Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Войцех Ежи Хас






Прерванную началом войны учёбу, продолжил в военные годы, сначала в Кракове в Учебном Заведении по Коммерции, а после — в Художественной Школе (Szkoł а Przemysł u Artystycznego) на отделении Графики. Когда Школа была окончена, Войцех Хас устроился работать в шахту. В 1943 году недолго проработал в книжном издательстве. В 1945 поступил в Академию Изящных Наук в Кракове и учился там до 1947 года. В то же самое время Войцех Хас посещал лекции по Кинопроизводству, которые окончил в 1946 году и начал работу на студии документальных фильмов. В 1951—1956 работал на Киностудии Просвещение в Лоди, снимая документальные фильмы. С 1955 работал вместе с группой кинорежиссёров «Русалка» («Syrena»), далее в «Иллюзионе»(«Iluzjonie») и с 1958 с группой «Камера». В 1981-87гг был руководителем художественного коллектива «Рондо». В 1987-89гг член Комитета Кинематографии. Являлся научным работником Государственной Высшей Школы Кинематографии, Телевидения и Театра им. Л. Шиллера в Лоди — PWSFTviT («Pań stwowa Wyż sza Szkoł a Filmowa, Telewizyjna i Teatralna im. Leona Schillera w Ł odzi»). 1989-90гг — декан факультета школы.1990—1996гг — ректор. При PWSFTviT существовала художественная студия «Indeks», которую Войцех Хас патронировал и являлся её директором.

Дебютной работой режиссёра в художественном кинематографе стала среднеметражная лента «Гармония» (1947). Далее режиссёр снимал документальные и научно-популярные ленты. Фильм «Петля» (1957) по произведению Марека Хласко принёс известность актёру Густаву Холоубеку, потом снимавшемуся во многих фильмах Хаса. «Петля» — трагическая история одного алкоголика — содержала в себе в свёрнутом виде основные особенности стиля Хаса: сочетание бытового и экзистенциального начал и визуальный экспрессионизм. Вышедшая на экран в 1958 году картина «Прощание» по повести Станислава Дыгата получила приз ФИПРЕССИ на ХII Международном кинофестивале в Локарно. В дальнейшем режиссёр снял ряд экранизаций литературной классики, снискавших международную известность. Фильм по повести Чехова «Скучная история», хотя и демонстрировался в Москве во время одного из кинофестивалей, отечественному зрителю почти не знаком. Тема смерти, одна из ключевых в творчестве Хаса, с особой выразительностью раскрыта в последней его картине, изысканной сюрреалистической притче с эзотерическим акцентом «Недолгое путешествие Бальтазара Кобера». Виртуозом творческих переложений был Войцех Хас, едва ли не самый оригинальный и значительный режиссёр польского кино. Марсель Прустговорил, что идеальный читатель всегда читает самого себя — в чужих книгах находит собственную книгу. Именно так воспринимал литературу Хас, перенесший на экран три шедевра — «Рукопись, найденную в Сарагосе» Яна Потоцкого (1965), «Куклу» Болеслава Пруса (1969) и «Санаторию под клепсидрой» Бруно Шульца (1973)

Войцех Ежи Хас (1925, Краков – 2000, Лодзь) почти всю жизнь провел в Кракове – городе особенном, который издавна вдохновлял своей магической атмосферой художников и писателей. Хас сторонился активного участия в жизни профессионального сообщества, ему было комфортно находиться вдали, держать дистанцию. Он славился неразговорчивостью – возможно, еще и поэтому в его фильмах решающая роль всегда принадлежит изображению. Впрочем, нельзя забывать, что Хас учился живописи в Академии изящных искусств. Параллельно окончил курсы кинематографической подготовки, которые были организованы после войны в Кракове (за несколько лет до открытия киношколы в Лодзи).

Как и многие другие режиссеры его поколения, Хас начинал в документалистике. Полнометражный игровой дебют состоялся относительно поздно, в 1957 году. И сразу стало очевидно, что экспрессионистская «Петля» по одноименному рассказу бунтарского писателя Марека Хласко не вписывается в канон классической «польской школы» с ее социально-исторической проблематикой. Критика называла эту ленту самой «черной», самой пессимистичной чуть ли не за всю историю польского кино.

Дальше Хас несколько изменил интонацию, обогатив ее лирико-ностальгическими тонами, и тем не менее общее звучание неизменно оставалось трагическим, безысходным. Со временем картины режиссера все более тяготели к сюрреализму, что наиболее полно выразилось в его единственной ленте 70-х – «Санаторий под клепсидрой» по роману Бруно Шульца (1973). Визуальная изобретательность и пышность достигают пика в трех последних фильмах режиссера, которые позволяют сравнивать его с Питером Гринуэем, однако представляются не столь бесспорными, как предыдущие ленты. В последние годы он не снимал, посвятив себя работе с начинающими кинематографистами. С 1990 по 1996 годы Хас был ректором киношколы в Лодзи (режиссуру он преподавал там с 1974). Также стал первым директором и художественным руководителем студии «Индекс», действующей при киношколе, и помогал делать первые серьезные шаги в профессии таким известным ныне режиссерам, как Малгожата Шумовская или Мариуш Гжегожек.

Музей кино, Польский культурный центр и Кинотеатр им. Моссовета проводят в Москверетроспективу Хаса. В ней представлен ранний, камерный период творчества режиссера, в котором практически каждая картина – жемчужина, навсегда вошедшая в историю кино. Замечательный киновед Мария Корнатовская однажды сказала: «Он не гонится за актуальностью, не дает обмануть себя сиюминутной конъюнктуре, но в то же время его фильмы связаны – и притом глубоко – с современностью». Возможно, это важнейшая черта Хаса, его главный шифр.

 

Агнешка Холланд По возвращении в Польшу работала ассистентом режиссёра у Анджея Вайды и Кшиштофа Занусси, снялась в нескольких ролях второго плана. С середины 1970-х начала делать собственные фильмы (короткометражная лента Вечер у Абдона, 1975, по Ивашкевичу). С 1981 работала за рубежом, сначала в Германии и Франции, затем в США. Снимает игровые, документальные и рекламные фильмы. Кроме сценариев своих фильмов, писала сценарии для Анджея Вайды (Без наркоза, Любовь в Германии, Дантон, Бесы, Корчак и др.) и Кеслёвского (Три цвета).

Лауреат многочисленных премий. Преподает в Бруклинском колледже Нью-Йоркского университета.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.