Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основне законы Российской империи от 23 апреля 1906 г.






Основные Государственные Законы 23 апреля 1906 г. являются фундаментальным законодательным актом, регулирующим разделение полномочий между императорской властью и организованным по Манифесту 17 октября Парламентом, состоящим из Государственного Совета и Государственной Думы. При этом порядок собрания и работы

обеих палат Парламента был определен особыми законами. В редакции от 23 апреля 1906 года Основные государственные законы стали фактически первой конституцией России. Эта конституция состояла из двух разделов, 17 глав и 223 статей. Основные законы потеряли юридическую силу в 1917 году при фактическом (Февральская революция), а затем и юридическом (1 сентября) исчезновении монархии. Правовое положение императора определяла ст. 4, которая предоставляла ему «верховную самодержавную власть». Однако теперь эта власть не признавалась неограниченной, как это было ранее. Закон гласил, что «государь император осуществляет законодательную власть в единении с Государственным советом и Государственной думой». По традиции особа государя объявлялась «священной и неприкосновенной». Прерогативой императорской власти становилась законотворческая деятельность: «почин по всем предметам законодательства» (инициатива) и утверждение законов.

Но законы, не принятые Госсоветом и Госдумой, считались отклоненными. Император мог издавать, в соответствии с законами, указы «дай устройства и приведения в действие различных частей государственного управления» и повеления, «необходимые для исполнения законов» (подзаконные акты). Государственная дума вместе с Государственным советом наделялась законодательными правами. Главной ее функцией являлось обсуждение и разработка законопроектов. Думе принадлежала и законодательная инициатива: «возбуждение предположения об отмене или изменении действующих и издании новых законов», за исключением Основных государственных законов, инициатива пересмотра которых оставалась за императором. Однако законы о выборах в Госдуму и об изменении ее статуса должны были утверждаться самой Думой. Одобренные Госдумой законодательные предположения в виде «мнения» поступали в Государственный совет и после одобрения или отклонения им - к императору, который выносил окончательное решение.

Основные законы предоставили Госдуме также компетенцию утверждения бюджета («государственной росписи») страны Однако Дума не могла при этом исключать или сокращать расходы по государственным долгам и другим государственным обязательствам. Она не получила права обсуждать расходы императорского двора и императорской фамилии, чрезвычайные расходы в военное время и возможные сверхсметные расходы на войну, государственные займы. Эти проблемы разрешал «государь император в порядке верховного управления».

66. Реформы П. Столыпина: юридическое содержание, историческое значение.

Цели: обеспечить продвижение страны по пути капиталистического хоз-ва. Направления в аграрных реформах: разрушение общины сверху и вывод крестьян на отруба и хутора, поощрение переселения крестьян из Центр-ной России на окраины, реорганизация Крестьянского поземельного банка, скупка им помещичьих земель.

1. Успешное проведение аграрной реформы 1906г. связы­вается с именем главы правительства П. А. Столыпина. Она состояла в преобразовании аграрных отношений в деревне в буржуазные. Реализация аграрной реформы проходила в годы русской буржуазно-демократической революции 1905— 1907 гг., она осуществлялась по нескольким направлениям:

— разрушение крестьянской общины и насаждение инди­видуальной частной собственности;

— скупка Крестьянским поземельным банком помещичь­ей земли и продажа ее крестьянам;

— организация переселения крестьян в Сибирь и другие окраины-из перенаселенных районов.

2. 5 апреля 1905 г. издан указ «О даровании населению об­легчений по уплате долгов». Главными задачами этого Указа были освобождение населения от взысканных недоимок по продовольственному сбору и аннулирование долгов по ссудам на продовольствие.

В ноябре 1905 г. приняты: Манифест об улучшении бла­гочиния и облегчения положения крестьянского населения, которым уменьшались на 50% (с 1907 г. отменялись) выкуп­ные платежи со всех категорий крестьян, указ «Об уменьше­нии и последующем прекращении всех платежей с крестьян» и указ «Об облегчении задачи Крестьянского поземельного банка по содействию к увеличению площади землевладения малоземельных крестьян».

В мае 1905 г. был принят указ «Об учреждении Комитета по земельным делам в составе Главного управления землеуст­ройства и земледелия». В компетенцию Комитета входило об­щее руководство земельными делами и кредитом. Его состав включал министров двора, внутренних дел, финансов, юсти­ции и государственного контроля.

В августе 1906 г. был утвержден указ «О предназначении казенных земель к продаже для расширения крестьянского землепользования». На его основе крестьянам отчуждались «оброчные статьи» по мере прекращения заключенных ими арендных договоров.

Указом «Об отмене некоторых ограничений в правах сель­ских обывателей и лиц других бывших податных сословий», принятым в октябре 1906 г., провозглашались единые права для всех податных в отношении государственной службы. Рас­ширялись имущественные и избирательные права крестьян. Отменялись подушная подать, круговая порука, принудитель­ная передача и направление неплательщиков на заработки.

Указ «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающегося крестьянского землевладения 1 землепользования», принятый 9 ноября 1906 г. и известны! как «столыпинский», провозглашал свободный порядок выход из общины и закреплял наделы в собственность в любое время.

3. Аграрные указы закреплялись законами Государственной думы. 14 июня 1910 г. был принят закон «Об изменении;

дополнении некоторых постановлений о крестьянском землевладении». В соответствии с ним закреплялись права крестьян выделять свои наследственные наделы, выходить из общины Переход всего общества к отрубному владению осуществляло при участковом владении по решению простого большинства а при общинном — по решению двух третей сельского схода

Порядок землеустройства регламентировался законе) «О землеустройстве», принятым в мае 1911 г. Согласно закон образовывались землеустроительные комиссии под руководством дворян. Не подлежали разверстанию усадебные земли с жилыми постройками, фабриками, мельницами, искусственные леса и торфяники. Чересполосица крестьянских наделов по необходимости ликвидировалась. Арендаторы земель не могли возражать против их развёрстания.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.