Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предпосылки Английской буржуазной революции

Предпосылками Английской буржуазной революции явились экономический и политический кризис в Англии в XVII в.

Экономический кризис:

Огораживание.

Введение новых пошлин королём без разрешения парламента.

Монополия короля на производство продажу некоторых товаров внутри страны.

Незаконные поборы.

Торговля монополиями.

Рост цен.

Расстройство торговли и промышленности.

Усиление эмиграции.

Политический кризис:

Смена правящей династии.

Противостояние короля и парламента.

Казнокрадство.

Недальновидная внешняя политика.

Женитьба Карла I на католичке.

Роспуск Карлом I парламента.

Гонения на пуритан.

Ужесточение цензуры

Этапы:

Гражданские войны. Смена форм правления (1640-1649)

начальн. этап (1640-1642). Происходит становление революц. власти. Король вын. б. созвать парламент в связи с восст. в Шотландии. Парл-т объявил себя Долгим (постоян. работающим) - нач. революц. Конец этапа – отказ короля принять «Велик. Ремонстрацию» о своб. торговле и реформе церкви и попытка короля соверш. контрревол. переворот и арест-ть лидер. оппоз-ии);

1642 – 1647 (1 гражд. война: нач. войны короля и парл-та. Конец этапа – издание Парл-том з-нов, кот. не решали крест. аграрн. проблемы. Новый взрыв народ. недов-ва);

1647 – 1648 (от б-бы за углубление рев-ии до нач. 2 гражд. войны);

1648 – 1649 (2 гражд. война. Конец этапа – уничтож. Корол. власти и Палаты Лордов и объявление Англии республ.);

Республиканское правление (1650 – 1653)

1649 – 1653 (принятие к-ии и политика республики. Конец – Кризис республики из-за её антидемокр. политики, хоз. кризис);

Военная диктатура – протекторат Кромвеля (1653 -1658).

1653 – 1659 (установл-е протектората Кромвеля, кот. разогнал Долгий парл-т и созвал Малый парл-т. Конец этапа: смерть Кромвеля вызвала кризис протектората);

Реставрация монархии (1659 – 1660).

1659 – 1660 г. (Реставрация монархии. Попытки генералитета установ. воен. дикт-ру. Созыв Конвента, кот. вновь пригласил короля. Падение респ.). приглашение на престол Карла II Стюарта (сына казненного в 1649 г. по решению парламента Карла I) - возврат к старому на более высокой основе (установление первоначально дуалистической, а затем - к началу XVIII в. - конституционной, парламентарной монархии).

Итоги: Это – бурж. рев-ия (рук-во рев-ей у бурж-ии). Особен-ть: союз бурж. и нов. двор-ва; слабость дем. движ-ия (кр-во не сплотилось: радик. Крыло отстаив. свои интересы: восстан. п/в огоражив-ий и др.).

Решена главн. эк. проблема: буржуазия получила буржуазное аграрное законодат-во; отмен-сь система феод. собств-ти: дворян. землевлад. превратились в собственность буржуазно-правового содержания. Нач-сь бурное р-ие капит-ма (ослабл. опеки гос-ва над эк-кой; свобода конкуренц. и протекц. меры) и колон. империи. Достиж-е компромисса верхов бурж. и лендлордов (образов-е классич. вар. 2-х парт. системы: тори и виги). Бурный расцвет науки, к-ры. Опасн. пример Англ. рев-ии для будущ. судеб феод. Европы.

 

В конце мая 1628 года английский парламент представил королю Карлу I законопроект, именуемый «Петицией о правах», - документ, подтверждающий старинные права и свободы его подданных. В нем содержался протест против многочисленных нарушений монархической властью прав и свобод граждан, охранявшихся британским законодательством со времен раннего средневековья. Проявлениями монархического произвола были: принудительные денежные займы у населения, аресты без суда и следствия, учреждение карательных военных судов и незаконные постои военных на содержании гражданского населения. Несмотря на угрожающую речь короля в парламенте, палата общин, представлявшая интересы средних и мелких землевладельцев, а также состоятельных горожан, поставила вопрос о восстановлении прав нации, нарушенных по королевской воле. Парламент не добивался каких-либо нововведений. Он лишь хотел королевского подтверждения старых прав нации, «чтобы ничья злая воля не осмеливалась нападать на них». Король пытался помешать обсуждению петиции и грозил распустить парламент. Он даже обещал впредь воздерживаться от нарушения древних постановлений, возмущаясь, однако, оспариванием своего права арестовывать людей без суда. Тем не менее, Петиция была одобрена: и палатой общин, и палатой лордов, представлявшей аристократическую элиту королевства. Нуждаясь в средствах для войны с Францией и столкнувшись с отказом палаты общин выделить деньги для снаряжения флота до утверждения Петиции, король вынужден был отступить. 7 июня 1628 года он утвердил «Петицию о правах», которая стала законом. Текст документа напечатали огромным тиражом для распространения в народе. В Англии началось всеобщее ликование. И только тогда палата общин выделила королю субсидию на военные нужды.

Поводом для возникновения данного конфликта стал случай с пятью рыцарями, которые отказались от уплаты в государственную казну денежных сумм по принудительному займу, объявленному Тайным Советом осенью 1626 г. Свой отказ они мотивировали тем, что сбор был назначен без согласия парламента. 27 октября 1627 г. рыцари-отказники были заключены в тюрьму. Подобные меры принимались ранее королевской властью и к другим лицам, отказывавшимся давать заём, но они, как правило, с покорностью принимали свое тюремное заключение или же подавали королю смиренную просьбу об освобождении с признанием своей вины. И король освобождал их. Однако, вышеназванные рыцари решили добиться освобождения из-под ареста не по королевской милости, а на основании действующего права Англии.

Палата Лордов решила подвести под королевскую прерогативу, базирующуюся на общем праве и статутах Англии, дополнительное основание в виде божественного права. Члены Палаты Общин отвергли предложения лордов. Они увидели в них опасную тенденцию к смешению ординарной прерогативы короля с его абсолютной и божественной прерогативами. Более приемлемым для Палаты Общин оказался другой путь устранения обнаружившейся неопределенности норм общего права и статутов — принятие специального закона, в котором бы подтверждались и разъяснялись статьи Великой Хартии Вольностей и шести статутов, принятых во времена правлений Эдуарда I и Эдуарда III. Его Величество заявил, что он намеревается поддерживать личные свободы и имущественные права своих подданных, что он будет управлять «в соответствии с Законами и Статутами этого Королевства». В ответ на это послание Палата Общин приняла 3 мая специальное обращение к королю говорилось о том, что нижняя палата парламента полностью доверяет словам и обещанию Его Величества. Однако, заявляли парламентарии королю, поскольку министрами часто совершаются незаконные действия, то нет более лучшего средства «вдохновить угнетенные души ваших преданных субъектов на бодрую поддержку Величества», чем принять закон об их правах и свободах. В результате 6 мая 1628 г. Палата Общин приняла решение воплотить свои требования в форму петиции о праве. 2 июня 1628 г. Петиция о праве, одобренная обеими палатами английского парламента, была зачитана Карлу I. Петиция вступила в силу 7 июня 1628 года- принята парламентом.

В петиции были документально закреплены требования оппозиции:

- против незаконных «без общего согласия, данного актом парламента, налогов и иных сборов»;

- против незаконных произвольных арестов «противно законам и вольным обычаям королевства»; -против нарушений процедуры Habeas Corpus, позволяющих содержать под стражей подданных без обвинения;

Великая ремонстрация — акт, представлявший собой список злоупотреблений королевской власти, переданный королю Англии Карлу I Стюарту английским парламентом 1 декабря 1641 года, но принятый Палатой общин ещё 22 ноября того же года, в период работы Долгого парламента. Считается одним из важнейших документов первого этапа Английской революции, предшествовавшего началу Гражданской войны.

Документ состоял из 204 статей, которые исчисляли злоупотребления королевской власти. Среди подписантов были такие известные политические деятели, как Джон Пим Джордж Дайби), Джон Хэмпден и набиравший силу Оливер Кромвель. Выражая экономические интересы буржуазии и нового дворянства, «Великая ремонстрация» требовала обеспечить защиту частной собственности от притязаний короны, свободу торговли и предпринимательства, прекращение финансового произвола. Cодержала также требование, чтобы король впредь назначал только тех должностных лиц, которым парламент имел основание до­верять.

Далее подписанты выставили лицемерные пункты о прекращении религиозных гонений — и сами же потребовали изгнать из парламента всех епископов. А также — настойчиво торопили Карла I начать продажу земли, конфискованной у ирландских повстанцев (католиков). В тексте документа не содержалось прямых обвинений в адрес короля, однако один из пунктов требовал предоставить парламенту право накладывать вето на решения монарха. Великая ремонстрация была принята большинством всего лишь в 11 голосов.

После получения документа Карл I сделал паузу. Члены парламента приступили к распространению текста «Великой ремонстрации», не дожидаясь официальной реакции короля. 23 декабря король дал взвешенный и мудрый ответ, подчеркнув в особенности:

что не может изгнать из парламента епископов, поскольку ни за кем из них не видит никакой вины,

и что не собирается начинать продажу ирландских земель до окончания войны с восставшими подданными и подписания ими капитуляции.

В итоге, примирение парламента и короля не наступило, что привело к дальнейшему кризису в Английском государстве.

3. Индепендентская республика. В феврале 1649 г. королевское звание было упразднено. Англия была объявлена республикой. В марте 1649 г. упраздняется палата лордов. Верховным законодательным органом была объявлена палата общин.

Высшим исполнительным органом власти стал Государственный совет, состоявший из 40 человек.

Его задачи: а) противодействовать восстановлению монархии; б) осуществлять управление вооруженными силами; в) устанавливать налоги; г) предпринимать меры для развития торговли; д) руководить внешней политикой государства. Государственный совет отвечал за свою деятельность перед палатой общин. В этот период происходит дальнейшая борьба за власть и влияние Кромвеля и его сторонников. Этому способствовали успехи республиканской армии в усмирительных мероприятиях в Ирландии И Шотландии, а также расширение торговли, промышленности и мореплавания.

Однако после учреждения республики социальная борьба не ослабела. Положение новой республики было очень сложным. Перед нею стояли трудные задачи, которые должны были решаться в обстановке сильного упадка и расстройства хозяйственной деятельности, всё обостряющихся внутри них противоречий и целого ряда серьёзнейших опасностей, грозивших молодому буржуазному государству извне. Чтобы укрепить новый политический строй, надо было защитить его от покушений со стороны старых, лишённых власти феодальных сил, действовавших внутри страны и вне её пределов. С другой стороны, новые правители Англии, чтобы удержать в своих руках власть, должны были отвести угрозу их господству со стороны народных масс, которые не могли удовлетвориться буржуазной республикой, к тому же лишённой даже тех черт демократизма, которые уже выдвигались представителями радикальных политических течений в революции – левеллерами и диггерами. Индепендентская армейская верхушка и офицерство, а также поддерживавшие их силы, сумевшие получить во время революции власть и состояние и удовлетворённые проведёнными в стране преобразованиями, выступали ярыми противниками продолжения революции и передачи даже малой части своей власти народу. Они были такими же реакционерами, как и пресвитериане до них. Таким образом, республика “оказалась между двух огней”: поднимавшими голову роялистами и жаждавшими реформ левеллерами и диггерами, способными повести за собой народные массы.

Для левеллеров провозглашение республики было начальным этапом за углубление преобразований. Левеллеры были идеологами революционной мелкой буржуазии и отстаивали принципы буржуазной демократии, отражая в этом отношении интересы широких масс английского народа: крестьянства, ремесленников, сельских и городских “низов”, солдатской массы. В своих многочисленных памфлетах и программных документах они подвергли индепендентскую республику резкой критике, пропитанной демократическим радикализмом и духом народных масс. В первую очередь левеллеры боролись за принятие Англией конституции. Свой вариант они назвали “Народное соглашение” и представили на рассмотрение офицерского собрания, где оно было подвергнуто значительным искажениям, были выпущены основные пункты программы. Влияние левеллеров на армию, состоящую из крестьянства и ремесленников, продолжало усиливаться. В данных условиях лидеры индепендентов, опираясь на армейскую верхушку, прибегли к установлению режима диктатуры, которая привела к провозглашению “протектората”.

 

Протекторат Кромвеля и " Орудие управления". Английское общество ХУП в. еще не созрело для республиканской формы правления. Монархические традиции были слишком сильны. В этом причина слабости и скорой гибели Республики.

В декабре 1653 г. в Англии была введена конституция, разработанная советом офицеров армии. Она получила название " Орудие управления" и закрепила военную диктатуру Кромвеля. Законодательная власть сосредоточивалась в руках лорда-протектора и однопалатного парламента. Имущественный ценз, установленный для участия в выборах, был в 100 раз выше существовавшего до революции.

Высшая исполнительная власть вручалась лорду-протектору совместно с Государственным советом, состоявшим не менее чем из 13 и не более чем из 21 члена. Назначение членов совета зависело от лорда-протектора. В перерывах между сессиями парламента лорд-протектор командовал вооруженными силами, осуществлял дипломатические сношения с другими государствами, назначал высших должностных лиц. Он также обладал правом отлагательного " вето" в отношении законов, принятых парламентом. Конституция прямо объявляла Кромвеля пожизненно лордом-протектором.

Вскоре Кромвель перестал созывать парламент, членов Государственного совета он назначал по своему усмотрению. Местное управление было вверено стоявшим во главе округов генерал-майорам кромвелевской армии.

Следовательно, " Орудие управления" закрепило режим единоличной власти, по широте полномочий соответствующей монархической. С этого времени начинается обратное движение от республики к монархии. После смерти Кромвеля (1658 г.) остаток Долгого парламента объявил себя учредительной властью и возвел в 1660 г. на престол Карла П - сына казненного короля. Представители буржуазии и нового дворянства добились от Карла П подписания " Бредской декларации". В ней король обещал: а) не преследовать никого, кто в годы революции боролся против короля; б) сохранять свободу совести для всех подданных; в) передавать все споры по поводу земли на усмотрение парламента (тем самым ставились под защиту парламента те изменения в землепользовании, которые были проведены во время революции).

Тем не менее данные обещания были нарушены. Восстановление монархии сопровождалось возрождением старых порядков. Были восстановлены в старом виде палата лордов, Тайный совет и англиканская церковь. Участники революции преследовались, а пресвитериане подвергались гонениям. Именно Ламберт и его помощники составили т. н. “Орудие управления” – новую конституцию английского государства (принята 16 декабря 1653), по которой учреждались выборный однопалатный парламент, созываемый каждые три года, назначаемые пожизненно члены Государственного совета и лорд-протектор как глава законодательной и исполнительной власти. Высшая исполнительная власть вручалась лорду-протектору совместно с Государственным советом, состоявшим не менее чем из 13 и не более чем из 21 члена. Назначение членов совета зависело от лорда-протектора. В перерывах между сессиями парламента лорд-протектор командовал вооруженными силами, осуществлял дипломатические сношения с другими государствами, назначал высших должностных лиц. Он также обладал правом отлагательного " вето" в отношении законов, принятых парламентом. Конституция прямо объявляла Кромвеля пожизненно лордом-протектором. Вскоре Кромвель перестал созывать парламент, членов Государственного совета он назначал по своему усмотрению. Местное управление было вверено стоявшим во главе округов генерал-майорам кромвелевской армии. Следовательно, " Орудие управления" закрепило режим единоличной власти, по широте полномочий соответствующей монархической. Пост лорда-протектора, не диктатора, но первого слуги Содружества (Республики), в которое были включены покоренные Шотландия и Ирландия, разумеется, был предложен Кромвелю.
4. К концу 50-х годов XVII в. режим военной диктатуры стал встречать оппозицию, как справа, так и слева. Роялисты мечтали о восстановлении монархии. Республиканцев тоже не устраивала новая форма правления, мало похожая на республиканскуюВ 1659 г. остаток Долгого парламента объявил себя учредительной властью.

25 апреля новоизбранный парламент, в котором пресвитериане и роялисты получили большинство, пригласил Карла занять престол трёх королевств. Одновременно была восстановлена в прежнем составепалата лордов. 29 мая 1660 года, в день своего тридцатилетия, Карл II триумфально вернулся в Лондон ибыл провозглашён королём.

и старую конституционную монархию, провозгласив Карла II Стюарта английским королем. Реставрация монархии повлекла за собой восстановление прежней избирательной системы, структуры парламента, некоторых государственных органов. С целью сохранения собственной безопасности и результатов революции новое дворянство добилось от Карла II подписания " Бредской декларации", где король обещал ряд политических гарантий:
ü амнистию участникам революции;
ü предоставление свободы вероисповедания (за исключением католического);
ü сохранение за новыми собственниками конфискованных во время революции земель роялистов, короны и церкви.
Утвердившись на престоле, Карл II забыл о данных обещаниях. Участники революции стали преследоваться. Трупы Кромвеля и других участников революции были выброшены из могил и вздернуты на виселицу. Государственной религией была объявлена англиканская церковь, а пуритане вновь подверглись гонению. Стюарты предприняли попытку вернуть феодальному дворянину и церкви земли, конфискованные во время революции. Но встретили открытое сопротивление новых владельцев - буржуазии и джентри, попытка не увенчалась успехом. Это свидетельствовало о том, что основные социальные сдвиги, произведенные революцией, не подверглись изменению. Страна шла по капиталистическому пути развития и монархия должна была приспосабливается к этому. Разногласия среди правящих классов снова сделали парламент центром политической борьбы.
В 70-х XVII в. в английском парламенте постепенно оформились 2 политические партии: тори и виги (первоначально бранные клички: whig - на шотландском - простокваша; tory - уличный вор в Ирландии). Тори являлись сторонниками усиления королевской власти и англиканской церкви. Социальную базу партии составила землевладельческая аристократия – старое феодальное дворянство. Виги, опиравшиеся на новое дворянство и буржуазию, выступали за сохранение конституционной монархии при сильной власти парламента. В период правления Карла II тори занимали доминирующее место в английском парламенте.

Другой закон, ставший впоследствии важным элементом буржуазно-демократического права, был принятый в 1679 г. Habeas Corpus Act. Полное название его - " Акт о лучшем обеспечении свободы подданного и о предупреждении заточений за морями" (т. е. вне пределов Англии). Согласно этому закону, судьи были обязаны по жалобе лица, считающего свой арест или арест кого-либо другого незаконным, требовать срочного представления арестованного суду для проверки законности ареста или для судебного разбирательства; заключение обвиняемого в тюрьму могло производиться только по предъявлении приказа с указанием причины ареста.[3] [3] Его принятие было связано с тем, что в 1679 г. король Карл II распустил старый парламент и объявил новые выборы. К тому времени уже полностью сформировались две партии — тори и виги. Виги, получившие большинство в новом парламенте, приняли этот акт, опасаясь репрессий, так как они находились в оппозиции к королю.

Хабеас корпус акт 1679 года состоит из 21 статьи.

Ни один свободный человек не мог быть посажен в тюрьму без предписания хабеас корпус, посредством которого судья повелевал доставить к нему личность (букв. тело, corpus) обвиняемого.

5. «Славная революция» – принятое в исторической литературе название государственного переворота 1688–1689 гг. в Англии (смещение с престола Якова II Стюарта и провозглашение королем Вильгельма III Оранского), в результате которой были ограничены права короны.

В конце 1670–х гг. парламентская оппозиция в Англии оформилась в партию вигов, а сторонники короля получили название тори. Первые опирались на дворянство и буржуазию, тогда как вторые – на старое феодальное дворянство, королевский двор, чиновников.

При Якове II (1685–1688) феодально—абсолютистская реакция на оппозицию приняла наиболее свирепый характер. Всеобщий страх за свою безопасность побудил отшатнуться от короля даже значительную часть тори. Лидеры оппозиции подготовили заговор сцелью изгнания Якова и приглашения на английский престол штатгальтера Голландии Вильгельма Оранского. Организаторы переворота рассчитывали на то, что Вильгельм Оранский не будет претендовать на верховенство над парламентом, а кроме того, его приглашение на престол обеспечит Англии унию и союз с Голландией против Франции. Несмотря на ограниченный характер переворота 1688 г., он имел важное значение для последующего развития английского капитализма. Утверждение конституционной монархии означало реальный доступ крупной буржуазии и обуржуазившегося дворянства к власти. Для имущих классов Англии «Славная революция» 1688 г. действительно сделала весьма много, обеспечив им возможность безграничного накопления капитала за счет народных масс самой Великобритании и за счет ограбления и беспощадной эксплуатации населения ее многочисленных колоний. Главный итог переворота – упрочение конституционной монархии – соответствовал потребностям буржуазного прогресса в стране, означал передачу высшей власти парламенту, в руках которого сосредоточились законодательные и частично исполнительные функции, урезанные у короля. Окончательным устранением абсолютизма переворот закрепил в политической области успехи революции середины XVII в.
Основные конституционные акты. После переворота парламент принял ряд законодательных актов, оформивших в Англии конституционную монархию. Первым конституционным законом Англии рассматриваемого периода явился " Билль о правах" 1689 г., который существенно ограничивал королевскую власть в пользу парламента. Его основные положения состояли в следующем:
ü принцип верховенства парламента. Королю запрещалось без согласия парламента приостанавливать действие законов и делать изъятия из них (ст. 1-2).
ü запрет на взимание сборов в пользу короны без согласия парламента (ст.3).
ü запрещался набор и содержание армии в мирное время без разрешения парламента (ст.6).
ü выборы членов парламента объявлялись свободными (ст.8), а созыв парламента достаточно частым (ст. 13).
ü свобода слова и прений в парламенте, преследование за выступления запрещалось (ст.9).
Другим важным конституционным законом стал " Акт об устроении" 1701 г., положивший начало установлению новых принципов буржуазного государственного права. Прежде всего это:
ü Принцип контрассигнатуры, согласно которому недействительным считался акт, изданный королем, если он не был скреплен подписью соответствующего министра (члена Тайного совета) (ст. II). В связи с этим возрастала политическая роль министров, которые могли быть привлечены парламентом к ответственности, это положило начало формировавшего принципа " ответственного правительства".
ü Принцип несменяемости судей. Устанавливалось, что судьи могли исполнять свои обязанности до тех пор " пока они будут вести себя хорошо" '. Отстранение их от должности могло происходить только по представлению обеих палат парламента (ст. II).
Кроме того, " Акт об устроении" определял порядок престолонаследия, по которому английский престол могло занять лицо только англиканского вероисповедания.
Таким образом, в Англии в результате революции 1640-1660 и дворцового переворота 1688 г., был окончательно похоронен абсолютизм, и твердо установилась конституционная монархия. " Билль о правах" и " Акт об устроении" положили начало важных институтов буржуазного конституционного права:
ü принципу верховенства парламента в законодательной сфере;
ü принципу " ответственности правительства";
ü принципу " несменяемости судей".
Эта формула означала отмену старой формулы, согласно которой судьи исполняли обязанности " пока будет угодно королю". Изменение в политической сфере дали толчок развитию капитализма, обеспечив свободу действий класса буржуазии и проложив дорогу промышленному перевороту XVIII в.

6. Реформы местного управления и суда. До 1835 г. в городах Англии сохранялась старая система местного управ­ления, оформившаяся в средние века. В интересах промышленной буржуазии сразу же после первой избирательной реформы была проведена и реформа городского самоуправ­ления. По закону 1835 г. управление городом переходило к выборным городским советам. В выборах могли участвовать все налогоплательщики - домохозяева и наниматели квар­тир обоего пола. Городской совет избирал на один год мэра города. Муниципальная реформа, однако, не затронула во­просы управления графствами, что означало очередной ком­промисс с земельной аристократией, которая сохранила управление в сельской местности в своих руках.

В XVIII-XIX вв. наряду с эволюцией формы правле­ния и политического режима произошли изменения в госу­дарственном устройстве страны. После оформления так называемых уний с Шотландией (1707) и Ирландией (1801) английский парламент распространил свою власть на всю территорию Британских островов. Указанные регионы по­лучили определенное количество мест для своих депутатов в британском парламенте. Кроме того, Шотландия сохрани­ла собственную правовую и судебную системы, а также пре­свитерианскую церковь. C l801 г. государственное образование получило название Соединенное Королевство Великобритании и Ирландии.

Реформа местного управления, проведенная в Англии в 1835 г., изменила управление только в городах, не затро­нув графств. Эту задачу выполнила реформа 1888 г., зало­жив основы той системы местного управления, которая со­хранялась в Англии в течение последующего столетия. Были созданы однотипные представительные органы - советы - для городов и графств. При этом вся прежняя система графств была пересмотрена, а наиболее крупные города вы­делялись в самостоятельные графства. Советам графств были переданы административные полномочия мировых судей. Управление на уровне приходов реформа не изменила, но в 1894 г. был издан закон, который лишал церковно-приходские советы права рассматривать нецерковные дела. Для их решения в приходах создавались приходские собрания, которые могли избирать в крупных населенных пунктах приходские советы. Созданная система органов самоуправления отличалась значительной самостоятельностью и от­сутствием " административной опеки" со стороны централь­ной власти, что стало характерной чертой английской мо­дели местного управления, отличающей ее от континенталь­ной (французской).

В конце XIX в. была проведена важная реформа су­дебной системы. Серией актов 1873-1876 гг. и 1880 г. о Верховном суде и апелляционной юрисдикции было уп­разднено сложившееся в феодальную эпоху разделение высших судов Англии на суды " общего права" и суды " справедливости". Новая структура высших судов преду­сматривала использование процессуальных норм и той, и другой из английских " ветвей" прецедентного права. Созданный вместо прежних центральных судов Верхов­ный суд состоял из двух подразделений:

Высокого суда, который в свою очередь подразделялся на отделения (кан­целярское, королевской скамьи и др.), и Апелляционного суда по гражданским делам. Одновременно продолжали существовать суды ассизов, формируемые из судей Вы­сокого суда, а также низшие суды - четвертных сессий, мировые суды и суды графств, учрежденные в середине XIX в. для рассмотрения только гражданских дел. Особое место занимал Центральный уголовный суд в Лондоне (" Олд Бейли"), который был судом ассизов для Большого Лондона. В составе этого суда числились лорд-канцлер и мэр Лондонского Сити.

Модернизация политической системы Великобритании в XIX в. завершилась, таким образом, установлением доми­нирующего положения парламента во взаимоотношениях с правительством и превращения парламента в орган, оп­ределяющий текущую политику государства (вторая треть XIX - конец XIX в.). Система ответственного правительст­ва стала основой " вестминстерской модели", послужившей образцом для государственного строя многих стран мира.

 

10.Причина перехода. Конфедерация со слабым правительством не отвечали потребностям развития капитализма, нуждавшегося в сильной центральной власти, способной преодолеть политическую и экономическую разобщенность отдельных штатов, осуществить централизованное руководство внешней торговлей и торговлей между штатами, проведение единой таможенной политики и т.п. Создание такого правительства диктовалось также и внешнеполитическими соображениями — необходимостью повышения международного авторитета нового государства.

Решение этого вопроса ускорилось обострением классовой борьбы в штатах после окончания войны за независимость. Широкие народные массы ничего не получили от победы над Англией и внутренней контрреволюцией. Значительная часть мелких фермеров оказалась в долговой кабале у ростовщиков. Тюрьмы были переполнены должниками, земли фермеров продавались за долги и т.п.

В нескольких штатах вспыхнули восстания, наиболее сильным из которых было восстание бедноты под руководством Даниэля Шейса в штате Массачусетс (1786-1787гг.). Эти восстания, подавленные с большим трудом, показали господствующим классам необходимость создания сильного центрального правительства, способного держать массы в повиновении.

Федералисты - бизнесмены, крупные торговцы, отстаивали идею сильного федерального правительства, имели четкий план построения политической системы. Наиболее известный федералист – второй президент США – Джон Адамс. Он отстаивал финансовую самостоятельность федерального правительства, но не соглашался с экономической программой Александра Гамильтона, которая возлагала долги всех штатов, накопленные в течение войны, на федеральный центр. Для погашения появившегося национального долга Гамильтон предлагал создать национальный банк.

В лагере федералистов оказались наиболее выдающиеся публичные деятели того времени. В Нью-Йорке, кампания за ратификацию ознаменовалась публикацией сборника Федералист, состоящего из серии выдающихся эссе, написанных Мэдисоном, Гамильтоном и Джеем на протяжении осени и зимы 1787-88 гг. Национальные газеты равнялись преимущественно на новое правительство. Ораторы-федералисты упрекали своих оппонентов в ограниченности перспективы. Конституция заслуживала общей поддержки только потому, что она обеспечивала будущим американцам достойное представительство – так называемых «натуральных аристократов», людей владеющих большим пониманием, навыками и тренировкой, чем среднестатистические граждане. Эти одаренные лидеры, настаивали федералисты, могут разделять и представлять интересы всего населения. Они не будут привязаны к эгоистичным нуждам местных общин.

Антифедералисты отстаивали идею Билля о правах и минимального вмешательства федерального правительства в дела штатов. Его цель они видели лишь в международной деятельности. В отличие от федералистов, они не имели разработанного плана для организации нового правительства. Среди них было больше всего фермеров и мелких торговцев. Антифедералисты выступали против авторитарного национального правительства, боясь, что оно может отнять их права, включая право на жизнь, свободу и стремление к счастью. Численность сторонников антифедералистов была несколько выше, чем у федералистов. Как и экстремальные республиканцы, составлявшие первые конституции штатов, антифедералисты испытывали глубокое недоверие к политической власти. На протяжении споров о ратификации, они предупреждали, что общественные должностные лица, будучи избранными, будут использовать свое положение скорее для распространения своей власти, чем для работы в общественных интересах.

 

 

12. Конституция США установила республиканскую форму правления, основанную на теории разделения властей.

Законодательная власть вверялась Конгрессу, состоящему из двух палат: Палаты представителей (избиралась сроком на два года путем прямых выборов) и Сената. Сенат избирался законодательными органами штатов и этот порядок сохранялся до 1913 г., когда сенаторы стали избираться самим населением штатов путем прямых выборов (17-я поправка к конституции) сроком на шесть лет с обновлением состава сената на 1/3 каждые два года. Законопроект, принятый одной палатой, нуждается в одобрении другой. Конгресс США вправе издавать законы по всем вопросам, отнесенным к ведению федерации.

Конституция США предусматривала создание сильной исполнительной власти, которая вверялась президенту, избираемому на четыре года путем косвенных выборов (через коллегию выборщиков, избираемую непосредственно избирателями по штатам). Он мог быть переизбран, но первый президент США Д.Вашингтон положил начало прецеденту: ни один президент не должен избираться более двух сроков подряд.

К ведению федерации относилось:

устанавливать и взимать пошлины и налоги;

чеканить монету;

делать займы;

регулировать внутреннюю (между штатами) и внешнюю торговлю;

учреждать суды;

объявлять войну и заключать мир;

набирать и содержать армию и флот;

ведать внешними сношениями.

13. Законодатели понимали, что большинство американцев хотят видеть в конституции, прежде всего гарантию от любых посягательств государственных властей на их права и свободы.
Из этого исходил и Д. Мэдисон, внесший решающий вклад в подготовку конституционных поправок к собраниям штатов в 1789 г. и утверждены ими в 1789 - 1791 гг., ставшие известны как Билль о правах.
* Принципиальной идеей, положенной в их основу явилось признание недопустимости принятия каких-либо законов, нарушающих свободу граждан: свободы вероисповедания, свободы слова и прессы, мирных собраний, права обращения к правительству с просьбой о прекращении злоупотреблений (ст. I).
* Провозглашалось право иметь у себя и носить оружие (ст. 2).
* Запрещался в мирное время постой солдат в частных домах без согласия их владельцев (ст. 3).
* Признавалось недопустимым задержание лиц, обыск, выемка вещей и бумаг без выдаваемых соответствующим должностным лицом законно обоснованных разрешений (ст. 4).
* Никто не мог быть привлечен к уголовной ответственности иначе, как по решению суда присяжных, за исключением дел, возникших в армии. Никто не мог быть подвергнут повторному наказанию за одно и тоже преступление, быть лишенным жизни, свободы, собственности без законного судебного разбирательства (ст. 5).
* Уголовные дела должны рассматриваться судом присяжных. Обвиняемый имеет право на очную ставку со свидетелями, показывающими не в его пользу, ему разрешалось вызывать свидетелей со своей стороны и прибегнуть к советам адвоката (ст. 6).
* Запрещались жесткие и необычные наказания (ст. 8).
* В качестве общего принципа устанавливалось, что названные в конституции, включая Билль 1791 г., права не должны умалять все другие права и свободы, " оставшиеся принадлежностью народа" (ст. 5) и неразрывно связанное с этим. Другое не менее важное: " правда, не представленные конституцией Соединенных штатов и не отнятые ею у штатов, принадлежат штатам или народу" (ст. 10).
В сочетании с этими положениями Конституция США приобрела еще большую прогрессивную направленность. Был создан, как показала последующая история, наиболее оптимальный вариант государственного строя для США.
Билль о правах 1791 г. явился одним из первых поправок к Конституции США, сделал огромный сдвиг в развитии демократических институтов буржуазного государства.

 

 

15. Причины " Нового курса" Рузвельта

С 1929 по 1932 г. наступил тяжелейший спад производства, который принял глобаль­ные масштабы: число безработных в промышленных странах со­ставило от 1/5 до 1/3 всех работоспособных. Всеохватывающий кризис полу­чил впоследствии наименование Великая депрессия.
К началу 30-х гг. производство в стране снизилось наполовину, национальный доход на 48%, обанкротилось 40% банков, безработица достигла небыва­лого в истории этой страны размаха — безработным оказался каж­дый четвертый рабочий и служащий, разорившиеся вкладчики и маклеры нередко кончали жизнь самоубийством. Безработные и бездомные заполонили пустыри в центре городов сарайными посел­ками. Администрация президента Г. Гувера надеялась на стихийное преодоление кризиса и делала ставку на здоровые силы общественного организма — частную инициативу, свободную конкуренцию и таможенные барьеры. Го­сударству отводилась роль независимого арбитра в борьбе конку­рирующих групп.

Сущность «нового курса»

Политика, нацеленная на выход США из кризиса и оказавша­яся начальным этапом ряда социально-политических реформ, по­лучила название " нового курса".

В президентской избирательной кампании 1932 г. победу одер­жал Франклин Делано Рузвельт (1882-1945), до этого дважды избиравшийся губернатором Нью-Йорка. Рузвельт при под­держке своих ближайших советников, получивших прозвище " мозговой трест", провел тщательную подготовку позитивной соци­альной программы, которая включала в себя:

вопросы реформиро­вания административной и отчасти судебной власти;

вопросы эко­номического планирования (здесь его советники отчасти учитывали результаты советского опыта планирования) и законодательного регулирования экономики по отраслям;

в последнем разделе на­блюдалось большое разнообразие — от проектирования строитель­ства гидроэлектростанции с одновременным освоением речной до­лины в штате Теннесси до производства консервов.

Меры " нового курса"

1. Экономические:

запрет вывоза золота за границу в целях обеспечения стабилизации денежной системы;

укрупнение банков с предоставлением им кредитов и субсидий;

запрет финансовых сделок с иностранными правительствами, не выполняющими своих обязательств перед США;

меры по уменьшению безработицы и снижению ее отрицательных послед­ствий (без­работных обычно направляли в специально создаваемые органи­зации - " трудовые лагеря", где они использовались на строитель­стве и ремонте дорог, мостов, аэродромов и других объектов);

2. Правовые:

регулирование экономики специальными законами — так называемыми кодексами честной конкуренции, в которых были даны квоты на выпуск про­дукции, распределялись рынки сбыта, уточнялись условия креди­тования и цены на продукцию, устанавливались продолжитель­ность рабочего времени и размеры заработной платы;

сдвиг в области трудового (рабо­чего) и социального законодательства, регулирующего отношения хозяев и наемных работников (уменьшение полномочий судов по изданию " судебных предписаний" в связи с трудовыми спорами, запрет на принудительное подписание рабочими трудового договора, обязывающего их вступить в профсоюз);

ле­гализация деятельности профсоюзов на общефедеральном уровне, отменена уголовная ответственность за их создание либо за уча­стие в законных забастовках и принято правило " закрытого цеха", согласно которому предприниматель обязывался заключать с проф­союзом коллективный договор и принимать на работу только тех лиц, которые состоят в профсоюзе. Закон признавал право на за­бастовку в тех случаях, когда нарушались предписания закона;

закон о справедливом найме рабочей силы, фиксирующий максимальную продолжительность рабочего времени для некоторых групп и минимум заработной платы;

закон о со­циальном страховании (1935 г.), заложивший основы современного социального законодательства в стране.

Итоги " нового курса" Рузвельта

В итоге «Новый курс», являвшийся прямым массированным втор­жением государства в сферу социально-экономических отношений и включавший значительные элементы регулирования, способствовал смягчению проявлений кризиса.

По мере выхода из кризиса корпорации главным образом через Верховный суд стали добиваться отмены законодательства «Нового курса». В целях смягчения буду­щих кризисных явлении стали широко внедряться новые виды госу­дарственного регулирования, реализуемые главным образом с помо­щью финансово-экономических средств. После окончания второй мировой войны произошел отход от завоёванных позиций в области трудового законодательства.

16. Реформы избирательного права

В 1961 г. избиратели столичного округа Колумбии получили право участвовать в выборах президента и вице-президента США (поправка XXIII).

В 1962 г. признается необходимость изменения избирательных округов с тем, чтобы в каждом из них было приблизительно одинаковое число избирателей. Такое изменение было тем более обоснованным, что по действующей в США мажоритарной системе выборов избранным считается кандидат, получивший относительное большинство голосов в округе.

В 1964 г. запрещается ограничивать избирательные права граждан по причине неуплаты ими налогов, включая налог по выборам (поправка XXIV).

В 1971 г. избирательные права предоставляются всем гражданам, достигшим 18-летнего возраста (поправка XXVI).

избирательное право стало в основном равным и всеобщим. Также на федеральном и местном уровне принимались законы, защищавшие права человека и направленные против расовой, религиозной и другой дискриминации.

Важным проявлением централизации явилось расширение правомочий общефедеральной власти во главе с президентом, хотя есть ограничения: в 1951 г. - ратификация XXII поправки к конституции об избрании президента не более чем на два срока.

После второй мировой войны особое значение приобрели отдельные государственные ведомства - Федеральное бюро расследований (FBI), Центральное разведывательное управление (CIA), Совет национальной безопасности, Министерство обороны (пентагон). Опираясь на них, президенты имеют возможность принимать решения, превышая правомочия, предоставленные им Конституцией, в том числе в вопросах войны и мира.

В 1939 г. закон Хэтча " О политической деятельности" запретил государственным служащим участвовать в " политических кампаниях". В 1947 г. исполнительный приказ президента Г. Трумэна обязывал комиссию гражданской службы проверять политическую благонадежность кандидатов на государственные должности. Еще более ужесточил эту практику исполнительный приказ президента Д. Эйзенхауэра (1953 г.) " О проверке политической благонадежности и лояльности государственных служащих", предусматривавший возможность их досрочного увольнения.

В конгрессе США представлены только две крупнейшие буржуазные партии страны - Демократическая и Республиканская. В каждой из палат конгресса образуются партийные фракции обеих партий: фракция большинства, т.е. фракция партии, имеющей большее количество мест в данной палате, и фракция меньшинства.

17. Антидемократическое законодательство США

После Второй мировой войны наметилось отступление в области трудового законодательства. Против рабочего и демократического движения был пущен в ход широкий арсенал карательных средств:

ущемление прав трудящихся;

гонения за инакомыслие;

расширение реакционной деятельности полицейского аппарата;

преследование членов левых организаций.

В 1947 г. был принят закон Тафта-Хартли «О регулировании трудовых отношений», призванный создать средства пресечения забастовок, а также предотвращения политизации профсоюзов. Закон пресекал ряд направлений трудовой практики профсоюзов, запрещал некоторые виды забастовок.Допустимые виды забастовок оговаривались рядом условий:

введением «охладительного периода»;

обязательным извещением предпринимателя о намерении провести забастовку;

голосованием рабочих перед объявлением забастовки;

не допускались стачки солидарности, запрещалось участие в забастовках служащих;

предприниматели получили право взыскивать по суду убытки, причиненные забастовкой, выходящей за рамки, предписанные законом;

устанавливался контроль за профсоюзными средствами;

профсоюзам было запрещено делать взносы в избирательные фонды лиц, добивающихся избрания на федеральные должности;

усилена правовая регламентация деятельности профсоюзов (закон подробно регулировал порядок заключения коллективных договоров, требовал от руководителей профсоюзов подписки о непричастности к деятельности Коммунистической партии);

создавалась федеральная служба посредничества и примирения (вела переговоры между предпринимателями и представителями рабочего класса).

Закон создавал также постоянно действующий чрезвычайный президентский механизм для пресечения недозволенной профсоюзной активности. Президент мог запретить забастовку на 80 дней, если, с его точки зрения, она угрожала национальным интересам, мог обратиться в суд для вынесения судебного приказа запрещения стачки, назначить арбитражную комиссию для рассмотрения трудовых конфликтов.

Антипрофсоюзная деятельность закона Тафта-Хартли была усилена законом Лэндрама-Гриффина 1959 г., поставившего профсоюзы под еще больший контроль государственных органов, которые получили право регулировать проведение выборов в профсоюзные органы, определять размеры членских взносов, требовать предоставления в министерство труда отчетов, копий уставов, постановлений профсоюзов и пр.

Центральное место среди антикоммунистических правовых актов принадлежит Закону о внутренней безопасности 1950 г. (закон Маккарэна-Вуда), который предусматривал широкий перечень ограничений для членов коммунистических организаций: работать в государственном аппарате, на военных предприятиях, выезжать за границу прочее. Каждая зарегистрированная организация лишалась права пользоваться услугами почты для пересылки своих публикаций, радио для обнародования программ.
В 1954 г. был принят закон Хэмфри-Батлера о контроле над коммунистической деятельностью, который прямо объявил Коммунистическую партию США орудием заговора и вне закона. Таким образом, был завершен процесс создания юридической базы для широкого наступления сил реакции на демократические права американских граждан, получивший название маккартизма (по имени сенатора Д. Маккарти).

В сентябре 1959 г. был издан антирабочий закон Лэндрама-Гриффина, который окончательно ликвидировал право профсоюзов на свободное функционирование, поставив их полностью под контроль правительства.

Антитрестовское законодательство США

Монополии-производители стремятся также к монополии в области сбыта товаров и предоставления услуг. На этот счет в ряде стран принято специализированное законодательство, нацеленное на обеспечение честной конкуренции в сфере торговли и пресечение всевозможных нарушений или откровенных мошеннических проделок.

Этой задаче были посвящены Закон Шермана 1894 г. и Закон Клейтона 1914 г. Они объединяются обычно под названием антитрестовского законодательства и нацелены против создания таких трестовых (трастовых) объединений с доверенной собственностью и выгодоприобретателями, кото­рые извлекают прибыль и доходы при помощи создания монополий и других стеснений в торговле между штатами или в торговых сношениях с иностранными государствами. Были установлены сан­кции в виде денежных штрафов и тюремного заключения, одна­ко эти меры оказались малоэффективными.

Кроме всего прочего, такие законы стали применяться помимо трестов также к тем из профсоюзов, которые пытались наладить координацию усилий с профсоюзами других штатов.

Антитрестовский характер текущего законодательства следует понимать и в более узком смысле — в смысле запрета некоторых видов договоров, которые ведут к неправомерной дискриминации и ослаблению свободной торговли: когда договоры " связывают" или " стесняют" конкуренцию.

В 1936 г. в США был введен запрет на контракты, предусматривающие поддержку единой схемы цен на товары и на продажу товаров по демпинговым (неразумно низким) ценам. К антимонопольному законодательству непосред­ственно примыкает законодательство о защите прав потребите­лей, в частности, о защите мер по поддержанию " качества" кон­куренции или против " нечестных методов" конкуренции (ложная реклама, продажа товара без должной маркировки, продажа не­качественных товаров и многие другие способы). В США это зако­нодательство ведет свое начало с 1914 г.

После второй мировой войны наиболее значительное изменение в антитрестовском законодательстве связано с принятием в 1950 году “Акта Селлера - Кефовера“, явившегося поправкой к разделу 7 закона Клейтона. В антитрестовские законы были внесены наибольшие изменения, которые, не затрагивая норм материального права, формально предусматривали меры по более эффективной их реализации. Так, в 1955 году конгресс специальным актом повысил штраф по закону Шермана до 50 тыс. долл..

В 1952 году был принят “Акт Макгайра” (поправки к “Акту о федеральной торговой комиссии“) в котором участники соглашений получили ясно выраженное право требовать соблюдения фиксированных ими цен не только от фирм, прямо присоединившихся к соглашению, но и от тех компаний и отдельных лиц, которые не являются участниками таких сговоров. Этот закон был принят под предлогом охраны интересов мелких промышленных и торговых фирм. Он фактически легализовал практику установления монопольных цен, которую охотно используют и крупнейшие корпорации.

В 1962 году конгресс принял “Акт о гражданском антитрестовском процессе “, который по существу направлен на сокращение уголовных антитрестовских дел за счет некоторого увеличения дел гражданских.

Характерные методы, которые использует конгресс для ослабления антитрестовского законодательства, ярко проявились в последних актах, посвященным банковским слияниям.

Основные принципы антитрестовского регулирования (ограничения монополизации рынков, слияний, ценовых сговоров и ограничения конкуренции по вертикали):

антитрестовское регулирование не должно затрагивать компании, интенсивно растущие за счет внутренних ресурсов;

слияния должны регулироваться только в том случае, когда результатом их может стать существенное ограничение производства (по объему, ассортименту и т.д.) за счет роста рыночной доли вновь созданных компаний;

наиболее интенсивно должна преследоваться картельная практика, т.е. ценовой сговор по горизонтали между ведущими компаниями одной отрасли, а также раздел рынка и т.д.;

ограничения конкуренции по вертикали (т.е. соглашения между производителями и дилерами о разделе территорий, установлении цен и условий поставки) вполне законны и не должны регулироваться, так как они обеспечивают эффективность работы распределительной сети.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вещное и обязательственное право по Законам XII таблиц. | Уровни сформированности учебно-познавательного интереса




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.