Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государственный строй Древнего Вавилона. Законченная самостоятельная администрация сформировалась в Древнем Вавилоне в так называемый старый вавилонский период и возродилась с некоторыми изменениями






Законченная самостоятельная администрация сформировалась в Древнем Вавилоне в так называемый старый вавилонский период и возродилась с некоторыми изменениями в период среднего и нового царства. Государственная администрация была жестко централизована. На ряду с ней продолжала существовать относительно- самостоятельная администрация жрецов и общинников.

Верховная административная и политическая власть принадлежала правителю- царю. Царь считался наместником богов и являлся классическим древневосточным монархом. Его власть имела и религиозный и государственный характер. Со Старо- Вавилонского царства власть правителя становится наследственной, однако, единого порядка престолонаследия не существовало. Бывали случаи, когда власть наследовали женщины царского или жреческого родов. Царь являлся верховным военноначальником. Первым начальником царя по управлению являлся нубанда. Со временем он стал играть огромную роль в государственном аппарате, так как именно через него стали передаваться указания правителя. Нубанда имел свой административный аппарат, по средствам которого направлял и контролировал деятельность важнейших ведомств в империи (военное, финансовое, первенство общественных работ). Именно нубанда организовывал деятельность царских судей.

На третьем месте в Вавилонской иерархии стоял верховный жрец. Он отправлял религиозные обряды, руководил храмовым хозяйства, вероятно имел судебные полномочия. Важное место в государственном аппарате занимал так называемый человек приказаний или советник. Собственных полномочий у него не было. Он контролировал исполнение указаний правителя, а также координировал работу финансовых и налоговых чиновников. Далее следовал высший посол, который координировал внешнеполитические отношения. Царская власть опиралась на армию. В законах Хаммурапи упоминается о двух категориях воинов: 1. Тяжело вооруженные- редум, 2. Легко вооруженные баирум. За свою службу войны получали от государства неотчуждаемые земельные наделы, а также дома и скот. Законы защищали войнов от произвола командиров, предусматривали выкуп из плена. Воин был обязан исправно нести воинскую службу, за уклонение от которой его могли казнить. Армия строилась на основе строжайшей дисциплины.

Судебная система в своем наиболее централизованном виде также была сформирована в ходе реформ Хаммурапи. Создавался царский суд, который значительно потеснил суд общины и храма. Вся страна делилась на области во главе с царскими чиновниками- шаканаккум. Их главной задачей был сбор налогов, суд, а также общая организация государственного хозяйства. Они контролировали назначаемых глав городских и сельских общин- рабианум.

Во времена Хаммурапи сохранилось общинное управление, которое было значительно ограниченно в своих правах. Тем не менее общины сохранили некоторые свои полномочия:

1. Административные полномочия- управление общинной землей.

2. Полицейские- поддержание порядка под страхом коллективной ответственности перед царем.

3. Финансовые полномочия- установление цен, а также произведение денежных операций в интересах общины.

4. Судебные полномочия- общинное собрание нередко являлось общинным судом или выделяло суд из своего состава.

Говоря об особенностях Древне- Вавилонского государства следует помнить, что власть царя не являлась абсолютно деспотичной. Этому есть ряд причин:

1. Сохранялось, хотя и в урезанном виде общинное самоуправление.

2. Невозможность полностью подчинить некоторые общины приводило к необходимости поиска компромисса, что выражалось в предоставлении им особых привилегий (освобождение от уплаты налогов или от службы в армии).

3. Необходимо отличать обожествление царской власти от отношения к личности самого царя, который не считался Богом и даже не являлся верховным жрецом.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.