Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Реформы Людовика IX






Реформы Людовика IX (1226-1270 гг.) были направлены на повышение авторитета королевской власти и укрепление центральной администрации, ослабление политического, военного и финансового могущества крупных феодалов.

Реформы Людовика Святого включали:

административную реформу (разделение королевской курии на счетную и судебную (парламент) палаты, передача им финансовых и судебных функций);

военную реформу (создание городской милиции, отрядов наемников);

денежную реформу (выпуск монет с высоким содержанием драгоценного металла, получивших хождение по всей стране).

Реформа феодальной курии (административная) сопровождалась комплектованием состава палат слугами - министериалами короля и учеными-юристами (легистами). Министериалы и легисты активно выступали за укрепление королевской власти. Крупные феодалы отошли от повседневной работы в этих органах и созывались лишь на торжественные заседания.

Людовик IX поднял авторитет и значение королевского суда. В королевских судах были запрещены судебные поединки; было отменено правило, разрешавшее стороне, проигравшей дело, вызывать на поединок судью; вводилось право апелляции на решения низших судов и судов феодалов в высшую судебную инстанцию - судебную палату (парламент). Все это ограничивало судебную власть феодалов над населением своих владений.

Малый королевский совет стал постоянным совещательным органом при короле, счетная палата ведала королевскими финансами. В 1260 году на базе королевской курии был создан специальный судебный орган - парламент, который собирался на сессии в Париже четыре раза в год и стал высшим судом во Франции. Он состоял из назначаемых королем духовников, рыцарей, легистов - выпускников юридических факультетов университетов, активно поддерживавших королевскую власть. Первоначально короли участвовали в заседаниях Парижского парламента, но затем перестали их посещать

В результате военной реформы король в меньшей степени стал зависеть от феодального ополчения, более эффективно использовал вооруженные силы в борьбе с непокорными вассалами. Стремясь обуздать феодальную междоусобицу, Людовик IX запретил частные войны в королевском домене. На остальной территории вводились так называемые «40 дней короля». В течение этого срока феодалы не могли начинать военные действия, с тем чтобы любая из спорящих сторон могла перенести спор в суд короля. Новый порядок существенно усиливал позиции королевской власти.

В ходе денежной реформы Людовик IX ввел на территории домена единую королевскую монету, запретив здесь использование денег, выпущенных другими феодалами. На остальной части страны королевская монета имела право обращения наряду с местными монетами и постепенно вытесняла последние. Королевская казна получила таким образом новый источник доходов.

Была создана также система специальных инспекторов, которые следили за верностью королю сенешалов и бальи, рассматривали жалобы на их действия.

Реформы Людовика IX, активно проводившего политику по преодолению феодальной раздробленности, способствовали территориальному объединению страны и консолидации основной массы феодалов и городского населения вокруг короля. Таким образом, происшедшие в XIII в. изменения в общественном и государственном строе заложили основу для последующего возникновения во Франции сословно-представительной монархии.

 

 

20.Сословно-представительная монархия во Франции. Генеральные и провинциальные штаты. Великий мартовский ордонанс 1357 г.

14-15вв. – рост товарно-денежных отношений, городов, политической активности городского населения. Все это вызвало перестройку традиционных феодальных хозяйств (форм эксплуатации крестьян). Исчезают севры, основную массу крестьян составили ценцебары, которые платили ценз, т.е. денежную ренту.

Изменения происходят и в классе феодалов. Социальная структура окончательно оформились 3 сословия:

1) духовенство – должно жить законами королевства, подчиняются папской курии

2) дворянство – светские феодалы, которые рассматривались как слуги короля – замкнутое наследственное сословие. Делилось на титулованное, среднее и низшее.

3) Городское население и крестьяне – трудовое население, единственное податное сословие.

Происходит переходной этап к абсолютизму, политический компромисс короля и разных сословий. Впервые в 1302г. формируется общенациональное сословно-представительное учреждение – генеральные штаты:

1 палата состояла из высшего духовенства

2 палата из выборного дворянства

3 палата из представителей городских советов.

Каждая палата имела один голос. Привилегированные сословия имели преимущество. Генеральные штаты созывались по инициативе короля по разным поводам, но чаще всего из-за нужды в деньгах. Все дополнительные налоги вводились с согласия штатов.

В 1357г. королевская власть вынуждена была издать указ «Великий мартовский ордонанс», согласно ему генеральные штаты собирались 2 раза в год без предварительной санкции короля, получали исключительное право введения новых налогов, контроля за расходами короля и правительства, давали согласие на объявление войны или мира, назначали советников короля. После окончания 100-летней войны значение генеральных штатов падает, с 15в. они перестают созываться.

К органам центрального управления относились государственный или большой совет, который был создан на базе королевской курии. Состав: 24 представителя светской и духовной знати + легисты, назначаемые королем. Собирался раз в год, имел совещательную функцию.

Из королевской курии выделились королевское казначейство, счетная палата. В 15в. появляется постоянная королевская армия. На местах делиться на вояжи, "? превотажи? во главе с …, который осуществлял текущее управление, сбор налогов, наблюдение за судебными органами. Ограничивается свобода городов. Коммуны превращены в органы королевской администрации.

Судебная система очень запутана и включала парламент, королевские суды, церковные суды. До середины 16в. правила династия Канитов. Со второй пол.16в. до 1789г. правила династия Бурбонов.

 

 

21) Источники права средневековой Франции - обычаи (кутюмы) провинций, районов и городов, королевские указы, распоряжения феодалов. В III в. появляются сборники обычного права (одним из них является труд Бомануара «Кутюмы Бовези»). В XV в. многие сборники обычаев утверждаются королевскими указами. На развитие права Франции заметное влияние оказало каноническое и римское право.На юге Франции постепенно важнейшим источником права становилось римское право.
Французские юристы комментировали памятники римского права.
Отношение королевской власти к римскому праву во Франции было двойственным. С одной стороны, для укрепления своей власти короли ссылались на многие формулы римского публичного права, с другой - принятие римского права могло быть понято как признание верховенства римско-германского императора.
Королевская власть (с 1312 г. при Филиппе Красивом) признала римское право как своего рода вид «писаного обычая».

Постепенно на Юге местные правовые обычаи при- Г0 ходили в упадок, а римское право признавалось в касочестве общего права и проникало в судебную практику. В XIV—XV вв. этот процесс затронул и страну неписаного права. Хотя здесь римское право рассматривалось лишь в качестве древнего кодекса и дополнительного источника права, оно оказывало заметное влияние на кутюмы в ходе их редактирования и записи.
К числу важных источников права относились нормы канонического права.

Королевский ордонанс 1539 г. запретил церковным судам рассматривать дела, касающиеся светских лиц. К этому времени утверждается положение, согласно которому король один осуществляет власть в королевстве, а поэтому декреталии римских пап и постановления церковных соборов не являются обязательными для французов. В число королевских полномочий было включено придание обязательной силы нормам канонического права.

 

22) Название Германия – 10 век. Форма правления - ранее феодальная монархия. Сохранились сеньориальные отношения. Первый император – Король Оттон 1. Население: Феодалы(урцпные светские, герцоги, фогды, крупные духовные, средние и мелкие), горожане(купцы, ремесленники, подмастерья, беглые крестьяне), Крестьяне(свободные, арендаторы, чиновники, литы, батраки). Изменения в соц сфере: разделение на ранги. Шеффены – служивая мелкая знать. Государственный строй: Германия представляла собой относительно централизованное государство, сохранилась многоукладность экономики и сельского хозяйства. Во главе Король, но слабая политическая фигура. Малое войско и казна. Был: Королевский совет, Королевский двор, Центральный аппарат. До 13 века крестьянское ополчение. С 13 века наёмные отряды. Судебные системы: церковные, императорские, городские, шефенов. Были: министериалы, домены, общины.

 

23) Ко времени принятия «Золотой буллы» в Германии завершается процесс формирования сословий - духовенства, рыцарей и горожан, что создало предпосылки для перехода в условиях усилившейся феодальной раздробленности к сословно-представительной монархии. На съезд феодалов - рейхстаг, состоявшийся из непосредственных вассалов императора, с XIII в. стали приглашаться представители имперских городов. Его работа приобретает более или менее постоянный характер, в нем образуются три коллегии: коллегия курфюрстов, коллегия графов, князей, свободных господ и коллегия горожан. Крестьяне в рейхстаге представлены не были. Рейхстаг утверждал указы императора, обложение налогами было возможно только с согласия рейхстага. Коллегии заседали и принимали решения отдельно, а собирались вместе лишь для торжественных церемоний. Участие городов в рейхстаге было неполным, так как на их обсуждение передавались обычно не общегосударственные вопросы, а лишь те, которые касались положения самих городов. В Германии соеловно-представителъная монархия не получила полного развития - решающая роль в работе рейхстага принадлежала курфюрстам, а роль других коллегий была незначительной. В Германии сословно-представительная монархия в большей мере представлена созданными в княжества органами сословного представительства – ландтагами В большинстве княжеств в ландтагах заседали представители сословий, действовавшие по наказам сословий. Считалось, что ландтаги и сословия участвуют в управлении княжествами. На практике их роль в управлении имела совещательный характер и выражалась в праве обращаться к князю-с ходатайствами и петициями. Ландтаги, однако, участвовали в определении налогов с населения, их согласие являлось необходимым при решении вопросов о долгах княжеств. Разобщенность германских городов не позволила горожанам стать значительной силой в органах сословного представительства, что во многом и обусловило их ограниченную роль в политической жизни страны. Органы сословного представительства не могли привести Германию к объединению. Не привело к нему и создание в конце XV в. общеимперского суда, решавшего дела прежде всего на основе римского права и сыгравшего определенную роль в унификации права Германии. Несмотря на наличие в Германской империи ряда центральных государственных органов (император, рейхстаг, имперский суд), единство страны в то время было во многом иллюзорным. Каждый феодал, как и император, заботился лишь об интересах своих владений. Оборона отдельных земель рассматривалась не как общегосударственная задача, а как местная.Общие решения, касавшиеся судеб всей Германии, принимались редко. Но и тогда не было достаточно эффективных средств, обеспечивающих их исполнение. Рейхстаг выражал волю курфюрстов и не мог способствовать объединению страны. Центральные органы не обладали ни соответствующим общеимперским чиновничьим аппаратом, ни постоянным войском, ни самостоятельной финансовой базой. Исполнение их решений всецело зависело от усмотрения князей. Таким образом, вторая особенность развития феодального государства в Германии заключается в том, что переход к сословно-представительной монархии не приостановил, а усилил раздробленность страны, закрепил полновластие крупных феодалов. Сословно- представительная монархия не получила полного развития, а Рейхстаг не стал действительным органом сословного представительства. «К концу XV века Германия становится все более раздробленной; центр ее - все более слабым, в то время как Франция и Англия уже более или менее централизованы»1. Золота́ ябу́ лла 1356 года (лат. Bulla Aurea) — законодательный акт Священной Римской империи, принятый имперским рейхстагом в1356 году; самый известный из документов, называвшихся «Золотая булла». Текст документа, составленный на латыни, был утвержден императором Карлом IV Люксембургским. Действие буллы прекратилось с окончанием существования империи (1806 год).

Карл IV, озабоченный более всего укреплением своей власти в Чехии и расширением личных владений, закрепил политический распад империи, издав в 1356 году «Золотую буллу». Булла признавала полный суверенитет князей в их владениях, узаконивала войны между феодалами, вновь запретила союзы городов.

Булла регламентировала избрание германского короля (императора) коллегией семи имперских курфюрстов (архиепископов Майнца, Трира иКёльна, короля Чехии, Рейнского пфальцграфа, герцога Саксонии и маркграфа Бранденбурга) и определяла права этих курфюрстов. Ведущая роль в рейхстаге отводилась архиепископу Майнцскому. Кроме того, булла запрещала разделение территорий курфюршеств.

 

24: Источники права средневековой Германии.

" Саксонское зерцало", написанное в 1220-е годы шёффеномЭйке фон Репгау (фон Репков), объединило наиболее распространенные нормы обычного права и судебной практики северо-восточной Германии. Трактат был разделен на две части: первая была посвящена земскому праву, другая - ленному праву. " Право земли" содержало нормы как обычного права, так и императорского законодательства, которые применялись в земских судах в отношении " неблагородных" свободных. Ленное право регулировало узкий круг вассально-ленных отношений между " благородными" свободными. В работе практически не содержалось ссылок на римское, городское или торговое право и имелись редкие упоминания норм канонического права и права других земель.
" Саксонское зерцало" получило признание во многих германских землях и городах, где на него нередко продолжали ссылаться вплоть до 1900 года.Сборник представляет собой запись сложившегося к началу XIII в. обычного права Восточной Саксонии. В сборнике с определенных политических позиций высказываются возражения против человеческой несвободы, рабской и крепостной зависимости. Он ратует за преодоление междоусобиц и раздробленности под началом императорской вла­сти и должностных лиц государства, за надежное соблюдение права как воплощенной справедливости во взаимоотношениях людей, не только " равных" по положению, но и пребывающих в различных формах зависимости и подчинения: во взаимных отно­шениях между монархом и подданными, между господином и вас­салами. Справедливость была нацелена на защиту работника в деле гарантированного получения платы за труд, она обеспечивалась с помощью четкого и определенного нормирования феодальных по­винностей. В сборнике нашло признание право на со­противление несправедливости и правонарушениям вплоть до во­оруженной борьбы против нарушающих свой долг монарха, долж­ностного лица, господина и т.д.Все эти варианты обеспечения справедливости находили в разное время и поддержку, и прямое использование у представителей самых разнородных по ориентациям политических сил — у борцов за освобождение крестьян от крепостной зависимости, у гуманистов и демократов, а также у монархистов и консерваторов. На первый план выдвигались самые важ­ные и самые адекватные политическим установкам положения " Саксонского зерцала" относительно регулирования имуществен­ных отношений, а также отношений семейных, наследственных и др., например: предусматривались ограничения в применении пы­ток, испытаний огнем и др.; судебная защита достоинства женщи­ны, в особенности прав вдовы и детей; провозглашалось равнопра­вие славян и немцев (крестьян); право подсудимого, не говоряще­го по-немецки, на помощь переводчика.Своеобразный раздел сборника составили правила и требова­ния к рациональному ведению хозяйства, культуре земледелия, животноводства, строительства, добычи ископаемых, водопользо­вания и дорожного транспорта, к использованию заповедников и иных природных богатств.Сборник состоит из двух крупных раз­делов: Земского права (Ландрехта, 3 книги); Ленного права (Ленрехта, 3 главы; причем гл. 2 и 3 имеют законоустановления о порядке судопроизводства и о городском лене). Ландрехт содержит положение о сословном делении: свободные люди (благородные и неблагородные), именуемые шёффенским сословием; несвободные люди (крепостные и зависимые), кото­рые несли денежные повинности, платили чинш, пребывали в статусе арендатора, батрака, или лита).Самый желаемый ста­тус — статус свободы. Фон Репков полагал, что человек-хри­стианин по естественному праву свободен, однако в действующей правовой системе господствует иной принцип: человек может стать собственностью другого. Ленрехт подробно излагает особенности ленных (феодально-зависимых) отношений — порядок получения, держания и утра­ты ленов, обсуждает виды ленов, в том числе городских, и особенности ленного быта и нравов.Сам сборник составлен в полном соответствии с казуистической практикой судебного разбирательства (с участием шёффенов, выборных уважаемых лиц для участия в судебном разбиратель­стве). Большое внимание наряду с регулированием поземельных отношений уделено также борьбе с преступлениями против соб­ственности. Наказания в этих случаях были особенно жестоки. Помимо традиционных штрафа и вергельда применялось выкалывание глаз, сажание на кол, сдирание кожи, зака­пывание живьем в землю. Из особенно мучительных видов казни практиковалось колесование, сожжение на костре, повешение, отсе­чение головы и такие изувечивающие наказания, как вырывание языка и отсечение руки.Взаимодействие церкви и светской власти трактовалось в духе концепции двух мечей. «Два меча предоставил Бог земному царству для защиты христианства. Папе предназначен духовный меч, императору — светский». Это значит, кто противится папе и не может быть принужден церковным судом, того император обязан принудить при помощи светского суда, чтобы был послушен папе. Точно так же и духовная власть должна помогать светскому суду, если он в этом нуждается.

" Саксонское зерцало" упоминает многочисленные сделки — купли-продажи, ссуды, личного найма, хранения и т.д., но в целом договорные обязательства при отсутствии развитого обмена были разработаны довольно слабо. Сделки с передачей имущества обычно заключались в суде, чтобы суд удостоверил сам факт их совершения. Более подробно регламентировались обязательства из причинения вреда, призванные охранять в основном земельную собственность от потрав, порчи посевов, нарушений межи и т.п. За причинение вреда предписывалось возмещение ущерба и уплата штрафа судье.Наиболее обстоятельно расписаны годичные цик­лы повинностей и выплат. Каждый христианин обязан по достижении им совершеннолетия трижды в году принимать участие в цер­ковном суде в том епископстве, где он проживает. Свободные люди, занятые в судах, подразделялись на три категории: шёффенские люди (участвовали в суде епископа); чиншевики (заседа­ли в суде пробства, руководителя монастырского хозяйства); поселенцы (были заняты в суде декана, священника капитула).В области брачно-семейных отношений самым харак­терным было положение о том, что при сословно-неравном бра­ке жена следовала состоянию мужа, а дети следовали состоянию того из родителей, который находился на более низкой ступени со­циальной лестницы, и были соответственно ограничены в правах наследования.На время брака все имущество пребывало в режиме общно­сти, но распоряжался им один муж, жена полностью лишалась та­кой возможности. В случае развода она получала обратно то, что принесла с собой. Лишь в части движимого имущества была доля, которая предназначалась для личного использования женщиной, и называлась она женской долей, хотя распоряжение ею было в безраздельной власти мужа. Относительно недвижимого имущества жены действовало правило: " Имущество жены не дол­жно ни расти, ни уменьшаться".
Предусматривалась " продуктовая доля", устанавливаемая только после прекраще­ния брака в случае развода или после смерти главы семейства и открытия наследства.Женская доля наследовалась по женской линии ближайшей родственницей умершего мужа, утренний дар и продуктовую долю жене сохраняли. В случае развода за женой сохранялось только пожизненное содержание, женская доля и продуктовая доля (Ландрехт, кн. 3 ст. 74). Ленное право предусматривало принцип единонаследования. Лен отца переходил только одному сыну, но это правило не распространялось на земское право, где все сыновья наследовали в разных долях.
Лишенными права на получение лена и на защиту по ленному праву были следующие категории лиц: клирики; женщины; крестьяне (полусвободные литы, чиншевики и батраки); купцы; " лишенные прав", " незаконнорожденные", " все нерыцар­ского звания" со стороны отца и их предков (ст. 4 гл. 1 Ленрехта).В области обязательственных отношений самое большое вни­мание уделено обязательствам, вытекающим из причинения вреда, наименьшее внимание привлекают обязательства из договоров, что связано было со слабым развитием товарно-денежных отно­шений. Обязанности ленника: верность; служба; уча­стие в феодальной курии сеньора. Обязанности господина перед ленником: не обременять чрезмерной службой; не отказывать ему в правосудии; не переводить в более низкий ранг; не лишать лена бесправным способом и др.В случае споров ленника с господином допрашивались только те свидетели, которых называл ленник. Утверждения своего господина ленник мог опровергать своим клятвенным заверением (присягой).Власть судейских чиновников была подкреплена собственнос­тью, т.е. их должностные полномочия были дополнены правом на судебный лен. Обладающее судебной властью лицо являлось одновременно крупным земельным собственником. Все участники судебного аппарата (судьи, графы, их заместители, их вассалы, заседающие в земском суде шёффены и т.д.) занимали каждый свое место на ступенях судейской иерар­хии в полном соответствии с их земельной собственностью, их зе­мельными правами. Так, например, шёффен вместе с земельной собственностью наследовал и шёффенское кресло своего отца. Судебный исполнитель также должен был владеть земельным уча­стком. Суды подразделялись на следующие виды: церковные; ленные; земские; городские; королевский.

Швабское зерцало — сборник обычного феодального права (земского и ленного) для области Швабии (Германия). Составлен около 1275 г. на основе Немецкого зерцала и Саксонского зерцала. По полноте и оригинальности значительно уступая последнему, он вместе с тем служит ценным юридическим источником для изучения феодального права, ленной системы и политического строя Германии периода феодальной раздробленности. Источники Швабского зерцала: " баварская" и " аллеманская" правды; капитулярии; римское и каноническое право; Библия; проповеди францисканцев; обычное право (в небольшой степени).Швабское зерцало не выдерживает сравнения с Саксонским: оно многоречиво, неясно, но как источник истории права имеет большое значение и много дает для выяснения различий в юридическом мировоззрении эпохи последних Гогенштауфенов и эпохи Рудольфа Габсбургского. Саксонское зерцало составлено в императорском духе, Швабское уступает много места папе и церкви; римское право оказывает на него больше влияния, чем на Саксонское, составитель которого не имел перед глазами римского источника.
Швабское зерцало пользовалось большой популярностью и большим распространением; при составлении других кодексов и при судебных решениях оно играло большую роль.

 

25) В 1532 г. при императоре Карле V было принято общегерманское уголовно-процессуальное уложение, получившее наименование " Каролина". " Каролина" предусматривает довольно многочисленный круг преступлений: 1) государственные (измена, мятеж, нарушения земского мира и др.); 2) против религии (богохульство, колдовство и др.); 3) против личности (убийство, отравление, клевета и др.); 4) против нравственности (кровосмешение, изнасилование, двоебрачие, нарушение супружеской верности и др.); 5) против собственности (кража, грабеж, поджог и т.д.); 6) преступления против порядка отправления правосудия (лжесвидетельство, лжеприсяга); 7) преступления против порядка торговли - обмер и обвес.Каролина выделяет также покушение на преступление, соучастие (подразделялось по соучастию до совершения преступления, во время совершения преступления, после его совершения), неосторожность, необходимая оборона и т.д.В основу системы наказаний в Каролине положен принцип устранения. Предусматривались: 1) смертная казнь; 2) членовредительские и телесные наказания; 3) позорящие наказания; 4) изгнание из страны; 5) штраф как основное наказание и дополнительные (сопутствующие тюремному заключению: терзание раскаленными щипцами, выставление у позорного столба, волочение к месту казни и прочие).Выделялись смягчающие и отягчающие вину обстоятельства. К исключающим вину относились отсутствие умысла, малолетний возраст (до 14 лет), исполнение служебного долга. К отягчающим относились характер причиненного вреда, преступления против особ высшего положения, повторное преступление (рецидив).Процесс по Каролине делился на две стадии: предварительное расследование и судебное разбирательство.Потерпевший или другой истец мог предъявить уголовный иск, а обвиняемый- оспорить и доказать его несостоятельность. Сторонам давалось право представлять документы и свидетельские показания, пользоваться услугами юристов. Если обвинение не подтверждалось, истец должен был " возместить ущерб, бесчестье и оплатить судебные издержки".Обвинение было возможно и от лица государства судьей. В таких случаях следствие велось по инициативе суда и не было ограничено сроками. Для получения признания применялась пытка. Свидетельские показания считались полными, если были даны не менее чем двумя свидетелями.

Общая формула криминального судопроизводства сводилась к следующему: правосудие необходимо осуществлять «в наибольшем соответствии с правом и справедливостью», чтобы все и каждый подданный («из наших и империи») могли действовать, «принимая во внимание важность и опасность уголовных дел, согласно сему наставлению в соответствии с общим (общегерманским) правом, справедливостью и достохвальными исконными обычаями….».

В разделе о судьях, заседателях и судебных чиновниках говорилось: «итак, прежде всего мы постановляем, повелеваем и желаем, чтобы все уголовные суды были снабжены и пополнены судьями, судебными заседателями и судебными писцами из мужей набожных, достойных, благоразумных и опытных, наиболее добродетельных и лучших из тех, что имеются и могут быть получены по возможностям каждого места… Для сего следует привлечь дворян и ученых …. дабы уголовные суды никому не причиняли неправды, ибо сим важным делам, касающимся чести, тела, жизни и имущества человека, подобает ревностное и предусмотрительное усердие» (перевод С.Я. Булатова).

В присяге судьи («присяге судить о крови») говорилось следующее: «Я, такой-то, клянусь, что я должен и желаю осуществить правосудие, судить, и выносить приговор в уголовных делах равно для бедного и для богатого и не отступать от сего ни из любви, ни из ненависти, не из-за платы, ни из-за даров, ни по какой другой причине…»

Черты обвинительного процесса сочетались в «Каролине» с инквизиционными. Судопроизводство было тайным и письменным и включало три последовательные стадии - дознание, общее рассмотрение и специальное рассмотрение. Дознание - состояло в сборе тайной информации о преступлении и преступнике. Общее расследование - представляло собой краткий допрос арестованного об обстоятельствах дела. На этой стадии действовал принцип «презумпции невиновности» (предположительной невиновности) допрашиваемого. Специальное рассмотрение - включало подробный допрос обвиняемого и свидетелей и общий сбор доказательств для окончательного изобличения преступника, его сообщников. Это была определяющая стадия процесса. Окончательное осуждение производилось только на основании собственного признания или свидетельства обвиняемого (ст. 22). Ограничения на проведение пытки были малосущественными, поскольку достаточно было малейшего подозрения в неискренности обвиняемого (ст. 42, 61). Пытка проводилась в присутствии судьи, дух заседателей и писца. Завершалось судебное заседание (судный день) оглашен6ием приговора и приведением его в исполнение.

 

26) Несмотря на возвышение и укрепление королевской власти в англосаксонский период, сохраняются отношение к королю как к военному предводителю и принцип выборов при замещении престола. Постепенно, однако, монарх утвердил свое право верховной собственности на землю, монопольное право на чеканку монеты, пошлины, на получение натуральных поставок со всего свободного населения, на военную службу со стороны свободных. У англосаксов существовал прямой налог в пользу короля - так называемые " датские деньги", и взимался штраф за отказ участвовать в походе. Королевский двор постепенно стал центром управления страной, а королевские приближенные - должностными лицами государства.
Вместе с тем правовые памятники IX-XI вв. уже свидетельствуют об определенной тенденции к передаче крупным земельным собственникам прав и полномочий королевской власти: права судить своих людей, взыскивать штрафы и сборы, собирать ополчение на своей территории. Могущественные таны часто назначались королевскими представителями - управляющими в административных округах.
Высший государственный орган в англосаксонскую эпоху - витанагемот - совет витанов, " мудрых". Это собрание достойных, " многоимущих" мужей включало самого короля, высшее духовенство, светскую знать, в том числе так называемых королевских танов, получивших личное приглашение короля. При Эдуарде Исповеднике в витанагемоте заседала также значительная группа норманнов, получивших земли и должности при дворе. Кроме того, приглашались короли Шотландии и Уэльса и выборные от г. Лондона.
Все важные государственные дела решались " по совету и с согласия" этого собрания. Его основные функции - избрание королей и высший суд. Королевской власти в IX-Х вв. удалось несколько ограничить стремление витанагемота вмешиваться в наиболее важные вопросы социальной политики - в частности в распределение земель.
Местное управление в Англии в значительной мере основывалось на принципах самоуправления. Законы англосаксонского короля Этельстана (X в.) и его последователей упоминают низовые единицы местного управления - сотни и десятки. Сотня, возглавляемая сотником, управлялась общим собранием, собиравшимся примерно раз в месяц. Сотни делились на десять десятков - семей во главе с десятником, основной задачей которых было поддержание правопорядка и уплата налогов. В сотенных народных собраниях рассматривались все местные, в том числе судебные, дела и дважды в год производилась проверка десятков, чтобы удостовериться, что каждый десяток связан круговой порукой, а все правонарушения известны и представлены властям надлежащим образом. Примерно в то же время страна была разделена, в основном в военных целях, на 32 больших округа (графства). Центром графства был, как правило, укрепленный город. Собрание графства с конца Х в. собиралось дважды в год для обсуждения наиболее важных местных дел, включая суд по гражданским и уголовным делам. В нем должны были участвовать все свободные люди округа и прежде всего светская и церковная знать. Города и порты имели свои собственные собрания, превратившиеся затем в городские и купеческие суды. Существовали также собрания деревень. Десятки, сотни и графства не составляли четкой иерархической системы и управлялись в значительной степени автономно друг от друга.
Во главе графства стоял, как правило, элдормен, назначаемый королем с согласия витанагемота из представителей местной знати. В основном его роль заключалась в руководстве собранием графства и его вооруженными силами. Постепенно в управлении сотней и графством возрастает роль личного представителя короля - герефы.
Герефа - королевский министериал - назначался королем из среднего слоя служилой знати и подобно графу у франков мог быть управляющим определенного округа или города. К Х в. герефа постепенно приобретает важные полицейские и судебные полномочия, контролируя своевременное поступление в казну налогов и судебных штрафов.
Таким образом, уже в англосаксонскую эпоху стал складываться на местах механизм централизованного бюрократического управления через должностных лиц административных округов, подотчетных королю и действующих на основе письменных приказов за королевской печатью. Варварские правды (лат. leges barbarorum) — записи норм права, действовавших у древнегерманских народов в период складывания у нихгосударства, составленные в V—IX веках.

Играли роль судебников, то есть перечней штрафов и других наказаний за те или иные преступления. Латинское название этих памятников Lexзакон») с добавлением названия племени или народа в множественном числе родительного падежа (например, LexSaxonum). На русском языке они, по аналогии с «Русской правдой», называются «правдами».

Самая ранняя из всех сохранившихся варварских правд — «Вестготская» (вторая половина V в.). В конце V — начале VI в. была составлена «Бургундская правда», в VI в. — «Салическая» и «Рипуарская», в VII в. — Англосаксонские правды, в VII—VIII — «Баварская» и «Алеманская», в конце VIII — начале IX в. — «Саксонская», «Тюрингская» и «Фризская» правды.

Варварские правды дают ценный материал для изучения уровня производительных сил, форм собственности, дифференциации общества, то есть социально-экономических отношений в период зарождения феодализма. Большинство варварских правд сохранилось до нашего времени. Они отражают и некоторые элементы родового уклада (разные типы общин, военную демократию) и являются важнейшим источником для изучения развития германских народов в период раннего феодализма. Они перестали применяться с утверждением феодальных отношений, уступив место феодальному законодательству.

 

 

27)История формирования сословно-представительной монархии в Англии. Особенности «незавершенного абсолютизма».Переход в Англии к новой форме гос-ти – сословно-представительной монархии(к. 13 – к. 15) произошел в рез-те гражданской войны. Уже с к. 12в. королевская власть стала наносить ущерб интересам щначит. части населения – конфискация земель, притеснялись крупные земельные собственники. Страна ответила на это рядом оппозиционных выступлений. Король Иоанн Безземельный подписал Великую хартию вольностей, содержание которой – достижение компромисса во взаимоотношениях короля с баронами. Генрих 3 утвердил Оксфордские провизии, устанавливающие своеобразный режим баронской олигархии. Рыцари потребовали подписания Вестминстерских провизий. В 1263 началась гражданская война. Итог – создание первого английского парламента. КIX в. начинается процесс образования англосаксонского государства — Англии. Его характерными чертами были относительная централизация, отсутствие раздробленности. Король — военный предводитель и выбираемое лицо. Тенденция наделения своих подданных землей и передача земли по наследству только начинает развиваться. В таком положении в 1066 г. Англия была захвачена нормандскими войсками, что ускорило процесс феодализации. Нормандский завоеватель Вильгельм проводил конфекцию земель феодалов, увеличивая свое владение. Все феодалы подчинялись непосредственно королю: крупные землевладельцы (графы, бароны) и мелкие (подвассалы). Среди крестьян тоже начинается расслоение: одни беднеют и превращаются в зависимых вилланов, другие с развитием рынка становятся зажиточными.В ранне феодальной Англии единство государства поддерживалось в основном за счет королевского авторитета и единства христианской церкви.Непосредственных государственных органов, обеспечивающих централизованное управление Англией, не существовало. Проведение реформ системы управления стало необходимостью. Так, для укрепления королевской власти в 1166, 1176 и 1181 гг. Генрихом!! издаются королевские указы — Великая, Кларендонская, Нортгемптонская ассизы, ассиза «О вооружении».Создавая наемную армию и отряды народного ополчения, король обеспечил себе серьезную вооруженную поддержку. Набранные феодалами отряды были хорошо вооружены и обучены, прилично финансировались из государственной казны. Введение новой системы налогообложения позволило пополнить королевскую казну. Реформы Генриха II проводились и в области правосудия. Создание целой ветви королевских судов, в том числе и разъездных, укрепило веру граждан, что государь поддерживает правопорядок в стране, давая своим подданным «привилегии» и «благодеяния»: объективное решение судебного дела по сравнению с феодальным судом.Для английской феодальной монархии характерен тот факт, что государем контролировалась деятельность духовенства, высшие церковники тоже назначались королем. Кларендонскими конституциями 1164 г. окончательно была определена королевская позиция в отношении церкви, хотя они и вызвали бурное негодование Папы Римского. Ни один феодал, ни один государственный служащий не мог быть отлучен от церкви без королевского решения. Последствием реформ Генриха II явились перемены в структуре управления на местах. Во главе графств и сотен стояли королевские шерифы, исполнявшие волю правителя, полицейские, военные, финансовые функции. В это время шерифами стало активно применяться участие населения в уголовных процессах — так берет свое начало институт суда присяжных.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.