Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Католическая церковь в государственно-правовой системе Средневековья (структура, каноническое право, суд инквизиции).






Прогрессирующая во всей Западной Европе феодальная раздробленность, ослаблявшая королевскую власть, способствовала росту политических амбиций и притязаний римских пап на мировое господство. Эти амбиции привели к разделу христианской церкви на восточную (греко-католическую) и западную (римско-католическую). Хотя формально раскол вытекал из расхождений по чисто религиозным вопросам, в основе раскола лежали прежде всего политические противоречия – борьба за руководство христианским миром и светской государственной властью.

Возрастающий авторитет РКЦ(Римско-католическая церковь) опирался не только на земельные богатства, на Священное писание и религиозные чувства верующих. Он имел под собой и созданную к этому времени мощную и централизованную церковную организацию, построенную на четком отделении клира от мирян, на строго иерархических началах жизни духовенства и на его безусловном подчинение епископату, римской курии и верховному понтифику – папе. В XI – XIIвв. Римско-католическая церковь превращается в своеобразную надтерриториальную и общеевропейскую теократическую монархию. Она создала к этому времени свои политические, финансовые и судебные органы, свою дипломатическую службу. Наибольшего могущества РКЦ добивается в XIII в. При папе Иннокентии III (1198-1216гг.), установившем порядок, при котором коронация европейских монархов должна была осуществляться актом римского папы. Так при Иннокентии III были отлучены от церкви германский император, английский и французский короли.

Каноническое право возникло первоначально как право христианской церкви в целом. Большая значимость норм канонического права определялась рядом факторов. Прежде всего, каноническое право разрабатывалось и поддерживалось могущественной РКЦ и папством. Каноническое право отличалось универсальностью и экстерриториальностью, поскольку его нормы действовали во всех странах, принявших католицизм. Оно не знало государственных границ и соединяло в единое целое всех католиков. Каноническое право отличалось также широтой регулируемых им общественных отношений. Оно включало в себя вопросы как духовной, так и светской жизни, было обязательным как для клириков, так и для мирян. Особый вес каноническому праву придавала его традиционность, поскольку оно своими корнями уходило в античность, в греческую философию и в римскую правовую культуру.

Источники КП восходят к раннехристианской литературе – Священное писание, Деяния Святых Апостолов, Послания к римлянам. КП развивалось также в решениях римских пап, получивших позднее название декреталий и сводившихся в особые сборники.

В XI – XII вв. складывается «новое право». Более четким становится его юридическое содержание. Утверждается само понятие «КП». Главенствующим источником нового КП становятся папские конституции (буллы). Начинается преподавание КП в университетах.

На Тридентском соборе (1545 – 1563гг.) был осуществлён к оренной пересмотр норм КП, сужена сфера церковной юрисдикции. Собор учредил Конгрегацию, которая официально толковала нормы КП, в частности решения самого собора. Потеснённое КП продолжало оставаться не только своеобразным юридическим феноменом, но и важным духовным фактором, оказавшим непосредственное воздействие на правовую культуру и на духовную жизнь католических стран.

Особый политический симбиоз церкви и государства в Западной Европе в средние века имел своим результатом создание целой системы специальных церковных трибуналов, призванных защищать устои христианского вероучения, бороться с еретиками, - инквизиции. Эти трибуналы отвергли варварские, дохристианские виды судебных доказательств (ордалии), пытались внести рациональное начало в уголовный процесс (письменное судопроизводство, система формальных доказательств). Вместе с тем инквизиция породила презумпцию виновности обвиняемого, целый ряд утонченных по своей жестокости истязаний обвиняемого, что явно выходило за рамки складывавшегося в западноевропейском средневековом обществе типа политико-правовой культуры.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.