Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Революция Мейдзи и реформы в Японии. Конституция 1819 г.




Мэйдзи (" просвещенное правление") – это время правления японского императора Муцухито (1868—1912 гг.) в форме абсолютной монархии. Реставрация власти императора и установление абсолютизма стало возможным в результате активизации национального феодализма как противостояния проникновению западного капитала, т.к. В 1865 году Англия и затем США, сделали попытки превратить Японию в колониальное государство, используя вооруженные силы с целью введения неравноправных торговых договоров (т.н. «политика канонерок»).

Следствием данной политики стало: угроза потери независимости - активизировала национальное движение, прежде всего дворянства, видевшего выход в " возрождении единства страны", создании сильного централизованного государства. Это было возможно только при условии проведения буржуазных реформ. Основная борьба разгорелась не между сторонниками и противниками реформ, а между группировками, стремящимися к лидерству в данном движении; возникновение идеи восстановления «божественной» императорской власти, которая становится объединяющей. Причем, идеологической основой борьбы за восстановление власти императора становится возвращение к японской этнической религии синто и ее противопоставление континентальной религии – буддизму, получившему распространение в период сёгуната; философско-религиозное и идеологическое обоснование национальной идеи восстановления власти и обожествления императора. Оно получила завершение в религиозном учении – тенонизм (от слов «Сын Неба»), т.е т.н. «императорский путь»; дворцовый переворот прошел относительно мирным путем. Сёгун Кейки отрекся от престола в пользу власти императора (не считая незначительного столкновения самурайских армий); национальная религиозно-политическая идея возрождения единовластия императора, получившая развитие как протест против колонизации, тем не менее, не привела к изгнанию даже миссий европейцев, т.к. проведение реформ требовало расширения политических и экономических контактов. Аграрная реформа 1872—1873 гг. сводилась к следующему: Ликвидации монополии феодального права на землю. Земля находящаяся в собственности - облагалась единым поземельным налогом в пользу государственной казны. При закладе земли собственником признавался заимодавец. В пользу государства была изъята общинная земля (луга, леса, пустоши).Последствия аграрной реформы: сохранялась кабальная зависимость крестьян-арендаторов; привела к обезземеливанию крестьян; расширились землевладения т.н. «новых помещиков", скупивших не только частную крестьянскую землю, но и часть общинной земли из числа государственной, императорской собственности; государственная казна получила средства, необходимые для централизованной поддержки развития промышленности и укрепления армии; князьям сначала получили пенсию (10% условного валового годового земельного дохода), потом пенсия была заменена на денежную компенсацию за землю в виде правительственных процентных облигаций. Обладая значительной долей банковского капитала князья заняли ведущее положение в торгово-финансовой и промышленной сфере; Административная реформа 1871 г. Удельные княжества были реорганизованы в префектуры, подчиненные центральной власти. 50 префектур управлялись префектами, назначенными и подотчетными правительству. Военная реформа 1871-1878 г. Ликвидировался сословный принцип формирования армии (ранее право военной службы принадлежало только самураям), но офицерские должности по-прежнему могли занимать только самураи. В 1878 году был введен закон о всеобщей воинской повинности. Армия создавалась по европейскому образцу, но на идеологической основе культа императора — " живого бога«(тенонизм).Освобождались от воинской повинности чиновники, студенты (в основном дети из состоятельных семей), крупные налогоплательщики. Реформы в сфере образования и религии. Проводится реформирование школы и традиционной системы образования на основе идеи " японского духа и европейских знаний" т.е. воспитания в духе синтоизма, почитания " живого бога" императора (тенонизма) и изучения достижений европейской науки - заимствования знаний во всем мире (математики, химии, и пр. т.е. дисциплин, имеющих практическое значение).В 1872 г. был принят Закон о всеобщем образовании и провозглашен лозунг " ни одного неграмотного«, что привело к росту грамотности населения в короткий срок. В результате религиозной реформы 1873 г.: запрещено христианство; буддизм – ставился в зависимое положение терпимой религии; отдается приоритет государственной религии - синтоизму. Иные буржуазные реформы: Вводится право свободного передвижения по стране (1871). Ликвидация старых сословных званий (1872) и ликвидация неравенства сословных групп знати из числа кидзоку и сидзоку. Все население было отнесено к " простому народу". Общие права получила каста отверженных («эта»), т.е. равенство в браках и пр. Ликвидация всех ограничений на развитие торговли, цехов и гильдий, тарифных барьеров между провинциями. Упорядочение денежной системы. Свобода выбора профессиональной деятельности. Например, самураям, было разрешено заниматься торговлей и ремеслом. Государство стимулировало развитие капиталистической промышленности (через займы, субсидии, налоговые льготы, акции государственной казны в строительство железных дорог, телеграфных линий, предприятий военной промышленности и пр.).


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.