Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие конституционной монархии в Англии 18- нач 19 века. Кабинет министров. Ответственное правительство




К началу XVIII в.в Англии были приняты 4-е важ­ных конституцио-нных закона(Хабеас корпус акт, Билль о правах, Трехгодичный акт, Акт об устроении), составивших писаную часть английской Конс-титуции.Особенность ее заключается в том, что она не представляет собой единого законодательного акта.Наряду с отдельными писа-ными законами важной частью английской Кон­ституции являются неписаные, условные правила, к-рые утвер­дились в практике и стали конституционным прецедентом.Именно установление этих правил и определяет развитие английской Кон­ституции в XVIII в.К основ-ным из них относятся: непосещение королем заседаний кабинета министров; формирование правитель­ства из членов партии, побе-дившей на выборах; коллегиальная ответственность кабинета мини-стров; отказ короля от права вето.В конституционном развитии Ан-глии XVIII в.можно выделить два основных направления: возвы-шение парламента и становление кабинета министров.Парламент. Как и прежде, парламент Англии был двухпалат­ным. Верхняя па-лата (палата лордов)состояла из лиц, занимаю­щих места либо по на-следству, либо по долж-ти, либо по на­значению короля. Нижняя па-лата (палата общин)формировалась на основе из­бирательного пра-ва.Обе полит партии(тори и виги)стре­мились ограничить круг из-бирателей, однако виги отстаивали иму­щественный ценз вообще, а тори-ценз земельный.В 1710 г. был издан закон, установивший, что избранными в парламент могли быть лица, имеющие доход от нед-вижимости в размере 500 ф.стер в сельской местности и 300 фун стерв городах.Господство аристократии в парламенте обеспечивали высокий имущественный ценз и старая средневеко­вая избиратель-ная система.Главной опорой аристократии были так называемые «карманные» и «гнилые местечки», посылавшие своих представите-лей в парламент в соответствии с королевскими грамотами, получе-нными еще в Средние века.По той или иной причине население этих местечек стало немногочисленным, и они попадали в полную зависимость от местных аристократов, к-рые и решали, кто будет за-седать в парламенте.Полит господство аристократии обеспечива-лось также подкупом избирателей и членов нижней палаты, напри-мер путем предоставления послед­ним долж-тей.Акт об устроении 1701 г.запретил совмещение членства в нижней палате с занятием гос долж-ти.Однако актом 1706 г. было установлено, что член ниж-ней палаты, получивший назначение на гос долж-ть, должен быть переизбран, если хотел оставаться в парламенте.Итак, нижняя па-лата по своему социальному составу мало чем отличалась от вер-хней, что обусловливало господство аристокра­тии в парламенте.Но английская аристократия не была замкну­тым сословием- ее ряды пополнялись за счет разбогатевших промышленников, торговцев; она умела представлять не только свои интересы, но и интересы бу-ржуазии, благодаря чему сохра­нялось руководящее положение ари-стократии.Столь определен­ный социальный состав парламента обе-спечивал возможность рас­ширения его полномочий: господствую-щие классы не боялись вру­чить ему всю полноту власти.С 1707 г. королевская власть перестала пользоваться правом вето, тем самым передав парламенту всю полноту законодатель­ной власти.В 1716 г. был принят Семилетний акт, продлевающий срок полномочий пар-ламента до 7лет.Это сделало его еще более независимым от коро-ны, как, впрочем, и от избирателей.Заседа­ния парламента проходили тайно, лица, разглашавшие суть парла­ментских прений, подвергали-сь преследованию.Парламент прочно занял свое место в системе гос власти. Кабинет министров. В XVIII в. в Англии был создан ка-бинет министров- орган, занимающий особое место в гос строе.Ли-шив короля законодательной власти, парламент стремился ограни-чить его деятельность в исполнит области, оттеснив монарха от уп-равления делами кабинета и поставив деятельность кабинета под свой контроль.Это вполне успешно было достигнуто с помощью конституционного прецедента.Согласно одному из первых неписа-ных правил, обеспечиваю­щих самостоятельность кабинета минист-ров, кабинет заседает без короля.С середины 20-х годов XVIII в. ко-роль не посещал засе­дания кабинета министров, в результате чего его члены не испы­тывают непосредственного королевского давле-ния, что увеличило самостоятельность этого органа и, кроме того, способствовало созданию долж-ти премьер-министра.Взаимоотно-шения кабинета с королем изменились вследствие признания прин-ципа неответственности монарха, выражающегося в формуле «Ко-роль не может быть неправ».Утверждение этого принципа было ло-гическим продолжением правила контрассигнатуры, сформулиро-ванного в Акте об устроении 1701 г., согласно которому за подписа-нный документ ответственность несет ми­нистр.Утверждение прин-ципа неответственности монарха лишало его реальной власти.Ни одну из многочисленных прерогатив ко­роль не мог осуществить са-мостоятельно.Перенос ответственности на членов кабинета привел к контро­лю парламента за их деятельностью.Ответственность чле-нов ка­бинета перед парламентом выражалась в отставке члена ка-бинета, политика к-рого не получала поддержки палаты общин.В пер­вой половине XVIII в. парламентская ответственность членов ка­бинета носила индивидуальный характер.Солидарная ответствен­ность министров как важнейший принцип развитого английского парламентаризма сформировалась к концу XVIII в.Важным поло-жением, ослабившим влияние короля на кабинет министров, было ограничение королевского права назначения и увольнения высших гос долж-х лиц, что свя­зано с усилением парламента и полит пар-тий.Король был вынужден считаться с мнением парламентского большинства.Так, в 1727 г. Георг II уволил премьер-министра Р. Уолпола, пользо­вавшегося поддержкой палаты общин, однако вско-ре должен был вернуть его к власти, т.к. парламент не утвердил же-лательный для короля цивильный лист.Ослабление влияния короля на кабинет министров усиливает контроль над последним со сторо-ны парламента.В первой половине XVIII в. начинает формирова-ться чрезвы­чайно важный принцип, определяющий до сих пор ос-нову взаимо­отношений кабинета министров с парламентом: каби-нет пребывает у власти, пока имеет поддержку большинства палаты общин.Уста­новление этого правила связано с уже упомянутым Уо-лполом.Он находился у власти более 20 лет, но когда большинство ниж­ней палаты высказалось против политики Уолпола, в новом сос-таве палаты, избранном после роспуска прежнего состава, не сложи-лось благоприятного большинства, Уолпол и его кабинет вышли в от­ставку.В 1757 г.такая же участь постигла Питта-старшего.А в 1782 г.весь кабинет, возглавляемый Нортом, вышел в отставку из-за полит расхождения с палатой общин.После третьего такого случая стало совершенно очевидным, что нельзя управлять, если парламент и особенно палата общин, от к-рой зависело ут­верждение бюджета, против политики кабинета.Было сформулиро­вано правило о том, что правительство должен формировать парла­мент, а не король, и это правительство должно быть от партии большинства в парла-менте.Такое правительство стало оказывать большое влияние на работу парламента.Следовательно, еще одним нововведением было формирование кабинета на партийной основе.В течение XVIII в. продолжает развиваться важнейшая ф-­ция парламента-финансовая. Был установлен прямой контроль над всеми гос/финансами, что безусловно способст­вовало усилению могущества парламента.К концу XVIII-началу XIX в. возрастает авторитет спикера нижней палаты.Из «слуги короля»он превращается в «слугу пала­ты».При этом происходит и консолидация палаты общин, ставшей корпо-ративным органом.Была упорядочена работа парламента: установи-лись сроки проведения сессий, их продолжительность, определи­лись правила проведения дебатов, порядок прохождения биллей.Итак, к концу XVIII в. парламент стал полновластным хозяи­ном в стране.

Конституционная монархия переросла в парламент­скую, отличите-льной чертой к-рой является существование от­ветственного прави-тельства.Такое правительство формируется из лидеров партии, по-лучившей большинство в парламенте, и коллективно ответственно перед палатой общин.По мере того как возрастала роль парламента и крепло его по­ложение в полит системе страны, все громче звучали требо­вания реформ избирательного права.Политическая жизнь XVIII в. ознаменована образованием радикальной партии, пропове-довавшей демократические идеи и выступавшей против аристокра-тического парламента.Радикализм был особенно распространен на севере Анг­лии, в новых промышленных городах, не имевших предс-тавительства в парламенте.Радикалы проповедовали необходимо-сть проведения избирательных реформ, к-рые сделали бы парла-мент органом ис­тинно народного представительства.Эти идеи наш-ли отклик и в пар­тии вигов.Питт-Старший выступил с предложе-нием отменить права «гнилых местечек».Однако борьба североаме-риканских колоний за независимость, революция во Франции сказа-лись на внутриполи­тической жизни Англии.Это было время реак-ции, наступления тори на любые демократические идеи.Проведение реформ отодвинулось на несколько десятилетий.

 


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.