Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Билет №10. • Хозяйственный риск – характерный признак управленческих решений в предпринимательстве В процессе деятельности предприятия возникает хозяйственный риск






Хозяйственный риск – характерный признак управленческих решений в предпринимательстве
В процессе деятельности предприятия возникает хозяйственный риск. Для снижения такого риска существуют различные методы. Одним из таких методов является метод управления расходовИнформация о затратах является важнейшим элементом при планировании, координации деятельности, контроле и принятии управленческих решений. Менеджер с помощью учета затрат может определить текущие и ожидаемые затраты, причем последние имеют наиболее важное значение.Возрастающее давление глобальной конкуренции и технологического процесса сделало управление расходами более критическими, чем когда-либо ранее. Большинство компаний понимает важность контроля над затратами, особенно во времена, когда над рынком нависло облако неопределенности, или когда средств крайне не хватает. В наши дни часто приходится слышать о компаниях в России, предпринимающих шаги к сокращению расходов, которых вынуждают к этому падающие объемы продаж, просроченные платежи или иссякшие кредиты. Тем не менее, контроль над расходами всегда был особенно важен в России, где, например, арендная плата и расходы, связанные с выполнением юридических норм, непропорционально высоки, а продуктивность труда довольно низка. Возможно, поскольку некоторое время доходы были на удивление высокими, эти организационные сложности – и преимущества правильного подхода к ним, - зачастую оказывались недооцененными.Стратегическое управление расходами не должно быть лишь краткосрочной мерой, к которой прибегают для того, чтобы спасти предприятие от очередного кризиса. Став постоянной стратегией, контроль над затратами позволит компании сохранить ресурсы, повысив эффективность труда, и сконцентрироваться на завоевании рынка и удержании клиентов. Наиболее успешные компании делают управление расходами неотъемлемой частью своей бизнес- стратегии, стремясь дать своим клиентам больше по наименьшей цене, или иначе говоря, сделать компанию наиболее конкурентно способной на своем рынке. Это также является одним из лучших методов помочь компании пережить падение рынка.Стратегическое управление расходами требует от менеджеров учиться мыслить как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Организация должна иметь точный и подробный бюджет, который можно переосмыслить, в большинстве случаев, шаг за шагом, чтобы обеспечить достижение компанией конкретных долгосрочных целей. Для большинства организаций осуществление подобного плана может оказаться нелегкой задачей. Расходы многих корпораций весьма сложны по своему составу. Предпринимателям малого и среднего бизнеса может показаться, что они не обладают достаточными ресурсами для обеспечения необходимого анализа и внедрения соответствующих изменений. Тем не менее, эти препятствия возможно преодолеть.
Понятие «хозяйственный риск».
РИСК - это вероятность возникновения потерь, убытков, недопоступлений планируемых доходов, прибыли.Для финансового менеджера риск - это вероятность неблагоприятного исхода. Различные инвестиционные проекты имеют различную степень риска, самый высокодоходный вариант вложения капитала может оказаться настолько рискованным, что, как говорится, “игра не стоит свеч”. Риск- это экономическая категория. Как экономическая категория он представляет собой событие, которое может произойти или не произойти. В случае совершения такого события возможны три экономических результата: отрицательный (проигрыш, ущерб, убыток); нулевой; положительный (выигрыш, выгода, прибыль). Риск - это действие, совершаемое в надежде на счастливый исход по принципу “повезет - не повезет”. Конечно, риска можно избежать, т.е. просто уклониться от мероприятия, связанного с риском. Однако для предпринимателя избежание риска зачастую означает отказ от возможной прибыли. Хорошая поговорка гласит: “Кто не рискует, тот ничего не имеет”.Риском можно управлять, т.е. использовать различные меры, позволяющие в определенной степени прогнозировать наступление рискового события и принимать меры к снижению степени риска.
ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ РИСК (business risk) – понятие стратегии бизнеса, определяемое как несовпадение фактически полученного экономического результата с тем, что было целью принятого решения, варианта стратегии. При разработке стратегии, крупных решений всегда необходимо определить некоторый приемлемый уровень риска и предусмотреть все условия, чтобы этот уровень не был превзойден.Концепция приемлемого риска реализуется в виде двух стадийного комплекса процедур: оценки риска и управления риском (risk management). Последнее включает разработку и реализацию экономически обоснованных для данного предприятия рекомендаций и мероприятий, основанных на действующей и прогнозируемой нормативной базе, экономико-математических методах, маркетинговых и иных исследованиях.Понятие риска давно используется и математически формализовано в естественных науках, например, в теории статистических решений, теории и игр и др. Однако экономика имеет существенные особенности, что требует специального научного определения «риск» и таких его производных, как «хозяйственный риск», в качестве одной их основных экономических категорий. В научной литературе встречаются четыре вида риска, выделяемых по признаку источника его возникновения: -риск, обусловленный природными явлениями и факторами (природный риск); -риск, связанный с воздействием человеческой деятельности на природу (антропогенный риск); -риск, связанный с деятельностью искусственных объектов (техногенный риск); -риск, возникший в связи с активной экономической деятельностью, в том числе взаимодействием хозяйствующих субъектов (хозяйственный риск).Условность этой классификации проявляется в том, что «хозяйственный риск» включает в себя кроме экономических также факторы риска, обусловленные природными, антропогенными и техногенными причинами, и экономические последствия этих видов риска.«Хозяйственный риск» - это понятие, которое отражает меру реальности нежелательного развития хозяйственной деятельности предприятия при данной ситуации принятия решения.
Методы управления хозяйственным риском. В ходе разработки стратегии предприятия концепция приемлемого риска реализуется в виде двухстадийного комплекса процедур «оценки» и «управления риском».Оценка риска – это совокупность регулярных процедур анализа риска, идентификации источников возникновения риска, определения возможных масштабов последствий проявления факторов риска и определения роли каждого источника в общем профиле риска данного предприятия. Оценка риска стратегии предприятия строится на всестороннем (научном, техническом, технологическом, хозяйственном, маркетинговом, социальном и т.д.) изучении предприятия и среды его функционирования как источников риска, анализе внешних и внутренних факторов риска, составление цепочек развития событий при действии тех или иных факторов риска, определения показателей оценки уровня риска, а также на установлении механизмов и моделей взаимосвязи показателей и факторов риска.Управление риском включает в себя разработку и реализацию экономически обоснованных для данного предприятия рекомендаций и мероприятий, направленных на уменьшение стартового уровня риска до приемлемого финального уровня. Управление риском опирается на результаты оценки риска, технико-технологический и экономический анализ потенциала и среды функционирования предприятия, действующую и прогнозируемую нормативную базу хозяйствования, экономико-математические методы, маркетинговые и другие исследования.Объектом оценки и управления риском здесь являются стратегические решения предприятия, стратегический план, содержащий ряд утверждений относительно будущего развития внешней по отношению к предприятию среды, рекомендаций по образу действий руководства и коллектива предприятия, прогнозных высказываний о реакциях на планируемые стратегические мероприятия потребителей продукции, поставщиков сырья, конкурентов и др.
В реальных хозяйственных ситуациях, в условиях действия разнообразных факторов риска могут использоваться различные способы снижения уровня риска, воздействующие на те или иные стороны деятельности предприятия. Многообразие применяемых в хозяйственной практике промышленных предприятий методов управления риском можно разделить на четыре типа: -методы уклонения от риска; -методы локализации риска; -методы диссипации риска; -методы компенсации риска.
Методы уклонения от риска наиболее распространены в хозяйственной практике. Этими методами пользуются предприниматели, предпочитающие действовать наверняка, не рискуя. Руководители такого типа отказываются от услуг ненадежных партнеров, стремятся работать только с убедительно подтвердившими свою надежность контрагентами – потребителями и поставщиками, стараются не расширять круг партнеров и т.п. Чтобы избежать риска срыва производственной программы из-за нарушения графиков поставок сырья, материалов и комплектующих, предприятия отказываются от услуг сомнительных или неизвестных поставщиков.Хозяйствующие субъекты, придерживающиеся тактики «уклонения от риска», отказываются от инновационных и иных проектов, уверенность в выполнимости или эффективности которых вызывает хотя бы малейшие сомнения. Так, банки, придерживающиеся «безрисковых стратегий», выдают кредиты только под конкретное обеспечение, т.е. под залог недвижимости или высоколиквидного товара и т.п.Другие возможности уклонения от риска состоят в попытке перенести риск на какое-нибудь третье лицо. С этой целью прибегают к страхованию своих действий или поиску «гарантов», полностью перекладывая на них свой риск. Страхование вероятных потерь служит не только надежной защитой от неудачных решений, что само по себе очень важно, но также повышает ответственность руководителей предприятий, принуждая их серьёзнее относиться к разработке и принятию решений, регулярно проводить превентивные защитные меры в соответствии со страховым контрактом.
В более широком плане предприятие может выступить с инициативой создания региональной системы страхования финансово-хозяйственных сделок и соответствующей системы перестрахования и др.

Предпринимательство и проблемы этики.

Этические нормы в предпринимательстве представляют собой совокупность признаков поведения граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность в различных сферах экономики, направленную на удовлетворение потребностей рынка, конкретных потребителей, общества и государства. Предпринимательская этика базируется на общих этических нормах и правилах поведения, сложившихся в стране, в мире, а также на профессиональной этике, проявляющейся в той или иной сфере деятельности. В связи с общеэтическими нормами поведения граждан предпринимательская этика неразрывно связана с такими понятиями, как честность, совесть, авторитет, благородство, вежливость, честолюбие, самолюбие, бесстыдство, лицемерие, злорадство, злословие, месть, коварство, грубость, и с другими понятиями. Как видно, одни понятия связаны с положительными (позитивными) принципами и чертами поведения, а другие - с отрицательными (негативными). Только неполное перечисление характерных черт поведения отдельных предпринимателей свидетельствует о комплексном понятии предпринимательской этики, которая, как правило, должна базироваться на общечеловеческих, общегуманных принципах, на общих принципах осуществления рискового, новаторского, инновационного, компетентного, законного, честного предпринимательства в противоположность рутинному, незаконному, некомпетентному бизнесу.На формировании предпринимательской этики сказываются формы общественного сознания (менталитета) и общественных отношений, направленных на утверждение самоценности гражданина как предпринимателя, проявление его лучших человеческих качеств, экономической свободы, его ответственности перед потребителями, обществом. Предпринимательская этика опирается на моральные принципы, относящиеся к нравам, характеру, притязаниям предпринимателей, а потому неразрывно связана с их мотивами, побуждениями.Этические проблемы предпринимателей постоянно возникают и разрешаются, в первую очередь, с потребителями, при этом государство защищает интересы потребителей. Этические отношения предпринимателей как собственников дела связаны с наемными работниками. Эти отношения оказывают особое влияние на уровень предпринимательского успеха. Важное значение в развитии цивилизованного предпринимательства имеют отношения с хозяйствующими партнерами, конкурентами, обществом. Предпринимательская этика проявляется в таких категориях, как верность данному слову, принятому на себя обязательству, моральной ответственности за невыполнение установленных правовыми нормами обязанностей.

Предпринимательский этикет представляет собой совокупность правил поведения предпринимателя, регулирующих его внешние проявления с окружающим миром, с другими предпринимателями, конкурентами, сотрудниками, со всеми индивидуумами, с которыми предприниматель контактирует не только при осуществлении своего бизнеса, но в любой жизненной ситуации.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.