Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос: 50. Основные конституционные принципы государственного строя США.






Конституция США явилась первой в истории писаной конституцией крупного государства — ее пример способствовал распространению во всем мире доктрины конституционализма. Закрепив результаты революционной борьбы против английских колонизаторов, она защитила права человека от произвола властей, способствовала становлению и развитию демок-ратических институтов, основанных на идеях республиканизма, правового государства, народного суверенитета, представительной демократии, безусловной выборности всех институтов власти в стране, начиная с федерального уровня и кончая уровнем местного самоуправления.
Важнейшим принципом государственно-политической системы США является принцип разделения властей как «по горизонтали» (между законодательными, исполнительными и судебными органами федерации и штатов), так и «по вертикали» (между федерацией и штатами).
Американская концепция разделения властей «по горизонтали» признает существование трех различных по своим функциям сфер государственного правления — законодательной, испол-нительной и судебной; эти различные функции должны осуществляться тремя по-разному управляемыми комплексами — «ветвями» государственного механизма. Важно подчеркнуть, что выделение судебной власти в отдельную, самостоятельную ветвь и уравнение ее по силе с двумя остальными ветвями власти являлось существенным развитием доктрины разделения властей, которое было внесено «отцами-основателями» в классическую модель этой доктрины с учетом собственно американского опыта государственного строительства. Следовательно, в американском варианте указанная доктрина характеризуется не столько разделением собственно властей в прямом смысле этого слова (поскольку власть в принципе едина), сколько разделением некоторой части одних и тех же функций между различными властными структурами.
Названные ветви власти согласно Конституции являются равноправными и независимыми друг от друга. Это достигается, во-первых, тем, что они имеют различные источники формирования: палата представителей избирается всей нацией, сенат — легислатурами (впоследствии населением) отдельных штатов, президент — коллегией выборщиков, Верховный суд — назначением президента с согласия сената. Во-вторых, все органы государственной власти имеют различные сроки полномочий (об этом было подробно сказано ранее). Указанные различия в способах организации отдельных ветвей власти являются причиной функционирования этих ветвей на основе несовпадающих правил и принципов, что влечет за собой неодинаковый объем их властных возможностей.
С целью приведения в действие механизма разделенных властей, обеспечения его эффективной и слаженной работы, придания ему устойчивости, стабильности и преемственности, а также с целью недопущения злоупотреблений, авторитаризации власти, установления «тирании» одной из ее ветвей над другой, Конституция предусмотрела механизм их взаимного противопоставления, взаимного контроля и уравновешивания — т. н. систему «сдержек и противовесов» (checks and balances), при которой каждый из федеральныгх органов власти получил возможность «противодействовать» другим органам. Такой подход находился в полном соответствии с идеей, сформулированной в свое время Ш.Л. Монтескье: «С целью предупредить злоупотребления властью необходимо таким образом организовать управление государством, чтобы одна власть противодействовала другой». Дж. Мэдисон по этому поводу высказывался короче и категоричнее: «Амбицию может укротить только амбиция». Наиболее важными элементами системы «сдержек и противовесов» являются взаимоотношения высших органов законодательной и исполнительной власти. В самом конгрессе обе его палаты взаимно «сдерживают» друг друга; запрограммированная Конституцией известная конкуренция палат предотвращает возможность узурпации законодательной власти какой-то одной из этих палат. Президент имеет возможность «сдерживать» конгресс путем созыва его внеочередных сессий, путем адресованных кон-грессу президентских посланий, но особенно эффективно — путем использования права отлагательного вето. В свою очередь, конгресс может отклонять любые законопредложения президента, внесенные в палаты лицами, которые зависят от президента или сочувствуют ему; кроме того, конгресс (точнее — его верхняя палата) «сдерживает» президента своим правом отклонения любой его кандидатуры, предлагаемой на высшие гражданские должности. Президентское отлагательное вето может быть преодолено повторным решением обеих палат конгресса, если это решение будет поддержано большинством в две трети голосов каждой из палат. Наконец, конгресс может привлечь президента (равно как и других высших должностных лиц федерального уровня) к ответственности в порядке импичмента в случае совершения этими лицами измены, взяточничества или других тяжких преступлений и проступков (раздел 4 ст. II). В этом случае конгресс пре-вращает себя в судебное учреждение, в котором палата представителей выдвигает и обосновывает обвинение, а сенат выносит решение квалифицированным большинством голосов после надлежащей правовой процедуры судебного разбирательства, которую верхняя палата осуществляет под председательством Главного судьи Верховного суда США. Для признания подсудимого виновным требуется две трети голосов от числа присутствующих сенаторов. Осуждение будет иметь своим последствием отстранение от должности и запрещение впредь «занимать и исполнять какую-либо почетную, доверительную или платную должность на службе Соединенных Штатов» (абз. 7 раздела 3 ст. I).

 

Элементами системы «сдержек и противовесов» являются и органы судебной власти. Как уже указывалось выше, состав Верховного суда США назначается президентом «с совета и согласия сената»; в свою очередь Верховный суд, присвоив себе функции органа конституционного контроля над законодательством (см. об этом ниже), получил право в этом отношении «сдерживать» конгресс. Конституционному контролю подлежат и акты, издаваемые президентом.
Важнейшим элементом конституционной системы США является и принцип федерализма, который сложился исторически, начиная с колониального периода американской государственности. Сущность федеративной организации предполагает такую модель построения государственно-правовой системы, при которой центральная администрация, располагающая прочной финансовой базой, распределяет власть между субъектами этого сложно организованного государственного союза, каждый из которых сохраняет определенную (довольно значительную) долю суверенитета в решении своих собственных дел.
Хотя в самом тексте Конституции нет определения понятия федеративной формы государственного устройства, принцип федерализма в его американском понимании стал традиционно включать в себя несколько элементов, важнейшими из которых являются: объединение в союз нескольких автономных политических единиц (штатов); разделение законодательных полномочий между федерацией и ее субъектами; наличие у субъектов Федерации права как на собственное конституционное устройство, так и на орга-низацию самостоятельного правоприменительного аппарата — и исполнительного, и судебного; двойное гражданство в варианте всеобщего межгражданства (гражданин одного штата считается гражданином как любого другого штата, так и федерации в целом). Наиболее существенными принципами американского федерализма являются следующие два: 1) федеральная власть есть «власть с перечисленными полномочиями», тогда как власть штатов есть «власть с остаточными полномочиями»; 2) федеральная власть об-ладает верховенством (супрематией) в отнесенной к ее компетенции сфере, поэтому в случае возникновения коллизий в законодательстве судьи штатов всегда обязаны отдавать приоритет федеральному праву. Что касается вопросов внутреннего политического и административного устройства штатов, то Конституция их практически не затрагивает, кроме как в определении полномочий фе-деральных органов и тех ограничений, которым отныне подлежал существенно урезанный суверенитет штатов.
Штаты сохранили за собой право на собственное конституционное устройство. Реализуя это право, некоторые штаты создали столь стабильные конституции, что они могут по этому показателю конкурировать с федеральной Конституцией (так, действующая конституция штата Массачусетс была принята в 1780 г.; штата Вермонт — в 1783 г.); в других штатах конституции принимались до десятка раз. К 200-летию существования США по этому показателю лидировал штат Луизиана, в котором за всю историю существования этого штата было принято 11 конституций. В общей сложности в масштабах всей страны в разное время принималось 145 конституций штатов.
В своей массе конституции штатов представляли собой более детализированные, а потому более пространные документы, превышающие федеральную Конституцию по объему в 10—12 раз. Система органов власти в штатах непременно строилась по федеральному образцу: создавались двухпалатные (очень редко — однопалатные) законодательные собрания, главами исполнительной власти являлись избираемые населением губернаторы, функ-ционировали соответствующие органы судебной системы, возглавляемые верховными судами штатов.

 

В составе американской федерации со временем появилась территория, которая не обладала статусом штата — это федеральный округ Колумбия, в пределах которого размещается столица США г. Вашингтон. В свое время этот федеральный округ был образован за счет уступки штатами Мэриленд и Вирджиния части своих территорий. Исключительными законодательными полномочиями в отношении округа Колумбия был наделен федеральный конгресс. Он мог отменить любые решения городского совета и мэра столицы, избранных ее жителями на основе принципов местного самоуправления.
Решение территориальных и наиболее важных политических вопросов, касающихся отдельных штатов, предполагало согласованные действия федеральных органов и властей штатов — этот принцип, впервые прослеживаемый еще в «Статьях конфедерации», в новой Конституции получил свое дальнейшее обоснование и закрепление. Также еще из «Статей конфедерации» проистекал и тот специфический способ определения статуса штатов как субъектов Федерации, когда в формулировании полномочий штатов сочетались и делегированные, и запретительные принципы.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.