Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Типы манипуляций и способы защиты от них






(Панкратов В.Н. Манипуляции в общении и их нейтрализации. М.: Изд – во Ин - та психотерапии. 2000.)

 

Типы Примеры Способы отпора (модели конструктивного поведения)
Провокация защитных реакций или оправданий Жесткое, категоричное высказывание своей негативной оценки, принижение компетентности или личности собеседника Не оправдываться, не защищать­ся. «Вербализация» своего состоя­ния - реакции и нахождение общего отношения к ситуации. Предложить совместный поиск решения
Провоцирование замешательства     Дезориентация. Стремление опро­кинуть, расстроить, нарушить планы. Приемы: неожиданные провокационные вопросы, оскорбления, принижение достоинства, «выпячивание» своего превосходства. Усиление агрессивных реакций Уточняющие вопросы, просьба повторить или дать комментарии
Игра на чувствах люб­ви и дружбы с целью маскировки нежелания пойти навстречу, спро­воцировать чувство вины, эмоциональной зависимости Демонстрация готовности к сотрудни­честву: формирование впечатления «своего парня». Увещевание в любви и дружбе. Заверения в понимании одно­временно с сожалением по поводу не­возможности помочь. Говорится о слу­жебных обязанностях. Отсутствие го­товности взять ответственность на себя Освободиться от чувства вины и обязательств. «Бумеранг» заверений. Отказ от делового взаимодействия
Игра на нетерпеливости - «Висящая морковка» Говорится, что цель почти достигнута, осталось совсем немного... Демонст­рация готовности и активности. Но! «Если вы сможете сделать некоторую малость, то все будет в порядке. И так много раз. «Морковка» поднимается все выше... Не впадать в обман и четко помнить о своих интересах и приоритетах
Игра на чувствах безысходности Цель: подвести собеседника к убежде­нию, что есть только один выход. При этом сознание входит в состояние тре­воги, сужается пространство поиска, снижается творческая активность Сохранять хладнокровие, взять паузу на размышление, анализировать ситуацию, доводы, аргументы
Игра на чувствах жадности Цель: воспользоваться потребностью в риске, психологией «игрока». Предла­гается воспользоваться счастливой си­туацией, что откроет блестящие воз­можности в будущем. «Счастливый шанс при определенном риске. Прио­ритет инакомыслия, игры, удачи и т. д. Оставаться на почве реальности, не давать волю жадности, оценить перспективы проигрыша и рисков. Предложить контрмеры защиты от потери
Игра на уступках Использование запланированных усту­пок. Техника уступок: оппонент возра­жает, но с трудом соглашается на не­значительные уступки, взамен требует больше «жертвы» - подмена неболь­ших уступок большими «жертвами» - выгодами Сохранять ясную перспективу, четко знать приоритеты, совершать эквивалентный обмен
Намеренное затягивание времени. Аналог «Висящей морковки» Долгое и подробное обсуждение. Создание иллюзии, что соглашение может быть достигнуто в любой мо­мент. Просьбы о временных или других уступках. Создание впечатления готов­ности сотрудничать. Но соглашение оттягивается Одно из самых сложных противостояний. Проявлять настойчивость, «да­вить» сверху, играть на чувствах долга и личной обязанности. Ука­зывать, что затягивание времени не в интересах собеседника
Самореклама. Манипуляция авторитетом. Провоцирование личного интереса и уважения к «манипулятору» Цель: произвести впечатление на собе­седника, так заинтересовать, чтобы он сам захотел развивать отношения с «манипулятором», убедить в выгоде будущих отношений. Такое поведение приводит к потере собственных приоритетов, ориентиров, снижению контроля над ситуацией, к желанию переложить свои дела (ответствен­ность) на другого Проверка реальными действиями/делами
«Убаюкивание» с целью позже обмануть, зама­нить в сети, попросить об уступках Небольшие услуги, подарки, любез­ности с уверениями бескорыстия. Позже - просьбы об одолжениях. Быть начеку. Не позволять себе чувства обязанности и вины

 

Функции и исследовательские задачи каждой «шляпы»

(Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Фролов Д.Ф. Команда на рынке: стратегия и методы. СПб.: Речь, 2003.)

 

Роль «Белой шляпы» требует беспристрастности. Задача — реги­стрировать факты, не оценивая их. Делая сообщение для команды, «Белая шляпа» четко перечисляет факты, цифры, события, опреде­ляя каждому свой номер и последовательность. Благодаря его до­кладу команда должна найти ответ на вопрос: «Что мы имеем на дан­ный момент?»

В жаркие моменты дискуссии «Белая шляпа» может охладить пыл спорящих, сказав: «Итак, мы имеем следующие факты...»

В групповом обсуждении выполняет функции:

• обозначает проблему для команды;

• организует ее обсуждение;

• координирует обсуждение, проясняя позицию каждого («Если я тебя правильно понял...»);

• при необходимости «переводит» эмоциональные суждения на язык фактов;

• четко подводит итоги обсуждения и проговаривает общее ре­шение.

Обычно роль «Белой шляпы» берет на себя лидер команды.

Роль «Черной шляпы» требует критического настроя. «Черная шляпа» работает над оценкой рисков и выявлением «слабых мест» в деятельности команды. «Черная шляпа» докладывает команде об отрицательных фактах, цифрах, событиях, рисках, негативных пер­спективах, «брешах» в работе команды. Благодаря этому докладу команда понимает, «что у нас плохо». «Черная шляпа» активно уча­ствует в оценке «поля» новых идей, собранных с помощью «мозго­вого штурма». Задача: не просто критиковать или «приземлять» чле­нов команды, а грамотно и аргументированно указывать соратникам на общие слабые места.

Роль «Желтой шляпы» требует активизации положительного мышления и оптимизма. Задача: напоминать соратникам об общих «сильных сторонах», находить «плюсы» в любой ситуации и про­блеме. Если «Желтая шляпа» делает доклад, то отражает положи­тельные стороны ситуаций, фактов, позволяет команде по-новому взглянуть на имеющиеся у нее ресурсы. Помогает выявить дополнительные возможности. Благодаря этому команда отвечает на во­прос: «Что у нас хорошо?»

В ходе групповой дискуссии «Желтая шляпа» занимает миро­творческую позицию, призывая коллег «посмотреть на проблему с другой стороны». Каждое заявление о выгоде или плюсе должно подкрепляться серьезными аргументами. Речевые обороты, исполь­зуемые «Желтой шляпой»: «Посмотрите, в этом решении (событии, ситуации) есть множество плюсов...», «От этого нам будет такая польза, выгода...» и т. д. Главная задача «Желтой шляпы»: видеть положительную перспективу любого сценария решения проблемы.

Роль «Красной шляпы» требует проявления эмоциональности, непосредственности и раскрепощенности. Можно не опираться на факты, быть «голословным» и «субъективным». Можно рассуждать «по-житейски», говорить о своих чувствах: опасениях, ожиданиях, отношении к происходящему. Тот, кто в «Красной шляпе», всегда непосредственен и эмоционально честен. Главная задача: в процес­се групповой дискуссии слушать свой внутренний голос, интуицию и докладывать команде о своих ощущениях. Речевые обороты могут быть такими: «Я вас слушаю, и мне что-то неспокойно, а не слиш­ком ли мы...», «Мне кажется, что это нам принесет головную боль...», «Боюсь, что это...», «Вот это мне нравится...»

Роль «Красной шляпы» дает возможность команде увидеть со­бытие в ярких эмоциональных красках, создать условия для эмоцио­нального отреагирования, освобождения от мешающих эмоций.

Роль «Зеленой шляпы» требует проявления нестандартного твор­ческого мышления, ориентированного на успех. Данная роль ответ­ственная, и ее должен взять человек, обладающий потенциалом «ге­нератора новых идей». Главная задача: искать решения проблемы, как традиционные, так и инновационные. В контексте групповой дискуссии «Зеленая шляпа» предлагает новые, нестандартные под­ходы к решению проблемы. Задача: не ограничиваться одним вари­антом, а предложить команде множество решений.

Роль «Синей шляпы» требует от члена команды проявления «фи­лософского отношения» к ситуации. Он размышляет над такими вопросами: «А зачем нам эта проблема дана?», «Благодаря решению этой проблемы выйдет ли команда (фирма, клиент) на новый уро­вень своего личностного, духовного, социального развития?»

В контексте групповой дискуссии «Синяя шляпа» часто напоми­нает соратникам, что решаемая проблема — проявление общих ме­ханизмов и проблем. В конце обсуждения «Синяя шляпа» задает команде вопрос: «А чему нас эта ситуация научила?» «Синяя шля­па» внимательно следит за соблюдением ценностей команды и мо­жет выступать инициатором внесения изменений и дополнений в ее «хартию».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.