Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 26. Средневековое городское право.






 

Возникновение городского права как особой корпоративной средневековой системы права связано с необходимостью закрепления правового положения экономически свободных людей, их прав и свобод, принципа равенства людей, участия их в законотворчестве, представительном правлении - в этом и заключается суть городского права.

2.1 Предмет, содержание и основные институты городского права

Как и в любой правовой системе, в городском праве можно выделить его особенные черты

Коммунитарный характер. Городское право было правом тесно взаимосвязанного, интегрированного сообщества, которое часто и называли «коммуной», которая основывалась на общественном договоре. Это было согласие принять определенный статус, то есть вступить в отношения, условия которых устанавливались и регулировались правом. Коммунитарный характер проявился также в коллективности или патриципарности этих отношений, которые заключались во взаимной помощи граждан, взаимной защиты против чужих и врагов, проведении «общего совета» граждан.

Светский характер. Новые города не несли ответственности за поддержание религиозного культа, богослужение не входило в городскую юрисдикцию. Однако это не говорит о том, что городское сообщество не имело никакого отношения к вере, это лишь указывает на то, что город не претендовал на применение церковных законов и проведение религиозных культов, он оставлял эти задачи церкви, тем самым признавал себя светским политическим образованием.

Конституционный характер городского права заключается в том, что оно выражалось в письменной форме, и было законодательно закреплено.

 

Но даже если городу не была дарована письменная хартия, считалось, что он имеет законодательную базу, которая устанавливает гражданские права и свободы граждан, предусматривает разделение властей внутри города, периодичность и выборность власти, освобождает горожан от феодальных повинностей и позволяет участвовать в городском самоуправлении, а также устанавливает основные полномочия властных органов.

 

Четвертую, характерную для городского права черту, можно обозначить как его способность к росту и развитию. Она отражает возможность сбора и систематизации обычаев города, присяг различных должностных лиц, постановлений и законов органов городского управления, рецепция римского права и применение его в некоторых постановлениях городского права, систематизация городского права в статутах, указах, постановлениях, хартиях, городских конституциях.

Предмет городского права - отношения жителей города между собой, а также между жителями города и владельцами городских земель. Эти отношения можно разбить на три группы:

. Отношения, в большинстве своем имеющие договорный характер (между жителями города и сеньорами, епископами, князьями). Нормы городского права вступали в силу после согласования интересов жителей с высшей властью;

. Отношения между городскими жителями, как правило, основывались на принципе равенства людей. Хотя в действительности равенства всех горожан не было ни на практике, (так как население делилось на сословия), ни в нормах городского права: высшие сословия имели привилегии, разные слои населения имели различные права и обязанности;

. Отношения внутри населения города в целом, как «коммуны», как интегрированного, взаимосвязанного сообщества, объединенного общими проблемами и целями и действующего как одно целое.

Городское право включает в себя все правовые нормы, которые регулируют отношения, составляющие предмет городского права. Это и есть содержание городского права. Позже, на примере различных хартий, дарованных городам, мы рассмотрим три группы норм.

Нормы, которые упорядочивали организацию городской жизни и регулировали управление городом, провозглашали принцип самоуправления, сословно-представительного правления, устанавливали сроки пребывания в должности. Любекский городской совет избирался в составе 24 советников пожизненно; каждые 2 года половина мест по жребию высвобождалась и как бы переизбиралась. Правом избирать пользовались городские собственники и цеховые мастера, гильдии и т. П. Пассивным избирательным правом, т. Е. Правом быть избранным, располагал еще более узкий круг горожан: так, лавочники и ремесленники не могли быть членами совета.

Нужно сказать, что в разных городах этот вопрос решался по-разному: к примеру, в англии два человека избирались в качестве управляющих, два - решали судебные дела, четыре - осуществляли сбор налогов (вели учет), еще два - выполняли функции полицейских, пять - руководили купеческой гильдией. В германии же горожане получили более широкое представительство в органах управления. Так, в соответствии с магдебургским правом, в частности по статьям 30-44 саксонского вейхбильда, управляющим городом был бургомистр, избираемый ратманами, которые также представляли слой горожан. Ратманы могли учредить свой, городской суд и «…имеют власть судить относительно всяческих правонарушений в тех же пределах, как и шеффены».

Нормы, которые определяли права, свободы и обязанности граждан также очень многочисленны и в разных источниках трактуются по-разному.

Общими для всех были права на участие в законотворческой деятельности, право на мир и спокойствие, право на экономическую независимость, связанное с освобождением от феодальных налогов и повинностей; к числу обязанностей относятся такие: обязанность платить налоги, торговые пошлины и сборы, соблюдать общественный порядок, санитарно-гигиенические требования и другие положения;

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.