Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Брачно-семейное право в законах Хаммурапи






Брак считался действительным только при наличии договора, без него брак признавался недействительным. Был возможен брак свободного с рабыней, причем дети от такого брака считались свободными и не могли быть ущемлены в правах. Узаконивалась процедура вступления в брак и предсвадебных действий. Жених платил будущему тестю некоторое подобие выкупной платы и свадебный подарок. Также дочь получала от отца приданое, которое впоследствии передавалось жениху. Выкупная плата за невесту уже не была обязательным условием заключения брака, что говорит об отходе от пережитков первобытности. Брак возникал вследствие заключения брачного договора, а не вследствие отдачи выкупного платежа. В случае отказа жениха он терял как выкупную плату, так и свадебный подарок, которые оставались в семье невесты, однако в случае отказа семьи отец должен был вернуть все полученное в двойном размере. Таким образом, выкупная плата в данной ситуации выступала как залог обеспечения договора. Приданое принадлежит девушке и остается у нее и после смерти мужа, при его жизни оно находится в его пользовании. После смерти жены приданое переходит либо ее детям, либо (если таковых не имеется) ее отцу. Приданое остается у жены и в случае развода. Единственный случай, когда приданое переходит мужу- в случае развода из-за ненадлежащего поведения супруги. На протяжении брака жена получала от муже подарки, которые должны были обеспечить ее существование в случае смерти мужа, причем это могло быть и движимое и недвижимое имущество.

Основная форма брака - моногамия, однако допускалась полигамная семья в определенных случаях:

- если жена «станет поступать безрассудно, разорять свой дом или пренебрегать своим мужем»

- если жена бездетна или не в состоянии родить сыновей, то муж может взять себе наложницу, но последняя не должна ставиться в равное положение с женой

- если жену поразила тяжелая болезнь, однако муж не в праве отвергать такую жену

- если в жены взята жрица, не имеющая право заводить детей, то муж заводит наложницу, чьи дети считаются детьми жрицы

Жена имеет право предоставить мужу рабыню, которая будет рожать детей, и тогда муж не может заводить наложницу. Жена занимает довольно высокое положение и обладает многими правами. Она распоряжается приданым и подарками мужа, может заключать сделки, т. е. выступать в качестве субъекта имущественных отношений, по своему желанию завещает имущество умершего мужа своим детям, может арендовать имущество, заниматься ростовщичеством, ремеслом и торговлей. Для жены недопустимо многомужество, за измену назначается смертная казнь. Также затруднителен развод по инициативе жены (меньше условий для расторжения брака, нежели для мужа). Если муж попадает в плен, то жена может выйти замуж вторично, только если у нее нет средств к существованию, а по возвращению мужа вернуться в старый дом. При разводе муж отдает жене приданое, а если жена бездетна, то еще и выкупную плату, если при заключении брака выкупная плата отсутствовала, то муж платит 1 мину серебра как плату за развод. Вдова с малолетними детьми может выхолить замуж только по решению суда, а имущество, оставшееся от первого мужа, описывается и остается в сохранении: жена и ее новый муж не могут продавать ничего из такого имущества, предназначенного для детей.

Пережитки патриархального быта видны и в отношениях детей и родителей. Отец имеет сильную власть над детьми. Так, он мог отдать детей в кабалу, продать в рабство для отработки своего долга. Законы Хаммурапи также говорят и об усыновлении, об условиях, порядке усыновления, а также о возможных случаях лишения прав на усыновление. Усыновление, осуществленное путем насилия над усыновляемым, признавалось недействительным. Усыновленные дети включались в завещание.

 

2.Основные черты правовой культуры средневековой Западной Европы. О сущности явления, называемого «рецепцией римского права».

Основной чертой средневекового права западной Европы является его раздробленность, отсутствие единства. Основным правом является право каноническое, которое регулирует отношения между духовными и светскими лицами; наряду с ним существует и развивается королевское право, городское и иное право. Феодальная система (сращение власти и собственности) порождает неравное количество прав внутри класса феодалов. Так, некоторые крупные феодалы обладали теми же правами, что и король (право чеканить монету, наказывать смертью). Феодальные собственники зависели не только от короля, но и друг от друга, образовывая феодальную иерархическую лестницу. В основе отношений феодального класса лежало договорное начало: об этом свидетельствует институты омажа (ритуала, оформлявшего систему отношений вассал – сюзерен) и инвеституры (оформление передачи земли). Феодальный договор был взаимным, каждая их сторон имела свои права и обязанности. Так, вассал нес воинскую повинность, в определенных случаях предоставлял сюзерену денежную помощь, а сюзерен в свою очередь охранял вассала и его имущество, оказывал судебную защиту и т. п.. Феодальный договор имел также личный характер, а феодальная собственность носит условный характер (с прекращением выполнения повинностей прекращается и право владения этой землей). Особые политические отношения церкви и государства в результате дают особую систему судов церковной юрисдикции, т. е. передачи части споров о праве в ведомство католической церкви. Для этих судов, которые называют инквизиционные. Характерны такие принципы, как презумпция виновности подозреваемого, обязательные пытки во время допроса; письменное судопроизводство, введение системы формальных доказательств и др.. Каноническое право играет огромную роль в средневековом обществе и постоянно эволюционирует. Изначально нормы церковного права закреплялись в императорских законах, которые потом входили в сборники канонического права; в 12 веке начался переход к новому каноническому праву. Городское право включало в себя обычаи, решения судов, статуты, королевские и сеньориальные хартии, пожалованные городу, сборники торгового права, морские обычаи, составленные в других городах. Основным источником права в средние века является обычай, но теперь не варварский, а феодальный.

+О РЕЦЕПЦИИ СМОТРЕТЬ В СТАТЬЕ ТОМСИНОВА В.А. «РЕЦЕПЦИЯ РИМСКОГО ПРАВА В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ»

 

3.Институт сезины в средневековом праве

Под сезиной понималось такое господство лица над вещью, которое, в случае его нарушения, должно защищаться в судебном порядке. Многие обычаи позднейшего времени предусматривали передачу сезины путем простой традиции и оформлением соответствующего договора или с занесением заявления продавца о передаче сезины в судебный реестр. Сезина могла приобретаться в результате давности владения. В ранних кутюмах срок приобретательной давности исчислялся 1 годом со дня приобретения. В более поздних кутюмах под влиянием римского права срок приобретательской давности увеличивается до 10 лет.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.