Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вторая республика во Франции. Конституция 1848 г. Вторая империя.






 

Зимой 1848 г.население Парижа, прежде всего рабочие, подняло-сь на вооруж/восстание.Непосредст­венным толчком к нему послу-жил расстрел в феврале этого года мирной безоружной демонстра-ции парижан, требовавших демокра­тизации полит/строя и приня-тия конкретных мер по улуч­шению тяжелого экономич положения народа.На следующий день восставшие овладели основными стра-тегическими пунктами столи­цы.Луи-Филипп отрекся от престола. Сформировалось Временное правительство из представителей ли-берально-демократич оппозиции.Была провозглашена рес­публика. Правительство обязалось ввести всеобщее прямое изби­рательное право.Декретом о труде провозглашалось право на труд и обязан-ность гос-ва обеспечить всех работой, сократить про­должительно-сть рабочего дня в Париже до 10 часов и в провинции до 11.Было обещано провести и др демократические меры.Одновременно пра-вительство укрепляло вооруженные силы.Весной 1848г. состоя-лись выборы в Учредительное собрание, к-рое должно было при-нять конституцию республики.Подавляю­щее большинство Собра-ния составили крупные буржуа и земельные собственники, генера-лы, представители высшего духовенства.После выборов новые правящие круги отменили все нормативные акты, предусматрива-вшие некоторое улучшение положения трудящихся.Не исключено, что буржуазное правительство, ободренное результа­тами выборов, умышленно провоцировало рабочих на выступление.Восстание началось 22июня 1848г.Четыре дня рабочие героически сражались на баррикадах, но, не имея союзников, были разбиты ре­гулярной ар-мией-мобилями(мобильной гвардией).Конституция 1848года. Основными принципами установленного Конституцией гос/строя стали республиканская фор­ма правления, разделение властей, представительное правление.Высшим органом законод-ной власти объявлялось Националь­ное собрание.Ему предоставлялось исклю-чительное право приня­тия законов, включая формирование бюд-жета, решение вопросов войны и мира, утверждение торговых дого-воров и некоторые др вопросы.Депутаты Собрания избирались сроком на 3 года.Главой исполнит власти становился президент. Под его на­чалом были армия, полиция, административный аппарат. Прези­дент назначал и смещал министров, командующих армией и фло­том, префектов, губернаторов колоний и др высших должн лиц. Учредительное собрание поставило президента во многом в неза-висимое от парламента положение: президент выбирался избирате-лями от департаментов, а не Собранием.В качестве совещатель-ного органа, рассматривающего законо­проекты правительства, уч-реждался Гос совет.В его компетенцию входил также надзор за применением законов.Чле­ны Гос совета назначались Националь-ным собранием сроком на 6 лет.Органы центрального и местного управления не претерпевали сколько-нибудь существенных из-менений.Сохранялось прежнее административно-территориальное деление на департаменты, дист­рикты и коммуны.Неизменной ос-тавалась власть префекта в де­партаменте.Вводилось всеобщее и прямое избирательное право при тайном голосовании.Избирате-лями могли быть все французы в возрасте от 21 года, по-льзующиеся гражданскими и политич правами.Избранными могли быть те же лица, достигшие 25-летнего возраста.Специальная глава Конституции была посвящена демократиче­ским правам и свободам граждан.Фиксированные в Конституции демократич- институты, равно как и последовательно проведен­ное разделение властей, могли быть успешно реализованы лишь при условии от-носительно стабильной внутриполитической обста­новки, чего не было тогда во Франции.М/у тем Конституция не содержала долж-ных правовых средств стабилизации общества.Более того, она не предусматривала необходимых «противовесов» в случае возмож-ного конфликта конституционных властей.Либерально-демокра-тические положения Конституции оказа­лись недолговечными. Сначала был введен 6-месячный ценз осед­лости для избирателей, потом его увеличили до 3 лет.Опреде­ление срока проживания ра-бочих было поставлено в зависимость от показаний работода-телей.В результате из списков избирателей вычеркнули свыше 3 млн. граждан.Вторая империя. Первым избранным президентом республики стал Луи-Наполеон, племянник Наполеона Бонапарта. Луи-Наполеон был избран главным образом благодаря голосам крестьян, наивно поверивших бона­партистским агитаторам, уверя-вшим, что «племянник своего дяди»уменьшит бремя налогов, обес-печит дешевые кредиты ит.д.Эти обещания не были выполнены. Что касается банкиров и крупных предпри­нимателей, то канди-датура Луи-Наполеона устраивала их главным образом постольку, поскольку они связывали с его первоначаль­ной популярностью и честолюбием планы установления в стране сильной власти, спо-собной предотвратить новые революционные выступления и обес-печить им полную свободу для спекуляций внутри страны и коло-ниальных захватов за ее пределами.Всем этим воспользовался Луи-Наполеон.Его желание остать­ся у власти наталкивалось на твердый срок президентства, установ­ленный Конституцией(4г), и запрещение переизбрания.В дек1851г., грубо нарушив Конститу-цию, Луи-Наполе­он, опираясь на худшие элементы войска, разог-

 

 

нал Национальное собрание.Наиболее активные антибонапар-тисты были арестова­ны, Конституция 1848 г. упразднена.Военно-полицейскими мера­ми были разгромлены или загнаны в подполье еще оставшиеся к тому времени республиканско-демократические группы и орга­низации. Многие республиканцы были вынуждены эмигрировать.В нояб1852г.специальным законом империя была восстановлена де-юре, а Луи-Наполеон стал импе­ратором францу-зов под именем Наполеона III.В стране установилась военно-полицейская диктатура Луи-На­полеона. Новому режиму были свойственны некоторые специфи­ческие черты. Играя на противоречиях, лавируя между интересами буржуазии и пролетариата, империя пыталась играть роль посред­ника между ними, надклассового арбитра, стараясь внушить мысль о возможности ликвидации межсоциальных противоречий мирным путем при содействии властей. Вместе с тем монархия преследовала демократические организации.

 

 

17. Третья республика во Франции. Конституционные законы 1875 года.

Политическая проблема первых послевоенных лет была связана с будущим государственным строем страны. При­нятие Конституции должно было стать делом Учредительного собрания. Однако по настоянию пра­вительства функции такого органа были вручены Национально­му собранию. Его состав был крайне консервативным. Подавляющее большинство составляли монархисты.

Но во Франции уже не было достаточной социальной базы для монархии. Это вынудило монархическое большинство в Со­брании временно отказаться от восстановления монархии. Собра­ние несколько изменило свою политику, суть которой создать строй максимально приближенный к монархии, чтобы затем вернутся к ней.

Конституционные законы 1875 г. Было принято три основных закона, которые в совокупности и составили новую Конституцию страны: Конституционный закон об организации государственных властей, Закон об организации сената и Закон об отношениях го­сударственных властей. Конституционные акты определяли струк­туру и компетенцию отдельных высших органов государственной власти. Ни одна статья прямо не утверждала республику. Лишь наличие президентской власти свидетельствовало о немонархической форме правления да в самом Законе употреблялся термин «президент республики». В Конституции не были упомянуты демократические права и свободы граждан.

Но в целом три конституционных закона устанавливали рес­публиканский строй во главе с президентом, парламентом как высшим органом законодательной власти и парламентским прави­тельством.

Президент избирался на семь лет абсолютным большинством голосов сената и палаты депутатов, соединенных для этой цели в единое Национальное собрание. Он мог быть переизбран. Ему было предоставлено право законодательной инициативы, опубли­кования законов, наблюдения за их исполнением. Он мог отсро­чить заседания палат, потребовать повторного обсуждения законо­проекта, уже согласованного палатами. С согласия сената он рас­пускал палату депутатов до истечения законного срока ее полномочий. Президент являлся главой вооруженных сил. Ему предоставлялось право назначения на все высшие военные и гражданские должности. Он имел право помилования.

Законодательная власть должна была осуществляться пала­той депутатов и сенатом. Констатирование парламентских учреждений преследовало прежде всего цель нейтрализовать пала­ту депутатов — по существу единственный орган в системе госу­дарственного механизма, комплектуемый на основе прямых выбо­ров, поэтому в какой-то мере зависящий от мнения избирателей. В качестве противовеса нижней палате учреждался сенат. Сенат был независим от рядовых избирателей. Вместе с тем сенату предоставлялись равные с палатой депутатов права в области законодательства. Устанавливалось только, что палата депутатов первой рассматривает финансовые законопроек­ты. Фактически создавалось положение, когда без согласия сената ни один законопроект не мог получить силу закона. Более того, сенат имел ряд преимуществ по сравнению с палатой депутатов. С его согласия президент мог распустить палату депутатов, сенат же роспуску не подлежал. Сенат мог быть превращен в верхов­ный судебный орган для суда над президентом и министрами.

В Конституции не было специального раздела, посвященного высшим органам государственного управления. Законы содержали отдельные фрагментарные положения, касающиеся деятельности министров. Так, говорилось о солидарной ответственности минист­ров перед палатами за общую политику правительства, о праве министров иметь доступ в обе палаты и т. д.

Всем этим по существу и ограничивалось содержание консти­туционных законов.

 

Борьба между монархистами и рес­публиканцами продолжалась и после 1875 г. Содержание борьбы во мно­гом определялось стремлением отдельных групп монархически на­строенных банкиров, крупных предпринимателей и землевладельцев занять особо привилегированное положение в государстве. Против претендентов на «монополию власти» выступала вся остальная Франция. Это и обусловило конечную победу республиканцев.

Упрочение республики привело к важному изменению фактического конституционного режима. Это касалось прежде всего президентской власти. Широкие полномочия президента стали предметом резкой критики. В то же время в конституционных полномочиях главы государства новые правящие круги видели важную гаран­тию на случай внутриполитических осложнений. Выход был найден в фактическом ограничении роли и функций президента. Стали выбирать мало­значительных деятелей, не способных к проведению самостоятельной политической линии. Большая часть правомочий президента фактически перешла парламенту и правительству. При фактическом сужении его полномочий ему отводилась роль своеобразного резерва власти на случай возмож­ного кризиса парламентских и правительственных структур.

В 1884 г. в обстановке оживления демократического движения в стране были приняты некоторые важные поправки и дополнения к Конституции 1875 г. В частности, запрещалось пересматривать республиканскую форму правления; представители династий, пра­вивших во Франции, лишались права избираться на пост прези­дента; был изменен порядок комплектования сената (упразднялась категория несменяемых сенаторов — теперь их всех избирали вы­борщики от коммун; причем коммуны с большей численностью населения избирали большее количество выборщиков).

В итоге фактический конституционный строй претерпел важ­ные изменения. В конце XIX в. в стране утвердилась парла­ментская республика. Парламент занял доминирующее положе­ние в государственном механизме. Это прежде всего неограничен­ные полномочия в области законодательства и расширение влияния на деятельность правительства. Совет министров форми­руется из представителей партий, получивших большинство на вы­борах и составивших парламентское большинство. Правительство ответственно перед парламентом (вотум недоверия, вынесенный хотя бы одной из палат парламента, обязывал правительство вый­ти в отставку). Произошло умаление власти президента. Наделен­ный конституционными законами значительными полномочиями, он на практике не оказывал существенного влияния на государст­венную работу.

Важным элементом механизма власти, утвер­дившейся в стране, стали политические партии. К концу XIX в. исчезло прежнее деление партий на монархические и республиканские. Бывшие крайние монархисты составили небольшую, пользующуюся незначительным влиянием консервативную партию. Не выступая открыто против республики, она пыталась помешать всем мероприятиям, способствующим демократизации государст­венного строя.

Республиканцы разделились на несколько политических груп­пировок, основными из которых были левые республиканцы, ле­вые демократы, республиканско-демократический союз. Они не представляли сколько-нибудь устойчивых объединений. Непрерывно следовавшие одно за другим соци­ально-политические потрясения препятствовали консолидации политических сил.

В конце XIX в. возникли рабочие партии. Парламент оставался основным звеном государственных властей. В этой связи особое значение имел порядок выборов депутатов. Па­лата депутатов избиралась на основе прямого избирательного права по мажоритарной системе в два тура. Страна делилась на избирательные округа. От каждого округа мог быть избран один депутат. В пер­вом туре избранным считался кандидат, собравший абсолютное боль­шинство голосов

В выборах могли участвовать лица, имевшие французское гра­жданство, достигшие 21 года и проживавшие в одном месте не менее шести месяцев. Избирательных прав были лишены женщи­ны, военнослужащие и коренные жители колоний.

Сенаторы избирались путем непрямого всеобщего голосова­ния. Каждая коммуна выбирала одного выборщика. Выборщики избирали сенаторов. Избирательными ок­ругами для них были департаменты. Для избрания в сенаторы тре­бовалось абсолютное большинство голосов в первых двух турах. В третьем туре достаточно было относительного большинства.

Правительство. Многопартийный состав парламента приводил к частой смене кабинетов министров. Срок функцио­нирования правительства в период с 1875 по 1918 г. не превышал в среднем одного года.

Местное управление. Республика в основном сохранила преж­нее административно-территориальное деление, унаследованное от Первой империи. Отдельные министерства имели департамен­ты, а в ряде случаев в более мелких административных единицах свои территориальные управления. Полномочным представителем центральной власти в департаменте, концентрировавшим почти всю полноту власти на местах, являлся префект, назначавшийся на пост декретом президента. Во главе округа находился супрефект, назначав­шийся министром внутренних дел и подчиненный префекту.

Выборные местные органы. Департаментские генеральные сове­ты, окружные советы, муниципалитеты в коммунах ведали вопросами местного благоустройства, раскладки налогов и т. д.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.