Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общественная формация и отдельный социальный организм. Понятие соц. уклада






Формация как система общественных отношений внутри целого состоит из однотипных элементов, выделяет подсистемы – совокупности более тесно связанных между собой элементов – общественных отношений.

Формация – теоретический конструкт, идеализированное описание реальности, такое же как сама деятельность. Она дает единое описание и дает возможность описывать и структуру, и развитие общества.

Т.к. формация – идеализированная схема, надо иметь понятия для описания реальных объектов в их реальной соц истор целостности. С этой целью вводится понятие отдельного соц организма (элемента) – реальное эмпирическое общество взятое как целое (напр. Страна, которая может сама себя обеспечить, существовать как самостоятельная единица). В одном отдельном соц организме существует несколько формаций. Их совокупность или совокупность отношений формационного типа, возникших раньше и сохранившихся, возникших позже и играющих определяющую роль и начинающих формироваться в данный момент – всю эту совокупность формационных отношений описывает понятие уклад. В каждой стране есть целый ряд разных укладов. (напр., если про страну говорят, что она капиталистическая, то это значит, что капитализм там преобладает, но не значит, что он – единственный уклад. Остальные уклады играют прост подчинённую роль. Они даже необходимы чтобы возник опр уклад. Напр. Капитализм в Америке возник на основе рабовладения).

 

 

11. Формационный и цивилизационные подходы в СФ. Две основные трактовки понятия «цивилизация» (Морган, Данилевский, Шпенглер, Тойнби)

Общество – система общественных отношений.

Цивилизационный подход к развитию общества. Есть 2 основные трактовки. 1 – наличие единой прогрессивной линии мирового развития. Понятийно она была оформлена в концепции Моргана. Он высказал утверждение, что общество ВООБЩЕ развивается стадиально, стадии: дикость (множество людей в Африке, на всяких островах), варварство (индейцы), цивилизация (современные страны, тогда – 19в). Эту идею подхватили Маркс, Энгельс. Цивилизация – высший этап развития общества. Позднее стали проявляться идеи, связанные с тем, что существуют разные линии развития. Данилевский – Европа и Россия – 2 качественно разные линии развития. 2 разных культурно-историч. Типа. – Зарождение идеи существования цивилизации как высший этап разных линий исторического процесса. Шпенглер описал возникновение европейской цивилизации как продукт более древних цивилизаций и описал через культурные типы духовной деятельности: языки, соответствующие идеологемы, базисные ценности, формы их воплощения. Он описал что был и кризис в каждой из тех цивилизаций, и что их высший этап – евр. Цивилизация. Что европа сейчас (после 1 мировой) тоже стоит на этапе кризиса, разложения.

Тойнби построил сложную схему цивилизации. Он сгруппировал в пары, тройки, дюжины исторические циклы разных цивилизаций, описал их. Там ввел определенное представление о возникновении цивилизаций и их расцвете.

Формационный. Формация – пласт исторического развития общества. Общество проходит через ступени формации:

1. Первобытно-общинная

2. Рабовладельческая

3. Феодальная

4. Капиталистическая

5. Коммунистическая

Формация как система общественных отношений внутри целого состоит из однотипных элементов, выделяет подсистемы – совокупности более тесно связанных между собой элементов – общественных отношений.

Формация – теоретический конструкт, идеализированное описание реальности, такое же как сама деятельность. Она дает единое описание и дает возможность описывать и структуру, и развитие общества.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.