Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эластичность спроса по цене






Эластичность спроса по цене показывает на сколько процентов изменится величина спроса при изменении цены на 1 %. На эластичность спроса по цене влияют следующие факторы:

§ Наличие товаров-конкурентов или товаров-заменителей (чем их больше, тем больше возможность найти замену подорожавшему товару, то есть выше эластичность);

§ Незаметное для покупателя изменение уровня цен;

§ Консерватизм покупателей во вкусах;

§ Фактор времени (чем больше у потребителя времени на выбор товара и обдумывание — тем выше эластичность);

§ Удельный вес товара в расходах потребителя (чем больше доля цены товара в расходах потребителя, тем выше эластичность).

На эластичность спроса влияют сроки хранения и особенности производства. Совершенная эластичность спроса характерна для товаров в условиях совершенного рынка, где никто не может повлиять на его цену, следовательно, она остается неизменной. Для подавляющего большинства товаров зависимость между ценой и спросом обратная, то есть коэффициент получается отрицательным. Минус обычно принято опускать и оценка производится по модулю. Тем не менее, встречаются случаи, когда коэффициент эластичности спроса оказывается положительным — например, это характерно для товаров Гиффена.

Товары с эластичным спросом по цене:

§ Предметы роскоши (драгоценности, деликатесы)

§ Товары, стоимость которых ощутима для семейного бюджета (мебель, бытовая техника)

§ Легкозаменяемые товары (мясо, фрукты)

Товары с неэластичным спросом по цене:

§ Предметы первой необходимости (лекарства, обувь, электричество)

§ Товары, стоимость которых незначительна для семейного бюджета (карандаши, зубные щётки)

§ Труднозаменяемые товары (хлеб, электрические лампочки, бензин)

 

13. Эластичность предложения. Коэффициент эластичности

Эластичность предложения — степень изменения в количестве предлагаемых товаров и услуг в ответ на изменения в их цене. Процесс возрастания эластичности предложения в долгосрочном и краткосрочном периодах раскрывается через понятия мгновенного, краткосрочного и долгосрочного равновесия.

Коэффициент эластичности предложения — числовой показатель, отражающий степень изменения количества предлагаемых товаров и услуг в ответ на изменения в их цене.

Эластичность предложения зависит от:

§ особенности производственного процесса (позволяет производителю расширить производство товара при повышении цены на него или переключиться на выпуск другого товара при снижении цен);

§ временной фактор (производитель не в состоянии быстро реагировать на изменения цен на рынке);

§ зависит и от (не)способности данного товара к длительному хранению.

 

 

14.Применение показателей эластичности.

 

Эластичность спроса является важным фактором, влияющим на ценовую политику фирмы. Предположим, что какая-то фирма построила стоквартирный дом и решает вопрос, по какой цене следует предлагать квартиры съемщикам. Расходы на строительство и эксплуатацию фактически не зависят от того, сколько квартир будет сдано (за исключением расходов на текущий ремонт, которые составляют небольшую долю от общих расходов).Если фирма знает спрос на квартиры и его эластичность, она может определить, по какой цене следует сдавать эти квартиры, чтобы обеспечить максимальную выручку.

Другим примером практического использования теории эластичности является государственная налоговая политика. При введении косвенных налогов государство преследует цель увеличить объем налоговых поступлений в бюджет для перераспределения ресурсов в экономике, перераспределения доходов населения и поддержки малоимущих, развития социальной сферы, инфраструктуры, обороны и т.п. Однако в зависимости от эластичности спроса и предложения на отдельные виды товаров и услуг налоговое бремя будет распределяться по-разному между производителями и потребителями продукции.

 

15. Теория потребительского поведения. Кривая безразличия.

Кривая безразличия — кривая, изображающая все комбинации из двух благ, имеющих для экономического субъекта одинаковую полезность и по отношению к выбору которых он безразличен. Понятие кривой безразличия восходит к Фрэнсису Эджворту и Вильфредо Парето.

 

Потребительского поведения теория - теория, рассматривающая поведение потребителей на рынке, раскрывающая механизм взаимодействия потребностей и спроса. В основе формирования рыночного спроса лежат решения отдельных потребителей. Эти решения продиктованы желанием достичь наибольшей выгоды, или отдачи, или полезного эффекта, при имеющихся затратах или возможностях. Впервые анализ соотношения потребностей и спроса развернули представители теоретического течения, получившего название маржинализм (от фр.marginal - предельный, дополнительный). Зародилось оно во второй пол.XIX в. Такие положения и выводы, как функция полезности, первый и второй законы Госсена, кривые безразличия, бюджетная линия и др., сейчас встречаются во всех курсах по экономической теории. Теория потребительского выбора основана на том, что потребитель имеет определённые индивидуальные вкусы и предпочтения, что он ограничен в удовлетворении своих вкусов и предпочтений бюджетным ограничением (своими доходами) и что он делает в этих условиях выбор, обеспечивающий максимально возможную полезность.

 

16. Бюджетное ограничение.

Бюджетное ограничение (budget constraint) — комбинация всех наборов из двух товаров, которые потребитель может приобрести при существующих ценах на них и своем уровне дохода. Бюджетная линия есть совокупность точек, каждая из которых показывает некоторую комбинацию из двух товаров А и В, которую можно приобрести, полностью израсходовав весь доход. Все точки слева от бюджетной линии характеризуют возможные выборы для потребителя: он вполне может приобрести соответствующие комбинации двух товаров. Однако при этом его бюджет не будет использован целиком. Какие-либо точки, лежащие справа от бюджетной линии, находятся вне бюджетных возможностей данного потребителя. Соответствующие этим точкам рыночные решения не могут быть приняты.

17. Потребительское равновесие.

ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ РАВНОВЕСИЕ — структура расходов потребителя (при данном уровне бюджетного дохода), при которой достигается наибольшая общая полезность от всего приобретаемого им набора потребительских благ. Изменяя эту структуру в пользу увеличения расходов на одни товары за счет других, потребитель не способен увеличить общую полезность. Потребительское равновесие можно определить по формуле. I=Qx*Px+Qy*Py I=доход потребителя Qx и Qy блага х и у Рх и Ру цена благ. Точка на линии бюджетного ограничения показывает, что при заданном доходе потребитель может приобрести определённое кол-во товара х и товра у. факторы влияющие на бюджетные ограничения цена товара.

18. Конкуренция и её виды

Важным следствием обособления производителей в системе общественного разделения труда является конкуренция. Термин «конкуренция» (лат. concurrо — сталкиваться) означает соперничество между отдельными субъектами рыночного хозяйства, в котором достижение блага одним субъектом предполагает определенные потери для другого (в цене или объеме продаж), соперничество за наиболее выгодные условия производства и реализации продукции. Сам смысл рыночной экономики — это взаимодействие, при котором один в рыночной сделке неизбежно выигрывает, а другой проигрывает. В конкуренции среди покупателей выигрывает тот, кто покупает больше или по более высокой цене; в борьбе между продавцами выигрывает тот, кто продает больше по более низким ценам (иногда демпинговым). Существуют объективные условия для возникновения конкуренции между субъектами рыночной экономики: наличие множества равноправных рыночных субъектов, поведение каждого из которых не влияет на уровень цены; полная экономическая обособленность каждого из них; зависимость рыночных субъектов от конъюнктуры рынка; противоборство между рыночными субъектами за удовлетворение покупательского спроса. Рыночная конкуренция по своему содержанию противоречива: 1) Конкуренция оказывает положительное влияние на экономическое развитие: способствует достижению равновесия спроса и предложения, снижению цен, стимулированию покупательского спроса; 2) В условиях конкуренции один может проиграть, другой — выиграть, поэтому отношения конкуренции порождают и внутреннее противоречие рынка, связанное с взаимным отчуждением людей — каждый по отношению к другому становится конкурентом; 3) Конкуренция порождает действие центробежных сил, поскольку обеспечивает свободу, независимость и процветание рыночных субъектов. Сущность конкуренции проявляется в ее функциях: нацеленность производителя на запросы потребителя для получения прибыли; стимулирование роста эффективности производства, обеспечивающее выживание производителей; дифференциация товаропроизводителей; давление на производство, распределение ресурсов между отраслями национальной экономики в соответствии со спросом и нормой прибыли; ликвидация неконкурентоспособных предприятий; стимулирование снижения цен и повышения качества продукции. В теоретическом анализе выделяют следующие виды конкуренции: функциональная (конкуренция определенного товара); видовая (по цене и качеству); межфирменная (среди отдельных фирм); внутриотраслевая и межотраслевая; совершенная и несовершенная.

19. Монополия.

В экономической теории под монополией понимается исключительное право кого-либо (государства, фирмы, домохозяйства, частного лица и пр.) на осуществление хозяйственной деятельности. По своей природе монополия выступает как сила, подрывающая стихийный (свободный) рынок. В условиях монополии отдельная фирма производит основную массу определенного товара, контролирует выпуск продукции во всей отрасли и занимает доминирующее положение на рынке. Определяющими при этом являются не размеры фирмы, а ее доля в объеме рынка. Возникновение монополий — объективный процесс, результат концентрации производства (т.е. его укрупнения за счет дополнительно вкладываемого капитала) и централизации производства (путем слияний и поглощений мелких фирм крупными). Роль монополий в экономике противоречива: с одной стороны, монополии ограничивают выпуск продукции, повышают цены, вызывают нерациональное распределение ресурсов и дифференциацию доходов, при отсутствии конкуренции не имеют стимулов к НТП; с другой стороны, продукция монополии, как правило, характеризуется высоким качеством, низкими издержками, что и позволяет ей сохранять господствующее положение на рынке. В странах с развитой рыночной экономикой крупные монополии выступают как опорная конструкция национальной экономики. В условиях несовершенной конкуренции выделяют следующие виды структур: чистая монополия; монопсония; монополия, практикующая ценовую дискриминацию; двусторонняя монополия; технологическая или временная монополия; олигополия; олигопсония; монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта. В чистой монополии выделяют естественную и искусственную монополии. Для чистой монополии характерны следующие свойства: 1) Отдельная фирма является единственным производителем товара (отрасль состоит из одной фирмы) или единственным поставщиком услуги, иначе говоря, отрасль равнозначна фирме. 2) Продукт монополии уникален, у него нет близких заменителей, поэтому покупатель должен либо обойтись без данного товара, либо купить его у фирмы-монополиста; монополист не нуждается в рекламе, т.к. она не увеличивает спрос на товар. 3) Монополист производит практически весь отраслевой объем продукции, поэтому, изменяя ее объем, оказывает влияние на рыночную цену товаров. Монополист диктует цену, т.к. держит под контролем общий объем предложения, в отличие от этого отраслевой спрос для него задан извне. 4) Существуют барьеры для вступления в отрасль (экономические, технические, юридические и др.).

20. Совершенная конкуренция.

Совершенная конкуренция – такое состояние рынка, которое характеризуется минимальной взаимозависимостью участников сделок; влияние каждого участника рынка на общую ситуацию настолько мало, что им можно пренебречь. Совершенная (чистая) конкуренция — рынок, где множество фирм продают стандартизированные товары большому числу покупателей; доступ на рынок свободен; индивидуальный продавец совершенно не имеет возможности контролировать цену продаваемого им товара; отсутствует неценовая конкуренция. Рынок совершенной (чистой) конкуренции характеризуется следующими признаками: 1) Множественность участников сделок; 2) Однородность товаров; 3) Полная информация; 4) Свободный доступ на отраслевой рынок; 5) Мобильность факторов производства; 6) В цене товара не учитываются транспортные издержки. Спрос на продукцию фирмы — чистого конкурента — абсолютно эластичен, поэтому линия спроса на продукцию чистого конкурента d будет горизонтальной. Линия спроса на продукцию фирмы будет одновременно линией средней и предельной выручки. При совершенной конкуренции фирма осуществляет продажи по цене, не зависящей от количества производимых товаров. Разнообразие продукции — это единственный способ для фирмы, стремящейся максимизировать свою прибыль. Если фирма увеличит объем продажи на одну единицу, ее доход возрастет на величину стоимости на рынке дополнительной единицы продукции.

21. Несовершенная конкуренция.

НЕСОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ — конкуренция в условиях, когда фирмы имеют возможность контролировать цены на продукцию, которую они производят. Разновидности несовершенной конкуренции это монополистическая конкуренция, олигополия, монополия. Монополистическая конкуренция это фирмы производящие похожие, но различные с точки зрения товары действуют в условиях монополистической конкуренции. Основным методом борьбы является реклама. Товары группы одного назначения являются близкими по значению называются субститами: один от другого может отличаться качеством исполнения, упаковкой дизайном.

22 Олигополия как рыночная структура.

Олигополия представляет собой одну из форм несовершенной конкуренции и во многом напоминает чистую монополию. Олигополия — рынок, на котором несколько фирм продают стандартизированные или дифференцированные товары, доступ других фирм на него затруднен, контроль над ценами ограничен взаимозависимостью фирм и действует сильная ценовая конкуренция. Олигопсония — рынок, на котором действуют лишь несколько покупателей. В экономической теории олигополия рассматривается как наиболее распространенная структура рынка, для которой характерно небольшое число производителей одноименного товара. Олигополия — это рыночная модель, охватывающая большой сегмент рынка — от чистой монополии до монополистической конкуренции. Олигополия характеризуется рядом признаков: – в отрасли существует взаимозависимость фирм, стратегия рыночного поведения каждой из них формируется с учетом действий немногочисленных контрагентов; – в отрасли доминируют несколько очень крупных фирм (обычно две– пять); – доминирующие фирмы настолько велики, что объем производства каждой из них может влиять на объем отраслевого предложения. Поэтому фирмы-олигополисты могут оказывать воздействие на рыночную цену, т.е. проявлять монопольную власть на рынке; – продукт олигополии может быть как гомогенным (однородным), так и дифференцированным; – вход в отрасль ограничен различными барьерами; – линия спроса на продукцию олигополии похожа на линию спроса на продукцию монополии. Олигополия может выступать в нескольких видах: – дуополия — ситуация, когда на рынке господствуют две крупные фирмы; – чистая олигополия — это рыночная структура, при которой в отрасли функционируют от восьми до десяти фирм с примерно равным объемом продаж на рынке; – расплывчатая олигополия — положение на рынке, при котором пять–шесть крупных фирм делят между собой около 80% отраслевого объема продаж, а оставшаяся часть приходится на конкурентное окружение (окраину). Различают два основных типа олигополии: – гомогенная олигополия состоит из фирм, производящих однородный, стандартизированный продукт (нефть, сталь, цемент, медь, алюминий); – гетерогенная олигополия состоит из фирм, производящих дифференцированную продукцию (автомобили, сигареты, бытовую электротехнику и т.д.). Существуют объективные условия образования олигополии: 1. Эффект масштаба. Эффект масштаба реализуется при сокращении количества производителей и увеличении рыночной доли каждого. 2. Слияние нескольких фирм в одну, более крупную, позволяет реализовать эффект масштаба и дает большую власть на рынке, увеличивает объем продаж, позволяет контролировать не только рынок готового продукта, но и сырья, т.е. возникает возможность снизить издержки производства и получить большую прибыль. А это, в свою очередь, помогает создавать барьеры другим фирмам и побуждает к еще большим слияниям.

 

23. Ценовая дискриминация.

Монополия может быть сама заинтересована в повышении объема выпуска продукции, если она проводит политику ценовой дискриминации. Под ценовой дискриминацией понимается практика установления разных цен на один и тот же товар или услугу при неизменных издержках производства. Она не равнозначна дифференциации цен в зависимости от качества товара или услуги. В условиях свободной конкуренции ценовая дискриминация неосуществима, т.к. неизбежно сложится одна и та же цена. Поэтому ценовая дискриминация возможна лишь при несовершенной конкуренции, когда имеются для нее три необходимых условия: – продавец должен быть монополистом, чтобы контролировать производство и ценообразование; – продавец должен делить покупателей на самостоятельные классы, группы, которые имеют разную степень эластичности спроса по цене, т.е. разную готовность и способность платить за продукт; – исключается перепродажа товара и услуг, их свободное передвижение с дешевого рынка на дорогой (как правило, это перевозки, медицинские и юридические услуги). Различают три степени ценовой дискриминации монополиста: 1. Дискриминация первой степени, или совершенная дискриминация, состоит в том, что на каждую единицу однородного товара устанавливается своя цена, равная цене спроса. Так происходит, если продукция производится монополистом по заказам конкретных потребителей и реализуется по индивидуальным ценам, согласованным с заказчиками. 2. Ценовая дискриминация второй степени предполагает, что товар или услуги, которые производит монополия, группируются в определенные блоки или партии, на которые устанавливаются разные цены. 3. Ценовая дискриминация третьей степени предполагает разделение самих покупателей на самостоятельные группы (или рынки), где устанавливается своя цена реализации. Оценка ценовой дискриминации неоднозначна, она может иметь и отрицательные для общества последствия, например, сопровождаться нежелательным и неэффективным межотраслевым или межрегиональным перераспределением ресурсов. Поэтому ценовая дискриминация, как правило, опирается на действенный контроль государства за соблюдением рыночных барьеров.

 

24. Циклическое развитие экономики

Одним из первых экономистов, кто стал уделять данной проблеме пристальное внимание, был К. Маркс. Он выделил четыре фазы цикла, которые последовательно сменяют друг друга: кризис, депрессия, оживление и подъем. Некоторые современные исследователи выделяют лишь две фазы цикла: рецессию и подъем. С кризисом заканчивается один период развития экономики и начинается новый. Без кризиса не было бы цикла, а периодическое повторение кризиса придает рыночной экономике циклический характер.

Кризис, прежде всего, проявляется в перепроизводстве товаров, сокращению кредитов и повышению ссудного процента. Это ведет к понижению прибылей и падению производства, росту банковских задолженностей, банковским крахам и банкротством предприятий в других сферах экономики. Экономический кризис придает импульс в развитии экономики, выполняя стимулирующую («очистительную») функцию. Во время кризиса возникают побудительные мотивы к сокращению издержек производства и увеличению прибыли, усиливается конкуренция. Экономи-ческий кризис приводит к моральному износу средств производства, не способных обеспечить прибыльное функционирование капитала. Он же создает стимулы для обновления капитала на новой технической основе. Поэтому кризис дает начало преимущественно интенсивному развитию экономики. Кризис- важнейший элемент механизма саморегулирования рыночной экономики.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.