Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конспект учебного занятия по курсу

«Специальная психология»

Для проведения в группе 41 Пб

студенткой 4 курса Ситдиковой С.

 

 

Нижневартовск 2012


 

1.Вводная часть. Приветствие студентов. - Здравствуйте, уважаемые студенты. Староста, отметьте пожалуйста присутствующих в журнале, и в конце пары я распишусь в нем.
2.Вступительное слово. –Сегодня мы приступаем с вами к рассмотрению новой темы «Психология агрессивности». Запишите тему и план занятия.
Сообщение плана лекции. План: 1. Основные подходы к изучению определения агрессии; 2. Основные теории агрессии; 3. Виды агрессии; 4. Типы агрессивных детей. Психологические особенности детей, склонных к агрессии; 5. Причины агрессивного поведения детей. Экстренное вмешательство при агрессивных проявлениях.  
Сообщение списка литературы. А сейчас прослушайте список используемой литературу по данной теме: 1) Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. — СПб: Питер, 2001. 2) Смирнова Е. Агрессивные дети // Дошкольное воспитание, № 4(2003) 3) Семенюк Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. Воронеж: Институт практической психологии 4) Можгинский Ю.Б.Агрессивность детей и подростков  
Изложение вопросов занятия. Рассмотрение 1-го вопроса плана. Нет. Потому что человек совершил это преступление по осторожности, он не хотел причинить другим людям вред.   Я не согласна, потому что есть и психологическое давление, или, например, когда люди ссорятся или угрожают. - А теперь мы приступим к рассмотрению первого вопроса нашей лекции: «Основные подходы к изучению определения агрессии» 1. Основные подходы к изучению определения агрессии. Часто СМИ говорит нам о терроризме, насилии, жестокости и агрессии. Как Вы думаете, что такое «агрессия»? Слово «агрессия» произошло от слова aggredi, корень в основе которого буквально происходит от adgradi (gradus означает «шаг», а ad - «на»), т.е. получается что-то вроде «двигаться на», «наступать». В первоначальном значении слова «быть агрессивным» означали нечто типа «двигаться в направлении цели без промедления, без страха и сомнения». «Агрессия – это любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим» Такое определение термина «Агрессия» было предложено Басом. Но, в том случае, если мы принимаем такое объяснение, любая ситуация, повлекшая за собой ущерб других людей, должна быть расценена как агрессия. Исходя из определения Басса, будет ли катастрофа, совершенная, например, в нетрезвом виде агрессивным? Почему? Правильно, человек заранее не предполагал совершить злодеяние против кого-либо. Просто так сложились обстоятельства. В таком случае, определение, предложенное несколькими известными исследователями: Берковиц и Фешбах гораздо полнее раскрывает смысл данного термина. По их мнению, «чтобы те, или иные действия были квалифицированы как агрессия, они должны включать в себя намерение обиды и оскорбления, а не просто приводить к таким последствиям.» Существует также третья точка зрения, высказанная Зильманном, которая ограничивает употребление термина «агрессия» попыткой нанесения другим телесных или физических повреждений. Согласны ли Вы с мнением Зильмана, что агрессия – это попытка нанести физические повреждения другим. Почему? Правильно. По определению Зильмана, к результатам подобной агрессии можно отнести лишь физическую боль. Но ведь есть еще и психологическая, вызванная, например, тяжелыми оскорблениями, криками, словесным прессингом. Однако, несмотря на значительные разногласия, относительно определений агрессии, многие специалисты в области социальных наук склоняются к принятию определения, близкого ко второму. Таким образом, в настоящее время большинством принимается следующее определение: Агрессия – это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. Конечно же есть и другие трактовки понимания феномена агрессии. Перед вами несколько вариантов трактовки данного феномена, ознакомьтесь с ними (2 мин.) «Агрессия» означает множество разнообразных действий, которые нарушают физическую или психическую целостность другого человека, наносят ему материальный ущерб, препятствуют осуществлению его намерений, противодействуют его интересам или же ведут к его уничтожению (детская ссора и война, упрёки и убийство, наказание и бандитское нападение)». Х.Хекхаузен Агрессия – стремление к подчинению себе других людей или обладание другими объектами, а также действия, которые вредят другому лицу или объекту. Л.М.Семенюк «Агрессия – мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевлённым или неодушевлённым), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряжённости, страха, подавленности)». Психологический словарь под редакцией А.В.Петровского Агрессия - это поведение, направленное на умышленное причинение вреда себе и (или) другим людям. Термин «агрессия» справедлив для описания различных явлений, начиная от словесных оскорблений и заканчивая международными войнами. Выпишите то определение, которое, по-Вашему мнению, наиболее полно раскрывает смысл данного понятия. Какое определение вы выписали? Почему? Уважаемые студенты, а как вы считаете, люди рождаются с агрессивным поведением или же приобретают его в ходе просмотра фильмов, или же играя в жестокие игры? Ответ обоснуйте. Хорошо. Предлагаю рассмотреть точки зрения психологов на данный вопрос.  
Рассмотрение 2-го вопроса. - Приступим к рассмотрению второго вопроса: «Основные подходы к теории агрессии»   В науке высказывались разные точки зрения относительно причин возникновения агрессии, её природы и факторов. 1. Психоаналитический подход. Основоположником психоана-литического подхода является Зигмунд Фрейд. Благодаря трудам Фрейда агрессия и агрессивность были превращены в объект научного анализа. Пережив опыт насилия первой мировой войны, Фрейд постепенно пришёл к мрачному убеждению в отношении сущности и источника агрессии. Он предположил существование второго основного инстинкта, танатоса – влечение к смерти, чья энергия направлена на разрушение и прекращение жизни. Он утверждал, что всё человеческое поведение является результатом сложного взаимодействия этого инстинкта с эросом и что между ними существует постоянное взаимодействия этого инстинкта с эросом и что между ними существует постоянное напряжение. Таким образом, тонатос косвенно способствует тому, что агрессия выводится наружу и направляется на других. Теория Фрейда о взаимодействии эроса и танатоса отображена на рисунке на слайде.   Рис. 1. Представления Фрейда о взаимодействии эроса и танатоса   Положение об инстинкте стремления к смерти является одним из наиболее спорных в теории психоонализа. Оно было фактически отвергнуто многими учениками Фрейда, разделявшими его взгляды по другим вопросам. Тем не менее утверждение о том, что агрессия берёт начало из враждённых, инстинктивных сил, вцелом находило поддержку даже у этих критиков. 2. Этнологический подход. К. Лоренц, лауреат Нобелевской премии, выдающийся этолог, придерживался эволюционного подхода к агрессии, демонстрируя неожиданное сходство с позицией Фрейда. Согласно К. Лоренцу, агрессия берёт начало прежде всего из враждённого инстинкта борьбы за выживание, который присутствует у людей так же, как и у других живых существ. Он предполагал, что этот инстинкт развился в ходе длительной эволюции, в пользу чего сведетельствуют три его важные функции. Во-первых, борьба рассеивает представителей видов на широком географическом пространстве, и тем самым обеспечивается максимальная утилизация имеющихся пищевых ресурсов. Во-вторых, агрессия помогает улучшить генетический фонд вида за счёт того, что оставить потомство сумеют только наиболее сильные и энергичные индивидуумы. Наконец, сильное животное лучше защищается и обеспечивают выживание своего потомства. 3. Социобиологический подход. Социобиологи (Медник, Мойер и др.) предлагают более специфическое основание для обьяснения процесса естественного отбора. Их основной аргумент сводится к следующему: влияние генов столь длительно, потому что они обеспечивают адаптивное поведение, то есть, гены «приспособлены» до токой степени, чтовносят свой вклад в успешность репродукции, благодаря чему гарантируется их сохранение у будущих поколений. Таким образом, социобиологи доказывают, что индивидуумы скорее всего будут содействовать выживанию тех, у кого имеются схожие гены, проявляя альтруизм и самопожертвование, и будут вести себя агресивно по отношению к тем, кто от них отличается или не состоит в родстве, то есть у кого наимение вероятно наличие общих генов. Таким образом, социобиологи убеждают нас в следующем: агрессивность – это средство, с помощью которого индивидуумы пытаются получить свою долю ресурсов, что, в свою очередь, обеспечивает успех (преимущественно на генетическом уровне) в естественном отборе. 4. Агрессивное побуждение: фрустрация и агрессия. Теории побуждения предполагают, что источником агрессии является, в первую очередь, вызываемый внешними причинами позыв, или побуждение, причинить вред другим. Наибольшим влиянием среди теорий этого направления пользуется теория фрустрации – агрессии, предложенная несколько десятилетий назад Д. Доллардом и его коллегами. Согласно этой теории, у индивида, пережившего фрустрацию, возникает побуждение к агрессии. В некоторых случаях агрессивный позыв встречает какие то внешние препятствия или подавляется страхом наказания. Однако, побуждение остаётся и может вести к агрессивным действиям, но при этом они будут нацелены не на истинного фрустратора, а на другие абьекты, где агрессивные действия будут безнаказанны. Одной из примечательных идей фрустрационной теории агрессии является эффект катарсиса. Катарсис – это процесс освобождения возбуждения или накопившейся энергии, приводящий к снижению уровня напряжения. Суть этой идеи состоит в том, что физическое или эмоциональное выражение враждебных тенденций приводит к временному облегчению, в результате чего достигается психологическое равновесие и ослабляется готовность к агрессии. 5. Противоположную позицию по пониманию агрессии занимает Э. Фромм, представитель неофрейдизма. Э. Фромм в своей книге «Анатомия человеческой деструктивности» показывает, как точные научные данные нейрофизиологии, психологии животных, палеонтологии и антропологии опровергают гипотезу о том, что в человеке от рождения заложен спонтанный само развивающийся инстинкт агрессивности. Основная идея Э.Фромма сводится к тому, что объяснение жестокости и деструктивности человека следует искать не в унаследованном от животного разрушительном инстинкте, а в тех факторах, которые отличают человека от его животных предков. Главная проблема состоит в том, чтобы выяснить, насколько специфические условия существования человека ответственны за возникновение у него жажды мучить и убивать, а так же от чего зависит характер и интенсивность удовольствия от этого. В этом смысле понять феномен агрессии можно лишь учитывая социальный фактор развития.  
Рассмотрение 3-го вопроса плана занятия.   - Запишем третий вопрос нашей лекции: «Виды агрессии».И так: По мнению Г.Паренса, любая форма агрессии – враждебность, упрямство, упорство – вызвана попытками контролировать ситуацию, воздействовать на нее в целях совершенствования либо себя, либо своего окружения. Предложенная Г.Паренсом классификация делит агрессию на две основные формы. Недеструктивная агрессия (настойчивое, враждебное, самозащитное поведение, направленное на достижение цели и тренировку). Вызывается врожденными механизмами и служит для адаптации. Механизмы функционируют с момента рождения. Данная форма агрессии мотивирует развитие познания и способности полагаться на себя, а также побуждает к необходимой конкуренции. Она нужна для защиты своих потребностей, собственности, прав, удовлетворения личных желаний. Враждебная деструктивная агрессия – не просто злобное и враждебное поведение, но и желание причинить боль, получить удовольствие от этого. Результатом такого поведения обычно бывают конфликты, становление агрессивности как черты личности и снижение адаптивных возможностей ребенка. Деструктивность агрессии дети начинают чувствовать уже в раннем возрасте и стараются управлять ею. Однако у некоторых детей она, вероятно, запрограммирована биологически и проявляется с первых дней жизни: ее простейшим выражением являются реакции ярости и гнева. Генетически агрессивность связана с Y-хромосомами: ученые установили, что она особенно присуща мальчикам, имеющим при некоторых генетических аберрациях такую дополнительную хромосому. Такая агрессия генерируется (накапливается) и активизируется при сильных, длительных и неприятных переживаниях. Пусковой механизм – переживание чрезмерной боли или дистресса. Как известно, человек, осознающий свою агрессивность как негативное качество, испытывает одиночество. Однако он не может построить конструктивное взаимодействие с близкими людьми, поскольку продолжает злиться. В итоге, не находя выхода, агрессивность накапливается, стабилизируется, становится чертой характера, эмоционально окрашивая все стороны жизни человека. Таким образом, агрессивность – феномен накопительный. Разделение по направленности на объект. Гетероагрессия - направленность на окружающих: убийства, изнасилования, нанесение побоев, угрозы, оскорбления, ненормативная лексика и т.д. Аутоагрессия - направленность на себя: самоуничижение вплоть до самоубийства, саморазрушающее поведение, психосоматические заболевания. Разделение по причине появления. Реактивная агрессия - представляет собой ответную реакцию на какой-то внешний раздражитель (ссора, конфликт и пр.). Спонтанная агрессия - появляется без видимой причины, обычно под влиянием каких-то внутренних импульсов (накопление отрицательных эмоций, неспровоцированная агрессия при психических заболеваниях). Разделение по целенаправленности. Инструментальная агрессия - совершается как средство достижения результата: спортсмен, добивающийся победы; стоматолог, удаляющий больной зуб; ребенок, громко требующий от матери, чтобы она купила ему игрушку и пр. Целевая (мотивационная) агрессия - выступает как заранее спланированное действие, цель которого - нанесение вреда или ущерба объекту: школьник, который обиделся на одноклассника и избил его; мужчина, специально нецензурно бранящий жену и пр. Разделение по открытости проявлений. Прямая агрессия - направляется непосредственно на объект, вызывающий раздражение, тревогу или возбуждение: открытое хамство, применение физической силы или угрозы расправы и пр. Косвенная агрессия - обращается на объекты, непосредственно не вызывающие возбуждение и раздражение, но более удобные для проявления агрессии (они доступны и проявление агрессии в их адрес безопасно): отец, придя с работы не в духе, срывает злость на всей семье, непонятно за что; мать после конфликта с соседкой начинает практически без повода кричать на ребенка и пр. Разделение по форме проявлений. Вербальная - выражена в словесной форме: угрозы, оскорбления, содержание которых прямо говорит о наличии отрицательных эмоций и возможности нанесения морального и материального ущерба противнику. Экспрессивная - проявляется невербальными средствами: жестами, мимикой, интонацией голоса и пр. В таких случаях человек делает угрожающую гримасу, машет кулаком или грозит пальцем в сторону противника, громко извергает ненормативную лексику. Физическая - прямое применение силы для нанесения морального и физического ущерба противнику. Уважаемые студенты, прошу Вас обратить внимание - на этом слайде вы можете увидеть различные виды агрессии. Прошу Вас обратить внимание на то, что в норме проявление агрессии не может считаться поведенческим нарушением. Агрессия выполняет функцию защиты и адаптации в опасной для человека ситуации. Известно также, что агрессивность усиливается в критические периоды возрастного развития. Однако настороженность должна вызывать ситуация, когда агрессия становится надситуативным, постоянным переживанием ребенка. Психологические особенности детей, склонных к агрессии. Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение, обычно выделяют: недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков, сниженный уровень произвольности, неразвитость игровой деятельности, сниженную самооценку, нарушения в отношениях со сверстниками. Однако, остаётся неясным, какие именно из этих особенностей в наибольшей мере влияют на агрессивность детей. Так уровень развития интеллекта агрессивных детей в среднем соответствует возрастной норме, а у некоторых даже превышает её. У многих из них зафиксирован достаточно высокий социальный интеллект: они без труда находят решения трудных ситуаций, представленных на картинках или в рассказах. Показатели развития произвольности в группе агрессивных детей в целом несколько ниже; однако, некоторые агрессивные дети имеют хорошо развитую произвольность. Принято считать, что агрессивных детей отличает неумение играть, отсутствие игровых навыков. Действительно, среди агрессивных дошкольников больше детей, не умеющих играть и меньше тех, кто достиг высшего уровня развития игры. Однако, наблюдения показывают, что некоторые агрессивные дети обладают хорошо развитой игровой деятельностью и могут организовать интересную игру. Поэтому уровень развития игровой деятельности, как и уровень развития интеллекта, нельзя считать главной причиной агрессивного поведения. Существует мнение, что агрессивных детей отличает неадекватная самооценка – завышенная или заниженная. Однако, специальные исследования показывают, что средний уровень самооценки агрессивных детей мало отличает их от остальных. Вместе с тем, несмотря на незначительные различия в средних показателях самооценки, выяснилось, что у агрессивных детей более существенные расхождения между их самооценкой и ожидаемой оценкой со стороны сверстников. Имея достаточно высокую самооценку, эти дети явно сомневаются в положительном отношении со стороны сверстников. Данный факт может свидетельствовать о том, что эти дети более остро и напряжённо переживают свою «недооцененность», не признанность своих достоинств со стороны сверстников. Характерно, что эти переживания, как правило, не соответствуют реальности. По своему социальному статусу в группе сверстников агрессивные дети мало отличаются от других: среди них есть и предпочитаемые и отвергаемые сверстниками и даже лидеры. Следовательно, эти тяжёлые переживания вызваны не действительным положением ребёнка в детской группе, а его субъективным восприятием отношения к себе. Такому ребёнку кажется, что его не ценят, не видят его достоинств. Главной отличительной чертой агрессивных детей является их отношение к сверстнику. Другой ребёнок выступает для них как противник, как конкурент, как препятствие, которое нужно устранить. Можно полагать, что это отношение отражает особый склад личности, её направленность, которая порождает специфическое восприятие другого как врага. Агрессивный ребёнок имеет предвзятое мнение о том, что поступками окружающих руководит враждебность, они приписывают другим враждебные намерения и пренебрежение к себе. Такое приписывание враждебности проявляется в следующем: · в представлениях о своей недооцененности со стороны сверстников; · в приписывании агрессивных намерений при решении конфликтных ситуаций; · в реальном взаимодействии детей, где они постоянно ждут нападения или " подвоха" со стороны партнера. А теперь я предлагаю вам посмотреть видео.
Рассмотрение 4-го вопроса плана занятия. Следующий вопрос лекции: «Типы агрессивных детей» Агрессоры бывают разными. Среди агрессивных детей отчетливо выделяются три группы, которые различаются по частоте и жесткости агрессивных действий; ёи по своему статусу в группе сверстников. Остановимся на описании этих типов. Первую группусоставляют дети, которые чаще всего используют агрессию как средство привлечения внимания сверстников. Обычно они чрезвычайно ярко выражают свои агрессивные эмоции (кричат, громко ругаются, разбрасывают вещи); их поведение направлено на получение эмоционального отклика от других. Такие дети активно стремятся к кон­ тактам со сверстниками; получив внимание партнеров, они успокаиваются и прекращают вести себя вызывающе. По словам сверстников, такие дети «все ломают», «всегда мешают», «никого не слушают». Вторую группу составляют дети, которые используют агрессию в основном как норму поведения в общении со сверстниками. У этих детей агрессивные действия выступают как средство достижения какой­либо конкретной цели – нужного им предмета, или ведущей роли в игре, или выигрыша у своих партнеров. Об этом свидетельствует, в частности, тот факт, что положительные эмоции они испытывают после достижения результата, а не в момент агрессивных действий. Деятельность этих детей отличается целе­ направленностью и самостоятельностью. Среди всех форм агрессивного поведения, у них чаще всего встречается прямая физическая агрессия, которая, впрочем, не отличается особой жестокостью. В конфликтных ситуациях они игнорируют переживания и обиды сверстников, ориентируясь исключительно на собственные желания. В третью группу входят дети, для которых нанесение вреда другому выступает как самоцель. Их агрессивные действия не имеют какой­либо видимой цели – ни для окружающих, ни для них самих. Они испытывают удовольствие от самих действий, приносящих боль и унижение сверстникам. Дети данного типа используют в основном прямую агрессию, причем более половины всех агрессивных актов составляет прямая физическая агрессия. Их действия отличаются особой жестокостью и хладнокровием, причем безо всякой видимой цели – ребенок просто испытывает своеобразное удовольствие от страданий другого. Этот самый тяжелый вариант детской агрессивности можно назвать целенаправленно враждебным. Он встречается достаточно редко (5–7% детей).
Рассмотрение 5-го вопроса плана занятия. - Рассмотрим последний вопрос лекции: «Причины агрессивного поведения детей. Экстренное вмешательство при агрессивных проявлениях» В дошкольном возрасте еще не поздно предпринять своевременные меры для преодоления этих тенденций. Для таких детей, пока они еще маленькие, будет очень полезна специальная коррекционная работа. Эта работа должна быть направлена не на безопасный выход агрессии (эмоциональный катарсис, когда ребенку разрешают бить подушки или мягкие игрушки), не на повышение самооценки и даже не на развитие коммуникативных на­ выков или игровой деятельности, а на преодоление внутренней изоляции, на формирование способности видеть и понимать других. Родителям важно научить ребенка не подавлять, а контролировать свою агрессию; отстаивать свои права и интересы, а также защищать себя социально приемлемым способом, не ущемляя при этом интересы других людей и не причиняя им вреда. Для этого необходимо, в первую очередь, разобраться с основными причинами агрессивного поведения. Можно выделить три основных источника деструктивного поведения: 1. чувства страха, недоверия к окружающему миру, угрожающие безопасности ребенка; 2. столкновение ребенка с невыполнением его желаний, запретами на удовлетворение определенных потребностей; 3. отстаивание своей личности, территории, обретение независимости и самостоятельности.К первому году жизни у ребенка формируется либо базовое чувства доверия к окружающему миру и людям, ощущение безопасности, либо недоверия, страха и тревоги. На формирования отношения к миру влияет много причин. В первую очередь, это душевное состояние матери в период беременности и после родов. Представим простой пример: ребенок появляется на свет в тот момент, когда его мать переживает личную драму, находится в тревоге за свое, а, следовательно, и его будущее, испытывает отчаяние и тоску. Малыш, для которого еще нет разделения на я и не-я, наполняется теми же чувствами, и его первый опыт взаимодействия с окружающим говорит ему о том, что здесь не так уж безопасно, здесь много боли и непредсказуемости, любой может нанести вред. В будущем это перерастает в недоверие ко всем и ко всему, для него теперь любое проявление извне может означать нападение. Страх и тревога, которые ребенок испытывает при контакте с другими, ведут к тому, что любой сигнал истолковывается им как осуществление его самых худших опасений. Агрессивные вспышки у таких детей выглядят очень неожиданными и непонятными. Также на формирование отношения к миру оказывает влияние проявление родителями безусловной любви к своему ребенку, либо отсутствие таковой. Если родители проявляли искреннюю любовь к своему малышу в любой ситуации, если ребенок понимал, что, не смотря ни на что, его любят, то у него возникало чувство доверия к окружающим. Если же ребенок убеждается в том, что его не любят, или даже ненавидят, то он решает, что хуже уже и быть не может и поэтому становится способным на все. Ему не нужно переживать, что он может потерять объект любви. Зачем ему тот, кто его не любит? Он может ожесточиться, может начать мстить. На этом построены многие триллеры о маньяках-убийцах, где, копаясь в его прошлом, обнаруживают забитого, презираемого, униженного ребенка. Травмирующее влияние на психику детей оказывают также ссоры взрослых между собой. Когда папа и мама изо дня в день ссорятся, у малыша возникает ощущение приближающейся катастрофы. Несмотря на то, что в семье стараются избегать открытых скандалов, и ссоры происходят " за закрытой дверью", маленький человечек все равно чувствует напряженную атмосферу. И это неудивительно, ведь окружающие малыша взрослые - это его мир, единый и неделимый, такой же, каким был мамин уютный животик. Поэтому любая конфликтная ситуация воспринимается ребенком как угроза для него самого. Вторая причина агрессивности связана с тем, что взрослые вынуждены в некоторых ситуациях запрещать ребенку вести себя определенным образом или с тем, что не всегда родители могут или хотят удовлетворять бесконечные желания своих детей. Здесь родителям важно учитывать два момента. Во-первых, они должны научиться грамотно устанавливать запреты и, в случае необходимости, применять наказания. И, во-вторых, важно помнить, что главной потребностью любого ребенка является необходимость чувствовать, что его любят и ценят. Если ребенок начинает испытывать сомнения по этому поводу, то он будет стараться всячески подкрепить свое чувство ненужности. Поэтому постоянное нытье детей купить им что-нибудь часто является провокацией с их стороны. При этом отказ в желаемом ребенок сразу же трактует так, что его никто не любит, и он никому не нужен. При этом он, конечно, страшно злится. Ведь ребенок любит искренне и не желает допускать, что его любовь безответная. С другой стороны, проблему не решает и выполнение любой прихоти вашего чада, ведь его сомнения могут появляться снова и снова, например, когда он столкнется с невниманием к его переживаниям. Чтобы не допускать такого искаженного взаимодействия, стоит искренне говорить ребенку о том, что вы его любите. Третья причина - это установление личных границ. Ребенок рождается полностью зависимым от своих родителей, и его основная задача на протяжении всей жизни - это обретение независимости (в первую очередь, от родителей) и самостоятельности. Очень часто этот процесс происходит очень болезненно для обеих сторон и может иметь печальные последствия. Родителям важно понимать, что их дети - это не их частная собственность, и они им не принадлежат. Ребенок призван стать равноправным и равноценным человеческим существом. Есть наиболее важные периоды, когда ребенок решает эту задачу: это 3 года, начало школьной жизни и подростковый период. В эти периоды дети особенно остро реагируют на внедрение в их жизнь, что находит свое выражение в протестных реакциях. Мудрые родители должны это учитывать и предоставить ребенку разумную свободу и независимость. Но в тоже время дети не должны ощущать себя заброшенными, ребенок должен чувствовать, что родители готовы всегда, в случае необходимости, оказать поддержку и помощь. Также желательно, чтобы у ребенка была своя комната (или хотя бы уголок). Он должен знать, что его границы уважают и не нарушают без его ведома. А сейчас я вам раздам правила экстренного вмешательства взрослых при проявлении агрессивности детей в конфликтной ситуации. Эти правила могут обеспечить позитивное разрешение конфликтов. Ознакомьтесь с ними.
Название Приемы Примечание
1. Спокойное отношение в случае незначительной агрессии · полное игнорирование реакций ребенка - весьма мощный способ прекращения нежелательного поведения; · выражение понимания чувств ребенка (" Конечно, тебе обидно..."); · переключение внимания, предложение какого-либо задания (" Помоги мне, пожалуйста..."); · позитивное обозначение поведения (" Ты злишься, потому что ты устал...") Так как агрессия естественна для людей, то адекватная и неопасная агрессивная реакция часто не требует вмешательства со стороны. Дети нередко используют агрессию просто для привлечения к ним внимания. Если ребенок проявляет гнев в допустимых пределах и по вполне объяснимым причинам, нужно позволить ему отреагировать, внимательно выслушать и переключить его внимание на что-то другое.    
2. Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности · констатация факта (" Ты ведешь себя агрессивно"); · констатирующий вопрос (" Ты злишься? "); · раскрытие мотивов агрессивного поведения (" Ты хочешь меня обидеть? " " Ты хочешь показать свою силу"); · продемонстрировать свои собственные чувства по отношению к нежелательному поведению (" Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне", " Я сержусь, когда кто-то громкко кричит"); · аппеляция к правилам (" Мы же с тобой договаривались...") Один из важных путей снижения агрессии - установление с ребенком обратной связи. Давая обратную связь агрессивному поведению ребенка, взрослый человек должен проявить, по меньшей мере, три качества: заинтересованность, доброжелательность и твердость. Последнее касается только конкретного проступка, ребенок должен понять, что взрослые понимают его, но против того, как он себя ведет.
3. Контроль над собственными негативными эмоциями Когда ребенок демонстрирует агрессивное поведение, это вызывает сильные отрицательные эмоции - раздражение, гнев, возмущение, страх или беспомощность. Если взрослый человек управляет своими отрицательными эмоциями, то он не подкрепляет агрессивное поведение ребенка, сохраняет с ним хорошие отношения и демонстрирует, как нужно взаимодействовать с агрессивным человеком.
4. Снижение напряжения ситуации. Типичными неправильными действиями взрослого, усиливающими напряжение и агрессию, являются: · повышение голоса, изменение тона на угрожающий; · демонстрация власти (" Учитель здесь пока еще я", " Будет так, как я скажу"); · крик, негодование; · агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, перекрещенные или сцепленные руки, разговор " сквозь зубы"; · сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание; · негативная оценка личности ребенка, его близких или друзей; · использование физической силы; · втягивание в конфликт посторонних людей; · непреклонное настаивание на своей правоте; · нотации, проповеди, " чтение морали", · наказания или угрозы наказания; · обобщения типа: " Вы все одинаковые", " Ты, как всегда...", " Ты никогда не..."; · сравнение ребенка с другими детьми - не в его пользу; · команды, жесткие требования, давление; · оправдания, подкуп, награды. Некоторые из этих реакций могут остановить ребенка на короткое время, но возможный отрицательный эффект от такого поведения взрослого приносит куда больше вреда, чем само агрессивное поведение.
5. Обсуждение проступка   Анализировать поведение в момент проявления агрессии не нужно, этим стоит заниматься только после того, как ситуация разрешится и все успокоятся. В то же время, обсуждение инцидента необходимо провести как можно скорее. Лучше это сделать наедине, без свидетелей, и только затем обсуждать в группе (и то не всегда). Во время разговора важно сохранять спокойствие и объективность. Нужно подробно обсудить негативные последствия агрессивного поведения, его разрушительность не только для окружающих, но, прежде всего, для самого маленького агрессора
6. Сохранение положительной репутации ребенка · публично минимизировать вину ребенка (" Ты не важно себя чувствуешь", " Ты не хотел его обидеть"); · не требовать полного подчинения, позволить ребенку выполнить ваше требование по-своему; · предложить ребенку компромис, договор с взаимными уступками; · настаивая на полном подчинении (то есть на том, чтобы ребенок не только немедленно сделал то, что вы хотите, но и тем способом, каким вы хотите), можно спровоцировать новый взрыв агрессии.   Ребенку, очень трудно признать свою неправоту и поражение. Самое страшное для него - публичное осуждение и негативная оценка. Дети стараются избежать этого любой ценой, используя различные механизмы защитного поведения. И действительно, плохая репутация и негативный ярлык опасны: закрепившись за ребенком они становятся самостоятельной побудительной силой его агрессивного поведения.  
7. Демонстрация модели неагрессивного поведения.   нерефлексивное слушание (нерефлексивное слушание - это слушание без анализа (рефлексии), дающее возможность собеседнику высказаться. Оно состоит в умении внимательно молчать. Все, что нужно делать - поддерживать течение речи собеседника, стараясь, чтобы он полностью выговорился.); · пауза, дающая возможность ребенку успокоиться; · внушение спокойствия невербальными средствами; · прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов; · использование юмора; · признание чувст ребенка. При проявлениях агрессии обе стороны теряют самообладание, возникает дилемма - бороться за свою власть или разрешить ситуацию мирным способом. Взрослым нужно вести себя неагрессивно, и чем меньше возраст ребенка, тем более миролюбивым должно быть поведение взрослого в ответ на агрессивные реакции детей.
       

 

 

3. Заключи-тельная часть. Подведение итогов. - Вот мы и закончили изучение темы. Для закрепления полученных знаний, предлагаю написать вам проверочный тест. - Спасибо за внимание.

 

 

Экстренное вмешательство при агрессивных проявлениях.

Название Приемы Примечание
1. Спокойное отношение в случае незначительной агрессии · полное игнорирование реакций ребенка - весьма мощный способ прекращения нежелательного поведения; · выражение понимания чувств ребенка (" Конечно, тебе обидно..."); · переключение внимания, предложение какого-либо задания (" Помоги мне, пожалуйста..."); · позитивное обозначение поведения (" Ты злишься, потому что ты устал...") Так как агрессия естественна для людей, то адекватная и неопасная агрессивная реакция часто не требует вмешательства со стороны. Дети нередко используют агрессию просто для привлечения к ним внимания. Если ребенок проявляет гнев в допустимых пределах и по вполне объяснимым причинам, нужно позволить ему отреагировать, внимательно выслушать и переключить его внимание на что-то другое.    
2. Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности · констатация факта (" Ты ведешь себя агрессивно"); · констатирующий вопрос (" Ты злишься? "); · раскрытие мотивов агрессивного поведения (" Ты хочешь меня обидеть? " " Ты хочешь показать свою силу"); · продемонстрировать свои собственные чувства по отношению к нежелательному поведению (" Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне", " Я сержусь, когда кто-то громкко кричит"); · аппеляция к правилам (" Мы же с тобой договаривались...") Один из важных путей снижения агрессии - установление с ребенком обратной связи. Давая обратную связь агрессивному поведению ребенка, взрослый человек должен проявить, по меньшей мере, три качества: заинтересованность, доброжелательность и твердость. Последнее касается только конкретного проступка, ребенок должен понять, что взрослые понимают его, но против того, как он себя ведет.
3. Контроль над собственными негативными эмоциями Когда ребенок демонстрирует агрессивное поведение, это вызывает сильные отрицательные эмоции - раздражение, гнев, возмущение, страх или беспомощность. Если взрослый человек управляет своими отрицательными эмоциями, то он не подкрепляет агрессивное поведение ребенка, сохраняет с ним хорошие отношения и демонстрирует, как нужно взаимодействовать с агрессивным человеком.
4. Снижение напряжения ситуации. Типичными неправильными действиями взрослого, усиливающими напряжение и агрессию, являются: · повышение голоса, изменение тона на угрожающий; · демонстрация власти (" Учитель здесь пока еще я", " Будет так, как я скажу"); · крик, негодование; · агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, перекрещенные или сцепленные руки, разговор " сквозь зубы"; · сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание; · негативная оценка личности ребенка, его близких или друзей; · использование физической силы; · втягивание в конфликт посторонних людей; · непреклонное настаивание на своей правоте; · нотации, проповеди, " чтение морали", · наказания или угрозы наказания; · обобщения типа: " Вы все одинаковые", " Ты, как всегда...", " Ты никогда не..."; · сравнение ребенка с другими детьми - не в его пользу; · команды, жесткие требования, давление; · оправдания, подкуп, награды. Некоторые из этих реакций могут остановить ребенка на короткое время, но возможный отрицательный эффект от такого поведения взрослого приносит куда больше вреда, чем само агрессивное поведение.
5. Обсуждение проступка     Анализировать поведение в момент проявления агрессии не нужно, этим стоит заниматься только после того, как ситуация разрешится и все успокоятся. В то же время, обсуждение инцидента необходимо провести как можно скорее. Лучше это сделать наедине, без свидетелей, и только затем обсуждать в группе (и то не всегда). Во время разговора важно сохранять спокойствие и объективность. Нужно подробно обсудить негативные последствия агрессивного поведения, его разрушительность не только для окружающих, но, прежде всего, для самого маленького агрессора
6. Сохранение положительной репутации ребенка · публично минимизировать вину ребенка (" Ты не важно себя чувствуешь", " Ты не хотел его обидеть"); · не требовать полного подчинения, позволить ребенку выполнить ваше требование по-своему; · предложить ребенку компромис, договор с взаимными уступками; · настаивая на полном подчинении (то есть на том, чтобы ребенок не только немедленно сделал то, что вы хотите, но и тем способом, каким вы хотите), можно спровоцировать новый взрыв агрессии.   Ребенку, очень трудно признать свою неправоту и поражение. Самое страшное для него - публичное осуждение и негативная оценка. Дети стараются избежать этого любой ценой, используя различные механизмы защитного поведения. И действительно, плохая репутация и негативный ярлык опасны: закрепившись за ребенком они становятся самостоятельной побудительной силой его агрессивного поведения.  
7. Демонстрация модели неагрессивного поведения.   нерефлексивное слушание (нерефлексивное слушание - это слушание без анализа (рефлексии), дающее возможность собеседнику высказаться. Оно состоит в умении внимательно молчать. Все, что нужно делать - поддерживать течение речи собеседника, стараясь, чтобы он полностью выговорился.); · пауза, дающая возможность ребенку успокоиться; · внушение спокойствия невербальными средствами; · прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов; · использование юмора; · признание чувст ребенка. При проявлениях агрессии обе стороны теряют самообладание, возникает дилемма - бороться за свою власть или разрешить ситуацию мирным способом. Взрослым нужно вести себя неагрессивно, и чем меньше возраст ребенка, тем более миролюбивым должно быть поведение взрослого в ответ на агрессивные реакции детей.
       

 

 

Тест.

1) Выберите определение понятие агрессия, данное Л.М.Семенюк:

А) Агрессия – стремление к подчинению себе других людей или обладание другими объектами, а также действия, которые вредят другому лицу или объекту.

Б) «Агрессия» означает множество разнообразных действий, которые нарушают физическую или психическую целостность другого человека, наносят ему материальный ущерб, препятствуют осуществлению его намерений, противодействуют его интересам или же ведут к его уничтожению (детская ссора и война, упрёки и убийство, наказание и бандитское нападение)».

В) «Агрессия – это любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим»

Г) «Агрессия» - это попытка нанесения другим телесных или физических повреждений.

2) Соотнесите название теории с ее главной идеей: (1В, 2Г, 3Б, 4А, 5Д)

1) Психоаналитический подход А) У индивида, пережившего фрустрацию, возникает побуждение к агрессии. В некоторых случаях агрессивный позыв встречает какие то внешние препятствия или подавляется страхом наказания. Однако, побуждение остаётся и может вести к агрессивным действиям, но при этом они будут нацелены не на истинного фрустратора, а на другие обьекты, где агрессивные действия будут безнаказанны.
2)Этнологический подход Б) Агрессивность – это средство, с помощью которого индивидуумы пытаются получить свою долю ресурсов, что, в свою очередь, обеспечивает успех (преимущественно на генетическом уровне) в естественном отборе.  
3) Социобиологический подход В) Агрессия берет начало из врожденных, инстинктивных сил. Всё человеческое поведение является результатом сложного взаимодействия этого инстинкта с эросом и что между ними существует постоянное взаимодействия этого инстинкта с эросом и что между ними существует постоянное напряжение.
4) Теория побуждения Г) Агрессия берёт начало прежде всего из враждённого инстинкта борьбы за выживание, который присутствует у людей так же, как и у других живых существ. Во-первых, борьба рассеивает представителей видов на широком географическом пространстве, и тем самым обеспечивается максимальная утилизация имеющихся пищевых ресурсов. Во-вторых, агрессия помогает улучшить генетический фонд вида за счёт того, что оставить потомство сумеют только наиболее сильные и энергичные индивидуумы.  
5) Теория Э.Фромма 5) Объяснение жестокости и деструктивности человека следует искать не в унаследованном от животного разрушительном инстинкте, а в тех факторах, которые отличают человека от его животных предков.

 

3) Определите вид агрессии: «Направленность на себя: самоуничижение вплоть до самоубийства, саморазрушающее поведение, психосоматические заболевания»

А) Прямая агрессия

Б) Недеструктивная агрессия

В) Аутоагрессия

Г) Реактивная агрессия

 

4) Выберите группы детей, которые различаются по частоте и жесткости агрессивных действий и по своему статусу в группе сверстников. (БВГ)

А) Дети, которые используют агрессию как средство стать авторитетом среди детей.

Б) Дети, для которых нанесение вреда другому выступает как самоцель.

В) Дети, которые используют агрессию в основном как норму поведения в общении со сверстниками.

Г) Дети, которые чаще всего используют агрессию как средство привлечения внимания сверстников

 

5) Вставьте пропущенное слово: «Родителям важно научить ребенка не подавлять, а … свою агрессию; отстаивать свои права и интересы, а также защищать себя социально приемлемым способом, не ущемляя при этом интересы других людей и не причиняя им вреда».

контролировать

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Государственный строй | Шаг 3 – Совмещение с текстурой




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.