Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государственный строй. Франкское государство было сначала варварским королевством






Франкское государство было сначала варварским королевством. С VII-го века оно приобретает раннефеодальной монархии (переходная форма феодальной организации общества и государства). С конца VIII начало IX века становится сеньориальной монархии.

История Франкской монархии принято делить на два этапа по названию королевских династий:

1. Меровингский этап с конца V до середины VII – фактическое правление, а юридическое до 751г.

2. Каролингский со второй половины VII до 843 год фактическое правление, а юридическое с 751г.

Первые франкские короли особенно Хлодвик и его ближайшие приемники обладали правом созыва народного собрания и командования им, отдавали распоряжения (призыв войска, вызов в суд) обязательные для своих поданных с VI собирали с них налоги и свободно расходовали государственные средства, чинили высший суд. Королевский престол наследовался, население приносило королю присягу, законодательство осуществлялось королем с согласием магнатов, организованных в совет. Народные собрания всех воинов превращались в военные смотры – мартовские, а в последствие майские поля. Четкого разграничения функций управления не существовала, все его нити были сосредаточены в королевском дворце в руках его слух и приблеженных

07.03.2012

Среди них выделялись:

1. Дворцовый граф (выполнял судебные функции, руководил судебными поединками, наблюдал за исполнением приговоров).

2. Референдарий (ведал королевскими документами, оформлял его акты и предписаний)

3. Камерарий (следил за поступлением в королевскую казну и за сохранностью имущества дворца).

4. Высшим должностным лицом был майордом. Со временем он стал командующим войском, управлял всеми имениями короля и раздавал их в виде жалования должностным лицам. Вся военная и административная власть сосредоточилась в его руках и он из первого королевского чиновника превратилась в главу аристократии, его должность стала наследственной и находилась в руках династии пипенидов. В 751г. с благословения римского папы становится королем, основав новую королевскую династию, которая была потом переименована в честь выдающегося представителя. В 800 году Карл стал императором также с благословения римского папы. Смысл коронации состоял в том, что франкский король становился государем Рима, Италии, а это считалось как бы возрождением западной римской империи. В руках Карла Великого оставались лишь часть общегосударственных полномочий – это охрана мира, границ, координация действий центральных и местных властей. Его власть становилась ещё более частной – сеньориальной. Она растаскивалась местными феодалами. Сохранялся совет, состоящий из высших представителей духовной и светской знати, который решал все дела, имеющий отношения к благу короля и королевства. Центральный аппарат расширяется и в нем начинает формироваться управленческая специализация.

5. Сенешал – глава королевского дворца.

Королевский граф отправлял правосудие, Камерарий ведал имуществом и казной, Маршал и коннетабль – ведали военным делом и по поручению императора командовали войском. Канцлер вел дипломатические и общегосударственные дела, готовил законопроекты. Архикапилан – личный духовник главы государства. Для поддержания связи с местами была создана должность государева посланца, их было двое: духовное и светское лицо. Они проверяли деятельность духовной и светской администрации, денежные отчеты, собирали сведения о доходах, рассматривали тяжбы церквей и монастырей, делали распоряжения об организации войска и судопроизводстве. С превращением власти монарха – вождя, во власть государя – сеньора на смену раннефеодальной приходила сеньориальная – монархия.

Территория Франкского государства делилась на графства, сотни и общины. При Меровингах пограничные власти объединялись в герцогства во главе с герцогом, который командовал войском. При Каролингах пограничные области, отнятые у врагов, и подвергавшиеся большой опасности стали образовывать марки – правители, которых Маркграфы ведали делами с соседними государствами.

Во главе графств стояли графы – это представители старинных богатых родов, в ведение которых был суд, охрана общественного спокойствия, защита слабых, обуздание злоупотреблений, сбор королевских доходов и передачи их королю.

В сотнях созывались собрания – малюс – выполняющие главным образом судебные полномочия. Сначала председателем этого собрания был выборный тунгин. В последствие его заменил сентенарий – сотник, которого назначал граф по согласию со свободными людьми сотни. Народными заседателями, знатоками права, зажиточными, добрыми людьми, сначала были выборные рахинбурги, в последствие, они были заменены скабинами, которых назначал государев посланец по соглашению с графом и народом.

Община по началу сохраняла самоуправление, на сельских сходах выбирали старосту, судили за мелкие правонарушения, следили за соблюдением обычаев. В последствие община превратилась в зависимую от сеньора организацию - сельского старосту назначал он сам. С конца VII века должностные лица на местах превращаются в крупных землевладельцев, слова герцог и граф означают наследственный титул. На смену административно-территориальному делению приходит система сюзеренитета-вассалитета.

За внешней централизацией империи скрывалась ее внутренняя слабость и непрочность. Каждая из земель, населенных различными народностями была слабо связана с другими и часто требовалась административное и военное принуждение для подчинения власти завоевателей. В 843 году по Верденскому договору была подписана франкская империя была поделена между его братьями. Западно-франкское королевство досталось франку Лысому. Восточнофранкское королевство Людовику Немецкому, а старшему внуку Лотарю достался императорский титул, северная Италия и будущая Лотарингия.

Феодальная Франция.

Вопросы:

1. Общественный и государственный строй сеньориальной - монархии.

2. Сословно-представительная монархия; общественный и государственный строй.

3. Абсолютная монархия

4. Право.

Французское государство образовалось в 843г. в результате распада Франкской империи и по началу называлось западно-франкским королевством. Слово «Франция» появилось в X веке по названию королевского домена.

Первый вопрос:

Сеньориальная монархия существовала с IX – XIII веках. К XI веку был завершен процесс феодализации, начатый в недрах Франкского общества Вся земля стала монопольной собственностью феодалов, а крестьяне лишь пользовались небольшими участками господской земли на определенных условиях и поэтому все они были в личной или имущественной зависимости от своих господ. Положение конкретного крестьянина определялась рядом факторов: размерами, состоянием и юридическим статусом той земли, на которой он сидел формами зависимости: личная и земельная. Связующими его договорами.

Две основные категории крестьян:

1. Вилланы – зависимость их выражалось в судебном подчинение господину и выполнение в его пользу определенных повинностей, обременяющих наследственные земельный надел. Шампар – выплата части урожая, ценз – взнос деньгами или продуктами за пользование землей, десятина в пользу церкви, а иногда талья – подоходное обложение. С согласия господина, Вилан, мог продать участок другому крестьянину тогда повинности перекладывались на нового владельца.

2. Сервы – они находились в личной наследственной зависимости от сеньоров, но они не было крепостными т.к. отсутствовал общий государственный сыск беглых крестьян. Шеваж – подушная подать, талья, формарьяж – плата за брак с лицом, не подчиненным данному господину, право «мертвой руки» - это посмертный побор, который вносили наследники умершего серва.

Все крестьяне были обязаны соблюдать феодальные монополии – баналитеты – т.е. молоть зерно на господской мельнице, давить вино на господской винодельне, продавать продукты на господском рынке и т.д. За пользование и не пользование этим вносилась плата.

Феодалы были организованы в своеобразную военную и политическую организацию, построенную на начал иерархического принципа: от низших слоев однощитных рыцарей, не имевших своих вассалов через две-три ступени более состоятельных феодалов (бароны, виконты, баронеты), к властителям значительных территорий – герцогам и графам. Между феодалами существовали отношения сюзеренитета-вассалитета, которые оформлялись с помощью двух обрядов:

1. Ом маж – клятва верности сеньору.

2. Инвеститура – официальное введение вассала во владение землей.

Земли крупных феодалов состояли из двух частей:

1. Одну часть они держали в непосредственной собственности – домен

2. Другую раздавали в виде феодов своим вассалам, оставаясь по отношения к ней верховными собственниками.

Обязанности вассала:

1. Ежегодная военная служба в течение 40 дней.

2. Участие в суде и совете сеньора.

3. Денежная помощь, когда сеньора попадал в плен и за него нужно было платить выкуп, выходила замуж старшая дочь сеньора, если же посвящался в рыцари его старший сын.

4. Рельеф – это денежный сбор в пользу сеньора при переходе владения от вассала к его наследнику.

Вассальные отношения были потомственными, но могли быть разорваны при наличие определенных обстоятельств. Вассал ведет войны против сеньора. Во всех случаях разрыва феодальных отношений требовались предварительное судебное разбирательство - суд равных, в котором устанавливалась вина вассала или сеньора.

12.03.2012.

Французское королевство в это время состояло из огромного множества феодальных владений, которые фактически представляло собой независимые государства, а власть королей была крайне слабой.

Причины раздробленности:

1. Ограниченные материальные возможности, правящий королевской династии. Домен короля – это небольшая и до конца XII века почти не увеличивавшуюся территория между Парижем и Орлеаном.

2. Компактная структура земельных владений крупных феодалов создавала благоприятные условия для их политической автономии.

3. Особенности вассальной системы позволяли Королю рассчитывать, лишь на помощь непосредственных вассалов.

4. Выборный характер королевской власти. Действовал принцип царствовать должен лучший и он должен быть избран лучшими. На основании предварительного соглашения между магнатами, архиепископ города Рейса избирал Короля, а люди наполнявшие собор выражали свое согласие приветственными криками.

5. Отсутствовал в обществе дополнительный социальный резерв в виде свободного крестьянства, который могла бы использовать монархия.

6. Своеобразие экономического и политического положения юга и севера страны, усиленное наличием двух народностей.

Хотя власть Короля была выборной, но при этом соблюдался династический принцип. Королей выбрали сначала из династии Каролингов, а с 987г. из династии Копитингов. Все первые Копитинги жили долго и заблаговременно стремились короновать сына, делая его соправителем. Институт соправительства, во-первых, упрочивал наследственность престола, которая стала официальной в XII веке, второе, способствовал выработки династической политики.

Постепенно формировались принципы наследования престола:

1. По мужской линии.

2. По праву старшинства.

3. В возрасте 14 лет.

4. Законный наследник.

5. Неразделимость королевского домена.

6. Не безумный.

7. Принадлежность к католицизму.

8. Фактически власть Короля распространялась лишь на территорию его домена, но и там ему приходилось вести борьбу с непокорными вассалами. Частью Парижа владел Епископ. Единственным общегосударственным органом была королевская курия - Совет Коронных вассалов – она поддерживала мир, внешнюю политику короля, творила суд, а делами королевского домена ведал двор, состоящий из дворцовых слуг (министериалов и служащих).

До конца XII века главную роль в королевской администрации играл Сенешал – это глава королевского дворца, который командовал армией, подписывал королевские документы. Канцлер руководил канцелярией, конитабль – командир конного, рыцарского ополчения, камерарий или казначей. Территория домена сначала делилась на превотажии во главе с прево, управляющими главного данном округе королевского имения (финансовая, судебная, административная, военная власть в округе). С XII века по мере расширения территории королевского домена появляются более крупные административно-территориальные единицы – Бальяжи во главе с Балье (осуществлял контроль над находящимся под его властью прево, организовывал воинские формирования, следил за исполнением королевских актов). Опираясь на центральный и местный аппарат, Короли ведут упорную борьбу за объединение государства.

В этом его поддерживала церковь:

· Материально.

· Просвещенными советниками.

· Своими рыцарями.

Бесконечные внутренние войны, от которых страдают все, также церковь. Даже в условиях раздробленности крупные феодалы нуждались в Короле, во-первых, как в верховном арбитре для улаживания постоянных конфликтов между ними, второе, в верховном военном предводители при обороне их владений от внешних завоевателей. Французская нация сохранила привычка считать своим Королем то лицо, которое было короновано в Реймсе. Именно Король был Верховным Сеньором, герцоги и графы приносили присягу на верность ему, его власть по форме признавалась единственным источником всякой иной власти в государстве, именно Короли происходили из славной Каролингской династии. В укрепление власти Королей важную роль сыграл и субъективный фактор, правление выдающихся личностей, особенно Людовика IX святого, в XIII веке.

Он провел военную, судебную и монетные реформы:

· Военная реформа запрещала частные войны в королевском домене и ограничивала их для всех других феодалов Франции. Были установлены «40 дней Короля» в течение которых нельзя было начинать военные действия с тем, чтобы любая из сторон для предотвращения конфликта могла обратиться к суду Короля. Были созданы городская милиция, отряды наемников в результате чего король в меньшей степени стал зависеть от феодального ополчения и более эффективно использовал вооруженные силы в борьбе с непокорными феодалами.

· Судебная реформа заключалась в образовании особого судебного собрания – парламента, которому было передано рассмотрение крупных споров между феодалами, а также наиболее опасных преступлений, совершенных феодальной знатью. Первоначально перед каждым заседанием Король назначал членов парламента, но со временем Парламент приобрел право самостоятельно восполнять естественную убыль своих членов из числа людей достойных, образованных и пользующихся хорошей репутацией, в пределах королевского домена были запрещены судебные поединки.

· Монетная реформа: в пределах королевского домена была в ведена обязательная для приема полновесная золотая монета т.е. реальное содержание золота соответствовала номиналу, и запрещена чеканка монет отдельными феодалами. Королевская монета имела хождение и в других феодальных владений (40) и благодаря своим лучшим качествам постепенно вытеснила местные деньги.

Второй вопрос:

Сословно-представительная монархия .

Начало берет с XIV – XV веках. В это время Франция переживает серьезный экономический подъем, связанный, во-первых, с ростом производительности крестьянского хозяйства. Увеличение ремесленного производства, ростом городов и городского населения, развитием торговых отношений между областями страны, расширением и углублением товарно-денежных отношений. В упорной борьбе с феодалами с помощью огромных денежных откупов (на юге страны) и часто вооруженных восстаний на севере города добиваются для себя права на самоуправление и свое налогообложение и собственный суд. Совокупность этих прав называлась коммуной – полное городское самоуправление. Раньше других добились самоуправления южные города (Бордо, Тулуза, Марсель), находящиеся на морских торговых путях с востоком и сохранившие некоторые элементы муниципального устройства и в раннее средневековье. При этом они не обращались за покровительством к королевской власти, не пользующийся на юге особым влиянием. В отличие от южных северные города (Камбре, Суасон, Реймс) находились в тесных хозяйственных связях между собой и поэтому были заинтересованы в объединение государства. На этой основе между королем и северными городами был заключен неписанный союз: города давали королю деньги и военное ополчение, а король обеспечивал горожанам защиту от феодальных притеснений и привлекал их верхушечные слои (патрицат) к государственному управлению. Таким образом, северные города были главными союзниками королевской власти в процессе централизации. Короля также поддерживали мелкие вассалы, которые искали у него защиты от произвола крупных феодалов и стремились с королевской помощью не только упрочит свои права на владения, но и расширить последние. Пользуясь этим, Короли устанавливают прямую зависимость мелких вассалов от своей власти – иммедиатизация. По прежнему Королей поддерживала значительная часть духовенства, нуждавшегося в установление внутреннего мира и защите своих прав на церковную собственность.

Изменения, произошедшие в положение Крестьян, также была на пользу Королю:

1. Ещё с XII века изменились взгляды общества на рабство, которое противно человеческой природе. Папа Александр III говорил: «Христианин не может быть рабом».

2. С XIII века крестьяне начали массово убегать в города, чтобы удержать их на месте феодалы были вынуждены улучшать положения крестьян

3. Развитие товарно-денежных отношений стимулировала феодалов к накоплению денег, на которое можно купить предметы не только местного, но и иноземного производства. В этих целях феодалы стали переводить из натуральных повинностей крестьян в денежные

Все эти факторы породили новую форму крестьянского земельного держания – цензива – цензитарий – крестьянин был лично свободным, его главной повинностью в пользу собственника земли было уплата фиксированного денежного взноса ценза. Лично свободные крестьяне также стали социальной опорой королевской властью.

В это время оформились три основных сословия:

1. Духовенство – освобождалось от любых государственных служб и повинностей, сохраняло свой налоговый и судебный иммунитет, а оно служило королю молитвой.

2. Дворянство – замкнутое и наследственное, в отличие от духовенства, сословие. Его основная привилегия – право собственности на землю с передачи по наследству всех недвижимостью и рентных прав. Дворяне также освобождались от уплаты налогов, их основная обязанность – несение военной службы королю – шпагой.

3. Неблагородное сословие - формировалось из горожан и крестьян цензитариев. Его члены не имели особо личных и имущественных прав, были основными налогоплательщиками т.е. служили королю кошельком.

14.03.2012

Не смотря на значительные успехи, королевская власть наталкивалась на определенные препятствия:

1. Сопротивление верхов феодальной знати.

2. Открыто провозглашенное верховенство римской церкви и в светских делах.

3. Отсутствие регулярных денежных поступлений, достаточных для проведения независимой политики

Королевская власть, претендуя на высший суверенитет, не располагала тем не менее необходимым для его реализациями средствами и была вынуждена просить денежной, военной и политической помощи у сословий.

Результатом этого явилось создание органа сословного представительства «генеральных штатов».

1. Выборность.

2. Присутствие городского сословия.

Впервые этот орган был создан 1302г. Причина – спор французского короля Филиппа IV «красивого» с римским папой Бонифацием VIII о контроле над французской церковью. Папа объявил себя императором «всего мира». Римский Папа потребовал без его согласия ничего не платить государству. Штаты решили, что в светских делах, Король зависит только от одного бога и не обязан подчиняться римскому папе. События последующих лет и особенно 100 летняя война с Англией 1337 – 1453 – укрепили позиции этого органа, тогда и оформилась его структура. Каждое сословие было представлено отдельной палатой и имело один голос.

Высшее духовенство (Архиепископы, епископы, аббаты монастырей, а также феодальная знать – высшие светские саны – герцоги, графы приглашались лично). Мелкое и среднее дворянство выбирало своих депутатов – выборы также проводились от церквей, конвентов монастырей и городов по два или три депутата, но горожане, а особенно юристы иногда выбирались как от сословия и дворянстве, приблизительно 1/7 часть – юристы. Депутаты штатов обладали императивным мандатом т.е. их позиция по обсуждаемым вопросам была связана инструкцией избирателей, их наказами. Основное назначение генеральных штатов сводилось к «утверждению налогов» и подачи королю петиций или наказов избирателей. Все вопросы рассматривались по палатам раздельно. Решение принималось простым большинством голосов, а окончательное утверждения решения проводилось на совместном собрание всех трех палат.

Ослабляла позиции штатов:

1. Рознь между сословиями.

2. Отсутствие стабильности в структуре. Они часто распадались на штаты южно французское и северное французское.

3. Отсутствовала связь между генеральными штатами и местными штатами.

4. Не было периодичности работы.

5. Штаты могли обсуждать и политические дела, но без формального права утверждать законы.

Король используя межсословные и внутрисословные противоречия, поставил этот орган в сильную зависимость от своей власти. В то же время штаты могли высказать свое не согласие с политикой Короля, например, принятие «великого мартовского ордонанса – указа» 1357г. Неудачи в 100 летней войне, от которых армия деморализована. Король Иоанн «добрый» попал в плен и за него нужно было платить выкуп, а казна пуста. Приближается восстание парижан – и крестьянская война не за горами. В соответствие с этим документом сессии генеральных штатов должны проводиться три раза в год и санкция короля не требуется. Без согласия этого органа не могли быть ведены налоги, решены вопросы войны и мира, были избраны генеральные реформаторы, которые могли контролировать деятельность королевской администрации, увольнять чиновников и наказывать их вплоть до смертной казни. После подавления восстания и жакерии, королевская власть отвергла этот указ, действовавший около полутора лет. Генеральные штаты 1439г. предоставили Королю право набирать постоянное войско и взимать своею властью деньги на его содержание. Постоянный налог в пользу короля назывался «Королевской тальей» - налог на землю и имущество. В дальнейшем они созывались все реже, и были заменены собранием нотаблей – это лица из всех трех сословий, но в ограниченном количество по королевскому выбору для совещания по каким-либо вопросам. В центре государства действовал большой совет, в который входили юристы – легисты – а также 24 представителя высшей светской и духовной знати – он собирался раз в месяц с совещательными полномочиями. Сохранялся Парламент, который помимо чисто судебных функций приобрел право регистрации королевских актов с 1350г. Такая регистрация стала обязательной. Если парламент находил в регистрируемом акте не точности или отступления от законов государства он мог заявить ремонстрацию – возражение. Ремонстрация преодолевалась личными присутствием короля. Высший орган финансового управления назывался «счетной палатой».

Среди высших должностных лиц выделялись:

1. Канцлер, осуществлявший текущее управление и контроль за деятельностью королевских чиновников – во время отсутствия короля он председательствовал в большом совете. Под его руководством составлялись проекты королевских актов, у него хранилась большая королевская печать, которым он скреплял подписанные королем акты.

2. Введение камерария была казна.

3. Конитабль – стал командующим войско.

4. Палатины – королевские советники, выполнявшие его отдельные поручения.

Местное самоуправление:

Прево и бальи теряют функции военного управления, что связано с падением значения феодального ополчения. Стремясь к централизации местного самоуправления, Короли вводят должность Губернатора. В одних случаях, они имели чисто военные функции, а в других назначались в бальяж, заменяя бальи, и получая более широкие полномочия.

Полномочия:

1. Запрещать строить новые замки

2. Не допускать частных войн.

В XV веке появились провинции. Органами городского самоуправления был городской совет, состоящий из выборных уполномоченных – эшевенов и выборный городской глава – Мэр. Полномочия городской администрации – естественно управление, суд и нормотворческая деятельность.

Вопрос третий.

Абсолютная Монархия .

Временные рамки – XVI – XVIII века.

С XVI века Французская промышленность переживает подъем на основе ряда технических изобретений и усовершенствований. Входить в жизнь колесо, приводимое в движение водой, механическое дутье в металлургии, появляется книгопечатание, требующее больших капиталов, широкого разделения труда, объединение работников в одном помещение. Вместо прежнего ремесленника, обязанного знать технология производства от начала и до конца, занимает работник с более узкой подготовкой, обеспечивающий рост производительности труда. Возникают централизованные и рассеянные мануфактуры. Рассеянная - с работой на дому. Всем этим было подготовлено начало эры капиталистического производства. Наибольших успехов оно достигло в тех отраслях промышленности, которые работали на внешний рынок: сукноделие, шелкоделие. Постепенно предпринимательская верхушка городов – собственники мануфактур, купцы, некоторая часть мастеров – образуют буржуазную социальную прослойку. Подмастерья и наемные рабочие мануфактур стали составлять предпролетариат.

Буржуазия, относясь к третьему податному сословию, тем не менее поддерживала королевскую власть, поскольку для её экономической деятельности было необходимо политическое единство, порядок внутри страны, покровительство в области торговли и промышленности.

Предпролетариат в борьбе за улучшение своего экономического положения создавал союзы, а иногда прибегал к стачечной борьбе.

1. Определенные изменения произошли в высших сословиях. Наиболее влиятельную часть составлял придворная аристократия – родственники королей, потомки знатных феодальных родов: принцы и герцоги – занимали посты губернаторов, заседали в большем совете, командовали армией и флотом. Они поддерживали королевскую власть, которая давала им пенсию, жалование, денежные подарки, но в тоже время вспоминали о былой самостоятельности и выступали против дальнейшего усиление королевской власти.

2. Мелкое и среднее провинциальное дворянство (шпаги) – несло большие потери, разорялось т.к. получаемыми ими фиксированный земельный ценз оставался на одном уровне в то время, как деньги постоянно обесценивались, поэтому приходилось продавать или закладывать свои поместья и поступать на службу к королю, либо к какому-нибудь вельможе.

3. Люди мантии – это дворянство, приобретенное службой. Выходцы из буржуазии покупал доходные должности в государственном аппарате (в XV веке была введена продажа государственных должностей, их несменяемость, а затем и передача по наследству. Места губернаторов, комендантов крепостей, должности придворные и посольские были закрыты для буржуазии, в основном продавались судебные и финансовые должности) 20 лет службы доставляли должностному лицу, его жене и детям дворянское звание. У этих дворян налогового иммунитета.

19.03.2012

В XVI веке в дворянских поместьях почти не осталось домениальной земли, ибо вся земля была в пользовании крестьян, обязанных за нее уплаты ценза и несение других повинностей. Крестьяне были правоспособны, могли судиться в королевском суде, пережитки личной зависимости сохранялись лишь в наиболее отсталых провинциях (Бургундия, бери, овернь), но очень обременительными для крестьян были прямые и косвенные налоги, которые часто королевская власть отдавала на откуп банкирам и ростовщикам «политика выжимания губок». Именно налоги разоряли французских крестьян, превращая их в нищих, бродяг, преступников, арендаторов или наемных рабочих.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.