Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные черты права Древнего Египта.






1. Источники права в Древнем Египте: 1) первоначально - обычай; 2) с развитием государства - законодательная деятельность фараонов.

2. В Египте существовали следующие виды земельных владений: 1) государственные; 2) храмовые; 3) частные; 4) общинные.

Самыми крупными землевладельцами были храмовые хозяйства и царские вельможи. Они могли совершать различные сделки с землей - дарить, продавать, передавать по наследству. В деревне развитие частной собственности шло медленно, поскольку община выступала сдерживающим фактором.

Движимое имущество (рабы, рабочий скот, инвентарь) могло находиться в частной и иной собственн'ости и быть предметом различных сделок.

3. Виды договоров, известные в древнеегипетском праве: 1) договор займа; 2) договор найма; 3) договор купли-продажи; 4) договор аренды земли; 5) договор поклажи; 6) договор товарищества.

Из-за особой ценности земли в Египте был создан особый порядок перехода ее из рук в руки, предусматривающий совершение трех действий:

1. первое - достижение соглашения между продавцом и покупателем о предмете договора и производстве платежа;

2. второе - продавец давал клятву перед лицом богов, подтверждавшую договор;

3. третье - ввод покупателя во владение, что вело к переходу права собственности на землю.

4. Брак в Египте заключался на основе договора между мужем и женой. Имущество, принесенное женой в виде приданого, оставалось собственностью жены, что также определялось договором. Развод осуществлялся свободно для обеих сторон.

В Египте долго существовал матриархат. С течением времени главой семьи становится муж, и жена, несмотря на ее достаточно высокое положение в семье, утрачивает прежнее равенство с ним. Египетское право разрешало наследование как по закону, так и по завещанию. Наследниками по закону были дети обоих полов. Завещание могли составить и муж, и жена.

5. Египетское право признавало преступлениями широкий круг деяний, которые можно объединить в следующие группы:

· посягательства на государственный и общественный строй - измены, заговоры, мятежи, разглашение государственных тайн. Эти преступления считались наиболее тяжкими, и в случаях их совершения ответственность наряду с непосредственным виновником несли все члены семьи;

· преступления религиозного характера - убийство священных животных, чародейство;

· преступления против личности - убийство, членовредительство;

· имущественные преступления - кража, обмеривание, обвешивание;

· преступления против чести и достоинства - прелюбодеяние, изнасилование.

Целью наказаний было устрашение. Распространенным наказанием была смертная казнь. Кроме того, применялись членовредительские наказания, избиение палками, заключение в тюрьму, отдача в рабство, денежные штрафы.

Процесс велся одинаково как по уголовным, так и по гражданским делам. Дело начиналось с заявления потерпевшей стороны. В качестве средств Доказывания служили свидетельские показания, клятвы. При следствии весьма обычным было применение пытки. Делопроизводство имело письменный характер.

6. Суд в Древнем Египте не был отделен от администрации. В Древнем царстве в качестве местного суда выступали общинные органы самоуправления. К их компетенции относились споры о земле и воде, семейные и наследственные отношения.

Царскими судьями в номах являлись номархи. Высшие надзорные функции над их деятельностью осуществлял сам фараон или везир, которые могли пересмотреть решение любого суда.

Некоторые судебные функции имели храмы, причем решение жреца-оракула в силу огромного религиозного авторитета не могло быть оспорено царским чиновником.

Тюрьмы в Египте представляли собой административные и хозяйственные поселения преступников. Специальное царское бюро занималось распределением различных категорий бесправного населения на тяжелые принудительные работы.

8. Законы царя Хаммурапи – важнейший памятник Шумерского права.

Общая характеристика. Законы Хаммурапи появились в Древнем Вавилоне в XVIII веке до н. э. Состоят из преамбулы, текста и заключения, всего 282 статьи, но сохранились лишь 247. Норма права формулировалась из судебного решения по конкретному делу. Например, " Если человек совершит грабеж и будет схвачен, то его должно убить". Такую формулировку принято называть " казуальной". Причины, породившие возникновение законов: создание единого законодательства для всего государства, укрепление государственной власти, забота об армии, а также необходимость снять социальное напряжение в обществе. Например, долговая кабала ограничивалась 3 годами и установлены проценты по договору найма.

Источники законов Хаммурапи. Источниками законов Хаммурапи являются обычай, судебная практика, религия, законы, которые существовали ранее в Месопотамии в отдельных городах-государствах. Хаммурапи часто сам принимал решения по конкретным делам, которые затем были изложены в нормах закона. Если попытаться систематизировать нормы этого закона, то можно изложить их в следующем порядке. Ст. 1--5 -- имеют отношение к процессу, ст. 6---126 -- это имущественные отношения и ответственность за имущественные преступления, ст. 127--195 -- семейно-брачные отношения, наследственные отношения, правовой статус должностных лиц, ст. 196--214 -- меры по защите личности, ст. 215-- 282 - нормы, регулирующие договор найма и другие правоотношения.

Регулирование имущественных отношений. В Древнем Вавилоне преобладала общинная собственность на землю (80 %). Частная собственность на землю не получила своего развития (2 %). Собственником земли была община, но верховным собственником был парь, у которого, кроме того, были дворцовые и храмовые земли. Собственником земли " илкум" и всего имущества на ней являлся царь. Эту землю царь давал в пользование своим воинам за то, что они должны были обрабатывать ее и нести воинскую службу. Хаммурапи в законах предусмотрел меры по обеспечению выкупа из плена своих воинов -- " редумов" и " баирумов", сохранности их имущества, в том числе земли, в случаях нахождения их в плену или походах.

В Древнем Вавилоне существовал высокий уровень развития частной собственности на вещи. Жители государства знали и пользовались следующими договорами: договорами купли-продажи, аренды, займа, товарищества, хранения, поручения, найма, мены.

Семейное право. Семейному праву законы Хаммурапи посвящают примерно 70 статей. Брак заключался путем брачного договора между женихом и отцом невесты. При выдаче дочери замуж отец давал ей приданое, и оно не являлось собственностью мужа в случае смерти женщины. Приданое наследовали ее дети. Если детей в браке не было, то приданое возвращалось в семью женщины. Также, если приданое растрачивалось, то его восполняли из имущества мужа. В Древнем Вавилоне были разрешены браки между свободными и рабами. Дети от их брака были свободными. Глава семьи -- муж. Он решал все вопросы и имел неограниченное право на развод и мог выгнать жену из дома или оставить ее в доме рабой и жениться на другой женщине. Женщина могла подать на развод при наличии следующих оснований: измена мужа, оставление мужа дома без особых на то оснований и если муж обвиняет жену в измене без каких-либо доказательств.

Право наследования. Имело место наследование по закону и по завещанию. В наследовании по закону все наследство делится между сыновьями. Дочери получали приданое, которое равнялось доли наследования сыновей. Дети рабыни также получали часть наследства в том случае, если отец при жизни признавал их. Отец может лишить наследства сына, который совершил тяжкий грех в отношении отца. Этот вопрос решался в судебном порядке. Наследство по завещанию существовало в зачаточном состоянии. Отец при жизни мог подарить сыну, который ему нравился, определенное имущество, например, дом или сад. Договор дарения составлялся в письменной форме. При смерти мужа жена получала " вдовью долю". Если при жизни муж не оставлял ей долю, то ей выделяли часть из общего наследства.

Преступление и наказание. Наказания в законах Хаммурапи были строго определены, но не все указаны. Существовали государственные, религиозные, должностные, воинские преступления, преступления против собственности, личности, нравственности. За преступления назначались следующие наказания: смертная казнь (простая и квалифицированная); телесные наказания (болезненные, членовредительские и позорящие), изгнание из общины, штраф, отстранение от должности судьи, если тот брал взятки. При этом сохранялась коллективная ответственность общины.

Суд и процесс. Суд и процесс, как в Древнем Египте, не отделен от администрации. Судьями были чиновники, а высшим судьей -- царь. Суд велся публично. В больших городах создавались и профессиональные суды. В судах происходил обвинительно-состязательный процесс. При этом не было деления на гражданские и уголовные дела. В процессе стороны -- равны. Суд исследует свидетельские показания сторон, документы и ведет себя пассивно, формально оценивает доказательства. Решение суда фиксировалось письменно. Право на обжалование принадлежало только царю. Доказательствами считались также ордалии -- " суд божий", клятвы. Например, ордалии применялись в случаях обвинения женщины в измене мужу и обвинение в чародействе. Решение суда о смертной казни и членовредительских наказаниях приводилось публично и немедленно.

9. Законы Ману, Артхашастра – важнейшие памятники Древнеиндийского права.

Законы Ману были созданы примерно в период I век до н.э. - I век н.э., предположительно, жрецами-брахманами. Всего в законах 2685 статей. Язык, на котором они написаны, называется санскритским, на котором говорили древние индусы. Законы состоят из 12 книг (глав), но интерес для юристов представляют лишь некоторые главы, в которых содержится информация о государстве и праве. Особое внимание в законах уделяется " варкам" или " кастам". Рабы не входили в касты. Древние индусы считали, что бог создал касты. Из уст своих он создал брахманов, из рук -- кшатриев, из бедра -- вайшьи, а из своих стоп -- шудры. Первые три касты были дважды рожденными. Человек попадал в касту только по рождению. Брахманы имели право читать и толковать закон. Кшатрии были воинами. Вайшьи занимались торговлей, ремеслом и земледелием. Шудры были батраками.

Регулирование имущественных отношений. В основном все земли составляли собственность царя, но также имело место и общинное землевладение. Законы Ману закрепили законные способы приобретения имущества: по наследству, получение в дар, завоевание, ростовщичество, исполнение работ, получение милостыни. Вор никогда не становился собственником имущества. При обладании спорной вещью необходимо указать на ее происхождение. Законы Ману установили правило недействительности сделки, совершенной с пьяным, малолетним, безумным. Обязательным условием любого договора была его публичность. Дееспособность женщин и несамостоятельных членов семьи (сына, зависящего от отца, отца, зависящего от сына, и др.) была ограничена. Неправомерные сделки считались недействительными и наказывались штрафом. Например, по договору займа устанавливались определенные проценты, максимальные и минимальные, для каждой касты. Невозможность уплаты долга приводила к долговому рабству.

Семейное право. Для семейного права Древней Индии характерно господство мужчины (муж, отец). Брак заключается по воле родителей, но вдова после смерти мужа, обычно, становилась женой деверя; муж умершей жены, вступает в брак с ее сестрой. В Артхашастре указано несколько форм брака: правильный или торжественный (когда приданое жены переходит в собственность мужа); брак с выкупом или покупкой жены; брак, основанный на свободном соглашении супругов; похищение жены, как взятие в бою трофея. Для жены развод невозможен. Муж мог бросить жену в ряде случаев: если она сварливая, ненавидит мужа, длительное время не рожает детей. Для женщин допускалась свободная добрачная половая жизнь, но супружеская верность в браке поддерживалась суровыми карами.

Наследственное право. Наследство делится между сыновьями поровну. Если наследники на разделяются, живут в старом отцовском хозяйстве, то управляются страшим братом. Дочерям выделялась доля, но только в виде приданого.

Преступление и наказание. Законы Ману различали и давали понятия: умысла и неосторожности, первое правонарушение и рецидив, тяжкое и легкое преступление. В законах неотвратимо действовал несправедливый принцип снисходительности к высшим кастам и беспощадность расправы для низших каст. В законах выделялись следующие преступления: государственные преступления, преступления против личности и при этом не было четкого различия между чисто правовым правонарушением (деликтом) и преступлением, имущественные преступления, должностные и правонарушения, носящие характер святотатства. Одним из тяжких преступлений, прежде всего для женщины, было прелюбодеяние, за которое предусматривалась смертная казнь. Наказывался и мужчина за преступное сожительство со свободной женщиной. Например, если шудра вступал в связь со свободной женщиной из высшей касты, он подлежал кастрации. В законах Ману нет исчерпывающего перечня наказаний. Царь применял следующие наказания: смертную казнь (простую и квалифицированную -- сажание на кол), заточение, заковывание в цепи, различные виды телесных наказаний, а также применялся штраф, замечание, выговор. Смертная казнь могла быть заменена крупным штрафом. Смертная казнь к брахманам не применялась, а заменялась изгнанием из касты и страны.

Суд и процесс. Процесс был публичным, носил обвинительный характер как по уголовным, так и по гражданским делам, и начинался с подачи искового заявления. В случае бегства истца или ответчика из суда, последний безоговорочно признавал за ними вину. В процессе действовал общий принцип, согласно которому свидетели должны быть равны по своему социальному статусу. При отсутствии таковых судом принимались свидетельские показания других свидетелей. Широко использовались в суде ордалии (суд божий), то есть испытание весами, огнем, водой, ядом. Суд также рассматривал письменные доказательства, особенно при разрешении имущественных споров.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.