Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос. Конституция США 1787 г. Билль о правах 1791






 

В 1787 г. в Филадельфии собрался Кон­ституционный конвент, на к-рый 12 штатов(кроме штата Род-Айленд)прислали 55 делегатов.По-чти все делегаты имели большой опыт государственно-правовой работы или предпринима­тельской деятельности.Видную роль сре-ди них играли политиче­ские деятели и юристы Гамильтон, Вашинг-тон, Мэди­сон, Рандольф, Уилсон и некоторые др.Результаты ра­боты, выполненной учредителями, свидетельствуют о высоком уровне их теоретической подготовки, творческом подходе к трудам выдаю-щихся европейских ученых-конституционалистов, об умении раци-онально применять общетеоретические установки к конкрет­ным историческим условиям.Итогом четырех месяцев тщательной и всесторонней работы стала Конституция 1787 г., к-рая в главных положениях функ­ционирует и ныне.Одним из определяющих на-чал, положенных в основу этого документа, явилось разделение вла-стей на зак, исп и суд Зак-я власть вручалась Конгрессу, состоящему из 2-х палат-сената и палаты представителей.Его важнейшей пре-рогативой было законодательство, прежде всего финансовое (бюд-жет, налоги ит.д.).В этой области обе палаты наделялись равными правами за некоторым исключением: законопроекты от­носительно налогов должны были исходить от палаты представи­телей, сенат мог предлагать поправки.Законопроект, принятый обеими палата-ми, приобретал силу закона после подписания его презид-м втеч 10 дней(по истечении этого срока законо­проект считался принятым). Если презид-т отклонял законопро­ект, Конгресс мог добиться его утверждения, повторно одобрив 2/3 голосов в обеих палатах, т.е. пре-дусматривалось отлагатель­ное вето президента.Испол-ю власть во-зглавлял президент, к-рый наделялся правомочиями главы гос-ва и главы правительст­ва.Как глава гос-ва он был главнокомандующим, имел пра­во помилования и отсрочки исполнения приговоров, «по согласию и совету»сената назначал послов и др высших должн-х лиц, созывал палаты Конгресса в экстренных случаях, а также осу-ществлял некоторые др полномочия.Как глава правитель­ства през-идент руководил текущим управлением страной с помо­щ подчине-нного ему гос/аппарата, издавал адми­н-ные распоряжения, к-рые не должны, однако, выхо­дить за рамки законов.Общефедеральную су-дебную систему возглавлял Верховный суд США.По наиболее важ-ным делам вводился суд присяжных.Таким образом, предусматри-валась конституционная система «сдержек и противовесов». Конг-ресс мог отклонить законопроекты, внесенные презид-м, сенат-не согласиться с предложенной президентом кандидатурой на важный должн-й пост.Конгресс получил право привлекать президента к от-ветственности в порядке импичмента.В этом случае палатой пред-ставителей возбуждалось дело и формулировалось обвинение, а се-нат рассматривал дело под председательством главного судьи Вер-ховного суда США.Для при­знания подсудимого виновным требо-валось 2/з голосов присутство­вавших сенаторов.При этом осужде-ние должно было ограничи­ваться «...удалением от должн-и, запре-щением занимать в США какую-либо долж-ть, с к-рой соединяются почет, доверие и выгода».В свою очередь президент, используя пра-во отлагатель­ного вето, мог замедлить принятие закона, а при под-держке части конгрессменов добиться снятия его с обсуждения. Введение 2-хпалатной системы(бикамерализм), обу­словленное многими причинами, предполагало известную конку­ренцию палат, предотвращало возможность узурпации законода­тельной власти одной палатой.Конституция предусматривала правила формирова-ния гос властей.Депутатов палаты представителей выбирали по штатам (один депутат от 30 тыс. граждан, соответствующих множе-ству цензов).Сенат состоял из выборных законодательными собра-ниями штатов(два сенатора от штата).Президент избирался в ходе двухстепенных выборов.(Население по штатам избирало «выбор-щиков», а те-президента.Количество выборщиков от ка­ждого штата равнялось числу избранных здесь сенаторов и пред­ставителей ниж-ней палаты Конгресса.По мере упрочения партий­ной системы вы-борщиков стали избирать по партийным спискам.Партия, набрав-шая относительное большинство голосов, получала все места вы-борщиков от данного штата.Такая система неизбежно усиливала диспропорцию м/у количеством выборщиков и коли­чеством голо-сов рядовых избирателей, голосовавших за них в мас­штабе всей страны.Выборщики, как правило, во 2-ом туре го­лосовали за канди-дата от своей партии, т.е. их мандат приобретал императивный хар-р.В итоге выборы президента из косвенных со временем преврати-лись фактически в прямые).Членов Верхов­ного суда назначал през-идент «по совету и с одобрения»сената в количестве сначала 5, по-том 9 членов.Для предотвращения возможности временного безв-ластия в период выборов были установлены различные сроки пра-вомочий властей.Палата представителей выбиралась на 2 года, се-нато­ры-на 6 лет, причем каждые 2 года обновлялась 1/3 членов сена-та.Президент избирался на 4 года.Должность членов Верхов­ного суда объявлялась пожизненной, «пока будут вести себя безукориз-ненно».Конституция устанавливала федеративное устройство.Со­ответственно разграничивались правомочия м/у общефедеральны-ми властями и властями отдельных штатов.Федерация наделя­лась правами объявлять войну и заключать мирные договоры(в более широком плане- ведение внешней политики), регулиро­вать торгов-лю с иностр- гос-вами и м/у штатами, чеканить монету (регулиро-вать денежную систему страны), уста­навливать единую норму мер и весов, набирать в армию и флот, содержать их и управлять ими. Подчеркивалось верховенство фе­дерального права по отношению к праву отдельных штатов.Фиксируя основы федерации, Конституция вводила «смешан­ную» форму правления, при к-рой представитель-ство корпуса избирателей страны в целом стало совмещаться с рав-ным пред­ставительством штатов в сенате независимо от численно-сти насе­ления каждого из них.Таким образом, верхняя палата неиз-бежно становилась более последовательным выразителем интере-сов шта­тов (особенно малонаселенных)Исключение было сделано в отношении тер-рии, на к-рой находилась столица США.Авторы Ко-нституции решили, что столица не может быть в пределах какого-либо штата.В связи с этим штаты Вирджиния и Мэриленд уступили часть своей тер­-рии, на ко-рой был учрежден федеральный округ Колумбия(в основном в пределах столицы).Жители столицы полу-чили пра­во на самоуправление и лишь в 20в. были наделены пра-вом из­бирать трех выборщиков на президентских выборах и одного деле­гата с совещательным голосом в нижнюю палату Конгресса.

Конституция США впервые в истории учреждала одну из основ-ных форм республиканского правления-президентскую республи-ку. Билль о правах 1791 г. Введение Конституции, к-рая ограничи-валась только изложением гос/строя и обходила молчанием провоз-глашенные в декларациях права человека, про­ходило с большим трудом.В законодательных собраниях штатов она была принята не-значительным большинством голосов и глав­ным образом при усло-вии включения в Конституцию дополнений о демокр-ских правах и свободах граждан.Мэди­сон внес решающий вклад в подготовку ко-нституционных поправок, ставших известными как Билль о правах. Его содержа­ние составило первые 10 поправок к Конституции.Они были предложены законодательным собранием штатов в 1789 г. и ут­верждены в 1789-1791 гг. Признание недопустимости принятия ка­ких-либо законов, нарушающих свободы граждан: свободу веро-ис­поведания, свободу слова и прессы, мирных собраний, право обра-щения к правительству с просьбой о прекращ-и злоупотреблений (ст.1).Провозглашалось право иметь и носить оружие(ст. 2).В мир-ное время запрещался постой солдат в частных домах без согласия их владельцев(ст.3).Признавались недопустимыми задержание лиц, обыски, выемки вещей, бумаг без выдаваемых соответствующим должн лицам законно обоснованных раз­решений(ст. 4).Никто не мог быть привлечен к угол ответ­ств-ти иначе как по решению суда присяжных, за исключени­ем дел, возникших в армии.Никто не мог быть подвергнут по­вторному наказанию за одно и то же преступле-ние, быть принуждаем в каком-либо уголовном деле свидетельство-вать про­тив самого себя, быть лишенным жизни, свободы, собствен-ности без законного судебного разбирательства(ст.5).Угол дела ра-ссматривал суд присяжных.Обвиняемый имел право на очную ста-вку со свидетелями, показывающими не в его пользу, ему разреша-лось вызвать свидетелей со своей стороны и прибегнуть к советам адвоката(ст.6).Запрещались жестокие и необычные наказания(ст.8). В качестве общего принципа устанавливалось, что названные в Ко-нституции права, включая Билль 1791 г., не должны умалять все др права и свободы, «оставшиеся принадлежностью народа»(ст.5), и не­разрывно связанные с этим др, не менее важные права: «пра­ва, не представленные Конституцией США и не отнятые ею у штатов, принадлежат штатам или народу»(ст.10).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.