Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






им. Р. Е. Алексеева, г. Н. Новгород, Россия

ФОРМИРОВАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

Е. А. Дубик

Нижегородский государственный технический университет

им. Р. Е. Алексеева, г. Н. Новгород, Россия

 

В структуре человеческого капитала (ЧК) в качестве элементов, участвующих в его формировании, принято выделять: знания, навыки, способности и компетенции, приобретенные человеком в процессе обучения или трудовой деятельности. Единой структуры ЧК в научной литературе не существует. Различные ученые включают в структуру ЧК разное число элементов (видов). Классификация видов ЧК в научной литературе отражена по разным основаниям и в разных целях.

В структуре ЧК традиционно в русле многоуровневого подхода выделяют следующие виды:

– индивидуальный (микроуровень) – на уровне индивида;

– коллективный (мезоуровень) – на уровне предприятия (корпорации, отрасли) или регионов (субъектов, областей, городов, муниципальных районов);

– общественный (макроуровень) – на уровне государства в целом.

Теоретик классической модели ЧК Г. Беккер отмечал, что понятие ЧК не должно нести только индивидуальную направленность: «По-видимому, можно создать более общую теорию человеческого капитала, которая рассматривала бы как фирмы, так и индивидов и которая затрагивала бы макроэкономические аспекты этого явления» [1, с. 130]. Ряд других ученых поддерживают и развивают данную теорию. Например, М. Критский пишет, что: «Существующий научный задел позволяет уже сейчас решать не только чисто теоретические проблемы в этой области, но и активно переходить к сугубо практическим задачам оценки человеческого капитала на микро- и макроуровнях экономики, включения его в оборот предприятий, разработки государственной политики, формирующей в России благоприятный социальный климат, направленный на выработку у предпринимателей нового типа мышления, основанного на восприятии науки, образования, социального страхования, культуры в качестве выгодных сфер приложения капитала» [6, с. 4].

В связи с осуществлением за последние годы инновационных реформ, обеспечивающих высокие темпы экономического развития страны, регионов, промышленных предприятий, человека, возникает необходимость управления ЧК на разных уровнях и, следовательно, четкого разделения на классификации:

– макро – общественный уровень;

– мезо – региональный уровень;

– микро – промышленно-коллективный (предприятие) уровень;

– личностный – индивидуальный уровень управления.

Наиболее полно структуру человеческого капитала, по нашему мнению, можно представить так, как показано на рис 1.

ЧК на макроуровне – это накопленный всем обществом человеческий капитал, который является национальным богатством страны. На макроуровне объединяются величины ЧК всех регионов страны.

где HCc – ЧК (Human Capital, HC) страны;

HCri – ЧК i- го региона.

 

Рис. 1. Процесс формирования общественного человеческого капитала

 

ЧК в качестве узлового пункта развития отмечен во всех стратегических документах регионов РФ, так как и менно на мезоуровне создается социальная жизнь населения и реализуется экономическая деятельность предприятий. Совокупный ЧК предприятий определяет уровень социально-экономического положения региона. На региональном уровне соединяются значения ЧК отдельных предприятий в единое целое.

 

где HCpj – ЧК j -го предприятия.

На микроуровне происходит соединение ЧК индивидов.

 

где HCug – ЧК g -го индивида.

ЧК предприятия не простое сложение работников, а сумма знаний, информации, таланта, способностей, которыми располагают в совокупности все работники. Именно ЧК, вкупе с другими факторами производства, активизирует производственный процесс и предопределяет результативность деятельности предприятия.

Индивидуальные ЧК людей непрерывно группируются в подсистемы с иерархическим построением (рис. 1). Иерархия состоит из вертикально соподчиненных подсистем: индивид – предприятие – регион – страна. Взаимосвязанность индивидуальных капиталов в переплетении образует общественный капитал. По словам философа Г. В. Ф. Гегеля, человек и общество неразрывное образование: «общество в человеке и человек в обществе» [5, с. 187]. К. Маркс также утверждал, что жизнь человека протекает в единении с общественной средой: «Человеческая сущность есть истинная общность людей» [4, с. 447].

Из рис. 1. видно, что человеческий капитал каждого отдельного индивида превращается в богатство предприятия – региона – страны. Индивид, имеющий некоторый запас знаний, навыков и других личностных способностей, выходит на рынок труда. На предприятиях он функционирует как субъект, приносящий доход в той или иной форме. С давних времен в нашей стране экономическое благополучие создавалось за счет порабощения труда (за исключением первобытнообщинного строя), либо непосредственно за счет рабства, либо лишая труженика средств производства и тем самым заставляя его продавать или отдавать свою рабочую силу собственнику средств производства.

Регион или отдельно взятое административно-территориальное образование (город, поселок) выступает поддерживающим социальным звеном. Любое частное, муниципальное, государственное, коммерческое, некоммерческое предприятие в регионе создает социальную или экономическую основу для жизни людей. Происходит процесс непрерывного движения: врожденный и сформированный капитал человека способствует развитию предприятия, предприятия создают социально-экономические условия роста ЧК. Знания и навыки выходят из человека (тела и мозга) в окружающую его жизненную среду для того, чтобы обеспечить высокое качество жизни и комфортные условия для интеллектуальной деятельности.

Образование становится главным фактором успеха предприятия на рынке, экономического роста региона и страны. «В наше время преимущества в конкурентной борьбе уже не определяются ни размерами страны, ни богатыми природными ресурсами, ни мощью финансового капитала. Теперь всё решает уровень образования и объем накопленных обществом знаний» [2, с. 6]. Классик современного менеджмента Питер Ф. Друкер отметил, «что самым ценным активом любой компании XX века было производственное оборудование. Самым ценным активом любой организации XXI века – как коммерческой, так и некоммерческой – станут ее работники умственного труда и их производительность» [3, с. 181–182].

О высокой роли образования свидетельствует данные Росстата. В 2012 г. доля занятых специалистов с высшим профессиональным образованием в отраслях народного хозяйства составляла 30, 4 % (в 2002 г. – 23, 4 %), со средним профессиональным – 26, 2 % (32, 2%). Одновременно доля студентов, обучающихся в высших профессиональных образовательных учреждениях, за это время увеличилась с 5948 тыс. человек до 6074 тыс. человек.

Ключевым элементом в формировании ЧК является образование работников, их профессиональное развитие. Высококвалифицированные специалисты образуют «комфортабельный цикл человечества», так как помогают достичь экономичной и эффективной работы и роста производства в разных отраслях на всех уровнях управления, а также обогатить национальную культуру.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Что такое Баланс белого? | Сравнение двух зависимых групп по одному параметру.




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.