Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сравнение себя с собой






 

Обычно все задания для самостоятельных работ отличаются по сложности. Как правило, сложность самостоятельных работ возрас­тает: диктант в сентябре и в январе отличается по степени орфогра­фической насыщенности. Если ребенок в каждой работе допускает одну — две ошибки, это не значит, что он не обучается. Но высших достижений и заметного роста сам ребенок, рассматривая таблицу своих результатов, не обнаружит. Поэтому иногда детям надо уст­раивать праздники собственного роста. Хотя бы раз в год (или в по­лугодие) стоит повторять в точности ту же самую самостоятельную работу, что писалась год назад. Например, первоклассники в конце декабря пишут свой первый диктант. Разумеется, в нем будут ошиб­ки и несовершенства. Если провести тот же диктант в мае и показать детям, как они выполнили эту работу полгода назад, гордость за свои достижения неизбежна. Для первоклассников такие праздники рос­та можно и должно устраивать почаще. Например, в декабре они изучили правописание гласных после согласных, непарных по мяг­кости-твердости, и написали (разумеется, небезошибочно) первый слоговой диктант: ТЫ, ШИ, МИ, РЯ, ЩА, ВА... Через месяц учите­лю обычно кажется странным предлагать классу такую пустяковую работу. Но ради праздника безошибочной работы это сделать стоит, особо отметив заслуги именно тех детей, которые в первой само­стоятельной работе не могли похвастаться успехами.

Это особенно важно для детей, которые отстают от своих одно­классников и практически всегда оказываются «в хвосте». Такое от­ставание может быть связано с исходной неподготовленностью ре­бенка к школе, с семейными проблемами, с характерологическими особенностями ребенка, с множеством не зависящих от него обстоя­тельств, которые мы не умеем преодолеть средствами школьного обучения, но за которые ребенок расплачивается низкой школьной успешностью. Конечно, таблицы, о которых шла речь выше, помо­гут ребенку следить за своим собственным ростом и радоваться соб­ственному прогрессу. Но невозможно сохранить в чистоте принцип сравнения только с самим собой: в классе есть группа ребят, кото­рые самостоятельные работы выполняют без ошибок, и по сравне­нию с ними ошибающийся ребенок всегда оказывается в невыгод­ном положении, даже если его прогресс несомненен.

Есть несколько точек в обучении, где исходное неравенство де­тей можно преодолеть. Таковы, к примеру, показатели скорости чте­ния — чрезвычайно значимого для младших школьников навыка. Не вина Вити, что его не выучили читать перед школой, и он начина­ет с нуля. Не является личной заслугой Сережи то, что мама с папой отдали его в прошлом году в замечательную частную подготовитель­ную группу, где мальчик выучился читать в приятных играх и заба­вах. В сентябре два первоклассника разительно различаются по тех­нике чтения, но результаты первой индивидуальной проверки вовсе не обязательно предавать огласке в классе или на родительском соб­рании. А вот результаты личного усердия каждого ребенка зафикси­ровать необходимо. Витя в течение первого полугодья выполнял все задания по чтению, и его скорость выросла от нуля до 18 слов в ми­нуту. Сережа считал, что он и так умеет читать, домашних заданий не выполнял, и его скорость чтения практически не изменилась. Вот это и стоит представить детям и их родителям в виде наглядных гра­фиков:


 

 

Но по-настоящему балльная форма оценивания раскроет свои потенциальные возможности в тот момент, когда позволит ребенку сравнить свои сегодняшние достижения со вчерашними в серьезных, «настоящих» испытаниях.

Самостоятельные работы, дающие ребен­ку испытать свою все возрастающую умелость, строятся с грубым нарушением дидактического принципа доступности, понятого слиш­ком буквально. Обыденное, буквальное понимание принципа дос­тупности заставляет учителей тщательно препарировать материал для самостоятельных, проверочных работ, изгонять из него все то, что составляет для детей реальную трудность, «что им недоступно», что может их фрустрировать, вызвать неуверенность в себе. Однако, если ребенок сам обнаружит, что недоступное вчера стало доступным сегодня, то вместо неуверенности в себе возрастет самоуважение, гордость за свои достижения. Проиллюстрируем эту бесхитрост­ную мысль примером из курса русского языка для 1 класса.


Сразу по окончании букваря детям предстоит открыть и иссле­довать явление позиционных чередований фонем, изобрести и осво­ить способ письма, гарантирующий безошибочность до изучения всех орфографических правил: это письмо, в котором фонемы в слабых позициях обозначаются знаками орфографических сомнений:

Эти открытия делаются в два этапа: сначала явление позицион­ного чередования изучается на примере гласных, потом обобщается на материале согласных. В течение 6-8 недель, во время которых первоклассники на уроках русского языка заняты изучением пози­ционных чередований фонем, им предлагается трижды пройти ис­пытание на звание Грамотея. Для этого они должны без единой ошиб­ки написать под диктовку Клятву Грамотея:


л

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.