Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие деятельности. Субъект и структура живой деятельности






Понятие деятельности начинает формироваться уже в античной философии. Она возникла как некий теоретический объект, потому что с самых ранних времен самые ранние науки в процессе развития? Выделяли одни и те же значимые параметры. У Аристотеля – понятие цели, которая связана с формообразованием, трансформированием реальности. Цель – 1 из важных характеристик человека. Далее в философии (нем классич – Кант, Фихте, Гегель) все это объединилось в понятие деятельности – активности, которая связана с преобразованием окружающего мира. Самый крайний вариант – идея Абсолютного Духа у Гегеля – существует духовная сила, которая является основным источником активности. Идея была – полагание, отделение от себя - процесс развития, ведущий к формированию Абсолюта – он применил диалектический метод.
Затем его начали трактовать материалистически. Первым был Фейербах: Деятельность – это прежде всего прерогатива человека – началось научное, материалистическое исследование деятельности. Человек – телесно-чувственный объект. Акцент на человеческих чувствах и на активный характер этих чувств, которые проявляются в поведении человека.
Затем Маркс в тезисах о Фейербахе он пишет, что деятельность – прежде всего чувственно-предметная активность человека, преобразующего объект. Т.е. сначала человек должен преобразовывать, производить. Практическая деятельность. Мы исходим из того, что деятельность сущетвует в двух видах: 1 – чувственное преобразование (вне реальности), 2 – духовная активность, тоже толком не описанная, но представляющая собой познание мира (объекта?), оценку и разработку проектов его преобразования и вообще регуляцию поведения людей.

Есть несколько подходов к трактовке деятельности:

1. Деятельность – активность отдельного человека (субъекта). Напр.: Я мыслю, следовательно существую (Декарт). Это та линия, которая привела к абсолютному духу. Мышление трактуется как способ существования отдельного человека, реальности.
Французские материалисты Анри Гольбах, Дидро… говорили, что человек – телесное существо и нельзя его активность трактовать как мыслительную. Мозг выделяет сознание так же, как печень – желчь. Они не уловили, что сознание и желчь вещи качественно несопоставимые.

Разные виды деятельности: трудовая, экономическая, политическая…Чтобы описать многообразие субъектов и видов деятельности, нужно определить общий статус деятельности.

Субъект сначала воспринимался как отдельный человек. Но человек не существует без общества, поэтому затем субъектом стали считать общество, его отдельные группы, классы (большие группы людей, занимающих разное место в системе эк.отношений, богатства, собственности), сословия…! Люди существуют через взаимодействие групп!

Идея деятельности не через ее модификации (напр. Мыслительная деятельность) – появилось течение мысли, которое состоит в поиске единой субстанции, из которой состоит общество.

Субстанция (по Спинозе) – некоторое единое качество, качественная определённость какого-то объекта, процесса, группы и т.д. Напр. Маркс говорил, что носитель (субстанция) капиталиста – это его капитал, т.е. богатство, построенное так, что оно самовозрастает.

Субъектная структура живой деятельности. Субъекты существуют в разновидностях. Есть 2 схемы описания субъекта:

Субъект (более активное) - Объект (менее активное)

Трактовка субъекта включает цель – мыслимый продукт, объект и предмет – то, что преобразуется в ходе деятельности, средство деятельности и продукт деятельности.

Субъект – Субъект. – каждый способен быть носителем активности и оба объекты. Например, диалог или освоение Сибири.

___

Деятельность – единая субстанция всех социальных систем, которые существуют через множество ее модификаций.

Структурируя субстанцию, мы выделяем ее элементы, изучаем систему.

Субстанция – некоторая определённость чего-то, это себе тождественное в системе, то что делает её самой собой, это её качественная специфика.

Сущность – субстанция, взятая в её внутренних противоположностях.

Живая деятельность – процесс, осуществляемый субъектами (большими социальными группами, а на этой основе и малыми) и существующий в 2 разновидностях:

· Практическая – активность субъекта по преобразованию чувственно-материального мира, мира «вещей», телесной реальности

· Духовная – активность субъекта по отражению объективной реальности, мира «вещей».

Обе включают в себя сознание.

Сознание – элемент деятельности. Функции: познавательная, регулятивная, оценочная, (+ 15 других разные философы выделяют), но в обобщенных конструкциях сознание проявляется в познании, затем в том, что оно трансформируется, а полученные знания – описания, трансформирующиеся в предписания. И обрабатывается программа достижения цели.

Структура (элементы и связи между ними) живой деятельности:

· Цель – мысленный образ продукта деятельности

· Объект, предмет – то, на преобразование (практическая деятельность) или отражение (духовная) чего направлена деятельность. Часть действительности, вовлечённая в деятельность.

· Предмет – то, чем конкретно мы занимаемся

· Средство – то, при помощи чего осуществляется деятельность. Материальное или идеальное средство.

· Продукт – то, что получается в результате деятельности. Основной (целевой) и побочный продукты.

· Условие и среда. Среда – та часть объективного мира, которая в конечном счёте существенна для данной деятельности. Условие – та часть среды, которая непосредственно вовлечена в деятельность. Условия определяют цель деятельности, обеспечивают её средствами, воспринимают в себя продукт (меняются под влиянием живой деятельности)

· Живые действия как простейший элемент деятельности. Отдельные акты образуют деятельность как целое

· Субъект как целое, как носитель деятельности. Он её источник и осуществитель. В нем деятельность собирается как целое.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.