Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сословно-представительная монархия в англии.Реформы генриха 2




Особенности сословной структуры. В XIII в. соотноше-ние социальных и политических сил в стране продолжалоизменяться в пользу усиления начал централизации и кон-центрации всей власти в руках монарха. В качестве непосредственных вассалов короля баронынесли многочисленные финансовые и личные обязательстваперед сюзереном, в случае злостного невыполнения кото-рых могла последовать конфискация их земель. В течение XIII в. были существенно ограничены и им-мунитетные права крупных феодалов. Глостерский статут1278 года провозгласил проверку иммунитетных привилегийанглийских феодалов судебным путем. В целом же дворянс-кий титул в Англии не сопровождался какими-либо подат-ными и судебными привилегиями. Феодалы уплачивали нало-ги формально наравне с другими свободными и были под-судны одним и тем же судам. Однако политический весанглийского высшего дворянства был значителен: оно яв-лялось непременным участником работы высших совещатель-ных и некоторых других органов при короле. В XIII в.крупные феодалы Англии постоянно вели между собой и скоролем ожесточенную борьбу за землю и источники дохо-дов, за политическое влияние в стране. В результате субинфеодации и дробления крупных баро-ний количество средних и мелких феодалов увеличивается, составив к концу XIII в. не менее 3/4 господствующегокласса Англии. Эти слои феодалов особенно нуждались вусилении государственной централизации, сплачивалисьвокруг короля. Развитие товарно-денежных отношений заметно сказа-лось на положении крестьянства. Усиливается расслоениекрестьянства, растет численность лично свободнойкрестьянской верхушки. Разбогатевшие крестьяне-фриголь-деры часто приобретают рыцарское звание, сближаясь снизшими слоями феодалов. Крепостное крестьянство - вилланы - в XIII в. оста-валось бесправным. Исключение вилланов из всех привиле-гий " общего права", формально гарантированных всем сво-бодным, получало название принципа " исключения вилланс-тва". Собственником всего имущества, принадлежащеговиллану, признавался его лорд. Вместе с тем юридическаятеория и законодательство XIII в. признали за вилланамиправо на уголовный иск в королевском суде даже противсвоего господина. Этот факт отражал объективные процес-сы развития феодализма и определенные интересы коро-левской власти, заинтересованной в общегосударственном обложе-нии вилланов наряду со свободным населением (в выплатевсех поборов местного значения, тальи, налога с движи-мого имущества). С конца XIV в. вилланы постепенно вы-купают личную свободу, исчезает барщина, основной фор-мой феодальной ренты становится денежная. Среди горожан, как и среди других слоев населения, вXIII-XIV вв. усиливается социальная дифференциация, ко-торая шла параллельно с консолидацией городского сосло-вия в масштабе всей страны. Города Англии, за исключе-нием Лондона, были невелики. Городские корпорации, каки город в целом, не получили здесь такой самостоятель-ности, как на европейском континенте. Таким образом, процессы государственной централиза-ции в Англии (XIII в.) были ускорены наличием все воз-растающей прослойки свободного крестьянства, сближениемв экономическом и правовом отношении рыцарства, горожани зажиточного крестьянства и, напротив, усилением раз-личий между верхушкой феодалов и остальными их слоями.Общие экономические и политические интересы рыцарства ивсей фригольдерской массы способствовали установлениюих политического союза. Возрастание же экономической иполитической роли этих слоев обеспечило им последующееполитическое признание и участие в образовавшемся пар-ламенте. Великая хартия вольностей. К началу XIII в. в Англиискладываются объективные предпосылки для перехода к но-вой форме феодального государства - монархии с сослов-ным представительством. Однако укрепившая свои позициикоролевская власть не проявляла готовности привлекать крешению вопросов государственной жизни представителейгосподствующих сословий. Напротив, при преемниках Ген-риха II, терпевших неудачи во внешней политике, возрас-тают крайние проявления монархической власти, усилива-ется административный и финансовый произвол короля иего чиновников. В связи с этим признание права сословийучаствовать в решении важных политических и финансовыхвопросов происходило в Англии в ходе острых социаль-но-политических конфликтов. Они приняли форму движенияза ограничение злоупотреблений центральной власти. Этодвижение возглавляли бароны, к которым периодическиприсоединялись рыцарство и масса фригольдеров, недо-вольных чрезмерными поборами и вымогательством коро-левских чиновников. Социальный характер антикоролевскихвыступлений являлся особенностью политических конфлик-тов XIII в. по сравнению с баронскими мятежами XI-XIIвв. Не случайно эти мощные выступления в XIII в. сопро-вождались принятием документов, получивших большое ис-торическое значение. Основными вехами этой борьбы были конфликт 1215 го-да, закончившийся принятием Великой хартии вольностей, и гражданская война 1258-1267 гг., которая привела квозникновению парламента. Великая хартия вольностей 1215 года была принята врезультате выступления баронов при участии рыцарства игорожан про- ТИВ короля Иоанна Безземельного. Официально в Англииэтот документ считается первым конституционным актом.Однако историческое значение Хартии может быть оцененолишь с учетом реальных условий развития Англии в концеXII - начале XIII вв. Закрепляя требования и интересыразнородных и даже противоборствующих, но временно объ-единившихся сил, Хартия является противоречивым доку-ментом, не выходит за пределы феодального соглашениямежду королем и верхушкой оппозиции. Большинство статей Хартии касается вассально-ленныхотношений короля и баронов и стремится ограничить про-извол короля в использовании его сеньориальных прав, связанных с земельными владениями. Эти статьи регламен-тируют порядок опеки, получения рельефа, взыскания дол-га и т.п. (ст. 2-11 и др.). Так, ст. 2 Хартии ставилаопределение суммы рельефа с вассалов короля в зависи-мость от размера землевладения, переходившего по нас-ледству. Ленный опекун по ст. 4 должен был получать всвою пользу умеренные доходы и не наносить ущерба нилюдям, ни вещам опекаемого владения. Уступка крупнымфеодалам сделана также в статьях, в которых говорится озаповедных королевских лесах и реках (ст. 44, 47, 48). Вместе с тем среди чисто " баронских" статей Хартиивыделяются такие, которые имели общеполитический харак-тер. Наиболее откровенно политические претензии баронс-тва выражены в ст. 61. В ней прослеживается стремлениек созданию баронской олигархии путем учреждения комите-та из 25 баронов с контрольными функциями в отношениикороля. Несмотря на целый ряд оговорок (о процедуреконтроля, ссылки на " общину всей земли"), эта статьяпрямо санкционировала возможность баронской войны про-тив центральной власти. Статьи 12 и 14 предусматривалисоздание совета королевства, ограничивающего власть ко-роля по одному из важных финансовых вопросов - взиманию" щитовых денег". Соответственно определялся и составэтого " общего" совета (ст. 14) только из непосредствен-ных вассалов короля. Характерно, что этот совет долженбыл решать вопрос и о взимании феодального вспомощест-вования с г. Лондона. Остальные виды налогов и сборов, в том числе наиболее тяжелый побор с городов - талью, король мог попрежнему взимать единолично. Статьи 21 и34 были направлены на ослабление судебных прерогативкороны. Статья 21 предусматривала подсудность графов ибаронов суду " равных", изымая их из-под действия коро-левских судов с участием присяжных. Статья 34 запрещалаприменение одного из видов судебных приказов (приказа онемедленном восстановлении истца в правах или явке от-ветчика в королевский суд), тем самым ограничивая вме-шательство короля в споры крупных феодалов с их васса-лами по поводу свободных держании. Это мотивировалось вХартии заботой о сохранении у " свободных людей" их су-дебных курий. Однако термин " свободный человек" здесьявно употребляется в целях маскировки чисто баронскоготребования. Ведь в условиях Англии XIII в. обладателямисудебной курии могли быть только немногие крупные имму-нисты. Гораздо более скромное место занимают статьи, отражаю-щие интересы других участников конфликта. Интересы- ры-царства в наиболее общем виде выражены в ст. 16 и 60, где говорится о несении за рыцарский лен только поло-женной службы и о том, что положения Хартии, касающиесявзаимоотношений короля с его вассалами, относятся и котношениям баронов с их вассалами. Очень скупо говорится в Хартии о правах горожан икупцов. Статья 13 подтверждает за городами древниевольности и обычаи, ст. 41 разрешает всем купцам сво-бодное и безопасное передвижение и торговлю без взима-ния с них незаконных пошлин. Наконец, ст. 35 устанавли-вает единство мер и весов, важное для развития торгов-ли. Большое значение имела многочисленная группа статей, направленных на упорядочение деятельности королевскогосудебноадминистративного аппарата. Данная группа статей(ст. 18-20, 38, 39, 40, 45 и др.) подтверждает и зак-репляет сложившиеся с XII в. судебно-административные иправовые институты, ограничивает произвол королевскихчиновников в центре и на местах. Так, по ст. 38 чинов-никам нельзя было привлекать кого-либо к ответственнос-ти только по устному заявлению и без свидетелей, заслу-живающих доверия. В ст. 45 король обещал не назначатьна должности судей, констеблей, шерифов и бейлифов лиц, не знающих законов страны и не желающих их добровольноисполнять. Хартия также запрещала в ст. 40 взыскиватьпроизвольные и непропорциональные судебные пошлины.Особую известность получила ст. 39 Хартии. Она запреща-ла арест, заключение в тюрьму, лишение владения, объяв-ление вне закона, изгнание или " обездоливание какимлибообразом" свободных людей иначе, как по законному приго-вору равных и по закону страны. В XIV в. ст. 39 Хартиинеоднократно уточнялась и редактировалась парламентомкак гарантирующая неприкосновенность личности всех сво-бодных. Таким образом, Великая хартия отразила соотношениесоциально-политических сил в Англии начала XIII в., ипрежде всего компромисс короля и баронов. Политическиестатьи Хартии свидетельствуют о том, что бароны стреми-лись сохранить часть своих иммунитетов и привилегий, поставив осуществление отдельных прерогатив центральнойвласти под свой контроль или ограничив их использованиев отношении феодальной верхушки. Судьба Хартии отчетливо продемонстрировала бесперс-пективность баронских претензий и необратимость процес-са государственной централизации Англии. Через несколь-ко месяцев после окончания конфликта Иоанн Безземель-ный, опираясь на поддержку папы, отказался от соблюде-ния Хартии. В дальнейшем короли неоднократно подтверж-дали Хартию (1216, 1217, 1225, 1297 годы), однако изнее было изъято более 20 статей, в том числе 12, 14 и 61-я. Из политических институтов, предусмотренных " баронс-кими" статьями Хартии, более или менее утвердился Боль-шой совет королевства, имевший совещательные функции исостоявший из круп- ных феодальных магнатов. В середине XIII в. он частоименовался " парламентом". Однако такой " парламент" небыл ни сословным, ни представительным учреждением. Образование парламента и расширение его компетенции.Более сложным и важным по своим политическим результа-там был конфликт в 1258-1267 гг. В 1258 году на Советев Оксфорде вооруженные бароны, вновь воспользовавшисьнедовольством широких слоев свободного населения коро-левской политикой, заставили короля принять так называ-емые Оксфордские провизии. В них предусматривалась пе-редача всей исполнительной власти в стране Совету 15баронов. Наряду с исполнительным Советом для решенияважных вопросов три раза в год или чаще должен был со-бираться Большой совет магнатов, состоящий из 27 чле-нов. Таким образом, это была новая попытка установлениябаронской олигархии, которая не удалась в 1215 году.Последовавшие затем в 1259 году Вестминстерские прови-зии предусматривали некоторые гарантии мелким землевла-дельцам от произвола со стороны сеньоров. Однако требо-вания рыцарства об участии в центральном управлениистраной удовлетворены не были. В этих условиях частьбаронов во главе с Симоном де Монфором, искавшая болеепрочного союза с рыцарством, откололась от олигархичес-кой группы и объединилась с рыцарством я городами в са-мостоятельный лагерь, выступающий против короля и егосторонников. Раскол в стане оппозиции дал возможность королю от-казаться от соблюдения Оксфордских провизии. В ходе на-чавшейся в 1263 году гражданской войны силам де Монфораудалось одержать победу над сторонниками короля. В 1264году де Монфор стал верховным правителем государства иреализовал требование рыцарства об участии в государс-твенном управлении. Важнейшим итогом гражданской войныбыл созыв первого в истории Англии сословно-представи-тельного учреждения - парламента (1265 год). В него на-ряду с баронами и духовными феодалами были приглашеныпредставители от рыцарей и наиболее значительных горо-дов. К концу XIII в. королевская власть окончательноосознала необходимость компромисса, политического сог-лашения с феодалами всех рангов и верхушкой горожан вцелях установления политической и социальной стабиль-ности. Следствием такого соглашения явилось завершениеформирования органа сословного представительства. В1295 году был созван " образцовый" парламент, состав ко-торого послужил моделью для последующих парламентовАнглии. Помимо лично приглашенных королем крупныхсветских и духовных феодалов в него вошли по два предс-тавителя от 37 графств (рыцари) и по два представителяот городов. Создание парламента повлекло за собой изменение фор-мы феодального государства, возникновение монархии ссословным представительством. Соотношение социально-по-литических сил в самом парламенте и вне его определилоособенности как структуры, так и компетенции английско-го средневекового парламента. До середины XIV в. английские сословия заседали вместе, азатем разделились на две палаты. При этом рыцари отграфств стали заседать вместе с представителями городовв одной палате (палата общин) и отделились от крупней-ших магнатов, образовавших верхнюю палату (палату лор-дов). Английское духовенство не являлось особым элемен-том сословного представительства. Высшее духовенствозаседало вместе с баронами, а низшее - в палате общин.Первоначально при выборах в парламент не существовалоизбирательного ценза. Статут 1430 года установил, что всобраниях графств, избиравших представителей в парла-мент, могут участвовать фригольдеры, получавшие не ме-нее 40 шиллингов годового дохода. Первое время возможности парламента влиять на поли-тику королевской власти были незначительны. Его функциисводились к определению размеров налогов на движимостьи к подаче коллективных петиций на имя короля. Правда, в 1297 году Эдуард I подтвердил в парламенте Хартиювольностей, в результате чего появился Статут " о нераз-решенности налогов". В нем говорилось, что обложениеналогами, пособиями и поборами не будут иметь места безобщего согласия духовенства и светских магнатов, рыца-рей, горожан и других свободных людей королевства. Од-нако в Статуте содержались оговорки, допускавшие воз-можность взимания королем ранее существовавших сборов. Постепенно парламент средневековой Англии приобрелтри важнейших полномочия: право на участие в изданиизаконов, право решать вопросы о поборах с населения впользу королевской казны и право осуществлять контрольнад высшими должностными лицами и выступать в некоторыхслучаях в качестве особого судебного органа. Право законодательной инициативы парламента возниклоиз практики подачи коллективных парламентских петицийкоролю. Чаще всего они содержали просьбу о запрете на-рушения старых законов или об издании новых. Король могудовлетворить просьбу парламента или отвергнуть ее. Од-нако в течение XIV в. было установлено, что ни один за-кон не должен быть принят без согласия короля и палатпарламента. В XV в. установилось правило, что ходатайс-тва парламента должны облекаться в форму законопроек-тов, которые получили название " биллей". Так оформилосьпонятие закона (статута) как акта, исходящего от коро-ля, палаты лордов и палаты общин. В течение XIV в. постепенно закрепилась компетенцияпарламента в финансовых вопросах. Статут 1340 года про-возгласил без каких-либо оговорок недопустимость взима-ния без согласия парламента прямых налогов, а статуты1362 года и 1371 года распространили это положение накосвенные налоги. В XV в. парламент стал указывать наз-начение предоставляемых им субсидий и добиваться конт-роля над их расходованием. Стремясь подчинить своему контролю государственноеуправление, парламент с конца XIV в. постепенно ввелпроцедуру им- пичмента. Она состояла в возбуждении палатой общин пе-ред палатой лордов как высшим судом страны обвиненияпротив того или иного королевского должностного лица взлоупотреблении властью. Кроме того, в XV в. утверди-лось право парламента прямо объявлять преступными теили иные злоупотребления. При этом издавался специаль-ный акт, утверждаемый королем и получивший'название" билля об опале". На протяжении XIII в. происходит также развитие но-вого исполнительного органа - Королевского совета. Онстал представлять собой узкую группу ближайших советни-ков короля, в руках которой сконцентрировалась высшаяисполнительная и судебная власть. В эту группу входилиобычно канцлер, казначей, судьи, наиболее приближенныек королю министериалы, в основном выходцы из рыцарскихслоев. Большой совет крупнейших вассалов короны утратилсвои функции, которые отошли к парламенту. Развитие системы местного управления и правосудия. Впериод сословно-представительной монархии роль старыхсудов и собраний графств в местном управлении была све-дена к минимуму, а их функции перешли к новым должност-ным лицам и новым видам разъездных судов, компетенциякоторых неуклонно расширялась. Собрания графств в конце XIII-XV вв. созывалисьглавным образом для избрания представителей в парламенти местных должностных лиц. Они могли рассматривать спо-ры по искам, суммы которых не превышали 40 шиллингов. В XIII в. главой королевской администрации продолжалоставаться шериф, а в сотне - его помощник, бейлиф.Кроме них представителями королевской администрации наместах были коронеры и констебли, избиравшиеся в мест-ных собраниях. Коронеры осуществляли расследование вслучае насильственной смерти, констебли были наделеныполицейскими функциями. Огромная власть шерифа со вре-менем стала вызывать недоверие короны, опасавшейся " фе-одализации" этой должности, превращения ее в наследс-твенную. Не случайно после междоусобных войн в XIII в.должность шерифа стала краткосрочной и подвергаласьконтролю со стороны казначейства. Статья 24 Великойхартии вольностей 1215 года запретила шерифам разбиратьиски короны, и с этого времени должность шерифа сталапостепенно утрачивать свое значение, по крайней мере, вобласти правосудия. С конца XIII в. окончательно утверждается практиканазначения из местных землевладельцев в графствах такназываемых охранителей мира, или мировых судей. Перво-начально они обладали полицейскими и судебными полномо-чиями, но с течением времени стали выполнять наиболееважные функции местного управления вместо шерифов. Постатуту 1390 года в каждое графство назначалось восемьмировых судей. Мировые судьи контролировали цены напродукты питания, следили за единством мер и весов, вы-возом шерсти, осуществляли надзор за проведением вжизнь законов о рабочих (1349 и 1351 гг.), о еретиках(1414 год) и даже устанавлива- ли размеры заработной платы (статут 1427 года). Иму-щественный ценз для занятия этой должности составлял 20фунтов стерлингор годового дохода. В судебную компетенцию мировых судей входило разби-рательство уголовных дел, кроме убийств и особо тяжкихпреступлений. Разбирательства проводились на сессияхмировых судей, созывавшихся четыре раза в год. Эти соб-рания получили название судов " четвертных сессий". В XIII-XIV вв. растет количество королевских судовразличных рангов, усиливается их специализация. Вместес тем судебные и административные функции многих учреж-дений еще не разделились. Высшими судами " общего права" в Англии в этот период стали Суд королевской скамьи, Суд общих тяжб и Суд казначейства. Суд казначейства, который первым стал записыватьсвои слушания (еще в 20-х гг. XII в.), был в основномспециализирован на рассмотрении финансовых споров, ипрежде всего споров, касающихся долгов казны и короны. Суд общих тяжб, или " общая скамья", рассматривалбольшинство частных гражданских исков и стал основнымсудом общего права. Все дебаты в суде записывались иразмножались для ознакомления заинтересованных сторон ис XIV в. регулярно публиковались. Этот суд был такжеместом практики для всех студентов, изучающих право. Суд общих тяжб осуществлял также надзор за местнымии материальными судами. По приказу из канцелярии жалобымогли быть перенесены в этот суд из любого другого низ-шего суда, а благодаря специальным судебным приказамСуд общих тяжб мог исправлять судебные ошибки другихсудов. Из личного Суда короля постепенно сформировался Судкоролевской скамьи, заседавший до конца XIV в. только вприсутствии короля и его ближайших советников. Он сталвысшей апелляционной и надзорной инстанцией для всехдругих судов, включая " общие тяжбы", но со временем былспециализирован на рассмотрении апелляций по уголовнымделам. С развитием гражданского оборота из общей системывысших королевских судов выделился Суд лорда-канцлера, который решал вопросы " по справедливости". С деятель-ностью этого суда было связано возникновение новых формпроцесса и норм права (права справедливости). Более разветвленной и разнообразной стала в XIII-XIVвв. система королевского разъездного судопроизводства. Поскольку процедура общих судебных объездов былагромоздкой и дорогостоящей, в XIII в. была установленапериодичность общих объездов не чаще одного раза в семьлет. В XIV в. общие объезды утратили свое значение иуступили место более специализированным разъездным ко-миссиям, среди которых можно выделить Суды ассизов (порассмотрению споров о преимуще- ствениом праве владения леном), комиссию по делам о мя-тежах и комиссию по общей проверке тюрем. Значительную роль в отправлении правосудия приобре-тают большое и малое жюри присяжных заседателей. Боль-шое, или обвинительное, жюри оформилось в связи с про-цедурой опроса разъездными судами обвинительных присяж-ных. Оно стало органом предания суду. Всего в жюри было23 члена. Единого мнения 12 членов жюри было достаточнодля утверждения обвинительного акта против подозревае-мого. Малое жюри, состоящее из 12 присяжных заседателей, стало составной частью английского суда. Члены этогожюри участвовали в рассмотрении дела по существу и вы-носили вердикт, требовавший единогласия присяжных. Позакону 1239 года для присяжных был установлен ценз в 40шиллингов годового дохода. Юрисдикция манориальных судов в XIII в. продолжаланеуклонно ограничиваться. Лишь немногие крупнейшие фео-далы сохранили право суда по делам, подсудным короне.Статуты 1260- 1280 гг. запретили магнатам оказыватьдавление на свободных держателей с целью их явки в ку-рии, выступать в качестве апелляционной инстанции. Ше-рифам было разрешено нарушать иммунитеты лордов дляизъятия захваченного ими скота, а также во всех случа-ях, если лорд или его подручный хотя бы один раз не вы-полнили королевский приказ. Взаимоотношения светских ицерковных судов по-прежнему отличались значительнойнапряженностью и сложностью в вопросах разграничениякомпетенции. В результате многочисленных коллизий былустановлен принцип, согласно которому подсудность обоихвидов судов определялась по характеру наказаний: толькосветские суды могли налагать светские наказания, напри-мер, взимать штрафы. Королевская власть постоянно пыта-лась ограничить компетенцию церковных судов, однако, как известно, эти попытки были наименее удачными. Вконце концов корона ограничилась использованием тради-ционного средства - изданием судебного приказа " о зап-рещении", который издавался в каждом конкретном случае, когда церковные суды, по мнению короны, а точнее, чи-новников королевской курии, выходили за рамки своейкомпетенции.

Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.