти начали междоусобную войну, которая продолжалась с небольшими перерывами более ста лет. Но именно в этот период произошло формирование новых социально-классовых отношений, С целью привлечения франкской знати короли практиковали широкую раздачу земли. По мере того, как уменьшался земельный фонд королей, росло могущество крупных землевладельцев. Весь VII в. прошел под знаком ослабления королевской власти. В конечном счете короли были почти полностью отстранены от управления страной. Наступает так называемый период " ленивых королей". Фактическим главой государства становится майордом - высшее должностное лицо в королевстве. К VIII в. этот пост стал наследственным достоянием рода Пипинидов.

В первой половине VIII в. майордом из этого рода Карл Мартел провел ряд реформ, имевших важнейшие последствия для структуры франкского общества.

Суть реформ сводилась к следующему. Было покончено с прежним порядком дарения земель в полную собственность. Земли и жившие на них крестьяне стали передаваться не в полную собственность, а в условное пожизненное держание - бенефиций. Держатель бенефиция должен был нести службу, главным образом военную, в пользу лица, вручившего землю. Объем службы определялся размерами бенефиция. Отказ от службы лишал права на бенефиции. Таким образом, было создано хорошо вооруженное конное войско, укрепившее позиции центральной власти, Постепенно помимо главы государства бенефиции стали раздавать и крупные феодалы. Так стали складываться отношения соподчиненности одних феодалов другим, позже получившие название вассалитета.

16.Салическая правда.

Салическая Правда составлена в правление Хлодвига (507-511). Текст не сохранился. Имеет казуистический характер, отличается формализмом. Основное внимание в Салической правде уделяется преступлениям и наказаниям.

Часть земли - личные владения короля; крупные землевладения приближённых его; основная часть земли - у сельских общин. Дома и приусадебные участки - в индивидуальной собственности семьи. 2-я половина 6 в. - эдикт короля Хильперика (в случае отсутствия сына земля передаётся дочери, брату, сестре умершего, но не соседям; земля стала объектом завещания, дарения, купли-продажи).

Слабо освещаются обязательственные отношения (неразвиты товарно-денежные отношения и частная собственность). Упоминаются купля-продажа, ссуда, заём, наём, мена, дарение. Право собственности передаётся публично путём передачи вещи. Неисполнение обязательств®имущественная ответственность. Просрочка исполнения обязательства®дополнительный штраф. Упоминаются обязательства их причинения вреда.

Брак заключался в форме покупки невесты. Похищение наказывалось штрафом. Препятствия к браку: другой законный брак, объявление лица вне закона, наличие близкого родства, несвободное состояние. Расторжения брака в " правде" нет. Жених вносил брачный дар, после смерти передавался детям.

Аллод - наследственное владение. Наследование по закону: движимое имущество наследовалось в порядке: дети, мать, братья и сёстры, сёстры матери, сёстры отца, ближ. родственники; недвижимое (земля) не наследовалось женщинами. По завещанию: путём дарения (аффатомии) публично в народном собрании; сначала имущество передавалось третьему лицу, которое < чем через год после смерти завещателя передавало имущество указанному лицу.

Определения преступления “правда” не дает, но из смысла статей, посвященных преступлениям вытекает, что в это понятие включалось причинение вреда личности или имуществу и нарушение королевского мира. Все известные “правде” преступления можно свести к 4-м видам: 1. Преступления против личности (убийство, членовредительство, клевета, оскорбление, изнасилование и др. 2. Преступления против собственности (кража, поджег, грабеж). 3. Преступление против порядка правосудия (неявка в суд, лжесвидетельство). 4. Нарушение предписаний короля.

В “правде” упоминаются отягчающие обстоятельства (групповое убийство, убийство в походе, попытка скрыть следы преступления), говорится о подстрекательстве к краже или убийству. Субъектами преступления могли быть не только свободные франки, но и литы и рабы. Цель наказания - возмещение вреда потерпевшему и уплата штрафа королю за нарушение королевского мира. Отмирание кровной мести. Вместо нее - выкуп (вергельд - за убийство, пеня - за менее тяжкие). Выкуп был высок, и платился семье убитого, родственникам и казне. Размер выкупа зависел от тяжести преступления, национальности, сословия (штраф за убийство королевского слуги в 3 р. больше, чем за убийство простого свободного человека), возраста и пола потерпевшего (жизнь свободного франка - 200 солидов).

Судебный процесс носил состязательный характер. Уголовное и гражданское судопроизводство в одинаковых формах. Дело возбуждалось по инициативе истца. Стороны имели равные права. Процесс был устным, гласным, состязательным, отличался строгим формализмом. Было 3 вида доказательств в судебном процессе: соприсяжничество (когда родственники или друзья являлись свидетелями “доброй славы” обвиняемого), свидетельства очевидцев, ордалии (когда преступник устанавливался с помощью божественной силы (существовало испытание " котелком”, от которого также можно было откупиться), к ордалии обычно прибегали, когда не было соприсяжников). Судебные споры разбирались на собраниях свободных людей сотни под предводительство выборного судьи - тунгина. Приговор выносили выборные заседатели - рахинбурги. Осуществление суда постепенно переходит в руки королевской администрации. Место тунгина занимает граф, назначаемый королем, роль народных заседателей исполняют скабины, выбираемые графом из лучших людей округа на пожизненный срок, высшей судебной инстанцией является суд короля.

17.Сословно представительная монархия Западной Европы.

Сословно-представительная монархия действует в сословных обществах, представляет собой принцип организации представительной власти, где действуют закрытые социальные группы – сословия, от которых избираются непосредственно депутаты. В Западной Европе первые сословно-представительные монархии появились еще в ХII веке. Во многих государствах Европы эта монархия просуществовала вплоть до начала ХХ в., когда окончательно уступила место национальному представительству.

Предпосылки для возникновения сословной монархии как относительно централизованной формы государства (по сравнению с государствами периода феодальной раздробленности) создавались развитием городов, начавшимся складыванием внутреннего рынка, обострением классовой борьбы в связи с усилением феодальной эксплуатации крестьянства. Главную опору сословной монархии составляли низшие и средние слои феодального класса, нуждавшиеся в сильном централизованном аппарате для укрепления своей власти над крестьянством. Сословную монархию поддерживали горожане, которые стремились к ликвидации феодальной раздробленности и к обеспечению безопасности торговых путей – условий, необходимых для развития внутреннего рынка. Процесс государственной централизации в этот период был прогрессивен, так как он облегчал древнейшее экономическое развитие феодального общества. Централизация феодального государства при сословной монархии выражалось в концентрации в руках короля его аппарата судебной и военной власти в ущерб политической самостоятельности крупных феодалов, в развитие общегосударственного законодательства и налогообложения, в росте и осложнении государственного аппарата. Централизованное государство требовало значительных денежных средств, обязательной предпосылкой получения которых (в форме государственных налогов) было распространение денежной формы феодальной ренты. Однако центральная власть была не в состоянии непосредственно, минуя согласие феодалов и государственных советов, получить эти средства с основной массы налогоплательщиков – крестьянства и горожан. С этим было связано возникновение в большинстве стран Европы сословно-представительных собраний общегосударственного масштаба, завершавшее процесс формирования сословной монархии в каждой стране: Генеральных штатов – во Франции; парламента – в Англии; имперского сейма – в Германии.

В большинстве стран Европы период становления феодальной собственности Феодальные государства складываются в виде раннефеодальных монархий, и период феодальной раздробленности феодальное государство практически повсеместно выступает как сеньориальная монархия (X-ХIII вв.).

Развитие товарно-денежных отношений, рост городов повлекли за собой ликвидацию сословий, способствовали централизации государства и возвышению королевской власти. Для этого периода характерно возникновение сословно-представительных монархий.

В период разложения феодализма королевская власть, как бы возвышаясь над всем обществом, предпринимает попытку предельно централизовать и укрепить феодальное государство, которое принимает форму абсолютной монархии (XYI-ХYIII вв.).

 

18.Абсолютная монархия в Зап.Европе.

Абсолютная монархия всё ещё достаточно загадочный и неоднозначный феномен политической жизни Европы Нового времени. Это новый политический порядок, сменивший традиционные структуры средневекового общества.
Ошибки в истолковании сути абсолютной монархии в отечественной литературе. Несмотря на попытки обновить историческое знание в последние годы, подход к абсолютной монархии всё ещё грешит попыткой объяснить её природу с точки зрения формационного (марксистского подхода). Поскольку общественный строй вплоть до революций, свергнувших абсолютную монархию рассматривается как феодальный (что не совсем правильно, однобоко даже применительно к средним векам), то абсолютная монархия рассматривается как один из этапов феодальной монархии (феодально-абсолютистский режим!). Ахинея полнейшая.

С другой стороны в современной западной историографии поставлено под вопрос вообще существование такого феномена как абсолютная монархия. Например, британский историк Николас Хеншелл в своей работе «Миф абсолютизма» считает (как видно из названия) абсолютную монархию историографическим мифом, который он развенчивает. Учитывая, что термин «абсолютная», применительно к монархии использовали в то время (в XVI-XVIII вв.) это представляется тоже не совсем верным.
То есть это острая историографическая проблема. И эта тема тесно связана с современностью. Потому что она лежит на стыке истории и политологии и позволяет многое понять в современных политических системах и их происхождении.
Предварительные замечания, этапы развития монархии, До середины XIV века короли большинства европейских государств были монархами скорее по имени, чем в действительности: ведь слово " монарх" означает " власть одного", а государства находилась во власти многих. Короли были лишь " первыми среди равных", и их вассалы - герцоги и графы - были почти независимыми государями, обязанными королю лишь 40-дневной воинской службой. Они имели свои крепости, свои войска и воевали между собой, а иногда - с королем. Не было ни постоянной армии, ни постоянных налогов, и в случае войны королю приходилось просить деньги у Генеральных Штатов, у провинций, у городов - кто сколько даст.

Условия существования королевской власти в средние века (сохранение королевского авторитета и положения главы феодальной иерархии, уникальный случай в Англии, «Собирание земель» во Франции вокруг королевского домена, усиление авторитета во время 100-летней войны, авторитет королевской власти Пиренейских королей во время Реконкисты, конец XV в. – складывание условий для абсолютизации власти королей (всегда стремится к абсолютной по природе).

Социальные и психологические условия: трансформация общественной структуры, аномия, религиозный раскол – необходимость сильной власти, реального авторитета. Складывание наций (национальное сознание) – условие для формирования единой властной структуры. С одной стороны, события такие как борьба французов за независимость против Англии или Реконкиста в Испании и Португалии способствовали кристаллизации национальной идеи, с другой стороны сама королевская власть культивировала национальную идею. Был ли процесс образования наций естественным или идеологическим? Укрепление королевской власти идёт рука об руку с централизацией и усилением государства и под эгидой укрепления государства. В монархии король воплощает государство и этот процесс неизбежен. Просто раньше не было условий.
Можно сказать, что абсолютная монархия – это монархия, достигшая могущества, укрепившаяся, благодаря усилению королевского авторитета и централизации государства.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.