Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Упражнение «Кто что снимает (обувает)?».






Таня, Ваня, Аня и Алик пришли домой.

Предложить детям посмотреть на картинки и ответить на вопро­сы:

- Что снимает Таня? (Таня снимает сапоги.)

— Что снимает Ваня? (Ваня снимает валенки.)

— Что снимает Аня? (Аня снимает туфли.)

— Что снимает Алик? (Алик снимает ботинки.)

Убрать «снятую» обувь и составить пары картинок: Таня — тапки, Аня — тапки, Ваня — тапки, Алик - тапки. Предложить детям посмотреть на картинки и ответить на вопросы:

— Что обувает Таня? (Таня обувает тапки.)

— Что обувает Ваня? (Ваня обувает тапки.)

— Что обувает Аня? (Аня обувает тапки.)

— Что обувает Алик? (Алик обувает тапки.)

6. Упражнение «Кто что чистит?».

Таня, Ваня, Аня и Алик — аккуратные дети. Они ухаживают за своей обувью.

Составить пары картинок: Таня — сапоги, Ваня — валенки, Аня — туфли, Алик — ботинки. Предложить детям посмотреть на картинки и ответить на вопросы:

— Что чистит Таня? (Таня чистит сапоги.)

— Что чистит Ваня? (Ваня чистит валенки.)

— Что чистит Аня? (Аня чистит туфли.)

— Что чистит Алик? (Алик чистит ботинки.)

7. Упражнение «Чего не стало?».

На доске предметные картинки с изображением обуви.

— Дети убирают чистую обувь в сундучок.

По команде дети закрывают глаза. Убрать в сундучок картинку с изображением обуви, попросить детей открыть глаза и отгадать, что дети (куклы) убрали в сундучок.

— Дети убрали сапоги.

— Дети убрали туфли. И т.д.

— Вот какие аккуратные дети! Всю обувь почистили и убрали в сундучок. У них порядок.

8. Итог занятия. На дом: задание 49.

 

 

Занятие 50

Тема: «Синий цвет. Согласование прилагательного с существительными мужского рода»

Цели:

1. Учить узнавать и находить предметы синего цвета.

2. Закрепить понятие «синий цвет».

3. Учить согласовывать прилагательное «синий» с существитель­ными мужского рода.

4. Развивать внимание, мышление, моторные навыки.

5. Воспитывать умение слушать речь логопеда и своих товари­щей.

Оборудование: большой грузовик, маленькие игрушки (мячи, Шарики и кубики красного, желтого, зеленого и синего цветов), картинки с изображением предметов красного, желтого, зеленого и синего цветов, красные, желтые, зеленые, синие круги, бубен, бума­га, синие фломастеры, наборное полотно или магнитная доска.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Упражнение «Чтоэто?».

Сообщить детям, что грузовик привез игрушки, предложить рас­смотреть их. Показывать по одной игрушке и спрашивать детей:

— Что это? (Это мячи. Это шарики. Это кубики.)

3. Упражнение «Покажи и скажи».

— Где синий мяч? (Вот синий мяч.)

— Где синий шарик? (Вот синий шарик.)

— Где синий кубик? (Вот синий кубик.)

4. Упражнение «Скажи, какой?».

Показать детям поочередно синие мяч, шарик и кубик, спрашивая про каждый предмет:

— Какой это мяч (шарик, кубик)? (Это синий мяч. И т.д.)

5. Подвижная игра «Красный, желтый, зеленый, синий».

У детей красные, желтые, зеленые и синие круги. На стульчиках такие же круги. Под звон бубна дети бегают. По сигналу бубна каждый ребенок занимает стульчик, соответствующий цвету его круга.

6. Игра «Парные картинки».

На доске 4 пары картинок с изображением предметов, различаю­щихся только цветом (самолет, грузовик, флажок, домик).

Выкладывать по одной картинке, предлагая детям найти ей пару синего цвета:

— Какой это самолет? (Это желтый (синий) самолет.)

— Какой это грузовик? (Это красный (синий) грузовик.) И т.д.

7. Рисование «Синий шарик и флажок».

Раздать детям листочки бумаги и фломастеры. Предложить нари­совать синие шарик и флажок по образцу. При необходимости ока­зывать детям индивидуальную помощь.

8. Итог занятия. На дом: задание 50.

 

 

Занятие 51 Тема: «Звук „И" (знакомство)»

Цели:

1. Уточнить артикуляцию звука «И».

2. Учить правильно произносить звук «И».

3. Учить интонировать звук «И».

4. Развивать артикуляторную моторику, слуховое внимание, рече­вое дыхание.

5. Воспитывать умение слушать речь логопеда, навыки культуры поведения.

Оборудование: «пушинки» (комочки ваты на ниточках), мышка-игрушка, предметные картинки, бубен.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Артикуляционная гимнастика:

• широко открыть рот — закрыть;

• показать длинный язык — убрать;

• язык бегает вправо-влево;

• показать зубы;

• улыбка (растянуть губы в улыбке);

• трубочка - с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты);

• облизать верхнюю губу вправо-влево;

• облизать нижнюю губу вправо-влево;

• надуть и сдуть щеки.

3. Игра «Ветер».

Прочитать детям стихотворение:

Дует, дует ветер, Дует, задувает. Легкие пушинки В воздух поднимает.

Затем произнести его вместе с детьми и подуть на комочки ваты, привязанные к ниточкам.

4. Упражнение «Спой звук „И"».

— Посмотрите, к нам прибежала мышка. (Показать детям мышку-игрушку.) Ей очень нравится хлебная корочка.

Мышка корочку грызет,

Громко песенку поет: «И-и-и-и-и-и!»

— И вы спойте мышкину песенку: «И-и-и-и-и-и!» (Хором и инди­видуально.)

Произносить «И» на выдохе, спокойно, длительно, без крика. Контроль за силой выдоха.

5. Подвижная игра «Мышка».

 

— Мышка в норке сидит (дети сидят на стульчиках), мышка гром­ко пищит. (Дети пищат.)

— Мышка в поле побежала (дети бегают под звон бубна), мышка тихо запищала (громко ударить в бубен — дети останавливаются и пищат).

Мышка в норку побежала (дети бегут на места), мышка долго пищала. (Дети сидят на стульчиках и пищат.)

6. Упражнение «Мышка»:

— Соединить ладошки, большие пальчики потянуть вверх -мышка. Произнести звук «И» обычным голосом.

— Сложить ладошки. Повернуть так, чтобы правая была свер­ху. Затем перевернуть так, чтобы сверху была левая. Мышка спит и поворачивается с одного бока на другой.

— Показать, как мышка проснулась и потянулась: растянуть пальчики ладошки как можно дальше. При этом произнести звук «И» длительно.

— Показать малюсенькую мышку (мышка испугалась, в комочек сжалась): соединить большой пальчик с другими. Произнести при этом звук «И» коротко.

Упражнения выполнить правой рукой, левой рукой, обеими рука­ми вместе.

7. Итог занятия. На дом: задание 51.

 

 

Занятие 52

Тема: «Синий цвет. Согласование прилагательного с существительными женского рода»

Цели:

1. Учить узнавать и находить предметы синего цвета.

2. Закрепить понятие «синий цвет».

3. Учить согласовывать прилагательное «синяя» с существитель­ными женского рода.

4. Развивать внимание, мышление, моторные навыки.

5. Воспитывать умение слушать речь логопеда.

Оборудование: кукла, корзинка, маленькие игрушки и картинки О изображением предметов красного, желтого, зеленого и синего цветов (лента, пирамидка, машина, чашка, тарелка), красные, желтые, зеленые, синие круги, бубен, наборное полотно или магнитная доска, мозаика.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Упражнение «Что это?».

Сообщить детям, что к ним в гости пришла кукла и принесла с собой корзинку.

Предложить поздороваться с куклой, рассмотреть, что лежит в корзинке. Достать по одному предмету из корзинки и уточнить с детьми название каждого.

— Что это? (Это лента (пирамидка, машина, чашка, тарелка).)

3. Упражнение «Покажи и скажи».

— Где синяя тарелка? (Вот синяя тарелка.)

— Где синяя пирамидка? (Вот синяя пирамидка.) И т.д.

4. Упражнение «Скажи, какая?».

Показать детям поочередно синюю пирамидку, синюю чашку, синюю ленту и т.д., спрашивая про каждый предмет:

— Какая пирамидка (чашка и т.д.)? (Это синяя пирамидка. И т.д.)

5. Подвижная игра «Красный, желтый, зеленый, синий» (см. заня­тие 50).

6. Игра «Парные картинки».

На доске 4 пары картинок с изображением предметов, различаю­щихся только цветом. Выкладывать по одной картинке, предлагая детям найти ей пару:

— Какая это шапка? (Это желтая (синяя) шапка.)

— Какая это тарелка? (Это красная (синяя) тарелка.) И т.д.

7. Игра «Мозаика». Раздать детям наборы мозаики и предложить выбрать только

синюю мозаику и выложить синюю дорожку. Спросить каждого ребенка: — Какая у тебя дорожка? (У меня синяя дорожка.)

8. Итог занятия. На дом: задание 52.

 

 

Занятие 53

Тема: «Зима (знакомство)»

Цели:

1. Формировать понятие «зима».

2. Уточнить и расширить словарь по теме.

3. Учить строить фразу из 3—4 слов.

4. Развивать внимание, память, моторику, правильное физиоло­гическое Дыхание.

5. Учить вслушиваться в речь логопеда и товарищей.

6. Воспитывать положительное эмоциональное отношение к этому времени года.

Оборудование: картинки по теме «Зима», предметно-схематиче­ские изображения признаков зимы (см. задание на дом 53), снежин­ки из тонкой бумаги на ниточках, наборное полотно или магнитная доска.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Упражнение «Посмотри в свое окно, все на улице бело».

— Дети, подойдите к окну. Посмотрите на улицу. Что везде лежит? (Ответы детей.)

— Правильно. Везде лежит снег.

А теперь посмотрите на детей, которые гуляют на улице. Что надели дети? (Ответы детей.)

Да. Дети надели теплую одежду.

- А вы знаете, почему они так тепло оделись? (Ответы детей.)

— Правильно. На улице холодно.

— Посмотрите на деревья. Видите, на них нет листьев. Какие стоят деревья? (Деревья стоят голые.)

— А теперь послушайте, как я расскажу о том, что мы увидели.

На улице холодно. Везде лежит снег. Деревья стоят голые. Дети надели теплую одежду. Это зима.

Задать детям вопросы:

— Дима, какое время года наступило? (Наступила зима.)

— Маша, какое время года наступило? (Наступила зима.) И т.д.

3. Упражнение «Что бывает зимой?».

Познакомить детей с предметно-схематическими изображе­ниями признаков зимы. Задать вопросы, добиваясь полных ответов:

— Как на улице?

— Что везде лежит?

— Какие стоят деревья?

— Что надели дети?

— Какое это время года?

4. Подвижная игра «Снежинки». Прочитать детям стихотворение:

Дует, дует ветер, И летят снежинки. В воздухе кружатся Легкие пушинки. Дует, дует ветер, Дует, задувает, Белые снежинки На землю опускает.

Предложить детям подуть на снежинки, а затем самим показать, как снежинки летят, кружатся и опускаются на землю.

Прочитать стихотворение еще раз и попросить детей выполнить соответствующие движения.

5. Работа с картинками «К нам зима пришла».

Поставить на наборное полотно картинки о зиме и попросить детей по ним назвать признаки зимы.

6. Итог занятия. На дом: задание 53.

 

 

Занятие 54 Тема: «Зима. Снежки. Рисование»

Цели:

1. Формировать сенсорномоторные навыки.

2. Уточнить и закрепить понятия о круге и шаре.

3. Закрепить признаки зимы и понятие «зима».

4. Учить пользоваться фразой из 3-4 слов.

5. Развивать внимание, память, тактильные ощущения, моторику.

6. Воспитывать умение выполнять инструкции логопеда.

Оборудование: картинки по теме «Зима», предметно-схематические изображения признаков зимы (см. задание на дом 53), плоскостное изображение матушки-зимы, круглые «снежки» из ваты и марли, голубая или синяя бумага, белые восковые мелки или фломастеры, наборное полотно или магнитная доска.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Работа с картинками «К нам зима пришла».

Поставить на наборное полотно предметно-схематические изображе­ния признаков зимы, задать детям вопросы, добиваясь полных ответов:

— Как на улице?

— Что везде лежит?

— Какие стоят деревья?

— Что надели дети?

— Какое время года наступило?

3. Подвижная игра «Снежки».

К нам пришла матушка-зима и принесла «снежки» (раздать «снежки»).

На прогулку мы ходили Дети шагают на месте.
И снежки с тобой лепили. Вот так, вот так Мы снежки с тобой лепили. Соединяют ладошки крест-накрест, изображая лепку снежков.
А потом мы их бросали, Точно в цель мы попадали. Бросают снежки в заданную цель.

4. Упражнение «Что лепили, мы расскажем».

Рассмотреть с детьми «снежки», объяснить слово «снежок» (снеж­ный шарик).

— Какой снежок по форме? (Снежок круглый.)

— Какой снежок по цвету? (Снежок белый.)

— Какой снежок по величине? (Снежок маленький.) Обобщить ответы детей:

— Снежок круглый, белый, маленький.

5. Рисование «Снежки».

Раздать детям листочки бумаги, белые восковые мелки и предло­жить нарисовать снежок круговыми движениями руки от центра.

Задать вопросы:

— Что ты нарисовал(а)? (Я нарисовал(а) снежок.)

- Какой снежок? (Снежок круглый, белый, маленький.)

6. Итог занятия.

Подарить нарисованные картинки матушке-зиме.

На дом: задание 54.

 

Занятие 55

Тема: «Звук „И" (продолжение)»

Цели:

1. Закрепить артикуляцию и произнесение звука «И».

2. Упражнять в произнесении изолированного звука.

3. Учить интонировать этот звук.

4. Развивать память, слуховое внимание, физиологическое дыха­ние, артикуляторную и мелкую моторику кистей рук.

5. Воспитывать умение слушать речь логопеда, навыки культуры поведения.

Оборудование: маленькие подносы, крупинки риса — «крошки»; игрушки - жеребенок, мышка, бубен.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Артикуляционная гимнастика.

— Посмотрите, к нам в гости прибежала наша знакомая мышка.

— Здравствуйте, дети.

— Здравствуй, мышка!

— Я хочу с вами поиграть и гимнастику вам показать. Каждое упражнение выполнить 5 раз:

• открыть — закрыть рот (норка мышки);

• язык вперед — убрать (выгляни из норки);

• поджать губы - расслабить (закрой норку на замок);

• язык бегает влево-вправо (где кошка?);

• показать зубы, спрятать (погрызи корочки хлеба);

• круговые движения языка (облизни остатки крошек).

3. Дыхательная гимнастика «Сдуй крошки».

Мышка ела корочки хлеба и оставила крошки. Сдуйте их. Раздать детям подносы с крупинками риса и предложить сдуть

их на другой край подноса.

4. Игра «Мышкины песенки».

Дети повторяют действия логопеда, делают упражнения правой и левой рукой.

- Мышка в норке сидит и от голода пищит: «И-и-и-и-и-и». (Отвести большой палец подальше от ладони, при этом долго произ­носить звук «И».)

- Мышка кашку быстро съела, песню радостно запела: «И!» (Соединить большой палец с остальными и коротко произнести:

«И/».)

- Чтобы кошка не слыхала, мышка тихо запищала: «И-и-и-и».

- А потом пошла плясать, стала громко пищать: «И-и-и-и!».

5. Подвижная игра «Мышка» (см. занятие 51).

6. Игра «Жеребенок».

- Песенку мышки услышал жеребенок. Песенка ему очень понра­вилась, и он тоже решил спеть такую:

Жеребенок на лугу

Бегал и щипал траву.

Он наелся и заржал,

Чтобы папа услыхал: «И-и-и-и-и-и!» (Громко и долго.)

Мама малыша ругает,

Громко ржать не разрешает:

«Жеребенок, не кричи,

Тихо «И» произнеси: «И». (Тихо и коротко.)

Т. Бардышева

Стихотворение несколько раз проговорить вместе с детьми, меняя интонацию при произнесении звука «И».

7. Итог занятия. На дом: задание 55.

 

 

Занятие 56 Тема: «Новый год»

Цели:

1. Уточнить и расширить знания об окружающем.

2. Формировать умение произносить фразу из 2-3 слов без пред­лога и с предлогом У.

3. Развивать память, внимание, моторику.

4. Воспитывать положительное эмоциональное отношение к празднику.

Оборудование: елка с игрушками, предметные и сюжетные кар­тинки, Дед Мороз и Снегурочка — игрушки или плоскостные изображения, разрезные картинки из 3 частей — на каждого ребенка.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Беседа «Скоро Новый год».

Задать детям вопросы:

— Какой скоро праздник?

— Что будем наряжать?

— Что повесим на елку?

— Кто придет к нам на праздник?

— Что принесет Дед Мороз детям?

3. Физкультминутка.

— Дед Мороз принес нам в подарок нарядную елочку. Давайте поиграем вокруг нее.

Маленькой елочке холодно зимой, Дети приседают на корточки. Встают, сжимаются «в комочек» от холода.
Из лесу елочку взяли мы домой. Рукой показывают на елочку. Делают «крышу» над головой.
Бусы повесили, встали в хоровод. Тянут руки вверх, берутся за руки.
Весело, весело встретим Новый год. Идут по кругу.

Игру повторить 2—3 раза.

4. Работа с картинкой.

- Посмотрите, ребята! Дед Мороз оставил нам под елочкой кар­тинку.

Рассмотреть с детьми картинку, задать вопросы, добиваясь пол­ных ответов:

- Какой это праздник? (Это Новый год.)

- Какая стоит елка? (Елка стоит нарядная.)

- Где Дед Мороз?

- Где Снегурочка?

- Что принес Дед Мороз? (Дед Мороз принес подарки.)

5. Упражнение «Покажи и скажи».

Предложить детям рассмотреть картинки. Затем спросить каждого ребенка, показывая на картинку:

- Что у Тани? (У Тани мишка.)

- Что у Вани? (У Вани пирамидка.)

- Что у Ани? (У Ани кукла.)

- Что у Алика? (У Алика мяч.)

6. Игра «Разрезные картинки».

- А Снегурочка принесла нам подарки.

Раздать детям разрезные картинки из 3 частей и предложить их сложить, чтобы узнать название подарка. Когда дети сложат картинки, задать им вопросы:

- Петя, что у тебя? (У меня мяч.) И т.д.

7. Итог занятия.

Поблагодарить Деда Мороза и Снегурочку На дом: задание 56.

Занятие 57 Тема: «Елочные игрушки»

Цели:

1. Уточнить и расширить словарь по теме.

2. Формировать обобщающее понятие «елочные игрушки».

3. Формировать простую распространенную фразу с предлогом НА и без предлога.

4. Учить сопровождать свои действия речью.

5. Развивать внимание, память, моторику.

6. Воспитывать положительное эмоциональное отношение к празднику.

Оборудование: елка, елочные игрушки, предметные картинки, сунду­чок, письмо от Деда Мороза, наборное полотно или магнитная доска.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Игра «Новогодний сундучок». На столе стоит елка.

— Что это? (Это елочка.)

— Скоро Новый год, а наша елочка ненарядная. Что нам делать? (Надо нарядить елочку.)

— Где нам взять елочные игрушки? Ой! Смотрите какой-то сунду­чок и письмо. Давайте прочитаем письмо.

«Дорогие ребята! Я посылаю вам новогодний сундучок с елочны­ми игрушками. Нарядите свою елочку. Дед Мороз».

Достать из сундучка по одной игрушке и спросить:

— Что это? (При затруднении назвать игрушку и проговорить слово с детьми.) (Это бусы (шарик, шишка, мишура, хлопушка, звездочка, сосулька, фонарик).)

— Что это все? (Это все елочные игрушки.)

3. Игра «Нарядим елку».

Предложить детям вешать на елку игрушки и говорить, что они делают.

— Я вешаю бусы.

И т.д.

Проговорить 2—3 раза с детьми стихотворение:

Наша елка высока, Достает до потолка. А на ней игрушки, Бусы и хлопушки.

4. Физкультминутка (см. занятие 56).

5. Работа с предметными картинками.

На наборном полотне стоят предметные картинки с изображенн­ой елочных игрушек, которые дети повесили на елку. 11редложить детям внимательно посмотреть и ответить:

- Что это? (Это бусы (шарик, шишка и т.д.).)

Затем попросить детей вспомнить, какие игрушки они повесили.

- Петя, что ты повесил на елку? (Я повесил на елку бусы.)

6. Итог занятия.

- Вот какая нарядная, красивая у нас елка! На дом: задание 57.

 

Занятие 58 Тема: «Разноцветные шарики»

Цели:

1. Закреплять восприятие эталонов красного, синего, желтого и зеленого цветов.

2. Закреплять практическое усвоение согласования прилагатель­ных, обозначающих цвет, с существительными мужского рода.

3. Формировать навыки фразовой и диалогической речи.

4. Развивать внимание, память, моторику, физиологическое дыха­ние.

5. Воспитывать умение слушать речь логопеда и товарищей.

Оборудование: игрушки шарики и плоскостные шарики красного, зеленого, желтого и синего цветов, зажимы, коробка, наборное полотно или магнитная доска.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Игра «Подарки Снегурочки».

Сообщить детям, что Снегурочка прислала им подарки.

Открыть большой конверт и достать оттуда плоскостные двухсто­ронние шарики (одна сторона белая, другая цветная) и поставить их на наборное полотно белой стороной к детям.

— Ой! Что случилось с нашими шариками? Наверное, их Зимушка-зима заморозила. Надо им помочь. Давайте подышим на шарики и согреем их.

Вы на шарик подышите. И какой он стал, скажите!

Дети дышат на шарики. Перевернуть шарики, поставить на набор­ное полотно цветной стороной и спросить про каждый шарик:

— Какой это шарик? (Это красный (синий, зеленый, желтый) шарик.)

3. Подвижная игра «Найди свой шарик».

Прикрепить к стульям на зажимах ниточки с разноцветными шариками. На одном стуле шарик зеленого цвета, на другом — крас­ного, на третьем — желтого, на четвертом — синего. Раздать детям по одному плоскостному шарику какого-нибудь вышеперечислен­ного цвета. По команде «Раз, два, три — свой шарик найди!» дети ищут стул с шариком соответствующего цвета.

4. Игра «Уберем шарики».

После игры дети садятся на места со своим шариком. Предложить детям поиграть:

Какой шарик - назови И в коробку убери.

— У меня синий, — говорит логопед, кладет шарик в коробку и спрашивает:

— Петя, какой у тебя шарик? (У меня красный шарик.) (Отвечая, ребенок кладет шарик в коробку.)

Логопед просит Петю:

— Спроси Аню: «Аня, какой у тебя шарик?» (Петя спрашивает.) И т.д.

Когда все шарики убраны, обратить внимание детей на большие шарики, которые остались на наборном полотне (см. пункт 2), предложить детям угадать, какой шарик убран в коробку. По коман­де дети закрывают глаза, в это время убрать один из шариков.

- Какой шарик я убрала? (Вы убрали красный шарик.) И т.д.

5. Итог занятия. На дом: задание 58.

 

 

Занятие 59 Тема: «Звук „О" (знакомство)»

Цели:

1. Уточнить артикуляцию звука «О».

2. Учить правильно произносить звук «О».

3. Учить интонировать звук «О».

4. Развивать артикуляторную, мелкую и общую моторику, слухо­вое внимание.

5. Воспитывать умение слушать речь логопеда, навыки культуры поведения.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.